Статьи и публикации Принесли его домой, оказался он живой
Олег БОЧАРОВ
Да, сначала моим помыслом было написать опасный, рискованный репортаж о сравнении качества CD и винила. В какой-то момент я понял, что идея со всех сторон обрастает тучей увлекательных посторонних подробностей. Потому итогом двухмесячного раздумья и стал этот устрашающе многобуквенный виниловый мануал, который будет полезен как начинающим, так и тем, кто никогда не начнет.
1. КАК ДЕЛАЛСЯ ВИНИЛ
Винтаж, винил
Очень многое из того, что описывается ниже, будет грузить сознание и приводить в ступор в случае, если ты совершенно не представляешь как создается, тиражируется и переиздается виниловый диск.
В каменном веке, в доцифровую эпоху из звукозаписывающей студии гонец привозил на завод магнитную пленку с оригиналом нового альбома. Мастер-ленту. С магнитофона сигнал подавался на чудодейственный прибор, игла которого нарезала дорожки в мягком диске (по традиции его зовут восковым, но в реальности давно используются его высокотехнологичные заменители). Это было что-то вроде пишущего проигрывателя.
С помощью страшных химических, физических - одним словом - гальванопластических процедур с мягкого образа делался металлический слепок. Восковый оттиск при этом как правило погибал, а глазам очевидцев представала прекрасная металлическая матрица. Естественно, она получалась инверсной - то есть бугорки с нотами на ней были впадинами и наоборот.
В принципе с нее уже можно спокойно печатать отличный тираж, однако в большинстве случаев технологи поступали иначе. С инверсной матрицы делался еще один Главный железный не инверсный слепок, который получал статус материнской матрицы. На основе материнской плиты выплавляли множество матриц, которые рассылались по цехам, заводам и другим странам. Этими матрицами штамповался тираж виниловых дисков.
Так было в идеале. На практике гонять контейнеры с матрицами по всей планете производителям была неохота, и на заграничные заводы частенько отсылали тупо магнитную копию мастер-ленты. А там уже на месте инженеры создавали свои материнские и тиражные матрицы. На качестве звука такие выкрутасы сказывались не лучшим образом – понятно, что матрица, нарезанная с копии мастер-ленты уже не будет иметь качества оригинальной.
Мало того, материнские матрицы бесконечно долго хранить никто не собирался, и если спустя года три-четыре требовалось сделать допечатку тиража, новые матрицы создавались с нуля, и в качестве источника далеко не всегда применялась оригинальная мастер-лента.
Отсюда идет понятие так называемого оригинального первопресса, столь ценимого коллекционерами – это первый тираж, сделанный на родной территории. Первопресс по определению должен звучать лучше, нежели большинство переизданий пластинки.
Заметим, что где-то в начале 80-х много где (в том числе в СССР) была внедрена технология DMM, в которой отсутствовал восковый слепок, и матрица нарезалась каким-то чудом прямиком по металлу. А ликвидация посредника в сигнале – всегда плюс.
Однако на качество пластинки влияет еще пара миллионов факторов, главные из них проще перечислить в столбик с выражением:
- скорость воспроизведения. Винилы на 45 оборотов в минуту имеют большое;
- преимущество перед стандартом в 33 оборота;
- расстояние между дорожками – чем шире, тем лучше;
- массивность пластинки - толстые предпочтительнее;
- место, откуда растут руки работников производства, и качество оборудования предприятия варьируются весьма и весьма;
- контроль за качеством тиража. При масштабных тиражах матрицы изнашиваются и в какой-то момент диски штампуются все хреновее и паршивее. Контроллеры обязаны прервать процесс и сменить штамповочную матрицу на свежую. Или казнить кого-нибудь из чернорабочих;
- химический состав и чистота виниловой массы вносят громадный вклад в звучание;
- цветные диски и т.н. пикчер-диски принято считать менее качественными, к тому же они быстро изнашиваются;
- и финальную лепту вносят условия хранения и эксплуатации попавшей тебе в руки подержанной пластинки.
Как определить происхождение тиража?
Традиционно лучшими производителями винила считались Британия и США. Следом шла Япония, затем – Голландия и Германия. Потом Канада и Западная Европа.
Традиционно лучшими производителями винила считались Британия и США. Следом шла Япония, затем – Голландия и Германия. Потом Канада и Западная Европа.
Все остальное котировалось коллекционерами весьма брезгливо. (За исключением тех случаев, когда сам артист родом из экзотической страны, тогда начинается погоня за экзотическим тиражом).
Tяжело. Надо знать и различать бумагу конвертов разных эпох, распознавать дизайн круглых лейбаков на дисках и т.п. Начать можно прямо с "Википедии" - вот тут, например, показаны дизайны лейбаков разных периодов для Warner. Bros. Если ты еще не в состоянии различать дату издания по расцветке лейблов (или по лабораторным данным углеродного анализа), проще всего вбить в «гугле» каталожный номер альбома и свериться. Также сходить на базу данных - будь то Discogs или www.rateyourmusic.com, они далеки от завершенности, но по знаковым альбомам информацию дают наглядно. Однако некоторые (особенно небольшие и независимые) лейблы один каталожный номер могут использовать на протяжении многих лет, и тут уже без консультации доктора не обойтись.
2. КАК ШТАМПУЮТ НОВОДЕЛ
Первыми – еще в 80-е годы закрыли все виниловые заводы японцы. К середине 90-х пластиночных фабрик практически не осталось ни в Европе, ни в Америке. Однако лет десять назад, когда в воздухе повис запах винилового ренессанса, некоторые производства были восстановлены. Сейчас на рынке много легального нового винила, где не указана страна-производитель. Я полагаю, что в основном эти тиражи родом из Чехии.
gz media
Все пластинки, произведенные в последний период зовут новоделом, и он имеет ряд серьезных отличий от олдскульного продукта.
ПЛЮСЫ:
- в старые добрые времена основная масса винилов штамповалась из вторсырья. Сейчас в производство идет лишь химически чистая масса;
- в основном печатаются тяжелые и массивные пластинки;
- современные тиражи очень небольшие, и как правило с одной матрицы штампуется ограниченное число копий.
МИНУСЫ:
- сомнительное происхождение мастер-ленты.
Если с плюсами все очевидно, то про минус можно написать целую книгу. А если мне заплатят – то две.
Что используется в качестве источника звука при нарезке новодела?
Это может быть:
- сохранившаяся с незапамятных времен мастер-лента;
- оцифровка сохранившейся с незапамятных времен мастер-ленты;
- лента непонятного происхождения или ее оцифровка;
- компакт-диск (самый запущенный клинический случай);
- вообше хрен знает что;
- цифровой реставрированный мастер, полностью повторяющий современные ремастированные CD-тиражи, но с большей разрядностью и дискретностью.
Последний случай в наши дни наиболее распространен и далеко не обязательно плох.
Давай вместе с тобой сразу заметим, что в суровых условиях двухтысячных годов наличие мастер-ленты не является гарантией крутого звука.
Старые ленты изнашиваются, высыхают, съедаются тараканами. Зачастую лучшим сохранным экземпляром оказывается какая-то законсервированная вместе с мамонтами в вечной мерзлоте третья копия.
Однако можно заняться компьютерной реставрацией - ремастеринг, как понимаешь, далеко не всегда зло, лишь бы руки принадлежали умелому реставратору (их мало и страшно далеки они от народа). На переизданиях древнего джаза нередко красуется надпись "восстановлено из лучших сохранившихся источников" - это может означать что угодно, даже кассету, удачно завалившуюся под подкладку рясы новозеландского отшельника.
Определить, какой именно мастеринг использован в производстве конкретного новодела – задача не для слабонервных. Солидные издатели имеют привычку честно указывать источник звука на конверте или внутри. Указывается автор мастеринга, год релиза и .т.п. К сожалению, солидных издателей не так много, как хотелось бы – чуть больше, чем честных политиков.
Человек опытный может вычислить происхождение мастеринга, сопоставив производителя и год издания. Человек мегаопытный определит это на слух (это не так сложно, как кажется, но подразумевает давнее знакомство с материалом).
Даже для сурового эксперта собирание новодела превращается в копошение в ошметках тотального хаоса. Потому гарантию серьезного качества тебе может дать только приобретение первопресса или специфического аудиофильского издания от Mobile Fidelity Sound Lab или Audio Fidelity.
3. ВИНИЛ ПРОТИВ CD
А я все чаще замечаю, людей как будто кто-то подменил. В последние годы все поголовно вокруг уверены, будто винил звучит в стократ лучше CD. Причем зачастую это слышишь от персонажей, которые не то, что винил, компакт-диск то живой в руках не держали – все больше по торрентам шоркаются.
Другой частый случай – откровения меломана, который обнимет тебя, прольет на штаны кружку пива, закатит глаза и молвит: «вот, сравнил я вчера, послушал Black Sabbath “Paranoid” на компакте, и на виниле. Земля и небо. Винил – весчь!».
Тут же я начинаю докапываться – какой именно компакт-диск, какой винил, какие издания-то тестировались экспертом? Выясняется, что товарищ искренне и наивно сравнивал пятое голландское переиздание 1977 года с третьим цифровым ремастерингом. Что он сравнивал? По-сути это две почти разные пластинки! Вот взять Pink Floyd «Обратную сторону Луны» - у нее только официальных цифровых ремастерингов на CD – одиннадцать версий! А уж количество виниловых вариантов сам Люцифер не сосчитает (он это пробовал - говорил мне, что быстро надоело).
Ах да, и еще на чем все сравнивается, что за техника, а?
Чтобы адекватно оценить акустические силы винила и CD, необходимо соблюсти два момента.
Требование А. Твой цифровой источник сигнала и аналоговый должны быть адекватны. Я специально для тебя со скуки начертил две схемы внизу. Это типовые аудио-системы для CD (красное) и винила (синее). Первый вариант – попроще, комбинированный, второй – слегка навороченный.
Для проведения корректных тестов стоимость оборудования красного цвета должна примерно равняться стоимости синих аппаратов. Еще лучше – чтобы они имели одинаковый характер звучания. В идеале – так чтоб и вовсе были от одного производителя!
Как показывают мои наблюдения, в домашних условиях эти требования почти ни у кого не соблюдены. Люди сравнивают звучание китайского $300  CD-плеера с проигрывателем виниловых дисков за $ 800 и делают весьма глубокомысленные выводы с апломбом Альберта Эйнштейна, наглотавшегося кислоты.
Требование Б. Сперва неплохо научиться сравнивать винил и компакт-диск, произведенные на основе одного общего мастеринга. Как вариант – взять ремастированный винил-новодел и соответствующий ему компакт-диск - и вперед. Другой ход – найти компакт-диск и винил оригинального первого тиража. Для этого подойдут любые альбомы, записанные и вышедшие в конце 80-х / начале 90-х, лишь следует убедиться, что тираж отпечатан в одной стране и в одном году.
Современные альбомы для этой цели подходят не очень хорошо, так как изначально записываются не самым разумным образом – убиты динамической компрессией и вообще безобразным отношением современной рекорд-индустрии к аудиофилам. Но если хочется - можно и на них попрактиковаться.
4. ВИНИЛ ПРОТИВ CD II: ЛЕГКИЕ ТЕСТЫ
Я погонял туда-суда по кругу несколько одномастеринговых альбомов. Собственно об этом и замышлялась статья изначально - взять ряд архетипичных известных пластинок и прикинуть, насколько виниловая версия превосходит/уступает цифровой.
Сферического коня в вакууме вывести дома не удалось.
Моему CD-плееру стоимостью всего в $1.100 долларов противостоял вертак и фонокорректор за $1.700. Плюс в моем фонокорректоре есть лампы, которые в принципе меняют характер звука. Но зная характер своей системы несложно при прослушивании вычислять мысленную звуковую поправку, что я честно делал.
Плюс возникли неожиданные проблемы при подборе материала. Но давай по порядку. Выбранные жанры: джаз, металл, классик-рок, панк-рок, инди-рок и электронная музыка.
КЛАССИК РОК
Очевидный выбор - взять "The Dark Side of the Moon" Pink Floyd и посмотреть что из этого получится. К счастью на каждом углу продается юбилейная (выпущенная к 30-летию) версия альбома и на виниле и на гибридном CD/SACD. Сразу предупреждаю - из всех цифровых мастерингов "Луны" этот юбилейный, наверное, худший. С другой стороны, в этом и интерес - вдруг на виниле эта погань зазвучит.
Чтобы поднять настроение, достал ремастированный The Rolling Stones "Between the Buttons". И CD и винил справились с задачей почти одинаково, однако бас на виниле (особенно показательно в песне "She Smiled Sweetly") показал себя куда более цельно и ритмично.
ДЖАЗ И МЕТАЛЛ
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
После долгого копания в коллекции с ужасом обнаружил, что у меня нет ни одного джазового и металлического альбома, чей мастеринг бы дублировался и на CD и на виниле. Исключительно разные издания. Единственное, что помогло выкрутиться - пластинка Джона Зорна и Painkiller "Buried Secrets" (Earache Records, UK, 1992). Как раз фьюжн металла и джаза.
На пластинке нашелся не такой уж и редкий ляп - указана скорость 45 оборотов в минуту, но в реальности запись играет на 33. К моему удивлению разница в звучании цифрового и аналогового образцов оказалась просто мизерной. То есть расхождения обнаруживаются лишь при дотошном ковырянии и насилии над собственным слухом.
Изначально я намеревался в качестве электронного теста испробовать The Prodigy "Music for the Jilted Generation". Издания разных лет, но казалось бы - какая может быть разница в мастеринге танцевального альбома 90-х? Но я ошибся. Винил настолько радикально отличился по звуку от CD, что я теперь даже не знаю, смогу ли я отныне себя заставить слушать The Prodigy в цифре. Виниловая версия просто феерически играет - без тупого звона и с нереально ровной, затягивающей ритмикой.
ПАНК-РОК
Вообще панк-рок (если есть возможность) надо всегда слушать на виниле - даже если винил играет хуже.
Если тебе непонятно почему - ты не панк. Но для очистки совести проверим.
У 180-ти граммового американского новодела отсутствует какая-либо информация о мастеринге.
Но на слух я сразу распознал, что винил печатался на основе ремастеринга 2001 года (сверка каталожного номера на сайте RYM косвенно подтвердила догадку) - звук ремастера вычищен до прозрачности, в отличие от стены бензопильного нойза в оригинале.
Ремастированных компакт-дисков у меня два (американский и японский) и они звучат гораздо громче и агрессивней, чем пластинка. Но на виниле все слушается как-то веселее.
Все же старый американский LP (у меня есть второе издание 1977 года) звучит не в пример злее и драйвовее. Панковее, одним словом.
На CD самый панковый звук этого альбома в издании "All the Stuff and More. Vol 1", но и он абсолютно не похож на старовинильный.
ИНДИ-РОК
Это, наверное, самый интересный тест, потому что в нем добровольно приняли участие две пары изданий одной и той же пластинки.
Pixies "Surfer Rosa" в оригинальной версии (CD и винил 4AD Records, мастеринг 1988 года) и недавний аудиофильский трансфер от Mobile Fidelity Sound Lab - также на носителях обоих типов.
Стандартный CD данный тест завалил напрочь - его отставание от остальных трех участников дико удручает.
Винил заиграл бодрее и куда душевнее, но по части детальности и масштабности звука слегка уступил аудиофильскому гибридному CD/SACD от MFSL.
А что же винил MFSL? Это фантастика во сне и наяву.
Тот редкий случай, когда достаточно услышать первые несколько аккордов и потерять дар речи - в последний раз с таким волшебным ремастерингом старины я столкнулся, когда приобрел CD "Who Do We Think We Are" Deep Purple от артели Audio Fidelity.
Мега-победитель.
ВЕРДИКТ
Сравнение одномастеринговых изданий показало, что винил побеждает не всегда. В целом у него более комфортный звук и однозначно лучше передача баса, но в насыщенных записях слабее разделение инструментов. В ряде случаев неискушенный слушатель вообще не заметит разницы. Учитывая более высокую стоимость виниловой системы в тесте (да и самих дисков тоже), перевес винила далеко не разгромный.
Здесь стоит добавить, что по мнению ряда экспертов, чтобы по басам и живости звука CD сравнялся с винилом, цифровой плеер должен стоить по крайней мере в три раза дороже винилового вертака.

5. ВИНИЛ ПРОТИВ CD-III. ОРИГИНАЛЫ ПРОТИВ РЕМАСТЕРОВ

Здесь мы подходим к наиболее щепетильному холиварному моменту - как современные, качественно отреставрированные CD конкурируют со старым оригинальным винилом.
Бывают - и очень часто - случаи, когда гений звукорежиссеров-реставраторов побеждает звучание старых тиражей. Например, года три назад изданный на MFSL компакт-диск Yes "Fragile" по единодушному мнению фэнов подмял под себя даже первопрессы. А уж сколько благодаря цифре было вытащено из руин казалось бы безнадежных записей - и не сосчитать.
Но об одной вещи не стоит забывать. Аутентичность. Многим хочется слышать звук каким он был, а не каким он стал. Даже винил, если он ремастирован, может преподнести неприятный сюрприз. Взял я недавно ремастированный винил Depeche Mode "Speak and Spell". Красивый. Очень. А слушать нельзя - играет так, будто пластинку писали клоны депешей в прошлом году. Все сочно бумкает и пиликает по-наглому новомодно.
Огромное число альбомов пластиночной эпохи в принципе не смогли пережить оцифровку. Они для нее не предназначались.
Страшно вспомнить, сколько я переслушал различных ремастеров "A Night at the Opera" Queen - все втуне. Выше крыши перегруженный продюсированием альбом, миллион аналоговых наложений, эффектов, да и самодельная гитара Брайана Мэя, измученная примочками, аудиофилического блеска альбому не придает. На пластинках в свое время все эти огрехи, завалы и пустоты маскировались призвуком винила. А на цифре - лезут наружу, напоказ и раздражают болезненно. В итоге я купил древний винил и слушаю его - пусть он звучит и не супер-качественно, зато как надо - доносит задуманный эффект до слушателя.
6. ЭПИТАФИЯ
Винил далеко не идеален - чисто технически, конструктивно его звуковой ресурс меньше компакт-диска. Треки, что ближе к центру пластинки играют заведомо хуже крайних. Динамический диапазон, гармонические искажения, разделение каналов, соотношение сигнал/шум и многие другие характеристики у CD предпочтительнее и намного. Однако индустрия производителей аппаратуры предлагает недостаточно аппаратуры, которая бы выжала весь ресурс из CD и обеспечила живой комфортный звук за человеческую цену. Ресурс винила раскрывается проще и дешевле.
В Москве приобретение пластинок по нашим ценам граничит с безумием. К счастью, при наличии сноровки, познаний и умения договориться, можно достигнуть завидных результатов. Покупать первопрессы в хорошем состоянии - удовольствие не из дешевых, но не так сложно найти второе-третье издание и получить столь же адекватную радость. При наличии выбора я бы советовал не экономить 200-300 рублей, и по возможности брать английский или американский релиз. Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве не так уж и дорог, а звучит вполне на уровне - к примеру, я совершенно спокойно нашел Pink Floyd "Meddle", самурайский тираж 1971 года с английских матриц (то есть близнец первопресса), звук - чудо, а стоит всего $40. Где все это брать - тема для отдельного материала, отложим на потом.
Виниловый вертак в наши дни покупается фактически по частям - проигрыватель отдельно, картридж с иглой - отдельно, и фонокорректор - тоже. При недостатке в семейной казне золотых слитков лучше экономить на иглах (головках). На звук они влияют очень сильно, но их всегда можно проапгрейдить, как только к тебе прибудут караваны с золотом.
Но главное, что держи в уме - качественных компакт-дисков в природе проживает гораздо больше, чем винилов. Потому от цифрового звука ты все равно никуда не спрячешься.
Если есть желание насильно оживить цифры, я бы придерживался на твоем месте следующей стратегии:
- не покупать дорогостоящий CD плеер, а вместо этого потратиться на как можно более солидный ЦАП. Чем ты воспроизводишь сами диски уже не так важно, сейчас даже многие дорогущие (за тысячи долларов) аудиофильские транспорты делают на основе банальных китайских компьютерных приводов. В конце концов к ЦАПу можно прицепить и медиа-плеер, что в наши дни дико актуально;
- ламповый усилитель - удовольствие разорительное, но вполне реально подыскать транзисторный с теплым живым звуком;
- не покупать слишком "честную", прямолинейную акустику. Подыскать нечто слегка (именно слегка) гармонически разукрашенное, в идеале - со старомодным звучанием. До сих пор выпускается несколько моделей колонок, созданных 25-35 лет назад и дошедших до наших дней почти без изменений. Они тебя не будут кормить аналитичным, точным современным звуком, а дадут задорный олдскульный окрас;
- предпочитай японские компакт-диски. Как я уже писал в специальном материале на данную тему, во многих (не во всех!) случаях они играют теплее, добрее евроамериканских;
- не переборщи с утеплителями. Возьмешь теплый ЦАП, теплый усилитель и теплые колонки - получишь в сумме горячую расхлябанную кашу;
- и не надейся, что поменяв кабели в неудачной системе ты как заправский Гарри Поттер вдохнешь жизнь в мертвую систему. Теоретически такое и может случиться, но самонадеянно рассчитывать на такие чудеса чревато разочарованием и суицидом.
В тестировании использовались: проигрыватель Pro-Ject 1-Xpression III Classic Piano Black (старшая модель с тяжелым металлическим диском) / картридж Goldring 1012GX / фонокорректор Pro-Ject Tube Box II / CD-плеер Cambridge Azur 740C / усилитель C.E.C. AMP 5300R / акустика Vandersteen 1C / кабели XLO и Nordost.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2011. Разрешается использование любых материалов при условии ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800