Статьи и публикации Катушечный магнитофон как основной источник в стереосистеме
Катушечный магнитофон основной
По материалам статьи: Андрея Руфиновича для “hiendmusic.ru” 6 апреля 2017 г. (в сокращении)
В последнее время отмечается рост интереса к аналоговым источникам звука. Немецкая фирма “AEG” в далеком 1935 году выпустила первый катушечный магнитофон под названием “Magnetophon K1”.
Само слово “Magnetophon” долгое время являлось торговой маркой “AEG-Telefunken”, хотя вскоре стало нарицательным в ряде языков, в том числе и в русском.
После окончания 2-й мировой войны два магнитофона “AEG-Telefunken” были вывезены из Германии в США, где на их основе были созданы аналогичные аппараты.
Катушечный магнитофон как основной источник в стереосистеме
Катушечный магнитофон (Master Recorder) до сих пор используется для изготовления мастер-лент, с которых потом изготавливали матрицы для производства виниловых пластинок.
Магнитная звукозапись была массовым аудио форматом для нескольких поколений слушателей во всем мире. Многие звукозаписывающие компании издавали целые каталоги выпускаемых магнитных альбомов.
В настоящее время постоянно совершенствующиеся цифровые технологии оттеснили магнитную звукозапись, и она оказалась незаслуженно забытой. В некоторых профессиональных студиях до сих пор остаются катушечные деки, служащие для записи звука.
В этой статье рассматривается преимущество магнитной звукозаписи и ее особенности.  Начнем с устройства катушечного магнитофона и его основных технических характеристик.
Катушечный магнитофон (Master Recorder) до сих пор используется для изготовления мастер-лент, с которых потом изготавливали матрицы для производства виниловых пластинок. Магнитная звукозапись была массовым аудио форматом для нескольких поколений слушателей во всем мире.
Многие звукозаписывающие компании издавали целые каталоги выпускаемых магнитных альбомов.
В настоящее время постоянно совершенствующиеся цифровые технологии оттеснили магнитную звукозапись, и она оказалась незаслуженно забытой. В некоторых профессиональных студиях до сих пор остаются катушечные деки, служащие для записи звука.
В этой статье рассматривается преимущество магнитной звукозаписи и ее особенности.  Начнем с устройства катушечного магнитофона и его основных технических характеристик.
Катушечные магнитофоны различаются:
1. Справедливо сказать, что называть магнитофонами можно только компоненты, имеющие встроенный усилитель мощности. Без усилителя это катушечные деки, ранее они назывались магнитофонами приставками.
2. По числу записываемых и проигрываемых дорожек магнитофоны бывают одно или многодорожечными. В бытовых обычно это две или четыре дорожки.
3. Обычно у бытовых магнитов применяемая скорость движения ленты это: 4,7; 9,5 и 19 см в секунду. Студийные магнитофоны обычно работают на скоростях: 19; 38 и 76 см в секунду.
4. В основном на бытовых катушечных магнитофонах применяется магнитная лента шириной 6,3 мм.
5. Обычно в магнитофонах в блоке головок установлены: стирающая, записывающая и воспроизводящая магнитные головки. Качественные машины, имеющие менее 3-х магнитных головок, служат только для воспроизведения (бытовые компоненты, имеющие примитивную конструкцию, и неважный звук не рассматриваются).
Магнитофоны, имеющие более 3-х магнитных головок, применяемых для расширенного сервиса (реверс) редко обладают высококачественным воспроизведением звука.
Высокопроизводительные машины, имеющие дополнительные магнитные головки представляют интерес только для профессионального приложения.
Устройство катушечного магнитофона:
Основными функциональными узлами магнитофона является лентопротяжный механизм (ЛПМ), блок магнитных головок (запись, воспроизведение и стирание).
Лентопротяжный механизм:
Лентопротяжный механизм или транспортный механизм, обеспечивает движение магнитной ленты. Главными характеристиками транспорта является коэффициент детонации и стабильность скорости движения ленты.
Транспорт обеспечивает:
Равномерное движение и натяжение магнитной ленты, ее контакт с магнитными головками.
Плавное переключение скоростей движения магнитной лент, ее ускоренную перемотку в обе стороны — вперед и назад.
Дополнительные функции магнитофона: автостоп, пауза, реверс, автоматический поиск фрагментов фонограммы, счетчик расхода ленты и другие.
Транспорт может содержать один, два или три мотора, редко — больше. В бюджетных магнитофонах использовался только один двигатель.
Высокопроизводительные магнитофоны имеют обычно три двигателя. У них меньше механических передач, лучшая стабильность, точная скорость и плавное движение ленты.
Управление транспортным механизмом бывает механическим или электронным.
В транспорте с механическим управлением перемещение отдельных узлов (прижимного ролика, блока магнитных головок, элементов механической передачи) происходит под действием механического усилия с помощью кнопок, клавиш и рычагов управления.
Их достоинство — простота, надежность, малое энергопотребление. Недостаток — очень сложно реализовать автоматическое управление режимами работы.
В транспорте с электронным управлением усилие для перемещения всех узлов создается электромагнитами и вспомогательными электродвигателями. Управление ими осуществляется через электронную логическую схему (часто основанном на микроконтроллере или микропроцессоре). Такой транспорт, как правило, обладает функцией авто-поиска, есть калибровка уровня записи, выбор подмагничивания для конкретной магнитной ленты и пульт дистанционного управления.
Стандартный ряд скоростей протяжки ленты появился в середине пятидесятых годов прошлого века. До этого единого стандарта не существовало, что можно объяснить двумя причинами:
В Германии, где до 2-й мировой войны магнитная запись развивалась наиболее интенсивно, были приняты метрические скорости. После войны же большая часть немецкой документации по магнитофонам попала в США, где по мере собственных американских разработок механические параметры переводились из метрической системы в дюймы.
Магнитные головки:
Важнейший узел магнитофона — магнитные головки. Их характеристики во многом определяют качество работы аппарата в целом.
Магнитная головка бывает однодорожечной (моно),  2-х дорожечной (стерео) и многодорожечной (от 2-х и до 36 каналов).
Они классифицируются по назначению: головки воспроизведения (ГВ), записи (ГЗ), универсальные записи-воспроизведения (ГУ) и стирания (ГС). Количество магнитных головок в блоке варьируется.
Существуют магнитофоны со сменным блоком головок, что позволяет при замене получить разное количество дорожек, как в немецком бытовом магнитофоне высокого класса “Uher Royal de Luxe” выпуска 1969 года.
Иногда применяются комбинированные головки, конструктивно объединяющие, например, ГУ и ГС. Также иногда применяется отдельная головка подмагничивания, записи и воспроизведения вспомогательных сигналов и др.
Стирание записи обычно осуществляется магнитной головкой с высокочастотным переменным магнитным полем, но в бюджетных моделях широко применялись стирающие головки в виде постоянного магнита специальной формы, которая механически подводится к ленте при стирании.
От качества магнитных головок зависит качество записываемого сигнала. От качества материала магнитной головки также зависит срок ее службы. На первых моделях магнитофонов стояли головки с сердечником из магнитомягкого сплава пермаллой, обладающего высокой магнитной проницаемостью.
В дальнейшем стали применять более износостойкие головки, изготовленные по порошковой технологии из сендаста и стеклоферрита. Позже были разработаны магнитные головки из аморфного металла (А-головки), отличающиеся прекрасными магнитными свойствами и износостойкостью на уровне стеклоферрита, и высококлассные магниторезистивные головки (Z-головки).
Для обеспечения совместимости записей, сделанных на разных магнитофонах, следует согласно принятым стандартам иметь правильную юстировку магнитных головок (пространственное расположение головок по высоте и наклону относительно ленты). Особенно сильно влияет на совместимость записей совпадение азимутов магнитных головок (угла между магнитным зазором головки и кромкой ленты) при записи и воспроизведении.
Несовпадение азимутов всего на единицы угловых минут  приводит к резкому ухудшению воспроизведения высоких частот. В бюджетных магнитофонах  нередко предусмотрено специальное отверстие для юстировки с помощью отвертки головки «на слух» по максимуму воспроизводимых высоких частот.
В процессе работы магнитные головки засоряются осыпающимся с ленты магнитным слоем и потому подлежат периодической очистке.
Электроника:
Электронная часть магнитофона состоит из одного или нескольких (по количеству каналов) усилителей воспроизведения (УВ) и усилителей записи (УЗ). В более простых моделях функции УЗ и УВ объединяют в универсальном усилителе записи/воспроизведения (УУ).
Один или несколько (по количеству каналов) усилителей мощности низкой частоты с выходами для подключения наушников, внутренних или внешних акустические систем.
У магнитофона присутствуют: генератор стирания-подмагничивания (ГСП); устройство шумопонижения (необязательно); системы электронного управления режимами работы ЛПМ (необязательно); различные вспомогательные модули: индикаторы уровня и режимов работы, коммутационных устройств, дистанционного управления и пр.
Высокопроизводительные катушечные деки имеют: устройства индикации режимов работы,  уровня записи, датчики  срабатывания  автостопа, систему авто-поиска (AMS, APSS), устройство  автоматической регулировки уровня записи (АРУЗ), устройство шумоподавления и динамические фильтры — DNL, «Маяк», блок динамического подмагничивания (Dolby HX, Dolby HX Pro, СДП, СДП-2 и пр.), коммутатор входов/выходов (режим «Монитор») и некоторые другие.
Элементная база:
Электронная часть первых магнитофонов выполнялась, естественно, на электронных лампах. Лампы в магнитофоне создают три специфические проблемы.
Во-первых, лампы выделяют большое количество тепла, которое может повредить магнитную ленту. В стационарных магнитофонах либо выполняли электронную схему в виде отдельного блока, либо предусматривали в просторном корпусе специальные меры для вентиляции и теплоизоляции.
В переносных малогабаритных моделях старались уменьшить число ламп и увеличить площадь вентиляционных отверстий. В инструкциях нередко указывалось предельное время непрерывной работы магнитофона, обычно несколько часов, и рекомендовалось не оставлять ленту на остывающем аппарате.
Во-вторых, лампы склонны к микрофонному эффекту, а лентопротяжный механизм создает довольно значительный акустический шум. В магнитофонах высокого класса приходилось применять особые меры для борьбы с микрофонным эффектом, например, устанавливать на амортизаторы входные лампы усилителей записи и воспроизведения.
В-третьих, для ламп нужен высоковольтный источник питания анодных цепей и низковольтный (но довольно мощный) — для подогрева катодов. В магнитофоне же требуется еще и источник питания для электродвигателя. Таким образом, комплект батарей для портативного лампового магнитофона мог получиться довольно объемным, тяжелым и дорогим.
С появлением транзисторов их стали применять и в магнитофонах.
Автоматически решились проблемы тепловыделения и микрофонного эффекта. Транзисторный магнитофон можно было питать от недорогих батарей, и служили они намного дольше. Магнитофоны стали по-настоящему портативными.
В течение 1960-х годов ламповые  магнитофоны почти полностью были вытеснены с рынка hi-fi транзисторными моделями.
С 1970-х годов в магнитофонах все шире применяются аналоговые интегральные микросхемы, как общего применения (операционные усилители), так и специализированные (малошумящие УВ, УМЗЧ, компандерные системы шумопонижения и т. д.).
В схемах управления применяют цифровые микросхемы разной степени интеграции, вплоть до микроконтроллеров и микропроцессоров.
Сравнение электрических параметров катушечных магнитофонов с цифровыми источниками и проигрывателями виниловых пластинок.
В катушечных магнитофонах в качестве носителя используется магнитная лента. Лента может наматываться на пластмассовую или металлическую катушку. На профессиональных машинах лента шириной 6,3 мм может быть намотана на сердечники. При этом для предотвращения спадания ленты устанавливаются плоские диски (Band Reel Flange).
Лента наматывается рабочим  слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу. При этом иногда лента сматывалась на приемную катушку наизнанку — рабочим слоем внутрь, чтобы нельзя было по ошибке запустить запись задом наперед (например, первые модели «Днепров»).
За счет широкой ленты и высокой скорости ее протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения, выше, чем качество компакт кассет, механической грамзаписи или цифрового формата CD.
Кроме того, нужно помнить о том, что до начала 1990-х годов  мастер лента была единственным источником изготовления матриц для производства грампластинок, а в 1980-90- х годах мастер-лента использовалась также для производства лаковых мастер дисков.
В настоящее время, при переиздании ремастированных  релизов на цифровых носителях, основой для ремастеринга все равно остается исключительно мастер лента!
К некоторым недостаткам магнитной звукозаписи можно отнести громоздкость аппаратуры, необходимость регулярной профилактики и ремонта, высокую стоимость ленты и большой размер катушек, которые требуют много места для хранения. При грамотном выборе катушечного магнитофона все эти неудобства с лихвой окупаются, и о том, как правильно этот выбор сделать, мы поговорим ниже.
Советы по выбору катушечного магнитофона.
Прежде всего,  нужно определиться – будете ли вы записывать фонограммы на магнитную ленту сами или предпочтете покупать уже готовые качественные записи. Конечно, если финансы позволяют, лучше всего совмещать эти занятия. Имея в своем распоряжении профессиональный катушечный магнитофон, например: Tascam BR 20 или  Otari  MX 5050.
Еще нужен качественный предварительный усилитель, вы легко сможете выполнить коррекцию АЧХ исходной фонограммы по своему усмотрению и получите результат с лучшим качеством, чем у исходного материала.
Если же ваш бюджет не позволит вам так широко размахнуться, вы можете приобрести катушечный магнитофон по своим средствам и далее просто приобретать качественные записи и слушать их.
Тем более, что в этом вопросе есть широкое поле для маневра: 
перфекционисты могут приобретать: Studer A807, Studer А810, Otari MX55, Tascam BR 20 , а также магнитофоны марки Technics RS 1500, 1506, 1520, 1700 (последний самый дорогой в этом списке).
Меломаны со средним достатком могут приобрести такие катушечные магнитофоны как ReVox A/B 77, Sony TC 755/765, Teac 1000/2000/3300, Pioneer RT 909, Akai GX 635/646/650/747,Tandberg TD 20 , Denon DH-610S и некоторые другие.
Следует помнить, что катушечные магнитофоны Akai GX 635/646/650/747, к сожалению, имеют слабые подмоточные двигатели, предназначенные для ускоренной перемотки, а стеклоферритовые головки придают звуку специфическую окраску.
Меломаны с ограниченным бюджетом вполне могут ограничиться советскими катушечными магнитофонами высшей группы сложности - Электроника 004 или Олимп 003/004/005.
После проведения минимально необходимого технического обслуживания эти катушечные магнитофоны обеспечат вам весьма качественное звуковоспроизведение.
В этом случае ленты с качественными записями лучше всего приобретать у надежных продавцов, которые изготовляют эти фонограммы на высококачественном оборудовании.
Время проигрывания 1100 м ленты (катушка №27 или 10,5”) на скорости 19,05 см/с – 180 минут.
Приобретать студийные мастер рекордеры типа Studer A80/A 820/C 37/, Otari MTR-BTR , Ampex-ATR 102, Tascam ATR 60, MCI и им подобные, на мой взгляд, нет смысла. Дело в том, что такие мастер рекордеры полностью раскрывают свой потенциал только при поддержке дополнительного оборудования  для динамической обработки звука. Фактически, придется построить дома самую настоящую мастеринговую лабораторию с бюджетом от $100 000. В противном случае вы не услышите от подобного мастер рекордера  чего-то запредельного по звуку.
Как выбирать катушечный магнитофон.
Если есть такая возможность, выбирать катушечный магнитофон надо лично самому.
Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание:
Внешний вид.
- Степень износа головок и лентопротяжного механизма. Для этого нужно вооружиться фонариком и лупой с сильным увеличением и тщательно осмотреть все эти узлы, обязательно обратить внимание на сохранность резиновых роликов и резиновых колец на обводных роликах.
- Состояние тонвала, проверить смазку и люфты на нем.
- Проверить работу магнитофона во всех режимах: перемотка в обе стороны, запись, стирание и воспроизведение.
- Проверить плавность работы лентопротяжного механизма, отсутствие рывков, провисаний ленты.
- Проверить отсутствие посторонних механических шумов и звуков.
- Желательно  вскрыть катушечный магнитофон и осмотреть его внутри на отсутствие посторонних вмешательств в механические узлы и электронику.
Проверить состояние пассиков.
Советы по ремонту и обслуживанию катушечного магнитофона.
Самый главный совет: «Не экономьте на заварке!»
Не рассчитывайте задешево купить неисправный катушечный магнитофон, в надежде на то, что потом какой-нибудь местный «Кулибин» вам его отреставрирует за пол-литра.
Чудес не бывает!
Покупать нужно полностью исправный, откалиброванный работоспособный магнитофон!
В таком случае, если вы будете использовать свой магнитофон в обычном режиме, а не убивать его тиражированием, профилактика будет заключаться только в периодическом протирании головок изопропиловым спиртом.
Если потребуется квалифицированный ремонт, попробуйте обратиться в ближайший лицензированный сервис центр радиоэлектроники.
Если вы захотите использовать свой катушечный магнитофон для тиражирования фонограмм - придется искать хорошего мастера и комплект тестовых лент MRL - для регулярного выполнения квалифицированного технического обслуживания.
Советы по приобретению магнитной ленты.
Если вы планируете покупать только готовые фонограммы, этот вопрос решается автоматически,  покупаете ту ленту, на которую пишет продавец.
Если же вы хотите сами записывать фонограмму  или же вам хочется, чтобы продавец записывал выбранные вами фонограммы на вашу ленту, тогда вам нужно учесть несколько важных моментов:
- Прежде  всего,  нужно определиться с типом ленты.
Лента для студийной звукозаписи толщиной 50-54 мкм – очень качественная, надежная, обладает устойчивостью к возникновению копирэффекта, повышенной отдачей и стойкостью к перегрузкам.
Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 35 мкм – вполне достаточна для бытового применения.
Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 25 - 27 мкм – требует точно отъюстированного лентопротяжного механизма, и, как правило,  деформируется в процессе эксплуатации.
Recording The Masters MULANN
- Лучше всего покупать новую ленту, которую до сих пор производит, например, компания Recording The Masters - подразделение MULANN Group.
Где и как приобретать фонограммы.
В настоящее время есть несколько зарубежных студий, которые записывают фонограммы на свою ленту. Но их цены завышены, а качество звучания фонограммы – цифровое, а не аналоговое:
http://www.openreelrecords.com/
http://www.abcrecord.com/en/
http://tapeproject.com/
На вторичном рынке периодически появляются фонограммы разного качества, но  заочно невозможно оценить состояние ленты и качество звучания фонограммы.
Учитывая это, мы бы хотели обратить внимание потенциальных любителей магнитной звукозаписи на отечественных производителей.
В контексте данной статьи нужно особо рассмотреть очень важный вопрос – о преимуществе звучания копий с мастер лент перед цифровыми носителями и виниловыми пластинками.
В настоящее время наблюдается путаница в понимании термина «Мастер Лента», вызванная тем, что издатели ставили клеймо «Master» на все, что попадалось им под руки. В самом общем случае клеймо «Master» на коробке с магнитной лентой означает всего лишь то, что данная лента будет использоваться в качестве исходной фонограммы в каком либо процессе.
Так появились тиражные копии, броадкастинговые копии, технические копии и многие другие. И на каждой такой копии тоже гордо красовалось клеймо «Master».
Все эти копии изготавливались с разных источников, например, с виниловой пластинки. В процессе изготовления таких копий применялась довольно жесткая и беспощадная динамическая обработка звука. Использовать подобные копии для прослушивания не рекомендуется.
Поэтому, прежде всего, надо дать определение, что же такое «Мастер Лента», копии с которой можно использовать для того, чтобы услышать все преимущества магнитной звукозаписи.
Процесс студийной звукозаписи технологически выглядит примерно так: исполнители в студии записываются через микрофоны на многоканальный магнитофон с применением минимально необходимой динамической обработки звука. Далее – многоканальная фонограмма (мультитрек), также с применением минимально необходимой динамической обработки звука, записывается на двухканальный магнитофон (Master Recorder).
Полученная  таким образом  двухканальная фонограмма поступает в мастеринговую лабораторию. В мастеринговой лаборатории инженеры проводят, так сказать, финальный тюнинг полученной фонограммы так, чтобы получить максимально возможное качество звучания, утвержденное стандартами и удовлетворяющее продюсеров звукозаписывающего лэйбла.
После этого полученная таким образом «Мастер Лента»  отправляется в цех  либо по производству цифровых носителей, либо  по производству виниловых пластинок. В этих цехах местные инженеры производят дополнительную динамическую обработку звука исходной фонограммы, что увеличивает нелинейные искажения полученной копии.
Кроме того, сама технология производства виниловых пластинок использует RIAA коррекцию.
Суть этой коррекции в том, что при нарезке лакового диска  в силу целого ряда технологических аксиом электромеханической звукозаписи  низкие частоты заваливают, а высокие частоты  задирают. При воспроизведении виниловых пластинок фонокорректор производит обратную эквализацию: низкие частоты – поднимает, а высокие частоты – заваливает. Таким образом, в процессе электромеханической звукозаписи (воспроизведения)  возникает еще, как минимум, три этапа появления нелинейных и динамических искажений фонограммы: нелинейный процесс механической нарезки лакового диска, нелинейный процесс прямой RIAA – эквализации  и процесс обратной коррекции RIAA.
Копия «Мастер Ленты» лишена всех вышеописанных нелинейных и динамических искажений  и поэтому звучит, намного лучше и чище, естественней и масштабней.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2017. Разрешается использование материалов при указании живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800