Статьи и публикации Поиск иллюзий
Алиса в стране Hi-End, или Поиск иллюзий
Александр Гайдаров
Жизнь прекрасна, но... удивительна! (виртуально-метафорическая метаморфоза аксиомы М. Горького, придуманная филологом Бестаевой Л.К. в 1967 г.).
Чудненько, однако, устроен этот мир. Вспоминаешь, казалось бы, события жизни, нанизанные на время, словно бусы на нитку, а в памяти вместо фактов всплывают ощущения: тепла и ласки от маминых рук и голоса, свежести раннего летнего утра, завораживающе-щемящих звуков трофейного аккордеона, чудесных своей непредсказуемостью мелодий приемника "Рекорд", принесенного на выходной отцом с работы, с трехлитровой банкой воды вместо антенны.
Александр Сергеевич Гайдаров
Только сейчас, на пике лет, начинаешь понимать, что память хранит не столько события и их порядок, фиксируемые сознанием, разумом, мозгом, сколько ощущения, вызвавшие душевный отклик. С возрастом наивность и открытость души, как правило, значительно уменьшаются.
Люди воспринимают этот духовный голод как убыстрение течения времени и ухудшение качества деталей и сторон окружающего мира и, хотя объективно событийный ряд становится все насыщеннее, вспоминать почти не о чем.
Лишь две тесно взаимосвязанных черты духовности развиваются всю жизнь: любовь и культура, важнейшей составляющей которой является музыка. Против отрицательных внешних факторов воздействия в душе с возрастом возникают защитные бастионы, но музыка, когда она продукт душевного потребления, поступает к месту назначения абсолютно беспрепятственно.
С эволюционно-биологической позиции непонятно, зачем и за что человечество как вид получило от природы этот уникальный подарок - слуховая информационно-защитная система "по совместительству" стала основным каналом чисто душевного общения людей, в том числе сквозь время и пространство.
Этим культурно-духовным содержанием обусловлена и совершенно особая роль электроакустики среди других научно-технических областей и дисциплин.
Электроакустика должна, не проявляя себя ничем, обеспечить регистрацию, хранение, передачу и воспроизведение не просто информации, но - духовной пищи. Hi-End, как претендующее, если не на идеальность, то уж на предельность качества, пытается реализовать нехитрый алгоритм "ни прибавить, ни отнять".
Воспроизведение должно создать у слушателя иллюзию оригинала. Таким образом, как прекрасно понимает наш искушенный и любознательный читатель (другие-то не дочитали до этого места, их уже днем с огнем не сыщешь в окрестностях этих рассуждений), преамбула исчерпана, начинается суть.
Что до Алисы - так это и есть символ здоровой любознательности и самостоятельности мышления нашего читателя, ради которого это все пишется.
Зачем вообще люди пишут в рекламно-техническую прессу? Их привлекает жажда популярности и саморекламы, зуд графоманства, погоня за гонораром, стремление себя показать да и сойти за умного? Продвижение товара на рынок? Признаюсь, что данная публикация преследует почти безнадежную некоммерческую цель: впервые поделиться с читателями не еще раз отлакированным фасадом потемкинской деревни современной электроакустики, а причудами и странностями действительной проблематики на современном уровне. Предупреждаю: это не общепринятое устоявшееся знание, подобное мертвым языкам, а предметы современного исследования проявлений, противоречащих или необъяснимых с позиций официально общепринятого миром круга представлений. Тем самым автор вызывает на себя огонь критики и недоверия, одновременно получая возможность гласного обсуждения поднимаемых вопросов. Одно другого, право же, стоит!
electroacoustics
Ну, а теперь - к сути, тем паче, что матушка-природа тут здорово постаралась! Так что же нельзя ни прибавить, ни отнять, да еще - с какой точностью. Сначала вводная общая часть. Любая техника опирается на науку, а наука начинается только там, где есть повторяемость, подтверждаемая метрологией.
Любая техническая наука решает лишь два типа задач: анализ и синтез. Анализ ретроспективно объясняет наблюдаемое, синтез позволяет создавать перспективные устройства с наперед заданными потребительскими свойствами.
Если технические устройства удовлетворяют не физиологические, а такие эстетико-эргономические потребности, как электроакустика, свойства конечного продукта устройства метрологически оценивают минимально достаточным набором параметров, а допустимые отклонения значений указанных параметров от оригинальных обеспечивают на уровне, хоть чуть, но ниже психофизиологических порогов восприятия.
Понятно, что психофизиологические пороги восприятия отличий параметров исследуют статистически с привлечением слушателей различного возраста, специализации, квалификации, образования, слухового опыта (смотри первоисточники). Формально именно так и обстоит дело в электроакустике. И, вот внимание: теперь настало время разбираться с традиционно-стереотипными заблуждениями.
Заблуждение первое, основное и общепринятое, гласит, что громкоговоритель воспроизводит подаваемый на него с усилителя сигнал почти без изменений. К потерям относят лишь ограниченность диапазона эффективно воспроизводимых частот и неравномерность АЧХ (коэффициента преобразования) в этом диапазоне, а к незапланированному прибытку - обогащение спектра его же гармониками (нелинейные искажения).
Нисколько не умаляя общности, можно сформулировать этот стандартизованный технический подход в терминах физики колебательных процессов так: исчерпывающей мерой качества электроакустического преобразователя считают степень спектрального соответствия выходного сигнала входному в установившемся режиме.
Поэтому Фурье-анализ спектрального соответствия выходного акустического сигнала входному электрическому обретает роль абсолютного (необходимого и достаточного) средства инструментальной экспертизы качества громкоговорителя - впрочем, как и любого другого узла электроакустического тракта.
звуковосприятие
Отсюда - естественный шаг в сторону психофизиологии звуковосприятия, каковы же статистические пороги различимости для разных границ диапазона воспроизводимых частот, неравномерности АЧХ и коэффициента гармонических искажений? Вся электроакустика прошла путь этой логики, зафиксировавшись в международных стандартах.
Парадоксально, но само по себе появление и развитие категории Hi-End, ориентирующейся на приоритет субъективной экспертизы качества звучания в пику несостоятельности результатов объективной инструментальной экспертизы является яркой и недвусмысленной иллюстрацией кризиса теории.
Да и в самом деле, непреложным признаком достаточности теории является способность к абсолютной оценке качества технического объекта и возможность расчетно-теоретического синтеза, пусть за большие деньги, такого объекта с заданными потребительскими качествами.
Однако здесь мы сталкиваемся со вторым заблуждением, которое, возможно, и неосознанно, внедряется рекламодателями в сознание потребителей. Гласит оно, что Hi-End - это искусство достаточного. Цена и качество эквивалентны. Продукция давно и уверенно перешла грань ощутимости ее отличий от идеала и дальнейшее ее совершенствование практически нецелесообразно.
Боюсь, что крамольность текста создает впечатление, что я перегибаю палку. Но обратимся к фактам недавней истории: отель Балчуг-Кемпински, Hi-Fi-шоу 1996 г, семинар-встреча с идеологами фирм Krell и Sonic Frontiers.
Представитель фирмы Krell заявляет, что создаваемые фирмой усилители предполагают удовлетворение потребностей самых претенциозных потребителей лет эдак на тридцать - тридцать пять.
Странно, но это второе заблуждение совершенно естественно и непротиворечиво уживается в голове этого, же человека с взаимоисключающим третьим: человеческое ухо - настолько совершенный измерительный прибор, что измерительная техника вообще никогда не сравняется с ним.
Но позвольте, ведь общеизвестно, что частотный и динамический диапазоны микрофона многократно шире, чем у уха, а общеизвестные среднестатистические кривые равной громкости вообще снимают вопрос об абсолютных измерениях. В среде квалифицированных физиков-экспериментаторов особым авторитетом пользуется умение грамотной постановки и интерпретации физического эксперимента.
Jean Baptiste Joseph Fourier
Насколько корректны вопросы, настолько бестолковы и неоднозначны ответы. Дело не столько в качестве измерительной аппаратуры, сколько в метрологии.
Если измерять не то, что надо, а то, что умеем, да еще и успокаивать себя заклинаниями типа априорно-аксиоматичного "посчитаем громкоговоритель линейной и инвариантной относительно времени системой", то и полное фиаско результатов инструментальной экспертизы, в сравнении с субъективной, можно списать на несовершенство аппаратуры.
Но ведь методика не падает с неба, а обеспечивает концепцию, придуманную нами же. Если, вопреки опыту и очевидным иллюстрациям (см. выше), Фурье-соответствие в пределах порогов ощутимости различий недостаточно для гарантий субъективного качества звуковоспроизведения, значит что-то важное осталось за кадром.
Смешно, но факты, явно указующие на утерянную львиную долю инструментального представления свойств электроакустического объекта, известны специалистам уже более полувека! Но каков труднообъяснимый казус?! Создание студийного магнитофона в свое время позволило исследователям с помощью ножниц и клея оценить относительную важность атаки, поддержки и затухания музыкальных звуков.
Оказалось, что без атаки звуки разных музыкальных инструментов не распознаются даже самими музыкантами, что абсолютно противоречит самому определению понятия "тембр" - присущий конкретному источнику индивидуальный спектр звуковых колебаний. Вот вам и четвертое заблуждение.
Однако приоритет атаки переходных процессов в распознавании музыкальных образов не только не привел к перевооружению метрологии, но напротив, мы до сих пор наблюдаем абсолютно нецелесообразное вербальное представление переходных процессов в установившихся терминах.
Например, "особенно критичны" искажения быстрых изменений мгновенного спектра в начальный момент музыкальных звуков. Во время переходных процессов спектр имеет вид непрерывной сплошной картинки с бесконечным числом спектральных составляющих, однозначно связанных во времени, то есть и по фазе, и может быть представлен интегралом Фурье.
В установившемся режиме спектр не шумовых сигналов дискретен, содержит конечное число частотных составляющих (по крайней мере, в слышимом диапазоне), может быть представлен рядом Фурье и на слух, согласно так называемому слуховому закону Ома, некритичен к фазе частотных составляющих. Здесь имеют место, по крайней мере, два стереотипных заблуждения.
Georg Simon Ohm
Первое - что если из полного представления, включающего временное и частотное о свойствах любого звена тракта, выбросить временную (фазовую) часть, оставшаяся спектральная, приведенная к установившемуся режиму, станет не только более наглядной (спишем это на экстравагантность вкуса декдаранта-пропагандиста от метрологии), но и более содержательной? Ну, это уже что-то из махровой схоластики! Каким образом часть чего-нибудь целого может оказаться содержательнее, то есть информационно богаче, чем само это целое, невозможно понять с позиций логики, науки, истории. Остается только мистика и слепая вера, однако, какое отношение эти направления ухода от действительности имеют к метрологии, - совершенно непонятно.
Второе заблуждение относится к вышеупомянутому слуховому закону Ома. В атаке звуков, повторюсь, подобие сигналограмм требует, кроме спектрального, еще и временного соответствия, так что фазовая не критичность слуха к сигналам в установившемся режиме никого особо не волнует из-за вторичной роли поддержки - того самого пресловутого квазиустановившегося режима.
В этой истории еще более странно выглядит как список фигурантов (Георг Симон Ом и небезызвестный Гельмгольц), так и косвенные (из нашей звуковой прессы) данные о времени, когда этот закон был сформулирован (начало ХХ века). Дело ведь в том, что Ом был физиком-электриком, умер в 1854 году, и как физик изучал и формулировал объективные законы неживой природы (U=I*R).
Гельмгольц жил несколько позднее 1822 - 1910 гг., но тоже до появления электроакустики, занимался резонансными явлениями (резонатор Гельмгольца). Трудно, если вообще возможно, представить себе постановку и оснащение эксперимента для подтверждения предполагаемой психофизической закономерности, относящейся к живой природе, то есть требующей статистических методов проведения и обработки закономерности. Да и средства акустического контроля соотношения фаз между спектральными компонентами в то время просто отсутствовали.
Положим, что Ом воспринял этот закон свыше, как откровение или чудо, но ведь современным специалистам хорошо известно, что представление об ухе как об анализаторе спектра не способно объяснить чрезвычайно малое время.
Необходимое для распознавания сигналов, противоречащее теории, согласно которой опознавание спектра требует тем большего времени, чем шире спектр поступающего сигнала (смотри у Анерта). Как же сказывается пренебрежение такой, казалось бы, малостью, какой является фаза на переходных процессах, которые, оказывается, крайне важны для распознавания музыкальных образов. Нет ли здесь скрытого заблуждения?
Music and sounds
Далее хотелось бы подробнее коснуться целой группы стереотипных заблуждений, касающихся временной области представления сигнала. Это - вопросы, которые традиционно стремятся исчерпать через частотно-фазовые характеристики элементов тракта, и через их частотную зависимость группового времени задержки.
Начать следует с того, что у физиков существует понятие инвариантности представлений физического объекта, означающее, что любое правильное и полное представление физического или технического объекта - равноценно. То есть ответ в решении любой физической задачи не может зависеть от способа решения и может отличаться только степенью полноты.
В технической электроакустике существует негласное упрощающее необоснованное предположение, что спектральное представление свойств объекта в установившемся режиме равноценно временному. Базируется это представление на понятии минимальной фазности, суть которого восходит к однозначной связи частотных и переходных характеристик электрической фильтровой системы - четырехполюсника, составленной из произвольного числа последовательно включенных элементарных звеньев частотной дискриминации.
Однако здесь не просто кое-что не так, а по сути, все не так. За ограниченностью места и предполагаемого интереса у подавляющей части аудитории, придется изложить только опорные тезисы, оставив детальное обсуждение с заинтересованными специалистами до личных встреч.
the energy of the wave packet
Временное представление - зависимость значений сигнала от времени на репрезентативных сигналах (например, (sin x)/x) - способно исчерпывающе описывать свойства преобразователя, в том числе и в спектральном смысле, во всех (!) режимах. Обратное - неверно: спектральное представление преобразователя в установившихся режимах не может однозначно представить свойства объекта во временной области. Фазовая характеристика объекта в установившемся режиме - свидетельствует о временном сдвиге спектральных компонент, хотя в звуке этот сдвиг не очень важен, а вот как это отражается на переходных процессах, однозначно восстановить, или пересчитать нельзя.
Групповое время задержки - энергетическое понятие, пришедшее из квантовой электродинамики, где оно играет определяющую роль. Оно соответствует скорости распространения центра тяжести энергии волнового пакета.
Для звука важна не энергия волнового пакета, а деформация сигналограммы начального переходного процесса - атаки, а это, как говорят в Одессе, "две большие или четыре маленькие разницы". Вообще задача звуковоспроизведения, как любого воспроизведения, чего бы то ни было изначально данного, состоит в копировании этого данного.
При копировании возможны только три вида несоответствия копии оригиналу: масштабное несоответствие (чуть громче или тише), сдвиг во времени на постоянную для всех сигналов и их компонент величину, и, наконец, допороговые искажения взаимно независимых (ортогональных) параметров сигнала из числа минимально достаточной их совокупности для исчерпывающего представления свойств объекта. (Прошу извинить за стиль - наука требует жертв).
Постоянство времени задержки обеспечивается только прямолинейными фазочастотными характеристиками, проходящими через начало координат и лежащими в первом квадранте.
Крутизна прямых определяется величиной времени задержки, К сожалению, ни фазочастотные характеристики входного электрического сопротивления акустической системы (подаем - напряжение, а действует - ток), ни изофазные на частотах выше основного резонанса фазочастотные характеристики скорости вынужденных колебаний звуковых катушек, запаздывающие на 1/4 периода относительно вынуждающих сигналов, принципиально не изохронны.
crossover networks
Кроме того, в системах стоят разделительные фильтры, выделяющие полосовые сигналы безо всякой оглядки на постоянство и разницу времени прохождения сигналов в их полосах прозрачности. Разнотипность и неодинаковость порядка фильтра на одной и той же сшивке, особенно с учетом реактивности электрического сопротивления головок, - весьма частое явление.
Хуже того - фильтры фильтруют только установившиеся спектры, пока сигнал не успел обнаружить свою периодичность (опять атака!), фильтр не может его распознать и отфильтровать; к тому же низкочастотным огибающим даже узкоспектральных сигналов (снова атака!) фильтры совершенно не препятствуют. Так что бытующее представление о фильтрах, как об узле акустической системы, не приумножающем число кардинальных проблем в корне неверно.
С фазой, фазировкой головок связана еще одна подтасовка. Конструкторы знают - второй порядок фильтра переворачивает фазу, среднечастотник надо включать в противофазе с низкочастотником, тогда на АЧХ будет все тип-топ. Но ведь фаза - это время. Одно полосовое звено работает на четвертьпериодное опережение, другое - на такое же запаздывание.
Значит, на первую полуволну отработает первое звено, а на втором полупериоде, если он есть в сигнале, к нему подключится второе звено, отрабатывающее в противофазе свой первый полупериод. Занятно, не правда ли: с блеском используется неразличимость периодов и зеркальная симметрия синусоиды через полпериода.
Но ведь мы уже удивлялись тому, что эта идиллия установившихся процессов маловажна для музыки. На переходных же процессах остается с сожалением констатировать неуместность всех теоретических "если". Громкоговоритель принято рассматривать в инженерной электроакустике как некую смесь минимально - и не минимально фазовых систем, при этом первичное излучение считают продуктом не минимально фазовой части (только что мы увидели полную несостоятельность этого в силу параллельности полосовых процессов преобразования), а повторные сигналы, порожденные отражениями сигналов в электрических и звуковых сигналах, рассматривают как не минимально фазовую аддитивную часть. Комментарии, как говорят, излишни. Если цель в самообмане, то она успешно достигается!
electromechanical parameters
Любопытно, но особенности АЧХ АС, получаемые из импульсных характеристик, очень похожи на получаемые при медленном изменении частоты, однако сверки, проведенные на Vandersteen-II и Triangle, показали, что в итоге можно упустить общий наклон АЧХ в 12 дБ на четырех октавах (Triangle) или неравномерность АЧХ в + 4,5 дБ, против + 0,75 дБ в среднечастотном регистре. Так что импульсные характеристики могут дать, а могут и не дать результаты, отличающиеся от основной методики в пределах случайной кратковременной ошибки средств измерений (0,4 дБ) согласно требованию МЭК (582 публикация) для методик измерений параметров, альтернативных основной.
Теперь о группе заблуждений, которые восходят к теоретическим анналам. Аксиоматично утверждается, что идеален точечный излучатель. Точка - математическое, а не физическое понятие. Исчезающе малый размер в акустике, работающей с молекулярной средой, означает малость размеров возбудителя либо по сравнению с размером молекулы (из чего он сам-то сделан?), либо с межмолекулярным расстоянием. В любом случае при такой концентрации мощности взаимодействия процесс будет явно нелинейным (скорости, температуры и давления будут сопоставимы или многократно превышающими атмосферные). Так что эта идеальность - чисто умозрительная.
Далее - идеальный излучатель в виде пульсирующей сферы. Казалось бы, что-либо возразить трудно, однако, и это не так. Среди видов искажений, свойственных электромеханоакустическим преобразователям давно и широко известна доплеровская интермодуляция, которую иногда ошибочно считают разновидностью нелинейных искажений. Это - чисто параметрический процесс, не связанный с амплитудной и частотной линейностью преобразователя. Так как поверхность пульсирующей сферы движется в направлении излучатель-слушатель, доплеровская интермодуляция неизбежна, а ее разночастотные продукты могут быть слышны до порога слышимости (-110 -120 дБ).
Если ваша система параметров ортогональна и минимально достаточна, то снизить пороги ощутимости неприятностей, независящих от других им подобных, вам вряд ли удастся без изменения геномов почти всех (кто слышит искажения) людей.
b
Наконец в теории Тиле-Смола-Бенсона и в расчетах сопротивления излучения используется идеализированный поршневой режим работы излучателя. Такое приближение вполне оправдано на низких частотах и вполне адекватно в рамках решаемой теорией задач формирования низкочастотной границы АЧХ преобразователя. Однако (автор сам прошел через это) представление о том, что погоня за жесткостью и легкостью диффузора даст качественный звук, не оправдалась - во весь рост встала проблема добротности собственных колебаний структуры диффузора, как источника паразитных излучений, вызываемых каждым переходным процессом. Еще одно поразительное заблуждение. В "Основах акустики" (перевод 1976 г.)
Скучик пишет, что многокомпонентный громкоговоритель, составленный из двух десятков обычных одинаковых головок с собственным резонансом на 100 - 160 Гц, прекрасно воспроизведет 20 Гц и обеспечит замечательную переходную характеристику.
Непринужденность и кажущаяся очевидность этого заявления, помноженная на авторитет автора фундаментальной монографии, опровергает физику колебательных процессов: синхронно возбуждаемые, сильно связанные идентичные колебательные системы имеют то же соотношение упругости к массе, поэтому-то связи между ними (через воздух) не нагружены, поэтому несущественны, а электромеханоакустический преобразователь, основой которого является колебательная система, на частотах ниже частоты основного резонанса теряет эффективность преобразования с крутизной не менее 12 дБ/окт.
Ну, и наконец, заканчивая техническую и переходя к информационно-психологической области, обратим внимание, что в некоторых публикациях разработчики, например, ЦАПов хвалятся тем, что вместо борьбы с искажениями снижают их заметность. Здесь мы встречаемся с характерной приметой времени - подменой причины следствием, объективного - субъективным и т.д.
Другое дело, если вы имеете дело с несамостоятельным видом искажений, составленным из нескольких самостоятельных, тогда, пользуясь запасом запредельности одного из составляющих видов, можно уменьшить, загнать за предел другой, увеличив первый в пределах его порога восприятия. Однако и это, по сути, борьба с искажениями тракта, а не с их заметностью людьми, то есть не борьба с людьми. Вот до какого самоубийственного итога может довести стремление к оригинальности саморекламы и логическая неряшливость.
Теперь обратимся к мифам, порождаемым информационной средой. Внимаешь средствам массовой информации и не перестаешь удивляться прелестям жизни и замечательным, совершенно уникальным свойствам каждой из рекламируемых жвачек, зубных паст, памперсов и прокладок, шампуней и бумбоксов "со звуком вокруг" и оглушительно чисто звучащих мини комплексов. Ну, зачем теперь вообще нужны режиссерские и театрально-дискотечные громкоговорители, когда есть такие мощные "прекрасные" бумбоксы и мини комплексы? А чуть разобравшись, понимаешь, что основные принципы "дикой" рекламы: молчи, как партизан, о недостатках, хвались достоинствами, пусть даже мнимыми.
Работай на сногсшибательнie своей нелогичностью несовместимости фiрмы и содержания. В итоге рекламное мошенничество в особо крупных размерах становится ненаказуемым, как и крупномасштабная уголовщина или предвыборные обещания кандидатов в госчиновники. Позже мошенники легко уходят от ответственности, ссылаясь на непреднамеренное невежество. Реклама в открытую, по-хамски, игнорирует интеллектуальные способности потребителя. Очень показательны в этом плане откровения идола попсы Богдана Титомира перед В. Познером: "Пиплы хавают, значит им это нравится". Таким образом, мы имеем то, против чего активно не возражаем. Массовая агрессивная реклама возможно поэтому, часто получает результат, обратный задуманному: завидя рекламную паузу, мы рефлекторно переключаем программу, даже под страхом смерти стремимся обойтись без рекламируемых товаров, явно хуже или пренебрежительно относимся к кумирам, позволившим рекламодателям поставить на одну доску их талант с блеском корней волос, отсутствием перхоти или сытностью Сникерса. Реклама в специализированной прессе, пожалуй не вызывает такого острого раздражения, но горечь осадка и глубокий скепсис от алгоритма "не обманешь - не продашь" - остается.
Сама пресса повсеместно и настойчиво внедряет в умы читателей идею о прямо-таки сказочном научно-техническом превосходстве зарубежных товаропроизводителей, в том числе над отечественными научными кадрами, начисто забывая, что костяк зарубежной научной элиты - математики, физики, программисты в США - это эмигранты из Союза. Другое дело, что там есть условия для самореализации творческого потенциала научных кадров, а здесь на них мало того, что плюет правительство, так и СМИ норовят лягнуть, хотя бы и косвенно. Хочется спросить, сами-то вы, распрекрасные эксперты и спецы, откуда родом-то и образованием? Где и с кем собираетесь жить? Читатели хотят услышать от вас рекомендации, советы, свежую информацию, короче, считают СМИ объективным и беспристрастным судьей. По большей части эти надежды беспочвенны. Журналы живут на деньги рекламодателей. Рекламодатели у нас - это дилеры, то есть продавцы. Написать плохо о рекламируемом продукте нельзя, реклама уйдет к другому, не такому привередливому и совестливому издателю. Поэтому вся шкала ценностей сдвигается вверх - минимальная оценка: неплохо, хотя есть ряд несущественных замечаний. Язык экспертизы становится эзоповым: читай не в строках, а между, а для неискушенного читателя, каких тьма-тьмущая, пресса из источника объективной информации становится источником дезинформации.
Выходом из положения мог бы стать независимый журнал, финансируемый, например, обществом потребителей, но у последнего пока таких средств нет, а госбюджету пока явно не до объективности рекламы, особенно зарубежных товаров. Ну, уж раз речь пошла об экспертах, иной раз диву даешься, как детально, полно, любовно и пафосно описываются технические прелести того или другого зарубежного продукта, как безупречна логика технической стратегии и тактики товаропроизводителя-рекламодателя. В следующем номере тот же автор хвалит другое изделие за то, что невольно противопоставлял достоинствам предыдущего. Создается впечатление, что дай автору в руки инструмент и материалы и он сделает такое, что не только наших, но и всех зарубежных идеологов и товаропроизводителей за пояс заткнет. Однако создать впечатление крутости понимания сути и создать звучащий продукт - это совсем не одно и то же. Судить-то нетрудно, это ведь всего-то критика прототипа - попробуй-ка проверить, останется ли дееспособным сухой остаток после отсева плевел методом исключения. Ведь ссылка на прошлые достижения и заслуги - необходимое, но, к сожалению, недостаточное условие, чтобы и сегодня называться Личностью, творцом, реализующем свою сверхзадачу, поставленную Творцом всего сущего.
Вот и мне, пожалуй, пора от слов - да к делу, а всем дочитавшим этот непростой опус - моя глубочайшая признательность.  
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2013. Разрешается использование материалов при указании живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800