|
Статьи и публикации › Тест проигрывателя грампластинок Raven AC |
Марк Майклсон, SOUND STAGE, май 2008 |
|
Идея проигрывателя виниловых дисков сама по себе проста, но ее реализация чрезвычайно сложна, по крайней мере, с учетом требований аудиофильского рынка.
|
 |
Скорость вращения диска должна быть как можно более стабильной, поскольку малейшие ее колебания ухудшают звучание. Существенна также связь вибраций мотора с движением опорного диска и микронными вибрациями в звукоснимателе, вызываемыми музыкальным сигналом. |
Вибрации мотора и даже трение в подшипнике могут достигать поверхности пластинки и смешиваться с полезным сигналом, который головка извлекает из канавки. Имеют значение также акустические и структурные вибрации – они тоже снижают качество звучания. |
Производители проигрывателей виниловых дисков борются с вредными вибрациями разными способами: применяют пружины и специальные демпфирующие материалы, увеличивают массу устройств. |
В лучших проигрывателях реализовано несколько стратегий, направленных на всеобъемлющую борьбу с шумами, проникающими в звучание с поверхности пластинки. Модели имеют высококлассные моторы и источники питания, которые помогают поддерживать стабильность следования иглы по канавке. |
Томас Уошник (Thomas Woschnick), руководитель и главный конструктор германской компании “TW-Acustic”, поставил в основу своей стратегии эти принципы, без всестороннего учета которых невозможно создавать проигрыватели виниловых дисков топ-класса. |
|
Шасси |
На протяжении 10 лет всего времени производства проигрывателя грампластинок «Raven AC» Томас Уошник искал оптимальный материал для изготовления шасси и опорного диска. Черный как ночь материал с поверхностью, как будто покрытой воском, состоит из 4-х составляющих. |
 |
Уошник пожелал раскрыть только два из них: пластик ”делрин” и медный порошок. |
Амальгама не так неуязвима, как, скажем, материал, из которого изготавливается акустика Wilson Audio. |
Когда ко мне прибыл первый Raven AC, выяснилось, что его можно поцарапать: проигрыватель не запаковали должным образом, и незакрепленные части оставили на нем отметины. Однако, устройство довольно инертное. |
Попробуйте легонько постучать по нему костяшками пальцев, и вы почувствуете это. Основания для проигрывателя и пластинки выполнены с высокой точностью из толстых плит этого материала на станках с числовым программным управлением. |
Сверху на базе закреплен элемент из нержавеющей стали, который значительно увеличивает массу проигрывателя. |
Снизу прикручиваются три держателя для ножек. Сначала компания «TW-Acustic» комплектовала каждый проигрыватель резиновыми ножками, а “Stillpoint” - систему, гасящую вертикальную вибрацию, представляющую собой керамический шар, который находится на вершине конуса “Stillpoint”, предлагала в качестве опции. |
Сейчас в комплекте проигрывателя ”Raven AC” идут опоры “Stillpoint” OEM-производителей. |
|
Не факт, что они лучше стандартных “Stillpoint”, но определенно лучше резиновых ножек. |
 |
В шасси проигрывателя ввинчен подшипник, представляющий собой толстый стержень из высокопрочной стали, отполированный на одном конце до зеркального блеска. Опорный диск устанавливается на место после внесения смазки в узел подшипника. Как и основание, опорный диск изготовлен из материала, состоящего из нескольких ингредиентов. Сверху на диске из загадочного компаунда располагается толстый медный диск, который тщательно отполирован и защищен от коррозии, в центре диска находится жидкость. |
Джефф Каталано (Jeffrey Catalano) из High Water Sound (североамериканский дистрибьютор продукции TW-Acustic) сказал, что из-за неточного перевода с немецкого люди думают, что при изготовлении диска использован «специальный клей» - предположительно для монтажа медной пластины, тогда как «клей» - это фактически та самая жидкая субстанция, помещенная в центре. |
Общая масса проигрывателя TW-Acustic Raven AC достигает 100 фунтов (свыше 45 кг). Предположения, что проигрыватель весит около 200 фунтов, неверны. Я не стал бы даже и пытаться водружать его на полку стойки, если б почувствовал, что он весил так много. |
Джефф Каталано поспешил заметить, что производитель не стремился просто увеличить массу проигрывателя Raven AC. |
Такая большая масса – это следствие усилий по улучшению демпфирующих свойств шасси и опорного диска, использования особых материалов для воспрепятствования проникновению вибраций к грампластинке, серьезных мер, направленных на изоляцию системы, включающих применение ножек Stillpoint. |
|
База для тонарма |
Тонармы (всего их может быть четыре) монтируются на консольной плите, привинченной к пилону из нержавеющей стали, который может размещаться в любом из четырех углов проигрывателя. Я знаю, что некоторые считают недостаточной жесткость консольных плит для тонармов, однако этот узел Raven AC, произведенный из 20-мм бронзовой болванки, легко можно принять за деталь Хаммера. Тонарм монтируется очень просто, нет необходимости пропускать кабель через основание. Нужно только привинтить тонарм и затем закрепить плиту посредством винта, расположенного в центре. Два задних места для установки тонарма располагаются по сторонам от центральной ножки, поэтому вибрациям мотора, расположенного на другой плоскости, сложнее достичь узла, по сравнению с фронтальными размещениями тонарма – как раз над передними ножками. |
Привод |
Томас Уошник особенно горд своим DC-мотором – он конструировал моторы и для других производителей проигрывателей винила – и контроллером для мотора. |
 |
Мотор представляет собой глубоко модифицированную модель Pabst, которую другие компании используют в оригинальном виде, он обеспечивает высокие кондиции вращения диска. Контроллер хранит сделанные вами регулировки скорости и может синхронизировать их с тремя моторами, – по-видимому, трехмоторный привод используют для достижения еще большей стабильности вращения. После проведения регулировок мотор превосходно отрабатывает рабочие характеристики, хотя, теоретически, три мотора, – конечно, лучше, чем один. |
Хотя на рынке немало более эффектных внешне проигрывателей, визуально Raven AC производит впечатление очень серьезного продукта. Он напоминает Micro Seiki – легендарный японский производитель проигрывателей винила с металлическими опорными дисками, консольными плитами для тонарма и расположенными отдельно моторами. Все это есть у Raven AC. |
Нет только пылезащитной крышки: иначе и быть не могло – крышку просто негде устанавливать. Если ваша стойка подобна моей, на ней есть достаточно места вокруг вертушки, и вы можете заказать крышку, которая будет опираться на полку стойки. |
Тем, кому цена Raven AC покажется слишком большой, стоит учесть, что Томас Уошник предлагает другой, менее дорогой проигрыватель: Raven One (за $6300, с бронзовой плитой для тонарма и OEM-ножками Stillpoint). |
Он изготовлен из того же секретного материала, имеет те же мотор и контроллер, что и Raven AC, но он чуть более компактный, благодаря чему выглядит, по-моему, более привлекательно. А на сэкономленные деньги можно приобрести классный тонарм и звукосниматель. |
|
Инсталляция |
Raven AC занял место на верхней полке стойки Silent Running Audio Craz 4 Reference. |
 |
Во время прослушивания комната становится источником вибраций, вызванных акустическими волнами, ходьбой, поэтому очень важно расположить аудиокомпонент – особенно такой чувствительный к малейшим вибрациям, как проигрыватель грампластинок – на прочной, механически инертной стойке. |
Craz 4 идеально подходит для размещения такой тяжелой вертушки – кажется, стойка может выдержать даже линкор. |
Я понимаю Кевина Теллекампа из Silent Running, который работал над созданием надежной платформы для Raven AC. |
Высокая эффективность продукции Кевина несомненна применительно к электронным устройствам, его стойки можно рассматривать как важный аксессуар проигрывателя Raven AC. |
Я установил на Raven AC тонарм Graham B-44 Phantom, который полностью отвечает моим требованиям к установке и использованию. |
|
Нельзя представить себе более удобную регулировку азимута и вертикального угла захода иглы, съемная трубка существенно облегчает инсталляцию звукоснимателя – не нужно манипулировать с нежным узлом в неудобной позе, наклонившись к вертушке. |
 |
Звукосниматели - Zyx Atmos и Dynavector XV-1s, головки класса MC с низким выходным напряжением существенно отличаются друг от друга по звуковому характеру. |
В тракте работали акустические системы Wilson Audio MAXX 2, которые благодаря широкому частотному диапазону особенно хорошо сочетаются с Raven AC. Усиление осуществляли моноблоки Lamm M1.2 Reference, Luxman B-1000f, а также стерео усилитель Audio Research Reference 110. |
Предусилители – Audio Research Reference 3, Luxman C-1000f и Aurum Acoustics Integris CDP, который функционирует также как CD-проигрыватель. Его встроенный фонокорректор работал поочередно с Audio Research PH7. Другой мой цифровой источник – универсальный проигрыватель Ayre C-5xe. |
|
Межкомпонентные и акустические кабели – AudioQuest (William E. Low Signature, Sky) и Shunyata Research (Antares Helix и Orion Helix). Кабель тонарма – AudioQuest LeoPard, Furutech Ag-12 и Graham IC-70, все с разъемами DIN/RCA. Силовые кабели – Shunyata Research Anaconda Helix и Python Helix в версиях Vx и Alpha, а также Essential Sound Products – модель The Essence Reference. Чистое питание поставляли сетевой кондиционер Shunyata Hydra V-Ray и разветвитель ESP The Essence Reference. |
Тестирование |
Когда тестирование Raven AC близилось к завершению и я уже собирался было опубликовать статью, Джефф Каталано сообщил мне, что Томас Уошник внес существенные изменения в конструкцию модели. |
 |
Во-первых, он усовершенствовал контроллер, который получил более мощный трансформатор, трехслойную печатную плату, по сравнению с прежним контроллером значительно изменилась емкость конденсаторов. |
Во-вторых, новые OEM-ножки Stillpoint пришли на смену рекомендованным раньше стандартным конусам Stillpoint. Я считал, что прежний контроллер прекрасно справляется со своей задачей, однако новый блок привносит в звучание еще большее ощущение ритма и движения. Что же касается новых ножек, то, по правде сказать, я не убежден в их преимуществе, во всяком случае, тем, кто уже имеет Stillpoint, не стоит менять их на новые. Кажется, новые опоры делают звук чуточку более плотным, но вместе с тем он становится немного менее пластичным. Я бы без колебаний отдал предпочтение новому контроллеру, но вместе с тем мне не хотелось бы мириться с компромиссами, связанными с применением новых Stillpoint. |
От двух аксессуаров Harmonic Resolution Systems вы не захотите отказаться. Первый, расположенный под мотором изолятор Nimbus Coupler (среднего размера, с полимерными прокладками сверху и снизу) ставит заслон приходящим извне вибрациям. |
|
Груз для грампластинки Analog Disk похож на Nimbus, только без полимерной прокладки сверху, он эффективно демпфирует диск и ослабляет шумы канавки. |
Существуют и другие качественные прижимы, и грузы для диска, например, Millennium Audiotrade Silentor. Millennium предлагает также очень хороший мат для пластинки из углеволокна: M-LP. Томас Уошник рекомендует использовать его, располагая ворсистой стороной вниз. Впечатляющие результаты дало применение мата Boston Audio Mat 1, который представляет собой скульптурную пластину из чистого графита. |
Голос "Raven" |
Внешний вид Raven AC довольно импозантный. Все в проигрывателе кажется даже излишне основательным, тяжелым и толстым с учетом простой, кажется, цели – вращать виниловый диск, однако все части работают согласовано, и превосходное, основательное звучание вертушки вполне под стать ее облику. |
 |
Звучание Raven AC не скудное и не сдержанное, проигрыватель не скрывает тонких текстур, вероятно, потому что в нем надежно блокированы шумы, маскирующие детали. Вертушка играет динамично, плотно, по звуковому характеру близко к усилителям Lamm и акустике Wilson Audio, которые мне очень нравятся. |
Если то, что вы цените в звучании виниловых пластинок, определяет достоинства аналогового звуковоспроизведения, то вы непременно почувствуете симпатию к Raven AC. |
Что же в звуке проигрывателя такого привлекательного? Начну с богатой тембровой палитры. Любители аналогового звука с энтузиазмом оценят достоинство, которым редко обладают цифровые источники, а если и обладают, то, конечно, в значительно меньшей степени. Благодаря яркой, глубокой и насыщенной красочности все – от тарелок до скрипок и электронного баса – звучит потрясающе убедительно. |
Это не ламповая мягкость, а та особая редкая живость, благодаря которой каждая прозвучавшая нота сохраняет идеальную форму. Одна из моих любимых пластинок – обнаруженная недавно монозапись Стена Гетца 1949-50 гг., ремастированная Руби Ван Гелдером для релиза 1959 г. Long Island Sound [New Jazz 8214]. |
Это ранний Гетц, неторопливый, задумчивый и мечтательный. Утраченный голос, по крайней мере, для меня! – так мне казалось, пока я не обнаружил пластинку на развале, в большой коробке, которую купил всего за $10 (продавец просил $20). |
Конечно, Raven AC не волшебник, конечно, он не в силах сделать чего-либо со сжатой перспективой этой пластинки, однако он передает властный свинг игры Гетца, бросающий отсвет на все до единого звуки, которые извлекают из рояля и ударных пианист и барабанщик. |
Прослушивание пробуждало фантазию и воображение, и меня приводила в замешательство мысль, что эта музыка родилась около шестидесяти лет тому назад, в пору, когда Гетц записывал лучшие свои альбомы, и что пластинка, точно рухлядь, Бог знает сколько лет пролежала без движения в забытой всеми старой коробке. |
Любителям музыки должно быть стыдно! Мой превосходно сохранившийся экземпляр имеет на обороте конверта отметку "Not for Sale". Такая вот история! |
Другая сильная сторона аналогового звуковоспроизведения заключается в бережном, динамически пластичном и естественном преподнесении музыкальных деталей, в подаче их без нажима и песка, столь часто встречающихся в звучании многих цифровых устройств. По правде говоря, аналоговые аппараты тоже иногда звучат шероховато и неинтересно, – но только не Raven AC, который всегда на редкость бережно извлекает из записи мельчайшие детали вроде капелек звуковых фонтанов тарелок, не позволяя им сливаться в неясном шуме. |
Мне всегда очень нравилась музыка Майка Олдфилда, его альбомы вроде Ommadawn [Virgin Records 27 493 XOT]. Я ценю в Олдфилде, и в Ommadawn в особенности, атмосферу хрупкой сентиментальности. Он пишет красивые мелодии и как из нитей сплетает из них ткани протяженных музыкальных пьес. |
|
Только что мандолина выводила мелодию, а за ней следует другое звучание, напоминающее оркестр. Raven AC мастерски отображает изысканную текучесть контрастных музыкальных текстур: волнующее блуждание пальцев по струнам, сменяющееся сокрушительной какофонией инструментов. |
 |
Слушая, мы в какое-то мгновение концентрируемся на какой-то одной детали, очаровательной мелочи, которые всегда являются частями большого целого. Raven AC иллюстрирует это замечание, давая возможность лицезреть и лес, и отдельные деревья. |
Ommadawn иллюстрирует способность хорошей пластинки завладевать вниманием слушателя, что-то почти непостижимое теряется, если слушать эту же музыку на CD. Я все еще верю, что есть вещи, которые цифре удаются лучше, – например, передача баса и масштаба образа, однако аналог покоряет тем, чего нельзя измерить, – но можно услышать. Raven AC обостряет это соотношение, делая более явными различия между аналогом и цифрой. |
У меня есть много альбомов, записанных как на виниле, так и на CD, есть даже пара SACD-релизов. Один из них – это Time Out Дэйва Брубека, записанный фирмой Columbia на виниле [Columbia CS 8192], ремастированный Sony для CD [Sony/Legacy CK 65122] и негибридного SACD [Sony/Legacy CS 65122]. |
Скажу прямо: CD звучит детально и ясно, в звуке нет шипа. Звучание SACD в общем такое же, только более изысканное, слышно, когда передаются шикарные ударные Джо Морелло. |
|
Виниловый диск-ветеран, извлеченный из той же коробки, что и Стен Гетц, шипит и щелкает, но Raven AC воспроизводит его с такой подкупающей живостью, что, даже несмотря на шумы, превосходство винила не вызывает сомнений. |
 |
Эх, отыскать бы эту пластинку поновее...
|
Raven AC произвел на меня исключительно сильное впечатление, но вкусы людей, как известно, различаются. Модели не свойственна бедность звучания, характерная для проигрывателей, утрирующих детали и выхолащивающих музыку с целью создать иллюзию прозрачности. |
Музыка свободно изливается; то мгновенно замирая, то вдруг снова легко начиная движение, она ежесекундно напоминает нам о заключенной в ней красоте. |
Raven AC играет весомо, мощно, красочно, формируемый проигрывателем невероятно богато детализированный образ никому не покажется тусклым или вялым. |
Raven AC – это компонент для людей, страстно увлеченных музыкой, его достоинства оценят не искатели поверхностных звуковых удовольствий, а те, кто стремится, глубоко воспринимая музыку, проникаться содержащимся в ней богатством. |
Много раз я попросту терял счет времени, уединившись с Raven AC и слушая любимые записи, и только игла, теряющая канавку старой пластинки, возвращала меня из забытья. |
Чем больше я слышу о войнах, о растущих ценах на еду и топливо, об ипотечном кризисе и грядущих выборах, тем чаще ощущаю необходимость погружаться в это блаженное состояние. |
|
Сравнение |
В современном мире для меня бы не составило большого груда отыскать проигрыватель, по качеству и цене соответствующий Raven AC, для прямого сравнения с последним. |
 |
Можно было бы организовать сравнительное прослушивание, инсталлировав мою головку Dynavector на VPI HRX с тонармом JMW-12.7 или взяв Basis 2800 с тонармом Vector... Но, увы, у скульптора под рукой не оказалось подходящего куска мрамора, чтобы высечь изваяние. У меня был только Music Hall MMF 5.1SE за $995, да звукосниматель Goldring. |
Зная, что многие скептически отнесутся к такому, по их мнению, сомнительному мероприятию, поспешу обратить внимание на очевидное: аудиофилы часто начинают с недорогих компонентов, а затем, по мере того как меняются их вкусы и достаток, приобретают другие, более высокого уровня. Коль скоро речь идет об аналоге, то у меня было около полудюжины проигрывателей, и каждый последующий был лучше предыдущего. Поэтому вполне можно представить человека, начавшего с Music Hall и пришедшего к TW-Acustic. Если вы тот самый индивидуум, пожалуйста, проявитесь, дайте мне знать! |
Мой Dynavector XV-1s немало поработал в связке с MMF 5.1SE, поэтому я знаю, как проигрыватель звучит с этим превосходным звукоснимателем – определенно звучание оказалось лучше того, что я ожидал услышать. |
|
Раньше в соответствующей статье я отмечал, что MMF 5.1SE «с легкостью выявляет звуковой почерк XV-1s», таким образом, я не считаю абсурдным сочетание головки за $4250 со вчетвером менее дорогими проигрывателем и тонармом. |
 |
Конечно, установив XV-1s на тонарм Graham Phantom, а тот в свою очередь на Raven AC, я гораздо более полно раскрою возможности картриджа. Почерк XV-1s – изумительные пластичность, деликатность и тонкость нюансировки – более ясно проявятся в сотрудничестве с Raven AC, чем с MMF 5.1SE. |
Вместе с тем, Raven AC добавляет немало своего в копилку звуковых качеств – это в первую очередь плотность и весомость звучания, которые можно было бы назвать «нейтральностью», только, конечно, не в обычном значении слова, за которым стоит звучание тусклое и пресное. Я без колебания предпочту строгий, ясный и живой характер Raven AC истонченному, бедноватому звуку более дешевых проигрывателей. |
Еще один пункт, в котором Raven AC просто-таки вчистую обыгрывает MMF 5.1SE, – это бас. Нижний регистр Raven AC обладает более внушительным глубинным резервом по сравнению с более дешевой комбинацией проигрыватель/тонарм, которой недостает опоры в области ниже среднего баса. |
|
Я был весьма удивлен тем, как много новой низкочастотной информации Raven AC смог извлечь из релизов Music Matters Blue Note, записанных более пятидесяти лет тому назад. У меня есть соответствующие компакт диски Blue Note с записями Music Matters – в их звучании нет того основательного нижнего регистра, который имеется на мастерлентах и который так впечатляюще демонстрирует Raven AC. |
Raven AC превосходит менее дорогой проигрыватель по качеству детализации, по трансляции микро- и макродинамики и уровню шумов канавки. По-видимому, этих преимуществ удалось достичь благодаря всеобъемлющим мерам по противодействию вибрациям. |
 |
Я бы мог продолжать, но, думаю, картина вам уже ясна. Все-таки MMF 5.1SE очень хорош и обладает многими чертами, которые слушатели связывает с аналоговым звуковоспроизведением. Этот очень достойный источник хорошо сочетается со звукоснимателями высокого уровня вроде XV-1s. |
Однако, инсталлировав ту же головку на TW-Acustic Raven AC, ты получишь аналоговый источник, который захватит тебя всего, без остатка. Конечно, за Raven AC придется выложить немало денег, но проигрыватель и дает очень много взамен. Считаю, игра стоит свеч. |
Вывод |
TW-Acustic Raven AC решает простую задачу «крутить пластинку» на впечатляюще высоком уровне. Дизайнер Томас Уошник много лет совершенствовал конструкцию, что привело к созданию проигрывателя, который сегодня принадлежит к элите аналогового звуковоспроизведения. |
Raven AC убедительно показывает, каким должно быть звучание музыки на виниловых дисках – богатым, рельефным и красочным. |
Модель эффективно противостоит шумам, искажающим и маскирующим ценные музыкальные текстуры. Raven AC располагает к вдумчивому, углубленному прослушиванию. Его звучание сложно критиковать, ему сложно что-то противопоставить. |
Все меньше становится производителей проигрывателей, беззаветно преданных своему делу, но все же они есть. Гарри Вайсфелд (VPI), Армандо Конти (Basis Audio) и Ален Перкинс (Immedia) создали немало отличных проигрывателей грампластинок, воплотив в них собственные оригинальные идеи. |
|
Отдельной строкой в перечне впишите имя Томаса Уошника. Raven AC – на редкость музыкальный компонент с необыкновенно красивым и свежим аналоговым звучанием. |
|
|
|
Все права © 2003-2016. Разрешается использование любых материалов
при условии живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|
|