Ремонт электроники Выбор СТМ-310 Teac X2000R Technics RS-1500 Revox A77 Таможня
Как я покупал СТМ-310
Евгений Цветиков
А началось всё с того, что один мой старый товарищ, зная мое давнее увлечение магнитной звукозаписью, предложил мне сначала проконсультировать его при покупке, а затем и помочь с ремонтом магнитофона СТМ-310, объявление о продаже, которого он нашел на АВИТО.
STM-310
Помощь — дело хорошее, и вечером того же дня он привёз меня к назначенному адресу возле Тишинской площади, где нас встретил продавец — известный гитарный мастер.
Магнитофон уже ждал нас включённым в сеть. Кстати, сетевой шнур оказался родным. Некстати, это было единственное, что входило в комплектацию аппарата. Подкатушечники были пустыми. Не было и крышки правого обводного ролика.
Мотор, включённый на скорости 19 см/с, издавал звук, напоминающий звук двигателя автомобиля, на котором мы приехали. Попытка переключиться на 38 напомнила процедуру запуска дизельного локомотива. Говорить о цене в таких кругах не принято, поэтому скажу лишь, что аппарат отдавался отнюдь не за самовывоз, и что за его цену можно было бы купить пару бытовых магнитофонов типа Олимп-004.
Но поскольку желание обзавестись 310-м было велико, состояние рабочей поверхности магнитных головок вполне хорошее, а бензин на поездку в одну сторону уже потрачен, то мы ударили по рукам, и двое довольно молодых ещё людей потащили 40-килограммовую железяку к лифту.
Что же ожидало меня внутри?
Первое впечатление: аппарат не включали последние лет 15 или более того, если не считать момента продажи. Второе: внутри были следы присутствия первобытного человека. Нельзя сказать, что он совсем не умел паять, однако понятия культуры и эстетики производства ему были совершенно чужды.
Но начнём по порядку.
Подшипники ведущего двигателя однозначно требовали замены. Процедура разборки этого самого тяжёлого узла заняла около часа. ЗИП самоката соседского ребёнка пополнился двумя шарикоподшипниками (в самокате установлены точно такие же, только не прецизионные), а мне, пока весь узел был разобран, оказалось, очень удобно подточить фиксатор переключателя скоростей, прежде не срабатывавший достаточно чётко.
Ещё примерно час на сборку — и нельзя сказать, что аппарат стал абсолютно бесшумным, однако на 19 см/с он стал шуметь не более Электроники ТА1-003, широко известной комариным писком ведущего двигателя.
Однако…
ISOFLEX PDP-65
Если шарикоподшипники не выдержали столь тяжёлой эксплуатации, то что же говорить о подшипниках скольжения, коих в лентопротяжном механизме этого магнитофона целых пять штук?!
Все они были очищены от старой затвердевшей смазки, промыты и смазаны синтетическим маслом ISOFLEX PDP-65, которое применял для подшипников скольжения (но только скольжения!) ещё сам Вилли Штудер.
Также я не забыл установить во все 5 точек фетровые накопители смазки.
При попытке включить ускоренную перемотку сразу же выяснилось, что для перемотки влево клювик ручки перемотки следует поворачивать вправо и наоборот.Однако тормоза при этом не распускались ни в какую сторону. Поэтому ремонт был начат с тормозов.
Пружины тормозных лент были слишком сильно натянуты, а их регулировочные рычаги находились в неестественных положениях. Правая тормозная лента была помята в двух местах.
Электромагниты были сдвинуты, поэтому у них не хватало силы для преодоления силы пружин. Начал с левого узла, заодно и отрегулировал напряжение источника питания, снизив его с 25.2 до 24.1 вольт (конструктив магнитофона таков, что доступ к регулировкам стабилизатора питания возможен лишь при отсутствующем левом перемоточном узле).  В правом узле повторил всё, то же самое, плюс к тому слегка поджал отбойники тормозной ленты обоих узлов, чтобы уменьшить нагрузку на электромагниты.
Похоже, уже можно настраивать напряжения на двигателях! Здесь обошлось без  серьёзных проблем, поскольку методика настройки шести потенциометров на плате подстроечной цепи хорошо известна и отлажена, а нежных потенциометров на платах усилителей управления до меня ещё никто не касался, если не считать заводской настройки. Однако левый качающийся ролик качался с довольно заметным замедлением, а регулировка им натяжения ленты почти не имела линейного участка.
Подозрения вызвала и провалившаяся наполовину вниз ось датчика натяжения. Вскрытие его показало, что у аппарата, по-видимому, были проблемы с неконтролируемым поведением качающегося ролика, для устранения чего первобытный человек набил датчик натяжения солидолом!!!
Чем он при этом руководствовался, мне осталось неведомо, однако датчик пришлось отчищать и отмывать от смазки. Дело в том, что этот датчик представляет собой конденсатор переменной ёмкости с воздушным диэлектриком, поэтому набивка пространства между пластинами солидолом примерно вдвое изменила ёмкость датчика, что примерно вдвое же уменьшило и без того небольшую в этих моделях зону линейного регулирования натяжения.
Помимо набивки солидолом первобытный человек умудрился, ещё и перепутать при сборке длинные винты с короткими. Естественно, всё было возвращено на свои места. Ну и раз уж моя отвертка добралась до этого узла, то попутно она настроила и положение срабатывания датчика обрыва (окончания) ленты, находящийся чуть ниже.
А поскольку для правильного натяжения пружин тормозных лент был расчехлён граммометр, то вместе с этими пружинами было правильно выставлено и натяжение пружин качающихся роликов.
in-310-stm
Но что же с направлением перемоток? Всё оказалось просто! Ограничители поворота клювика были надломаны, а ротор регулятора перемотки был развёрнут наоборот. Какое из этих действий было проделано прежним владельцем магнитофона, а какое — ремонтником, теперь уже установить не представляется возможным, но я вполне допускаю, что это было одно и то же лицо. Конечно же, правильное положение и регулировку пришлось возвращать на место, но с увеличенным углом поворота ручки из-за надломанных ограничителей новому владельцу аппарата придётся мириться.
После этого подкатушечники были выставлены по высоте, на плате подстроечной цепи заменён дохлый транзистор, а на плате коммутации — неисправное реле перемотки. На ней же восстановлено питание путём припаивания перемычки поверх монтажа (где оно пропало в глубине платы — копать было лень, да и монтаж, честно говоря, жалко), а на переключателе режимов работ приведены в исправное состояние два залипших геркона, после чего все режимы наконец-то заработали. Натяжение ленты отрегулировано как на обеих перемотках, так и в режиме рабочего хода. Теперь можно поставить какую-нибудь ленту, которую не жалко.
Осторожность не была излишней! Головка воспроизведения была настолько выдвинута вперёд, что при перемотке лента тёрлась по рабочей поверхности головки, а при воспроизведении — по торцевой поверхности экрана головки. Пришлось снять экран для визуального контроля положения головки и отодвинуть её в требуемое положение. Что же со звуком? Ставим переключатель контроля в положение воспроизведения, включаем контрольный динамик и осторожно прибавляем громкость: о, чудо! Аппарат поёт!
Это означает, что в левой части электронного блока, где расположены звуковые платы, больших проблем нет.
Здесь надо заметить, что новый владелец этого магнитофона пожелал иметь возможность пользоваться двумя типами лент, не производя никаких подстроек при переходе с одного типа на другой и обратно. Мы договорились, что я установлю кнопку с фиксацией для выбора типа ленты там, где в оригинале была кнопка включения стерео-режима. Поэтому платы усилителей как записи, так и воспроизведения пришлось серьёзно переработать, и исходное их техническое состояние меня совершенно не беспокоило. Главное, чтобы они были полностью комплектны и более-менее исправны. Они такими и оказались!
head stm 310
Я не буду утомлять читателя описанием подробностей настройки блока магнитных головок и модернизации звуковой части магнитофона.
Скажу лишь, что лицевые панели блоков записи и воспроизведения не изменили своего характерного вида, а на блоке стирания-подмагничивания появился 6-й регулятор.
А вот по поводу «отличного состояния», в котором обычно продавцы продают свою аппаратуру, скажу: все эти аппараты выпущены несколько десятилетий назад.
За это время свой ресурс в большей или меньшей степени выработали не только трущиеся и изнашивающиеся части механики (в первую очередь подшипники и магнитные головки), но и кажущиеся неизнашивающимися электронные компоненты.
При этом надо учесть, что если износ механических деталей, как правило, заметен визуально, то старение электронных компонентов совсем неочевидно, так что оно в большинстве случаев может быть обнаружено только по приборам.
Поэтому когда говорят, что аппарат находится в отличном состоянии и за время эксплуатации ни разу не вскрывался, то надо быть готовым к его полной профилактике и настройке этого «отличного» состояния.
Но я бы хотел предостеречь читателей от попыток самостоятельного выполнения этого поистине огромного объёма работ, половина которого осталась за рамками рассмотрения этой статьи.
Пожалейте аппарат, обратитесь за ремонтом к специалисту, и вы получите квалифицированную помощь с диаграммами работы вашего аппарата и гарантией его безотказной работы на год вперёд!
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены inthouse © 2003-2016. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800