Грамзапись и ее воспроизведение > Транспорт > Моторы > Проигрыватели грампластинок > Грампластинка > Звукосниматели > Диск 
Для вращения диска проигрывателя используются  различные транспортные механизмы.
Обзор составлен по материалам Виктора Шапкина
Для передачи вращения с электродвигателя на опорный диск ЭПУ широкое применение нашли фрикционные передачи.
В бюджетных моделях ЭПУ используют жесткую фрикционную передачу, в которой вал двигателя, несущий цилиндрическую насадку, связан с диском проигрывателя через промежуточный резиновый ролик. В ЭПУ повышенного качества применяют комбинированную (жесткую и гибкую) фрикционную передачу. В ней, помимо промежуточного ролика, используется гибкий ремень, связывающий два шкива
Первым транспортом следует считать редукторный тип привода, когда двигатель через понижающий редуктор вращает вал диска.
Scott 710
Когда в 1926 году началась эпоха звукового кино, именно проигрыватели с таким приводом обеспечивали воспроизведение звукового сопровождения, фонограммы с шеллаковых 16" дисков.
Звук желательно было получать синхронным с изображением, поэтому один мотор крутил кинопленку, и он же вращал опорный диск проигрывателя грампластинок.
Для снижения оборотов мотора (в США чаще всего это 1800 об/мин) до оборотов пластинки служили редукторы.
Любопытно отметить, что именно конструкторам этих редукторов мы обязаны такими странными значениями скорости проигрывания грампластинок: 33,33 и 78.
При акустической записи не существовало стандарта на частоту вращения диска, она варьировалась в широких пределах. Для записи и воспроизведения электрических записей на большой скорости (с высоким качеством) было выбрано передаточное число трансмиссии (редуктора) 23, для малой скорости (большее время воспроизведения) было выбрано передаточное число 54. Действительно, если вы поделите 1800 на 54, то получите 33,333333, а если на 23 то это 78,26.
Такой тип привода применялся как на синхронных, т.е. синхронизированных с изображением приводах, так и на несинхронных, т.е. на проигрывателях запускаемых вручную оператором.
Это дорогой и сложный тип привода. Он доминировал в проигрывателях первые 10 лет их существования - с середины 20-х до середины 30-х годов. В бытовых моделях применялся один раз - на столе Scott 710.
Для снижения стоимости проигрывателей грампластинок и их доступности для потребителей редукторный тип привода становился препятствием.
Со временем он был заменен другими, более простыми и дешевыми приводами, однако сохранился в станках для записи грампластинок: RCA, Presto, Scully в США и Neumann в Европе использовали редукторный тип привода.
Garrard 401
Следующий привод - роликовый получил широкое распространение благодаря компании Presto. Эта компания в середине 30-х освоила выпуск дисков для записи и воспроизведения музыки и звуков всеми желающими.
Они представляли собой алюминиевые диски, покрытые некой субстанцией, допускающей нарезку канавки и многократное воспроизведение полученной записи.
Записывались и воспроизводились эти диски на проигрывателях при помощи двух тонармов - записывающего - "резака" и обычного воспроизводящего.
Для передачи крутящего момента от мотора к диску инженеры Престо установили ролики, касавшиеся насадки на валу и внутреннего бортика диска. Роликовый привод использовался конструкторами проигрывателей 40 лет - с середины 30-х до середины 70-х, когда рынок покинули последние из "грандов" - ЕМТ 930 и Garrard 401.
Этот тип привода по месту роликов можно поделить на три подгруппы: когда ролик ведет диск за внутреннюю часть диска это самый распространенный, ибо экономит место, в этом случае мотор вращается против часовой стрелки.
Менее распространенная конструкция с вращением диска за наружную поверхность буртик (направление вращения мотора и диска совпадают)
И самая редкая - вал мотора прижимается к обрезиненному буртику диска (снаружи или изнутри) - это своеобразный " роликовый/безроликовый" или "бандажный" привод.
McCurdy turntable
К первой подгруппе относятся, наверное, 95% всех роликовых проигрывателей, от бесчисленных штампованных малышек, чьи имена стерлись, и до, именитых Garrard и ЕМТ, забытых McCurdy, штучных Bourdereau и далеких Commonwealth.
Представителей второй группы меньше, это проигрыватели компании: D&R, Sugden, Mikro Engineering.
К третьей группе относятся единицы: две модели Presto, один проигрыватель Gray и три Byer.
Количество роликов у разных производителей варьировалось от 1 до 3-х.
У подавляющего большинства проигрывателей грампластинок был один мотор, но, например, на станках записи Presto стояло по мотору на каждую скорость, а Grado применил два мотора для поддержания всего одной скорости.
Ось ролика чаще всего была вертикальной, но применяли и горизонтальную установку роликов в проигрывателях компаний Lenco, Beag и Sugden.
В большинстве случаев ролик не менял число оборотов (оно меняется за счет разницы диаметров насадки на вал - "шпули" и диска), однако в некоторых конструкциях у роликов было две рабочие поверхности с разными диаметрами и соотношение этих диаметров обеспечивало необходимое передаточное число трансмиссии - Rek-O-Kut.
Если вы хотите узнать, как звучат роликовые проигрыватели то простой способ это, прослушать проигрыватель грампластинок из Нидерландов PTP Audio Solid12.
Почти одновременно с распространением ролика в конце 30-х инженеры WE на профессиональный проигрыватель 300А для радиостанций установили ременной, или пассиковый привод.
1953: На рынке hi-fi появился проигрыватель грампластинок компании «Components Corporation» 3-х скоростной с ременным приводом + тяжелое блюдо весом 11,3 кг.
В то время как большинство производителей проигрывателей грампластинок проектировали свою продукцию по принципам червяк/ролик (компания Thorens), рычаг/ролик (компании Rek-O-Куте, Garrard, Collaro и другие), была небольшая и вряд ли заметная компания, выпустившая проигрыватель грампластинок, который вращает тяжелый опорный диск с помощью ремня.
Components Corporation turntable
Эта компания была «Components Corp.», расположенная в Денвилле, штат Нью-Джерси.
Это была довольно революционная конструкция. Инженеры обнаружили, что только опорный диск из литой стали весом 25 фунтов может обеспечить устойчивую скорость вращения.
Весь проигрыватель подвешен на цилиндрических пружинах, оснащенных войлочными амортизаторными прокладками для устранения посторонних механических толчков и вибраций. Чтобы устранить колебания шасси двигатель имеет надежное антивибрационное крепление.
Механическая и акустическая обратная связь практически отсутствует.
Для того, чтобы изменить скорость проигрывателя грампластинок компании «Components Corporation» нужно снять большую крышку, скрывающую двигатель и ремень и наденьте ремень на нужную секцию шкива, на других проигрывателях так стали делать лишь десять лет спустя.
Рецензент Roy F. Allison в своем обзоре в журнале “High Fidelty Magazine”, за январь/февраль 1954 г. назвал проигрыватель Linn LP12 с пассиковым приводом лучшим примером. В возрасте 88 лет после продолжительной болезни Рой Эллисон, умер 1 марта в Манчестере, Нью-Гемпшир.
Как это ни странно потребовалось более 20 лет для того, чтобы эта технология была полностью признана и нашла свое применение в высококачественных проигрывателях  премиум класса.
Thorens TD-124
В подавляющем большинстве для привода использовался один ремень, однако инженеры Fairchild разработали последовательную 2-х ременную конструкцию с промежуточным валом "ленивцем".
Позже такую конструкцию стали использовать и другие производители.
По ряду причин (одна из них, лежащая на поверхности - медленный старт) ременной привод не прижился в профессиональных студиях, особенно в звукозаписи.
Единственным исключением является Fairchild 750 с диском весом более 11 кг.
На двухмоторных проигрывателях грампластинок устанавливались и ременный и роликовый привод это когда оба мотора одновременно вращали диск через один ремень  или два ролика.
Производители проигрывателей грампластинок объединяли между собой в один комбинированный и роликовый и ременный приводы.
Всемирно известная модель проигрывателя с комбинированным приводом “Thorens TD-124”.
Внедренная в 1957 году, всемирно признанная модель TD 124 была крайне успешной для производителя компании Thorens.
По словам департамента по связям с общественностью фирмы Thorens, это "Роллс-Ройс среди проигрывателей".
Таким же приводом обладали и ныне забытая советский проигрыватель высшего класса Виктория, малотиражная модель Russco BID (Belt-In-Drive), проигрыватель Neumann РА 2 и ряд менее известных проигрывателей.
Последний тип привода по времени использования на проигрывателях это прямой привод, (Direct Drive) диск установлен на роторе мотора.
В середине 50-х годов инженеры датской компании «Lyrec» для станков записи «Neumann» разработали встроенный мотор, который вращался со всеми тремя угловыми скоростями, существующими у грампластинок. Крутящий момент на диск передавался через масляную муфту.
turntable technics 1200
Такой привод был сложным, громоздким и дорогим.
Проигрыватели виниловых пластинок Technics SL-1200 в разных модификациях выпускались не один десяток лет.
Они заслужили прекрасную репутацию у меломанов, ценящих совершенно надежную конструкцию, способную прожить дольше большинства других моделей.
В 2008 году последняя версия SL-1200MK6 была снята с производства.
На берлинской выставке IFA 2014 года Panasonic объявила о возрождении бренда Technics.
На выставке CES 2016 компания показала полностью завершенный проигрыватель, готовый к коммерческому запуску. Две модели: лимитированная 1200-ми экземплярами версия SL-1200GAE и серийная SL-1200G.
Появление такого привода в приемлемом для потребителей виде, без промежуточных элементов между мотором и диском стало возможным лишь в начале 70-х годов после освоения рядом компаний (Matsushita и Dual) выпуска тихоходных моторов с требуемыми числами оборотов.
Сначала проигрыватели с таким приводом стали успешно применяться в студиях, где сразу оценили их свойство, недоступное другим приводам - мгновенный старт. Затем, по мере удешевления производства тихоходных моторов, такие проигрыватели находили все большее распространение в бытовом секторе и, к моменту прихода другого носителя, прямой привод на столах был наиболее распространенным.
SpyLOG
HotLog
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800