|
Ламповый фонокорректор RIAA - Tube |
Небольшой экскурс в историю. Фрагментально. |
Разумное неизбежно? |
От Гегеля |
|
Театр. Кино. Телевидение. И так далее. Считалось, что приход одного вида искусства сможет заменить уже устоявшийся вид. Но всегда это оказывалось не так. Просто одно начинает дополнять другое. |
|
Нечто подобное происходит и со звуком, или музыкальными произведениями, т.е. их сохранением, записью и пр. Постепенно все это стало возможным благодаря технократическому развитию и возможности это делать. Так появились граммофоны, патефоны, электрофоны, магнитофоны и, наконец, цифровая запись. |
Приход эры цифровой техники, безусловно, поднял уровень записи звука на высокий уровень, обеспечил высочайшую технологичность изделий бытовой техники и позволил приблизить звучание записи концертного зала в домашних условиях. |
Но как бы, не происходило, развитие звукозаписывающий техники и технологии ее сохранения, переход от одного формата на другой происходил не сразу и его подмена, скорее не заменяла, а дополняла приход нового вида. При этом и появлялось что-то новое, но вместе с тем и что-то терялось, как правило, на более эмоциональном уровне. |
Так происходило и происходит со спором лампа-транзистор, кино-телевидение, винил-цифра. Нет сомнения, цифра подарила удобство и технологичность в эксплуатации бытовой звуковой техники. |
Однако даже при сравнительно несложных прослушиваниях старых виниловых записей с современным цифровым проигрывателем часто бывает не в пользу последнего. Правда, никто не сомневается и не собирается спорить о том, что ренессанс неизбежен, но многие любители звука, имея в арсенале прекрасную цифровую аппаратуру, с удовольствием приобретают аппаратуру и для воспроизведения старого доброго винила. |
А в этом стараемся помочь им мы, такие же любители этого жанра, но имеющие возможность заниматься разработкой такой техникой. Вот об этой технике и пойдет речь в этой статье. |
Правда, разработкой фоно корректоров для виниловых пластинок наше «КБ ТРИ В» занималось всегда, но такого повышенного интереса, который возник сейчас к этой теме, после столь длительного господства цифры, давно не наблюдали. Видимо многие почувствовали разницу между двумя этими форматами. |
|
Еще в период перестройки, когда цифра только начинала заявлять о себе, нашим КБ был разработан и серийно освоен в производстве ламповый предусилитель «Paradise», в котором наряду с селектором входов, тембро блоком, регулятором громкости и баланса и прочими фишками был встроенный RIAA фоно корректор. |
|
Но время не пощадило это изделие. Было выпущено порядка 200 штук этих предов, но при отсутствие дальнейшего спроса на это изделие было принято решение о снятие его с производства. |
|
Затем, через какой-то период, вновь забрезжил рассвет для винила и RIAA фоно корректор от этого изделия был оформлен в самостоятельное изделие и производился в основном, только на заказ. |
Затем, через какой-то период, вновь забрезжил рассвет для винила и RIAA фоно корректор от этого изделия был оформлен в самостоятельное изделие и производился в основном, только на заказ. |
Но настали опять иные времена, и нам уже на новом RIAA витке пришлось взяться за очередную модернизацию прежнего варианта корректора. Напомню кратко, из каких узлов состоял прежний вариант корректора. |
Первый каскад на лампе 6Н23П в режиме SRPP, далее пассивная цепь RIAA и оконечный каскад также на 6Н23П в режиме SRPP, затем выход через переходной конденсатор. Источник питания традиционный. Мостовая схема выпрямителя, фильтрация и прочие необходимые атрибуты для работы блока. |
|
При подходе к разработке новой модернизации корректора нам пришлось учитывать тот опыт подхода к выбору схемотехники, который был приобретен в процессе разработки усилителей серии « Oberton» на лампах 6С33С и ГМ-70. Сюда можно отнести и стабилизированное питание, и применение переходных трансформаторов и прочих экспериментов, позволяющих как-то влиять на звук. Также было проведено много прослушиваний по части выбора элементной базы. |
|
Октальные лампы из-за своего микрофонного эффекта не смогли конкурировать с пальчиковыми, да и не все пальчиковые оказались готовы для этой цели. |
Из многочисленных претендентов при прослушивании наиболее подходящими, с нашей точки зрения, подошли 12АХ7,6С3П, 6С4П, а в источнике питания, стабилизаторе 6П14П, 6С19П, 6Н2П, СГ2П.
В выходном каскаде лампа 6С3П нагружена на трансформатор. Первый каскад на 12АХ7 в режиме SRPP, затем пассивная цепь RIAA и через переходную ёмкость на оконечный каскад. |
Хочу остановиться на выборе режимов каскадов. От фиксированного смещения отказались сразу. Объясняя это тем, что при использования автоматического смещения страдает динамика, чувствуется какая-то задержка сигнала. А вот когда стал вопрос о фиксированном смещении, здесь пришлось перепробовать различные варианты. |
Формировали этот «минус» и от кремниевого стабилитрона и от лампового стабиловольта, а остановились на пальчиковых аккумуляторах. |
|
При этом, чтобы обеспечить необходимый рабочий режим ламп в стабилизированном источнике предусмотрена регулировка анодного напряжения, чем и обеспечивается необходимый режим. Первые и вторые каскады питаются от отдельных стабилизаторов. |
|
Про RIAA цепь. Конденсаторы типа К71-7, емкостью 0,047 мкФ и 0,015 мкФ. Резисторы МЛТ-0.25 6,8 кОм подобранные по % разбросу. При этих данных характеристика RIAA цепи практически идеальна в обоих каналах. Что касается чувствительности, уровня фона и других параметров. |
При Uвх=0,5 В, Uвых =1 В на частоте 1 кГц. Rвх=47 кОм. Что касается соотношения сигнал/фон, то это оказалось самым узким местом. Вообще, в ламповых корректорах всегда уделяется много внимания и времени по борьбе с этим не столь приятным явлением. От питания накала постоянным током отказались, т.к. это не в лучшую сторону сказывается на звуке. |
Да и наличие фона зачастую связано не столь с переменным накалом, сколь большей частью от наводок идущих от других внешних источников помех. Но здесь решает компромисс. В нашем варианте удалось добиться соотношения уровня сигнал/фон порядка -50 дБ. С этим вполне можно мириться, если учесть, что у самых лучших виниловых дисков соотношение сигнал/шум редко превышает это значение. |
Анодные напряжения первых и оконечных каскадов Ua=+320B и Ua=+130-140B соответственно. Токи Ia=0,9-1мА и 10-15 мА также соответственно. Выходной трансформатор имеет Ктр=1. Намотка бифилярная в два провода. Попытки применить в каскадах резистивную нагрузку ни к чему хорошему не привели. Звук при этом становился вялым и очень скучным. |
Он просто умирал. Многих немного смущает применение аккумуляторов. |
|
Но практика использования такой схемы питания в лабораторном макете вот уже на протяжении двух лет показала их достоинство и пока еще не требовала подзарядки. Хотя у подобных аккумуляторов типа Ni-Cd, которые мы используем количество циклов перезарядки около 1000.
Несколько слов об источнике питания в данной конструкции. Он традиционен. Мост, П образный фильтр, емкость, дроссель, емкость, затем стабилизатор. Но дальнейшие эксперименты с источниками питания показали, насколько значительно он влияет на качество звука в целом и насколько звучание от этого зависит. Но об этом в другой раз. |
Владимир Стародубцев (ака Дед) |
|
|
|
Все права © 2003-2015. Разрешается использование любых материалов
при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|