Звукосниматели > Квадрафоническая пластинка > Вперед > Электрические показатели звукоснимателя > Тонармы > Приводы проигрывателей
Стремление к возможно большему сходству воспроизводимого звука с естественным звучанием привело к появлению квадрафонии.
VINTAGE VICTOR CD-4
В этой новой многоканальной системе, как запись, так и воспроизведение ведутся не по двум, а по четырем каналам.
Первая такая разработка для грампластинок велась в 1970 году. Системы получила обозначение СД-4, что означает «совместимая дискретная четырехканальная система».
“Compatible Discrete 4”, также известный как “Quadradisc” или CD-4 (который не стоит путать с компакт дисками) был принят в качестве дискретной 4-х канальной квадрофонической системы для 4-х канальных записей, обычно называемые граммофонными записями.
Система была создана в 1971 году компаниями JVC и RCA и продемонстрирована в мае 1972 года.
Другие крупные звукозаписывающие компании, которые принявшие этот формат: A & M, Arista, Atlantic, Capricorn, Elektra, Fantasy, Nonesuch, Reprise and Warner Bros.
В квадрофонических системах все 4-е канала остаются полностью независимыми друг от друга на протяжении всей записи и воспроизведения цепи.
Там нет смешивания каналов, как это делается в матричном декодере, таких как SQ и QS . Это была единственная дискретная квадрофоническая граммофонная система, получившая признание крупной промышленности.
Совместимость с обычными стерео грампластинками дает возможность воспроизводить пластинки с квадрафонической записью на обычном стереофоническом ЭПУ.
Технология CD-4 внесла значительные улучшения в воспроизведение стерео. Улучшения включали более высокий уровень соответствия, более низкие уровни искажений, звукосниматели демонстрировали значительный прирост в высокочастотном диапазоне, а также появились новые виниловые диски.
Такие новые грампластинки компании JVC "Supervinyl", обладали повышенной прочностью, чем изготовленные из обычных материалов, а также были весьма антистатическими.
В квадрафонической системе СД-4 сигналы четырех каналов записываются в одной звуковой канавке обычным двухканальным стерео рекордером, используемым для записи по способу 45/45. В отличие от двухканальной стереофонии в системе СД-4 каждая стенка канавки несет информацию не одного (левого или правого) канала, а двух каналов со спектром частот, простирающимся до 45 кГц.
В полосе частот 30 Гц ~ 15 кГц, соответствующей диапазону обычных стереопластинок, передается суммарный сигнал обоих каналов, а спектр 20 ~ 45 кГц является результатом модуляции несущей частоты 30 кГц разностным сигналом этих же двух каналов.
Разностные сигналы ниже 800 Гц и выше 6 кГц модулируют несущую по частоте, а в диапазоне выше 800 Гц до 6 кГц - по фазе. Такой выбор видов модуляции создает высокое качество звукопередачи.
Совместимость квадрафонической пластинки обеспечивается наличием записи суммарных сигналов на каждой из стенок канавки.
Разностные сигналы записываются с уровнем, на 19 дБ меньшим, чем суммарные сигналы; этим достигается надежное прохождение иглой звукоснимателя канавки с записью высокочастотных колебаний.
Иногда зрение может обмануть слух, думая, что вещи прекрасны, когда этого нет. Мы все можем рассчитывать четыре угла типичной студии или комнаты прослушивания.
Когда первый квадрофонический проект внедрялся вначале 70-х, нетрудно было догадаться, где находились громкоговорители.
Квадрафонические грампластинки записанные в технике СД-4.
 СД-4
Для проигрывания квадрафонической, пластинки пригодны проигрыватели, имеющие частоту вращения 33,3 об/мин, однако в них необходимо заменить головку звукоснимателя специально разработанной; эта новая магнитная головка характеризуется более широким рабочим диапазоном частот (от 10 Гц до 60 кГц), большей гибкостью подвижной системы, большим переходным затуханием между каналами, достигающим 30 дБ на частоте 1 кГц и имеющим наименьшее значение 15 дБ на граничных частотах рабочего диапазона.
Малое механическое сопротивление подвижной системы такой головки позволяет проигрывать пластинку при прижимной силе, не превышающей 0,015 Н.
Головка оснащена специально разработанной квадрофонической иглой от японского производителя с заточкой Шибата (Shibata).  
В рабочем поперечном сечении эта игла по форме ближе подходит к форме резца, чем эллиптическая. Кроме того, профиль иглы Шибата обеспечивает в 4-е раза большую площадь контакта со стенками канавки благодаря удлинению зоны контакта в глубину канавки.
Это приводит к меньшему давлению в месте контакта игла - канавка, а следовательно, к повышению срока службы пластинки и иглы. Игла Шибата хорошо воспроизводит весь диапазон частот 10 Гц ~ 45 кГц, записанный на пластинках СД-4, и является, кроме того, совместимой, т. е. обеспечивает высококачественное воспроизведение двухканальных стереопластинок.
Квадродиски представляют собой дискретную запись, которая может быть воспроизведена всеми современными проигрывателями грампластинок для достижения полного эффекта стерео. Но эффект CD-4 достигается только, если эта запись воспроизводится на системе с четырьмя каналами с четырьмя динамиками и демодулятором. Ориентировочный срок службы иглы Шибата менее 700 ч.
В середине 1971 гг. американская фирма «Колумбия» разработала систему совместимой так называемой стереоквадрафонической записи на диск.
Quadraphonic Recordings
Пластинка СК (стереоквадрафоническая) в отличие от пластинки СД-4 полностью совместимая с стерео форматом, т. е. ее можно проигрывать на обычном проигрывателе грампластинок, получая высококачественное звучание, как при 4-х канальном проигрывании, так и при двухканальном воспроизведении стерео.
В системе СК для производства механической записи на диск сигналы с четырех выходов магнитофона подаются на вход кодирующей матричной цепи, которая путем линейного преобразования комбинирует четыре сигнала в два, подаваемые на обычный двухканальный стерео рекордер.
Расчет матричной цепи сделан с учетом принципов восприятия слушателем квадрафонического звучания от четырех громкоговорителей, расположенных в углах помещения прослушивания.
Исходя из этих принципов, для получения наибольшего сходства воспроизведенного звука с оригиналом на 2-а передних громкоговорителя в левом и правом углах помещения должна поступать полная информация левого и правого каналов соответственно. Поэтому один из двух выходов кодирующей цепи представляет собой левый канал, другой - правый.
Кроме того, по левому каналу записывают сигналы обоих задних каналов, но не полностью, а уменьшенные в соотношении 0,707 : 1. Такая же запись делается и по правому каналу.
Стерео рекордер вырезает квадрафоническую канавку, две составляющие которой под углом 45° к поверхности диска передают информацию передних левого и правого каналов, чем обеспечивается при воспроизведении совместимость СК - пластинки с обычной двухканальной стереопластинкой.
Канавка, кроме того, содержит модуляцию, обусловленную круговым движением резца, вызванным добавлением сигналов левого и правого задних каналов.
При этом левый канал рекордера дает винтовую канавку с разверткой по часовой стрелке, правый канал — с разверткой против часовой стрелки. В итоге квадрафоническая канавка при воспроизведении задает игле звукоснимателя сложное спиральное движение, соответствующее векторной сумме составляющих каждой модуляции.
Для квадрафонического воспроизведения четыре независимых сигнала, содержащихся в СК-пластинке, получают с помощью декодера, включаемого между звукоснимателем и усилителем воспроизведения.
Квадрофонические записи, как только они появились на виниловых пластинках, не имели никакого промышленного стандарта.
Dark Side of the Moon Quadraphonic
Когда дело дошло до определения именно то, что и было квадрофоникой, то уже существовало много различных типов технологий, в результате которых несколько стандартов квадро появились на рынке hi-fi.
Квадрофоническая технология CD-4 была лучшим стандартом записи на 4-е канала, но так как он использует частотное мультиплексирование, то они имеют мало пользы для стандартного стерео, так как вы не можете слышать, ни 3-й, ни 4-й каналы.
Примечание: они были закодированы в частотах выше слышимого диапазона, и декодируются в слышимый диапазон при воспроизведении.
Тем не менее, другой стандарт квадрофонической записи, SQ представляет интерес, потому что вы можете услышать все треки при проигрывании на обычной системе стерео.
Много раз квадрофонические записи в стандарте SQ создавались в студии инженерами звукозаписи, чтобы получить новую версию от прежних записей.
Они могут быть очень интересным для тех, кто хорошо знаком со стандартной версией стерео записи. Студия «Columbia Records» была особенно хороша при создании новых версий.
Представляет интерес альбом:  Pink Floyd «Dark Side of the Moon» в SQ quadraphonic.
Квадрафоническая грампластинка была коммерческим провалом из-за многих технических проблем и несовместимости форматов. Квадрофонические аудио форматы были более дорогими в производстве, чем стандартный формат двухканального стерео. Воспроизведение требовало дополнительных акустических систем и специально разработанных декодеров и 4-х канальных усилителей.
Также были выпущены квадрофонические системы, где источником были катушечные магнитофоны, способные, проиграть четыре дискретных канала.
Наша студия собирала квадро системы, основанные и на проигрывателе грампластинок с демодулятором CD-4 и на катушечной деке Akai 630d ss quadro. Дека легче настраивалась и с фирменных катушек демонстрировала великолепное звучание.
При прослушивании квадро система обеспечивала полное вовлечение, слушатели находились как при живой демонстрации звука.
Это собственные впечатления. На данный момент квадро мне недоступно, тем не менее, оставив самые благоприятные впечатления.
SpyLOG
HotLog
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800