|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи и публикации ›
Руководство по настройке звукоснимателя для начинающего › |
Руководство по установке звукоснимателя для начинающих |
Эндрю Чазин (Andrew Chasin) |
September 1999 |
|
Особые условия: метод настройки картриджа (головки звукоснимателя), описанный здесь, предназначен для использования исключительно в качестве рекомендаций и не может быть применим ко всем картриджам и тонармам. |
|
Если нижеприведенные инструкции не согласуются с теми, что приведены в руководстве от производителя вашего картриджа или тонарма (допуская, что вам посчастливилось иметь такие инструкции), то следует придерживаться рекомендаций производителя. |
С почти полным исчезновением технических инструкций по настройке проигрывателей грампластинок, владельцам, аудиофилам и любителям аналоговых виниловых дисков, ничего не остается, как самим становиться адептами точной настройки звукоснимателей. |
|
И в то время как правильная настойка этих нежных устройств, несомненно, потребует большого количества и времени и терпения, предлагаемые шаги оказываются действенными даже для простого аудио- энтузиаста с твердой рукой, вооруженной нужными инструментами. |
Миссия винилового проигрывателя состоит в извлечении с максимальной достоверностью очень слабого сигнала, выгравированного записывающим резцом на поверхности диска. При считывании игла звукоснимателя воспроизводит путь режущей головки по спиральной канавке и получаемый сигнал должен быть точной копией того, что было выгравировано на диске. Конечно, существует множество причин, почему точная геометрия иглы по отношению к канавке недостаточна для того, чтобы гарантировать буквальное воспроизведение аналогового сигнала, взять хотя бы электромагнитные свойства внутренней проводки системы тонарм/звукосниматель или саму форму иглы. Даже при условиях предельной осторожности и терпения в процессе настройки, лучшее, на что можно надеяться, является хорошим приближением исходного сигнала к оригинальному, записанному материалу. Но это приближение на деле оказывается более чем достаточным для получения выдающихся музыкальных результатов. |
Краткий обзор инструментов. |
1. Пинцет |
2. Зубочистки |
3. Немагнитные винты, шайбы и гайки, если их нет в комплекте производителя |
4. Маленький набор немагнитных отверток |
5.
Измеритель давления иглы, типа Sure SFG-2 |
6. Просветленное увеличительное стекло не менее 10-ти кратного увеличения |
7. Мерная линейка типа DB Systems DBP-10 (или любая от производителя вашего тонарма) |
8. Тестовый диск, например Hi-Fi News и HFN-1 от Record Review |
1. Установка |
Во-первых, если ваша головка звукоснимателя продавалась с защитным колпачком, предохраняющим систему игла/держатель, не снимайте его во время этого этапа и этапа подключения, ниже описываемого, - это может уберечь от повреждения держатель иглы (cantilever) вашего звукоснимателя в момент неосмотрительной потери концентрации! |
Установка картриджа начинается с фиксации корпуса головки звукоснимателя на площадке крепления тонарма. Площадки крепления головок звукоснимателя обычно имеют либо щели, либо отверстия для монтажа звукоснимателя при помощи немагнитных винтов и гаек. Площадки, имеющие прорези позволяют изменять положение головки для точной регулировки. |
Считается, что площадки крепления звукоснимателя с фиксированными отверстиями (такие, как Rega RB300 или Naim Aro) уже имеют достаточно точную геометрию присоединяемой головки и дополнительная регулировка не потребуется. К сожалению, тонармы, чьи площадки содержат фиксированные отверстия, не позволяют выполнить тонкую регулировку головки. Но они, тем не менее, делают настройку сочетаемых поверхностей относительно простой (фирмы, изготавливающие тонармы с площадками для крепления головок через фиксированные отверстия, обычно имеют в виду при разработке определенную головку, или собственный набор головок, или указывают производителей, чьи звукосниматели хорошо сочетаются с данным тонармом). |
2. Проводка |
|
Как только головка прикреплена к держателю, подсоедините тонкие цветные проводки тонарма к соответствующим по цвету разъемам на задней части корпуса головки. |
Подключая тонарм к разъемам картриджа, всегда действуйте с предельной осторожностью - они очень хрупкие и могут повредиться от удивительно малого усилия. |
Захватите мелкие металлические клеммы проводов тонарма пинцетом (никогда не захватывайте сами провода!) и присоедините клеммы к контактам головки. |
|
В некоторых случаях нужно слегка подтолкнуть клеммы для того, чтобы они встали в контакты, при помощи маленькой отвертки или зубочистки. Только не перестарайтесь, иначе получите плохой контакт клемм с зажимами. Если вы все-таки слишком далеко их просунули, их можно вынуть обратно при помощи пинцета. |
3. Установка прижимной силы (Recommended tracking force) |
(Обратите внимание, что если игла к этому моменту все еще закрыта защитным колпачком, то снимите его и не надевайте до окончания процесса установки). |
Для того чтобы проигрывать виниловые диски, игла должна иметь хороший контакт со стенками желобка пластинки. Вопрос в том, какую силу нужно приложить, чтобы игла не теряла контакт со стенкой канавки, и при этом не сбивалась с дорожки из-за слишком сильной нагрузки? Как правило, производители указывают прижимную силу для конкретных головок, обычно в виде диапазона рекомендованных весов в граммах. Лучше всего начинать процесс определения оптимального усилия прижима с установки максимального значения из этого диапазона. В отличие от распространенной легенды, на самом деле головка с недостаточным усилием прижима более склонна повредить дорожку, чем та, которая прижимается с максимальным усилием из рекомендуемого диапазона. Это происходит от того, что слишком легко прижимаемая головка может терять контакт с дорожкой на участках с большой модуляцией, что приводит к повреждению канавки, поскольку игла начнет из нее выпрыгивать. |
|
В настоящее время существует несколько доступных устройств для измерения приведенного веса. Наибольшей популярностью пользуются весы Shure SFG-2 благодаря их низкой цене (около 30$) и достаточной точности. Весы Shure, по существу, являются рычажными: игла располагается в углубленной канавке по одну сторону весов, а по другую - скользящий противовес, который передвигается по калиброванной шкале, уравновешивая головку. |
|
По достижении полного равновесия можно определить прижимную силу иглы напрямую по калибровочной шкале.
Хотя результаты на весах Shure по большей части приблизительны (результаты зависят от точности калибровочной шкалы, также как и от способности пользователя на глаз оценивать степень достигнутого равновесия), в большинстве случаев этого более чем достаточно. |
Shure утверждает, что точность SFG-2 составляет 0,1 грамм для приведенного веса менее 1,5 грамм. Для больших весов точность измерений SFG-2 ,скорее всего, будет составлять 0,2 г. Тем не менее, учитывая тот факт, что приведенный вес может варьировать в пределах нескольких десятых грамма, не повреждая дорожку, весы Shure должны обеспечивать достаточную точность для большинства установок. |
Тем, кто желает исключительной точности и удобства, необходим измеритель нагрузки тонарма Winds ALM-01, имеющий точность 0,01 грамм. Он стоит гораздо больше, являясь вожделенной игрушкой для любителей винила с глубокими непустыми карманами. |
|
Весы Winds - несомненно, самые простые и самые точные весы, которые я когда-либо имел удовольствие использовать. Они полностью электронные, и, таким образом, не подвержены ошибкам, характерным для рычажных систем типа SFG-2. |
Использовать их очень просто: пользователь должен сначала обнулить числовые показатели ЖК дисплея, задействуя встроенное калибровочное колесо. Затем игла опускается на круглый, расположенный сверху сенсор. Спустя несколько секунд, в течение которых на ЖК-дисплее постепенно отображается точное значение, приведенный вес можно считывать с дисплея.
|
|
Единственное неудобство, которое наблюдается у Winds, это когда они без всякого предупреждения показывают очень неточные результаты, это бывает в тех случаях, когда их батарея разряжена. Учитывая их стоимость, отсутствие индикатора разряженной батареи просто непростительно, в свете последствий для иглодержателя от установки ужасно некорректных значений приведенного веса. |
5. Регулировка -
метод настройки картриджа (головки звукоснимателя) |
На виниловой пластинке записи выгравированы при помощи режущей головки, ось держателя, которого расположена по касательной к вырезаемой дорожке. Поворотный же тонарм, движущий иглу по дуге по поверхности диска, только приблизительно воспроизводит тангенциальный путь режущей головки. |
Угловая погрешность движения иглы звукоснимателя может быть минимизирована, если ось кантеливера иглы расположена по касательной к канавке в двух точках своего пути по дуге. А именно, в двух точках, располагающихся на расстоянии 66 и 120,9 мм от центра оси (имейте в виду, что эти цифры подразумевают, что внутренний и внешний радиус канавки не меньше 60,32 мм и не больше 146 мм соответственно, что, к счастью, встречается почти у всех пластинок). Эти два пункта обычно называют «нулевыми точками», поскольку в них достигается нулевой горизонтальный угол погрешности движения иглы. Для настройки позиции картриджа так, чтобы он удовлетворял условию тангенциальности в нулевых точках, можно использовать имеющиеся в продаже мерные шаблоны. |
|
Большинство современных настроечных шаблонов, таких как популярный DB Systems DBP-10, сконструированы так, чтобы производить настройку «Байервальда» по двум точкам, хотя существуют и другие настроечные шаблоны, использующие мене распространенный одноточечный метод (к примеру, настроечный шаблон, поставляемый с тонармом VPI JMW). |
При настройке головки по касательной с использованием любого настроечного угломера, важно помнить, что вы пытаетесь выставить положение держателя иглы, т. е. кантеливера (и, следовательно, ее самой), а не корпуса головки. Нет гарантии, что держатель расположен совершенно правильно относительно корпуса головки, так что простая настройка корпуса головки не обязательно приведет к желаемому результату. Более того, многие головки имеют непараллельные стороны, что делает тангенциальную настройку по касательным линиям нанесенными на шаблон практически невозможной. |
|
Большинство настроечных шаблонов представляют собой просто картонные, пластиковые (или, в некоторых случаях, стеклянные) шкалы, на которых напечатаны или выгравированы нулевые точки (или точка) и линии касательной, по которым должен быть установлено положение головки.
|
Шкалу помещают на ось вертушки (при помощи дырки в шаблоне) и располагают лицом к диску. Затем производят тонкую регулировку положения головки на держателе до тех пор, пока игла не встанет параллельно тангенциальным линиям шкалы в нулевых точках (точке). |
Можно облегчить эту процедуру, используя небольшое увеличительное стекло, позволяющее лучше рассматривать маленькую, почти микроскопическую иглу и ее малюсенький держатель, которые обычно оба находятся в тени корпуса головки. И это самая неприятная и кропотливая часть установки картриджа. Маленькие изменения положения иглы для установки ее по нулевым точкам неизменно приводят к ее сдвигу относительно тангенциальных линий — и наоборот. Оставьте винты, крепящие головку к держателю в слегка ослабленном состоянии, чтобы можно было делать едва заметные изменения положения головки. В любом случае, закрученные винты будут держать головку на месте, в то время как вы будете проверять свои действия при помощи шкалы. Когда вы все выровняете, закрутите винты держателя одной рукой, другой фиксируя положение головки. Когда вы прикручиваете головку, держать ее нужно очень прочно, поскольку поворотное усилие, возникающее от затягивания винтов, будет направлено на поворот головки относительно держателя, что портит тангенциальное положение головки. |
6. Азимут |
Настроив головку звукоснимателя, самое время установить азимут иглы, т.е. перпендикулярность вертикальной оси иглы к плоскости пластинки. Без правильной установки азимута выходные токи с двух генераторов головки будут неравны (при воспроизводстве сигнала с равной амплитудой в обоих каналах), что приведет к дисбалансу по каналам и сдвиге звуковой сцены влево или вправо. Тем не менее, имейте в виду, что не все тонармы позволяют изменения азимута, и здесь ярким примером является Rega RB300. Другие тонармы, например, из семейства Audioquest PT допускают грубую настройку азимута при помощи настроечного винта в основании площадки крепления головки. |
Более дорогие тонармы, типа unipivot от Graham , VPI, Immedia, имеют на борту изощренные системы настройки азимута, посредством одного или более грузов, обращающих установку и получение правильного азимута в определенное удовольствие. |
|
Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений. |
Оптимально настроенный азимут — это тот, который обеспечивает электрические сигналы равной амплитуды от генераторов головки (т.е. от ее катушек), когда сигналы равной амплитуды представлены в обоих каналах записи. Таким образом, если мы проигрываем запись с одинаковыми сигналами на обоих каналах (например, монофоническая запись), но подключаем один канал в противофазе, то точная установка азимута — это такая, которая даст нулевой (или почти нулевой) выходной сигнал при суммировании двух каналов. |
|
Помните, что суммирование двух сигналов, из которых один находится не в фазе по отношению к другому, приводит к отсутствию сигнала вследствие ослабляющей интерференции. |
Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review (и я вам его настоятельно рекомендую), то вы можете просто использовать трек проверки азимута. |
|
На этот тестовый трек записан сигнал в моно режиме, где каналы записаны в противофазе. |
Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках. |
Если тестовой записи с треком «не в фазе» нет, вы можете сделать таким образом: проиграть моно запись через инвертирующий фазу кабель производства компании "DIY". Для его изготовления купите дешевый кабель в ближайшем магазине радиотоваров, возьмите один провод от стереопары и перекусите его пополам, и немного оголите медные проводки от изоляции. Потом припаяйте перекушенный провод «наискосок» — плюсовую жилу к минусовой жиле и наоборот. |
Замотайте изоляционной лентой, и у Вас получится кабель, который инвертирует фазу одного канала. Подсоедините этот кабель к разъему вашего тонарма, а другой конец кабеля — к входу фонокорректора или фоно входу вашего предусилителя. Поставьте монофоническую запись (я использовал переиздание DCC альбома Sonny Rollins Tenor Madness) и переключите ваш предусилитель в режим моно. |
Теперь можно настраивать азимут головки до тех пор, пока ваши колонки не дадут нулевой (или хотя бы минимальный) сигнал. |
|
Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает, и я приношу свои благодарности Audible Illusions за то, что они додумались включить ее в свой Modulus 3A), то вы можете общаться с азимутом вашей головки, используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз». |
7. Прижимной вес: пересмотр |
Когда уже есть грубая настройка прижимного веса и позиция головки отрегулирована, то можно использовать тестовую запись, например, превосходный экземпляр от «Hi Fi News and Record Review» для оптимизации настройки. В частности, способность иглы головки звукоснимателя проходить трудные пассажи может быть подстроена с применением нескольких дорожек тестового диска. |
Тестовые треки состоят из тестового звука (300 Гц на оба канала при +15дБ) равно распределенного по поверхности пластинки, чтобы измерить насколько хорошо система тонарм/катридж справляется с отслеживанием канавки. |
|
При максимальном прижимном весе из рекомендованного производителем диапазона воспроизводимые звуки должны быть чистыми, без каких-либо слышимых признаков искажений. Имейте в виду, что искажения только в одном канале, скорее всего, являются результатом неправильной установки антискейтинга (о нем ниже), чем проблемой с прижимным весом картриджа, памятуя, однако, что антискейтинг необходимо изменять при изменении прижимного веса (только для некоторых головок вообще не используется антискейтинг). Если в одном канале сигнал стабильный, а в другом — нет, то не стоит увеличивать прижимной вес, пытаясь компенсировать разницу. Скорее всего, решить эту проблему нужно с помощью настройки системы антискейтинга. |
Теперь можно плавно уменьшать прижимной вес до тех пор, пока он не достигнет минимального значения, при котором проигрывание тестовой записи звучит хорошо. Полученный вес является золотой серединой между весом хорошего сцепления с дорожкой и приемлемым износом записи. |
|
Конечно, изменения прижимного веса меняет отклонение кантеливера по отношению к плоскости пластинки. (Вы скоро поймете, что в деле настройки картриджа изменение любого параметра влияет на все остальные параметры). Зафиксируйте положение головки и перепроверьте прижимной вес и азимут, пока вам это еще не надоело. Если старый CD проигрыватель в углу вдруг начнет казаться вам жутко привлекательным, не отчаивайтесь, у вас обязательно получится! |
8. Anti-Skate adjustment - регулировка антискатывающей силы |
Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания). Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки, когда головка располагается под углом к трубке тонарма (большинство современных тонармов используют сдвинутые под углом площадки для головок в попытке минимизировать ранее описанную ошибку от несоответствия форм путей резца и считывающей иглы). |
|
До тех пор, пока эта сила не уравновешена, она может способствовать неравномерному и преждевременному износу стенок канавки и иглы и подвергать риску правильное пространственное соотношение между катушками картриджа и магнитом. К сожалению, сила скатывания постепенно меняется вдоль поверхности записи, и таким образом, ее трудно побороть полностью. Большинство тонармов имеют пружинное устройство, направляющее усилие в противоположном направлении от силы скатывания и примерно такое же по величине. |
Некоторые конструкторы тонармов, особенно Гарри Висфилд (Harry Weisfeld) из VPI остерегаются таких устройств антискейтинга, утверждая, что они являются источниками вибрации и не могут точно и равномерно противодействовать силе скольжения вдоль всей поверхности записи. Боб Грэхем (Bob Graham), конструктор тонармов Graham 2.0 с этим не согласен. |
Его тонарм содержит уникальную рычажно-грузовую систему, производящую изменяемое усилие, которое на самом деле, по Грэхему, изменяется в прямом направлении по отношению к силе скольжения. |
|
Используя на своем тонарме механизм антискатывания, настраивайте антискейтиг до тех пор, пока трек Bias Setting (настройка смещений) на стороне 1 тестового диска от Hi Fi News или Record Review не будет давать чистый, неискаженный сигнал в обоих каналах. Искажения в правом канале свидетельствует, что нужно большее усилие противоскольжения, искажения в левом — что меньшее. |
9. Высота тонарма (vertical tracking angle) |
Теперь вы получили картридж, настроенный таким образом, чтобы минимизировать трековую ошибку по поверхности записи, и азимут головки настроен так, что игла перпендикулярна поверхности записи. Последние настройки, которые мы можем сделать, пытаясь направить иглу в точности по пути канавки, это установить угол между плоскостью, проходящей через иглу и пересекающей канавку, и поверхностью пластинки максимально близким к тому, какой угол образовывала плоскость, проходящая через резец рекордера с плоскостью диска, на котором производилась запись. |
|
VTA (vertical tracking angle) вертикальный угол следования, изменяется путем регулировки высоты опоры тонарма относительно основания. Этот угол увеличивается при увеличении высоты тонарма, и уменьшается с уменьшением высоты. Большинство записей выгравированы (записаны) с наклоном 22 град., хотя не редко встречаются низкие углы, до 18 град., или высокие, до 24 град. |
Установку угла VTA головки лучше всего начинать с установки трубки тонарма параллельно поверхности пластики (если вы следовали моему предыдущему совету, то вы уже произвели это перед выравниванием головки). Если производитель картриджа был достаточно умен, чтобы выпустить кантеливер под углом примерно 22 град. к горизонтали, то установка трубки тонарма параллельно поверхности записи должна установить угол VTA около 22 град. — просто прекрасно для проигрывания большинства дисков. |
К сожалению, кантеливеры не всегда выпускаются под углом точно в 22 град., так что установка трубки тонарма параллельно поверхности может не привести к точной установке. |
|
Поскольку не существует принятого способа измерять вертикальный угол картриджа, лучшее, что можно сделать — это поэкспериментировать с различными настройками и добиваться наиболее хорошо звучащего варианта. Если вам нравится звук, которые вы получаете при параллельной диску трубке, то оставьте все как есть и наслаждайтесь прослушиванием. Если вам хочется поэкспериментировать с различными настройками угла VTA, то имейте в виду, что установка слишком большого угла приведет к обострению высоких частот, и к яркому, пересыщенному воспроизведению. И наоборот, установка слишком низкого угла приводит к обострению низких частот и к гудящему, вялому звуку.
|
Можно потратить кучу дней своей быстротекущей жизни, занимаясь тонкой настройкой вертикального угла своего картриджа. В конце концов, это зависит также от толщины пластинки. Может и стоит вкладывать значительное количество времени в поисках золотого вертикального угла, которые подойдет одному экземпляру записи из вашей коллекции, но лучше не заморачивайтесь на эту тему. Жизнь коротка, и еще слишком много есть музыки, которую надо послушать. |
10. Последние штрихи |
Поздравляем! Вы еще живы! Вернитесь назад и удостоверьтесь, что прижимная сила, положение головки и настройки азимута не сбились в процессе прочих улучшений. Обратите особое внимание на азимут, так как настройка высоты тонарма, скорее всего немного повлияла на этот параметр (хотя трудно ориентироваться в трех измерениях, поднятие высоты тонарма со смещенной головкой будет влиять на перпендикулярность иглы к канавке). |
Продолжайте слушать результат и производить минимальные изменения настроек до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Затем уберите измеритель давления и линейку, задвиньте подальше тестовые диски и возвращайтесь к своим любимым пластинкам. Я думаю, вы обнаружите, что ваши усилия принесли плоды. |
|