Статьи и публикации Портативные рекордеры
ЖУРНАЛ • ЗВУКОРЕЖИССЕР • 10 • 2010
Анатолий Вейценфельд
На заре радиовещания никто не говорил о прямом эфире, по тому, что все эфиры были прямыми, за исключением некоторых музыкальных передач, представлявших собой проигрывание музыкальных грампластинок перед микрофоном. А все речевые программы, театральные и многие музыкальные шли живьем – возможностей оперативной записи радиопередач, репортажей просто не было.
Stefan Kudelski
Несколько позже появилась запись на грампластинки для нужд радиовещания, но для быстрой работы это не годилось, не удобна была и фотографическая звукозапись, использовавшаяся в кинопроизводстве.
Только с распространением магнитной записи появилась возможность быстро записывать и монтировать радиопередачи самых разных жанров.
Однако тогдашние магнитофоны были стационарными и громоздкими, поэтому в случае необходимости вне студийной записи выстраивался длинный сигнальный тракт: микрофоны вне студии (на стадионе, в зале, на улице и пр.) подключались к специальным телефонным линиям, ведшим через ряд промежуточных устройств в радиостудию к магнитофонам.
Все это было не слишком удобно, функционально и оперативно, да и организация на месте события выездной студии (ПРС) была делом трудоемким и не дешевым. По этому, возникла необходимость в специальной записывающей аппаратуре для работы вне студии.
Конечно, для специальных целей миниатюрные записывающие устройства появились довольно давно. Вспомните эпизод из сериала “Семнадцать  мгновений весны”, когда шеф гестапо Мюллер дает Штирлицу миниатюрный катушечный магнитофон, что бы тот записал свою беседу в автомобиле с «партайгеноссе Борманом».
Однако создатели фильма были не совсем точны – подобные магнитофоны появились несколько позже, уже после войны.
Кстати, об одном из таких устройств было рассказано в нашем журнале («Полвека – проволочному носителю информации» Л. Лишин, «Звукорежиссер» 8/2006) и за эту уникальную статью автор, один из разработчиков первого советского «шпионского» магнитофона, получил премию Медиа союза «Чистая линия».
Nagra 4S
Но, то так называемая «спецтехника», а мы говорим о записывающей аппаратуре для телерадиовещания, кинопроизводства и т.п. Итак, развитие технологии магнитной записи и транзисторной базы позволило к концу 50-х годов создать достаточно компактные устройства для звукозаписи. Их можно было носить с собой, хотя, конечно, не в кармане, и при этом они записывали звук с достаточно высоким для того времени качеством.
Наиболее крупный  вклад в создание профессиональных портативных магнитофонов внесла швейцарская компания Nagra-Kudelski, основанная вначале 1950-х польским беженцем Стефаном Кудельским. Кстати, знаменитое, теперь, на весь мир слово Nagra – польское, и означает в данном контексте «воспроизведение записи».
Уже в 1960-е годы компания стала главным «законодателем мод» в этой сфере, а ее продукция – индустриальным стандартом.
Практически любая радиостанция, киностудия или телеканал пользовались портативными магнитофонами Nagra. За свои магнитофоны Стефан Кудельский четыре раза получал премию «Оскар» – в 1965, 1977, 1978 и 1990 годах.
Более того, магнитофон Nagra III да же стал “героем” известного фильма “Blow Out” с молодым Джоном Траволтой в главной роли. Вы можете не вспомнить его по названию, но наверняка видели. В этом фильме Траволта играет звукооператора, при шедшего ночью на берег реки с магнитофоном и микрофоном –  “удочкой”, чтобы записать звуки природы, и случайно ставшего свидетелем несчастного случая. Сопровождавшие инцидент звуки оказались записаны на «Нагру». Позже ему в руки попадает цикл фотографий с места происшествия, и, расположив их в хронологическом порядке на кинопленке и синхронизировав с ними фонограмму, герой фильма понимает, что это был не несчастный случай, а убийство. Узнав о его экспериментах, преступники начали охоту за пленкой и за самим звукооператором…
С тех пор характерная фигура звукооператора с миниатюрным магнитофоном на груди и микрофоном в руках или на “удочке” стала типичной для теле – кинопроизводства. И в нашей  стране продукция швейцарской компании была хорошо известна – ее закупали для киностудий и телевидения.
Одно из важных отличий портативных магнитофонов – возможность работы от аккумуляторов при условии обеспечения профессионального качества записи звука. Упомянутая Nagra, например, работала от 12 батарей типа D, занимавших всю площадь нижней панели под шасси магнитофона, и то хватало их ненадолго.
Nagra III
В конце 1960-х – на чале 70-х в продаже появились первые отечественные портативные катушечные бытовые магнитофоны. Внешне они  несколько напоминали «Нагру», и многие любители принялись записывать звуки вне дома.
Многие из них наивно полагали, что их устройства ни чем не отличаются от профессиональных, ведь они были так похожи! На самом деле отличия профессионального портативного  магнитофона от переносного бытового были существенными: запись в целях обеспечения высокого качества звучания велась на скорости не менее 19 см/с; на специальной дорожке прописывался тайм-код SMPTE (аналоговый LTC); равномерность и скорость вращения ведущего вала контролировались специальным электронным устройством для предотвращения детонации звука; магнитофон имел входы и выходы для сигналов синхронизации и мог работать как ведущим, так и ведомым с другими устройствами; разъемы для подключения микрофонов были симметричными на XLR и имели функцию по дачи фантомного питания для конденсаторных микрофонов; микрофонные предусилители были малошумящими и позволяли регулировать входную чувствительность в широких пределах.
Иными словами, профессиональный портативный магнитофон по качеству записи и функциональности был близок к студийному.
По мере распространения внестудийной звукозаписи в число пользователей профессиональных мобильных магнитофонов вошли уже не только звукооператоры, но и люди, не имевшие необходимой звукотехнической подготовки: журналисты, репортеры, ученые – путешественники, фольклористы, этнографы, биологи, работники правоохранительных органов и т.п.
В связи с этим в конструкцию портативных магнитофонов были внесены изменения – ряд функций был автоматизирован, упрощен или даже упразднен и, напротив, добавлены новые, например, автоматическая регулировка уровня записи (АРУ), избавляющая оператора от необходимости непрерывно контролировать уровень входного сигнала.
Технология теле и кинопроизводства подразумевает четкое разделение этапов и производственных операций, поэтому с помощью портативных магнитофонов производилась только первичная запись, а все последующие этапы (монтаж, обработка и т.д.) делались после перезаписи первичного материала с «площадки» на студийный магнитофон.
Необходимо отметить отличие профессиональных портативных магнитофонов для внестудийной записи от другого класса звукозаписывающих устройств – диктофонов и так называемых “транскриберов”. Эти аппараты используются журналистами, машинистками, секретарями и т.д. и относятся не к профессиональному звуковому оборудованию, а к оргтехнике. Главное отличие заключается в том, что звук, записываемый с их по мощью, предназначен не для дальнейшего публичного воспроизведения, а лишь для расшифровки текстов. Поэтому они записывают звук с качеством, достаточным лишь для разборчивости речи.
Sony DAT
К сожалению, иногда нетребовательные к качеству звука репортеры предлагают к передаче в эфир фонограммы, записанные на такой технике и с соответствующим качеством, а радиостанции пропускают эти передачи под предлогом "уникальности материала".
Развитие цифровой звуко– техники кардинально изменило и такие устройства, как портативные рекордеры.
В 1980-х компания Sony выпустила DAT-магнитофон размером с карманный кассетный плейер. Запись производилась на DAT-кассету с разрядностью 8 или 16 бит и частотой дискретизации 32 и 48 кГц, что позволяло сделать запись как с пониженным качеством и большой продолжительностью, так и с качеством компакт-диска, но более короткую. Вскоре за бытовой версией портативного DAT-магнитофона были выпущены и профессиональные, с симметричными XLR-разъемами, фантомным питанием, разъемом Word Clock, разъемами для синхронизации и др.
Однако журналисты, в отличие от музыкантов, редко работали с переносным DAT-магнитофоном.
Sony Mini Disc Recorder
Гораздо большую популярность у журналистов приобрел появившийся в начале 1990-х мини – диск, так же разработанный Sony. Запись на нелинейный носитель позволила производить монтаж фонограмм прямо в рекордере, что избавило репортеров от необходимости переписывать первичную фонограмму в компьютер и монтировать запись уже в нем. В минидиск –  рекордерах применялась умеренная компрессия с использованием фирменного психо– акустического алгоритма ATRAC, что давало возможность производить  запись с качеством, достаточным для аналогового FM– вещания.
Постепенно механические носители в цифровой записи уступают место твердотельным. DAT– кассета и мини –  диск уже практически в прошлом, но и жесткий диск сдает позиции флеш– картам и другим видам неподвижных носителей (т.н. СБИС). Использование неподвижных носителей позволяет сделать не только запись более надежной, но и сами записывающие устройства – более дешевыми, ведь отсутствие в них движущихся частей упрощает их конструкцию.
Однако, несмотря на быстрый рост емкости носителей, проблема размещения на носителе как можно большего количества информации не теряет актуальность. Поэтому не теряют актуальности и вопросы совершенствования форматов и алгоритмов компрессии. Если начать их перечислять, то список займет не один абзац.
Еще один важный момент – многие современные портативные рекордеры, предназначенные для вещания, оборудованы встроенными кодеками для передачи сигнала непосредственно в цифровой форме по сетям ISDN, для чего у них имеются соответствующие разъемы. Поэтому они оснащаются так же разъемами Ethernet для передачи цифровой информации через высокоскоростные интернет– соединения. Незаменимы такие устройства и для подкастингового вещания.
Большинство портативных рекордеров продолжают выпускаться стереофоническими, поскольку этот формат является базовым для радио и телевидения. Однако на рынке появляется все больше портативных рекордеров, предназначенных для многодорожечной записи. Особенно полезны они в кинопроизводстве, когда необходимо записывать большое количество источников звука на площадке. При наличии функции многоканального сведения та кие портативные рекордеры фактически смыкаются с другим хорошо известным типом оборудования – портастудиями, представляющими собой многофункциональный комплекс для записи, монтажа, обработки и микширования звука. Главное отличие портативных студий от рекордеров – наличие в портастудиях встроенного микшера и функции сигнальной обработки. Это позволяет после записи сделать гот вый микс во внестудийных условиях даже пря мо во время события.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2013. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800