Статьи и публикации Повесть о деревянном человеке
Александр Князев
Журнал «Салон АВ»
Александр Князев
Впервые мы встретились с Александром Князевым в 1998-м на выставке "Российский Хай-Энд". Тогда фирма "Два Товарища" показала несколько моделей колонок, искусно изготовленных из массива натурального дерева. Аккуратные, без щелей и зазоров корпуса, точеные ореховые рупора, тяжеленные подставки... Демонстрировалось все это великолепие под лозунгом "Акустика, с которой можно жить".
Помнится, что удивили даже не сами изделия, а любовь к дереву и увлеченность, с которой Александр рассказывал о своей работе с ним. Кстати, он профессиональный столяр-дизайнер, и его квартира может служить образцом современного деревянного зодчества пол, двери, оконные рамы и почти вся мебель сделана собственными руками.
Но главным в своей жизни он все, же считает музыку, и поэтому постоянно пребывает в поиске - задумывает или осуществляет очередной аудиопроект. Мы попросили Сашу поделиться своими секретами, для чего пригласили его в редакцию, включили диктофон и почти полтора часа не перебивали. Ниже приводится сокращенная и слегка отредактированная запись его монолога.
Колонки я делаю со школьной поры, стало быть, уже около двадцати лет. Некоторые из них, на динамиках 8ГД-1 и 4ГД8Е, до сих пор живы и развлекают моих товарищей. Помимо аудио, был увлечен и авиамоделизмом, коим занимался во Дворце пионеров на Ленинских горах, поэтому научился хорошо чувствовать древесину как материал для различных поделок.
Семь лет назад начал заниматься столярным делом всерьез, намереваясь им кормиться. Что касается нашей темы, то по натуре я, скорее меломан, нежели аудиофил - предпочитаю слушать музыку, а не аппаратуру. Года три назад мы познакомились с Артемом Фадеевым, который тогда по пониманию ламп был на уровне, не достижимом для многих других самодельщиков. Дело в том, что звучание лампы или динамика невозможно предугадать по цифрам и графикам, его нужно чувствовать.
Мне тоже нравился ламповый звук, я тогда души не чаял в своем "Прибое", а поскольку акустику и усилитель надо разрабатывать как одно целое, мы начали работать вдвоем. Так что Артем, как инженер, разрабатывает усилители, а я, сугубо деревянный человек - колонки.
high end
Сейчас много пишут о суперсовершенных цифровых источниках, о новых форматах и их перспективах. Мне кажется, что все это пустые разговоры до тех пор, пока у человека нет подходящей акустики, доставляющей ему удовольствие. Прослушивание музыки - это общение с искусством, артистами, и здесь колонки исполняют роль посредника.
Разумеется, важно их согласование с усилителем, а также провода и другие аксессуары, с помощью которых можно вырулить звук в нужном направлении. И только реализовав потенциал этих звеньев, имеет смысл вкладывать деньги в дорогой источник или переходить на новый формат. В противном случае вы просто не услышите разницу. Из старых радиолюбительских справочников известно, что любой НЧ-усилитель рассчитывается и настраивается с конца, т.е. от выхода к входу. На мой взгляд, это абсолютно справедливо и для всего музыкального тракта в целом. Сначала нужно найти "свои" колонки, потом под них подбирать усилитель, затем акустические кабели и лишь после этого приобретать источник.
Теперь о деревяшках. Когда я стал заниматься деревом профессионально, то начал о многом задумываться. В то время я часто ездил за границу и присматривался, как сработаны колонки Sonus Faber, Cnario, Zingali и т.д. - в Италии с деревом не балуются, а работают по-настоящему. Это меня страшно заинтересовало, захотелось что-нибудь сделать самому.
Тут как нельзя, кстати, подвернулся заказ от одного знакомого, который принес готовый чертеж и попросил изготовить небольшие колонки с корпусом из дубовых щитов. Я, не долго думая, просверлил, где надо, склеил, отшкурил... и через несколько месяцев мне принесли их обратно. Меня это зацепило - как же так, я столяр, конструктор, о дереве знаю почти все, и вдруг не получилось. И лишь потом понял - любую вещь нужно самому выстрадать, полюбить, и не важно, что это, стул, кровать или колонки, - тогда она изнутри светится. Ходил на выставки, смотрел, думал, пытался понять материал и процесс его обработки, совершенствовал инструмент. Рисовал, искал гармонию, учился чувствовать.
Сейчас у меня свой небольшой цех с промышленными станками и приспособлениями для отделки. Конечный этап, кстати, самый сложный в нашем деле. Изготовить деревяшку нетрудно, а вот придать ей красоту, чтобы людям нравилось и не было стыдно показать, не все умеют. Теперь я как папа Карло: сделанные мною вещи начинает жить собственной жизнью.
Дерево - самый древний строительный и поделочный материал из всех, когда-либо применявшихся за всю историю человечества. С тех пор, несмотря на появление огромного количества всевозможных искусственных полимеров и т.д., некоторые вещи по-прежнему делают только из дерева, музыкальные инструменты, например. И это не случайно. Музыка основана на гармонии, и это гармония природы, поэтому для ее извлечения необходимо применять природные материалы. Музыка - наркотик для людей чувствующих, воспринимающих ее в виде эмоций и ощущений, а не как определенный набор звуков.
И дерево по своей сути - живая и очень гармоничная субстанция, с которой мы живем бок обок очень давно, и любое взаимодействие с деревом очень благотворно для нас. Вы, наверное, знаете, что у каждого есть не только свой знак Зодиака, драгоценный камень, но и свое дерево. У кого-то пихта, у кого-то - дуб или рябина. Уверен, что ощущения человека, сидящего за настоящим деревянным столом на настоящем деревянном стуле, будут совсем не те, что у сидящего на пластмассе или металле. Над этим можно не задумываться или не замечать, но отрицать глупо, Я не верю в сверхъестественные и чудодейственные свойства деревьев, как некоторые экстрасенсы, но то, что оно способно во стократ умножить удовольствие, получаемое от музыки, - это точно.
Вот мы и подошли к колонкам. В этой очень сложной системе все играет свою роль - и динамик, и кроссовер, но самое главное здесь корпус. Важно не только, какой у него объем, форма, толщина стенок и т.д., но и из чего и как он сделан. В свое время, когда я изучал свойства древесины, то выпиливал дощечки из различных пород, стучал по ним и слушал, как они "поют". Возникала целая гамма эмоций, одних звуки успокаивали, другие были веселые и радостные с длительным "хвостом" послезвучий, некоторые отзывались тускло и глухо. Все эти свойства давно используются при создании музыкальных инструментов, особенно перкуссии, при проектировании же колонок в них можно заложить своеобразный регулятор тембра. Скажу даже больше - усилитель в корпусах из массива дуба и ореха будет звучать по-разному. Я доказал это экспериментально и уверен на 100%. Кто сказал, что усилитель - исключительно электрический прибор? Помимо чисто электронных компонентов, в нем "работает" все: и шасси, и корпус, и проводники... Их резонансы и колебания сказываются на звуке, поэтому всевозможные конуса и подставки иногда способны, заметно повлиять на певучесть аппарата. Особенно это касается ламповых усилителей, где звуковой почерк и самих ламп, и выходных трансформаторов очень зависит от демпфирования. Деревянный кожух способен гармонизировать многочисленные вибрации и колебания, возникающие в различных частях схемы вследствие различных переменных полей. Здесь же, кстати, лежит причина разного звучания конденсаторов - при одинаковых электрических характеристиках они могут иметь различные механические свойства. Некоторые, например, могут запросто "убить музыку". А корпус играет роль основного резонатора - либо усмиряет, либо усиливает все эти колебания.
В колонках же дерево начинает разговаривать в полный голос, и ни при каких обстоятельствах корпус из опилок, т.е. ДСП или MDF, не будет звучать так же, как сработанный из массива. Широко распространено мнение, что ящик АС должен быть абсолютно "глухим", поэтому их отливают из бетона, алюминия, каких-то компаундов, режут из камня. Этим конструкторы отбрасывают себя на много веков назад, в те далекие времена, когда была придумана первая тростниковая дудочка. Я считаю, что отказываться от использования природной гармонии просто глупо. Не так уж важно, по какой схеме построена акустическая система - одно - или шестиполосной, закрытый у нее ящик, фазоинвертор или дополнительный сабвуфер. Главное, чтобы акустика была гармонизирована. Вот наглядные примеры из смежной области. Отчего, ортодоксальные инженеры высмеивают господ Кондо, Сакуму (Японский конструктор-самодельщик ламповых усилителей), Квортрупа, а меломаны их боготворят? Они знают азбуку гармонии, без которой хорошо звучащий аппарат не построить, а понять ее может только личность одухотворенная, способная тонко чувствовать. Во многих случаях чувства заменяют знания, я уверен.
Но вернемся к колонкам. Как же заставить их звучать? Сейчас на рынке огромное количество динамиков, и басовиков, и среднечастотников, и пищалок. Казалось бы, чего проще - выбираем самые лучшие, находим в справочнике необходимые параметры, считаем по учебнику корпус и заказываем его столяру. Сборка и настройка такой системы займет ровно полдня, даже если не тропиться и делать перерывы на пиво. То, что наша колонка заиграет - один шанс из ста. Это будет просто счастливый случай, считайте, что мы просто угадали. Поэтому заявления типа "мы отлично подготовлены технически, используем для расчетов компьютер, и поэтому у нас все играет правильно" - полная чушь. Перед тем как приступить к очередному проекту, обычно раскладываю динамики на полу и слушаю, как они играют. Пытаюсь понять, подходят ли они друг другу, а самое главное - подходят ли они мне. Определив на слух их индивидуальные особенности, начинаю думать, чем можно притушить или выделить ту и ли иную доминанту. Колонка не должна работать динамиками и орать корпусом - она должна растворяться в пространстве и приносить радость. Любая вещь, сделанная с душой, - авторская работа, удачную же можно считать произведением искусства, т.к. растиражировать ее в больших количествах невозможно. Автор должен видеть в любой конструкции живое существо, которое нужно научить петь. А для этого надо знать, чего ты хочешь. К сожалению, из двадцати лишь один смутно догадывается, что правильно спаять и проверить напряжения в контрольных точках недостаточно. Такой подход оправдан в любой области электроники, но только не в Hi-Fi, и уж тем более, High End. У меня такое впечатление, что подавляющее большинство производителей "хай-фая", сделав его своим ремеслом, музыку тихо ненавидят. В их изделиях нет души. Я могу назвать несколько исключений, но они, скорее всего, получились случайно.
Но мы опять отвлеклись. Вернемся к родным осинам. Хвойные я вообще не рассматриваю, т.к. они предназначены для строительства и только. Предпочитаю работать с твердыми лиственными породами и с ценными, которые доставляют особое удовольствие. Начинал с дуба, бука и ясеня, т.е. наиболее распространенных. Дуб очень спокойный, он ближе к таким "мертвым" материалам, как ДСП, но гораздо лучше поглощает внутренние вибрации. Можно положить руку на мониторную колоночку, сделанную из дубового щита толщиной 25 мм, и даже при максимальной мощности вы не почувствуете ни малейших сотрясений корпуса. При простукивании вы услышите глухой, быстро затухающий звук. Поэтому если нужно, немного притушить чересчур "крикливый" усилитель или динамики с ярким, праздничным звучанием, то из доступных пород лучше дуба ничего не найти. Бук же, наоборот, жизнерадостен, наполнен энергией, приблизительно тоже самое можно сказать и о ясене. Последний более открыт, хотя может дать горбы на некоторых частотах. Это, очевидно, связано с его слоистой фактурой. Следующая по высоте категория - клен и орех, они более характерные, хотя и дорогие. Как ни странно, цена дерева почти всегда соответствует качеству его звучания, исключения составляют лишь какие-нибудь экзотические заморские сорта. Вот, например, орех, обладающий очень стабильными во времени свойствами. Из него делают приклады дорогого оружия, наиболее ответственные и декоративные элементы мебели. Это роскошное дерево, имеющее массу разновидностей, - мой фаворит. Оно обладает поразительной глубиной звучания. У ореха звук радостный, как у ясеня, но тонально более глубокий и богатый. Подобрав нужный сорт, можно найти любой звуковой оттенок. Клен с точки зрения эстетики мне очень нравится. Это светлая порода, и звук у него тоже легкий и светлый, но иногда он пронизывает, как кинжал. Пока я его не одолел окончательно - сделал несколько подходов, но решил на время отложить. По-моему, корпус колонки это 80% звука. В англоязычных журналах его часто называют cabinet, но иногда обозначают более точным словом - body. И от того, будет ли это тело здоровым и цветущим или вялым и больным, в большой степени зависит звучание.
Многое зависит и от состояния дерева оно должно быть правильно высушено, в ней не должно быть внутренних напряжений. От ствола, спиленного три месяца назад, гармонии добиться невозможно - древесина еще страдает, ей успокоиться нужно. Дерево лучше пилить зимой и сушить лет семь-восемь в естественных условиях - на открытом воздухе под навесом.
Но, как вы понимаете, в колонках дерево само не играет, оно лишь подпевает громкоговорителю и чтобы этот дуэт пел в унисон, его участники должны идеально подходить друг другу. Я признаю головки только с бумажными диффузорами, т.к. никакой полипропилен, спеченный алюминий или углепластик не "разбудят" дерево, не заставят его показать свою душу. А ведь только в таком случае мы услышим музыку, а не звуки. Если диффузор пластмассовый, звуки будут короче, чем нужно, если металлический - длиннее. Это мертвые материалы. Или кевлар - если нужно адекватно изобразить гром небесный или создать звуковое давление в 130 дБ то лучше ничего не найти, но у меня есть подозрение, что колонки делаются не для этого. Так что выбираем бумагу. Она может быть с пропиткой или без, есть определенная прелесть в тяжелых, толстых диффузорах. Диаметр звуковой катушки басовика должен быть как можно больше. На средних частотах тонально ярче, глубже и шире играет тонкая бумага. Я не знаю, чем объяснить, но по моим наблюдениям, более выразительно передают голос СЧ-головки с небольшой звуковой катушкой. Иногда смешные на вид старые динамики от довоенной радиолы играют так, что просто душа поет. И если еще как-то можно мириться с отсутствием в колонках глубокого баса, то без живой и легкой середины их просто не хочется включать. Магниты предпочитаю кобальтовые, чем это объяснить не знаю, просто слушаю и все. У меня есть несколько одинаковых динамиков Гагаринского завода, причем одни оснащены кобальтовыми магнитами, другие - ферритовыми. Сравнительное прослушивание показало, что кобальт дает больше эмоций, с тех пор ищу именно такие головки.
Высокочастотники в бюджетных колонках лучше ставить шелковые. Неопровержимый факт, и его никто оспорить не может: старые пищалки играют лучше новых. Объяснение этому я вижу одно, и оно не из области школьной физики. Просто все материалы с течением времени меняют свои свойства, и если динамик 50 лет подряд играл музыку, с каждым годом он звучит лучше и лучше. Не согласиться с этим могут только те, кто считает, что все усилители, провода и колонки играют одинаково. Но такие "специалисты" меня не интересуют, и не для них я все это рассказываю.
Теперь кроссоверы. Весь наш опыт говорит о том, что чем меньше деталей мы поставим на пути звука, тем будет лучше. Да, можно проиграть в крутизне спада, но всегда нужно помнить, что многополосная колонка - система, состоящая из сплошных компромиссов. Я лишь могу сказать, что каждая деталь на пути музыки отъедает от нее некоторую часть. Поэтому электрические фильтры должны быть первого порядка, но сочетаться при этом с акустическими способами согласования головок, что намного эффективнее и не наносит такого ущерба звуку, как кроссовер четвертого порядка в корпусе из опилок. Мы же имеем дело с нелинейными элементами, которые, помимо амплитудных и частотных, меняют и фазовые параметры. Здесь, как и во всем остальном, полагаюсь не столько на инжиниринг (хотя для грубых расчетов использую компьютерное моделирование), сколько на интуицию. С моими колонками люди живут уже по многу лет и радуются. К чему я это все рассказал? Чтобы вы поняли, что сами, своими руками сможете сделать для себя уникальную, хорошо звучащую вещь. Если захотите вникнуть в суть, конечно. Кроме того, общение с деревом, как и сама музыка, очень благоприятно влияет на людей, и это тоже факт - просто возьмите в руки какой-нибудь деревянный предмет, и вам станет значительно легче.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2011. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800