| 
  
  
  
    
      
        | Ламповый фонокорректор RIAA - Tube | 
        Небольшой  экскурс в историю. Фрагментально.  | 
        Разумное неизбежно?  | 
        От Гегеля  | 
       
      | 
  
  
  
    | Театр. Кино. Телевидение. И так далее.  Считалось, что приход одного вида искусства  сможет заменить уже устоявшийся вид. Но всегда это оказывалось не так. Просто  одно начинает дополнять другое.  | 
  
  
    
      
          | 
        Нечто подобное происходит и со звуком, или  музыкальными произведениями, т.е. их сохранением, записью и пр. Постепенно все  это стало возможным благодаря технократическому развитию и возможности это  делать. Так появились граммофоны, патефоны, электрофоны, магнитофоны и,  наконец, цифровая запись.   | 
       
      
        Приход эры  цифровой техники, безусловно, поднял уровень записи звука на высокий уровень,  обеспечил высочайшую технологичность изделий бытовой техники и позволил  приблизить звучание записи концертного зала в домашних условиях.  | 
       
      
        Но как бы, не происходило, развитие  звукозаписывающий техники и технологии ее сохранения, переход от одного формата  на другой происходил не сразу и его подмена, скорее не заменяла, а дополняла  приход нового вида. При этом и появлялось что-то новое, но вместе с тем и  что-то терялось, как правило, на более эмоциональном уровне.   | 
       
      
        Так происходило и  происходит со спором лампа-транзистор, кино-телевидение, винил-цифра. Нет  сомнения, цифра подарила удобство и технологичность в эксплуатации бытовой  звуковой техники.  | 
       
      
        Однако даже при сравнительно несложных  прослушиваниях старых виниловых записей с современным цифровым проигрывателем часто  бывает не в пользу последнего. Правда, никто не сомневается и не собирается спорить  о том, что ренессанс неизбежен, но многие любители звука, имея в арсенале  прекрасную цифровую аппаратуру, с удовольствием приобретают аппаратуру и для  воспроизведения старого доброго винила.  | 
       
      
        А в этом стараемся помочь им мы, такие  же любители этого жанра, но имеющие возможность заниматься разработкой такой техникой.  Вот об этой технике и пойдет речь в этой статье.  | 
       
      
        Правда, разработкой фоно корректоров для  виниловых пластинок наше «КБ ТРИ В» занималось всегда, но такого повышенного интереса,  который возник сейчас к этой теме, после столь длительного господства цифры,  давно не наблюдали. Видимо многие почувствовали разницу между двумя этими  форматами.   | 
       
      
      
      | 
  
  
    Еще в период перестройки, когда цифра только начинала заявлять о  себе, нашим КБ был разработан и серийно освоен в производстве ламповый предусилитель  «Paradise», в  котором наряду с селектором входов, тембро блоком, регулятором громкости и  баланса и прочими фишками был встроенный RIAA фоно корректор.   | 
  
  
     | 
  
  
    Но время не пощадило  это изделие. Было выпущено порядка 200 штук   этих предов, но при отсутствие дальнейшего спроса  на это изделие было принято решение о снятие  его с производства.   | 
  
  
  
    
      
          | 
        Затем, через какой-то период, вновь  забрезжил рассвет для винила и RIAA  фоно корректор от этого изделия был оформлен в самостоятельное изделие и  производился в основном, только на заказ.  | 
       
      
        Затем, через  какой-то период, вновь забрезжил рассвет для винила и RIAA фоно корректор от этого изделия был  оформлен в самостоятельное изделие и производился в основном, только на заказ.  | 
       
      
        Но настали опять иные времена, и нам уже на  новом RIAA  витке пришлось взяться за очередную модернизацию прежнего варианта корректора.  Напомню кратко, из каких узлов состоял прежний вариант корректора.   | 
       
      
        Первый  каскад на лампе 6Н23П в режиме SRPP,  далее пассивная цепь RIAA  и оконечный каскад также на 6Н23П в режиме SRPP, затем выход через переходной  конденсатор. Источник питания традиционный. Мостовая схема выпрямителя,  фильтрация и прочие необходимые атрибуты для работы блока.  | 
       
      
      | 
  
  
    При подходе к разработке новой модернизации  корректора нам пришлось учитывать тот опыт подхода к выбору схемотехники,  который был приобретен в процессе разработки усилителей серии « Oberton» на лампах 6С33С и ГМ-70. Сюда можно  отнести и стабилизированное питание, и применение переходных трансформаторов и  прочих экспериментов, позволяющих как-то влиять на звук. Также было проведено  много прослушиваний по части выбора элементной базы.   | 
  
  
    
      
          | 
        Октальные лампы из-за  своего микрофонного эффекта не смогли конкурировать с пальчиковыми, да и не все  пальчиковые оказались готовы для этой цели.   | 
       
      
        Из многочисленных претендентов при  прослушивании наиболее подходящими, с нашей точки зрения, подошли 12АХ7,6С3П,  6С4П, а в источнике питания, стабилизаторе 6П14П, 6С19П, 6Н2П, СГ2П.  
          В выходном каскаде лампа 6С3П нагружена на  трансформатор. Первый каскад на 12АХ7 в режиме SRPP, затем пассивная цепь RIAA и через переходную ёмкость на  оконечный каскад.  | 
       
      
        Хочу остановиться на выборе режимов  каскадов. От фиксированного смещения отказались сразу. Объясняя это тем, что при  использования автоматического смещения страдает динамика,  чувствуется какая-то задержка сигнала. А вот  когда стал вопрос о фиксированном смещении, здесь пришлось перепробовать  различные варианты.   | 
       
      
        |   Формировали этот «минус» и от кремниевого стабилитрона и от  лампового стабиловольта, а остановились на пальчиковых аккумуляторах.  | 
       
      
      | 
  
  
    |   При этом,  чтобы обеспечить необходимый рабочий режим ламп в стабилизированном источнике  предусмотрена регулировка анодного напряжения, чем и обеспечивается необходимый  режим. Первые и вторые каскады питаются от отдельных стабилизаторов.  | 
  
  
    
      
          | 
        Про RIAA цепь. Конденсаторы типа К71-7,  емкостью 0,047 мкФ и 0,015 мкФ. Резисторы МЛТ-0.25 6,8 кОм подобранные по %  разбросу. При этих данных характеристика RIAA цепи практически идеальна в обоих  каналах. Что касается чувствительности, уровня фона и других параметров.  | 
       
      
        При Uвх=0,5 В, Uвых =1 В на частоте 1 кГц. Rвх=47 кОм. Что касается соотношения  сигнал/фон, то это оказалось самым узким местом. Вообще, в ламповых корректорах  всегда уделяется много внимания и времени  по борьбе с этим не столь приятным явлением.  От питания накала постоянным током отказались, т.к. это не в лучшую сторону  сказывается на звуке.  | 
       
      
        Да и наличие фона зачастую связано не столь с переменным  накалом, сколь большей частью от наводок идущих от других внешних источников  помех. Но здесь решает компромисс. В нашем варианте удалось добиться  соотношения уровня сигнал/фон порядка -50 дБ. С этим вполне можно мириться,  если учесть, что у самых лучших виниловых дисков соотношение сигнал/шум редко  превышает это значение.  | 
       
      
        Анодные напряжения первых и оконечных  каскадов Ua=+320B и Ua=+130-140B соответственно. Токи Ia=0,9-1мА и 10-15 мА также соответственно.  Выходной трансформатор имеет Ктр=1. Намотка бифилярная в два провода. Попытки  применить в каскадах резистивную нагрузку ни к чему хорошему не привели. Звук  при этом становился вялым и очень скучным.  | 
       
      
        Он просто умирал. Многих немного  смущает применение аккумуляторов.   | 
       
      | 
  
  
    Но практика использования такой схемы питания  в лабораторном макете вот уже на протяжении двух лет показала их достоинство и  пока еще не требовала подзарядки. Хотя у подобных аккумуляторов типа Ni-Cd, которые мы используем количество  циклов перезарядки около 1000. 
    Несколько слов об источнике питания в данной  конструкции. Он традиционен. Мост, П образный фильтр, емкость, дроссель,  емкость, затем стабилизатор.  Но  дальнейшие эксперименты с источниками питания показали, насколько значительно  он влияет на качество звука в целом и насколько звучание от этого зависит. Но  об этом в другой раз.  | 
  
  
    | Владимир Стародубцев (ака Дед) | 
  
  
  
  
    
      
         | 
         | 
         | 
        Все права   © 2003-2015. Разрешается использование  любых материалов 
          при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/   | 
         | 
        +7 (926) 906-6548  | 
       
      
         | 
        +7 (495) 771-2800  | 
       
      |