Статьи и публикации Российский HighEnd или семидневная гонка на выживание
Вестник А. Р. А. № 6’2000
“Картинки с выставки Российский HighEnd или семидневная гонка на выживание, увиденная глазами независимого наблюдателя в Москве с 16 по 22 апреля 1999 года”
Rocc High End
Назвать выставку юбилейной было бы слишком, но то, что она упрямо и пунктуально, без перерывов на обед, происходит уже пятый раз, вопреки всему, что творится в моей Родине и в мире, факт экстраординарный.
Уместно, впрочем, заявить, что не вопреки чему-то, но благодаря… Да, благодаря организаторским способностям руководителя Акустического Центра МТУСИ (бывший МЭИС) — Дмитрию Георгиевичу Свободе и его команде девушек-координаторов.
Это не реверанс на всякий случай в его сторону, а вполне реальное признание личных заслуг. Я даже подумываю об учреждении медали от “Вестника” за подобную самоотверженность и действенную помощь российским производителям бытовой звукотехники.
Пролог. Первый круг разогрева.
Утром, 15 апреля 1999-го, в день прибытия и разгрузки, у смонтированных и готовых стендов уже копошились участники. Честь и хвала организаторам, что они не заставили ждать ни секунды — приехал и работай! Как и намечено было, самые расторопные кинулись в зал прослушивания и попробовали свой “голос” в пустом зале.
Организаторы и спонсоры выставки:
Акустический центр и кафедра Радиовещания и электроакустики Российская секция международного общества инженеров акустиков
Фирма “Валанкон” Фирма “Золотая середина”
Информационная поддержка:
Журнал: “Салон Audio Video” Журнал: “Вестник А.Р.А”
Журнал: “Радио” Журнал: “625”
Журнал: “Звукорежиссер” Журнал: “Техника кино и телевидения”
Журнал: “Метрология и измерительная техника в связи” Газета “Hi1Fi Club”
Радиостанция “Русское радио”.  
Участники выставки Российский High End 1999:
Акустический центр МТУСИ (г. Москва) АО “Техносфера” (г. Тверь)
ГНПП “Торий” (г. Москва) газета “Hi1Fi Club” (г. Москва)
журнал “Вестник А.Р.А” (г. С.-Петербург) журнал “Звукорежиссер” (г. Москва)
журнал “Радио” (г. Москва) журнал “Салон Audio Video” (г. Москва)
ЗАО “Элмат-ПМ” (г. Калуга) КБ звукотехники “Три В” (г. Таганрог)
Компания “Каденция” (г. Омск) Компания B.A.R.S. (г. Москва)
Концерн “Инициал” (г. Луганск) Лаборатория А.Клячина (г. Москва)
Лаборатория А.Юрьева (г. Москва) Лаборатория Губина (г. Москва)
Лаборатория “ДВА ТОВАРИЩА” (г. Москва) Лаборатория ИНТЭКС (г. Москва)
Лаборатория “Time Wind” (г. Москва) Московский музей ламп (г. Москва)
Новосибирская Электротехническая Мануфактура (г. Новосибирск) ОАО “Рефлектор” (г. Саратов)
Общество “Гирос” (г. Москва) ООО “Авант Электрик” (г. С.-Петербург)
ПК “Монтажник” (г. Подольск) Российская секция AES (г. Москва)
Салон “RAS” (г. Москва) ТОО “Агат Электроника” (г. Москва)
ТОО “НПЦ Колвир” (г. Таганрог) ТОО “Редан” (г. Москва)
Фирма “Аркада” (г. С.-Петербург) Фирма “Валанкон” (г. Москва)
Фирма “Золотая середина” (г. С.-Петербург) Фирма “Пятый элемент” (г. С.-Петербург)
Фирма “Эррол Лаб” (г. Москва) Фирма “ALEKS” (г. Москва)
Фирма “George Ohm” (г. Харьков) Фирма “Jerico Sound Labs” (г. Москва)
Фирма “MAL” (г. Москва) Фирма “AR Sound” (г. Таганрог)
Та еще затея, поскольку баланс непременно нарушится в наполненном помещении, да кто ж даст репетировать в битком набитом, рассчитанном на 30-50 мест, когда бывало и 50 и 70 человек.
Предстартовая суета продолжалась часов до 11 вечера, чтобы назавтра в 10.30, когда проректор, после недолгих спичей высоких гостей, наконец, разрезал ленточку, рев моторов взорвал тишину в стенах вуза с названием “Московский Технический Университет Связи и Информатики”.
Все как всегда. Группа девушек-координаторов дарила улыбку, к ней традиционный значок, цветной буклет со списком участников и анкету посетителя.
К сожалению, в этот раз не было материалов с докладами и каталогом экспонатов, но, то вина самих участников, поленившихся представить загодя информацию организаторам.
После знаков внимания посетитель был волен идти на все четыре стороны: либо в оба зала со стендами участников, либо вдоль по коридору, где направо собственно хай-энд, налево — домашний театр.
Старт
Некоторые попали в трафик с опасной возможностью быть вытолкнутыми на обочину или серьезно повредить свое реноме. Это я к тому, что даже на второй, некоторые на третий (!) день опаздывали встать за свои стенды, не говоря о том, что график прослушивания рушился, как карточный домик.
Есть смысл рассказать о новичках, тем более что как раз они составили большую часть выставки. По алфавиту первой пойдет ф. “Авант-Электрик” из Питера. Все миленько, без чудес — черные ламповые аппараты и пара темных же моделей акустических систем.
Никто не убит, все живы, зато мы знаем, что на смену прошлым питерским монстрам (из вредности не перечислю) созревает новое поколение. Дай-то Бог!
У новичков сказался недостаток опыта: они привезли не только корректор RIAA для винила, но и проигрыватель к нему.
Теперь попробуйте установить этот хрупкий механизм в зале, исключить акустическую обратную связь, быстро менять черные диски и отыскивать нужные фонограммы.
Эта техника не для публичного выступления, так что пусть их опыт послужит вперед наукой другим.
Язык не повернется назвать А. Юрьева новичком (бывший Jericho Sound Labs, нынче просто “Лаборатория А. Юрьева”).
Его, ставшие уж знаменитыми, усилители Storm и REX — это зона типичного High-Enda, отрезанная колючей проволокой от понятий обывателя.
Все чинно, благородно, с золотым отливом и чистотой отделки, достойной Cartie.
В тандем им была представлена акустика типа “бесконечный экран” на очень известной широкополосной головке “Goodmans”, но сватовство на подиуме произошло с акустикой B & W Matrix 800.
Получился большой громкий звук, но вместе с тем душат сомнения, что выступление самых дорогих усилителей в истории молодого российского хай-энда совместно с не менее дорогими и знаменитыми системами B & W стало в этот раз событием эпохальным.
Что помешало А. Юрьеву показать рекордный звук и заодно отстоять правильность своих технико-эстетических устремлений, не мне судить и гадать.
Я как мог кратко выразил свое отношение к форме и содержанию.
Похоже, “Лаборатория Губина” является не только самой продуктивной компанией в Москве, но еще и школой кадров, подобно ферме Ника Баллитьери в Штатах, где обучаются теннису одаренные детки со всего мира.
B&W800
В свое время “ферму Губина” экстерном закончил И. Бабайцев, впоследствии ударившийся в “музейно - ламповую” деятельность; на виду и другие яркие представители этой школы.
Теперь вот Жан Цихисели со своими очень стильного вида “Time Wind” пытается отстаивать двухтактную схемотехнику на неподвластных никакому “ветру времени” тетродах Г807. Свежий, легкий звук, хотя и лишенный стенобитного баса. Не стану утверждать, что его (баса) мало, может статься, что этот вопрос оказался не под силу “Time Wind” в столь переглушенном помещении, когда в него набивалось до 70 человек. Важно одно — дебют состоялся, а школа И. Губина не уронила своего флага.
Что за доблесть двум столичным городам хвастать своими выдвиженцами? Вот когда ты живешь за границей, хотя бы на Украине, то перевалить ее границу без потерь, уже доблесть. Лазутчики прибыли из Харькова и из Луганска (помните футбольную команду “Заря” Луганск? А то “Заря” Ворошиловград мне просто не выговорить). Ю. Малышев (“Georg Ohm”, Харьков) уже давно может из своего лаврового венка выдергивать перья для приправы, но луганскую ф. “Инициал” эти лавры ждут.
У них, если кратко, акустика из чистого дуба на головках Lowther и стайка однотактников из чистого хрома. Кто сможет обвинить их вотсутствии вкуса и такта, когда, не дожидаясь официального финиша выставки (тому были особые причины, вроде дня рождения одного из них), хлопцы буз шума и пыли отвалили на рiдну Украiну?
Оказывается, привезенная техника была мгновенно распродана и после этого можно сколь угодно языком трепать, но разве это не показатель эффективности работы и качества звучания?
Их в этот раз прибыло две команды: “НовоСибирская Электротехническая Мануфактура” и “Каденция” из Омска. Конечно, рекорда по дальности перелета Е.Алешина из Хабаровска уже никому не перекрыть, но и приехать из Новосибирска с огромными B&W800 (будь они неладны) тоже дорогого стоит. И А. Дмитриев и С. Рубцов, по моему скромному мнению, являются представителями той генерации, о которой М.Ломоносов патетично высказался — “Россия будет прирастать Сибирью!”
Нынче можно быть уверенным, что “… и Самарой, и Тольятти, и Нижним Новгородом, и Екатеринбургом”. Пусть не покажутся мои слова верхом неприкрытой лести, но, общаясь с представителями фирм-участников, приехавших не из центра, я получал гораздо большее удовольствие, чем от общения с людьми из центра.
Мало того, что они по жизни более открытые и коммуникабельные, так еще и в технических вопросах они весьма сильны, равно как и в производстве. Чванство и снобизм у них заменены толерантностью и профессионализмом. Думаю, что если и произойдет прорыв в звукотехнике, будь то акустика, либо электроника со всем своим широчайшим спектром, то ожидать его следует именно с периферии.
У стенда “Интэкс Лабс” пришлось собрать в комок остатки знаний и воли, ущипнуть себя побольнее и шепнуть себе — “Держись”! Хорошо, что мы подошли для беседы к Г. Квитка вдвоем с В. Зимаковым***, он в отличие от меня получил хорошее образование (МАИ) в области систем управления с многопетлевой обратной связью.
Так вот на нас был опрокинут ушат с малопонятной терминологией, из которой знакомым понятием для нас оказались “быстропеременные термодинамические процессы”. Г. Квитка терпеливо отвечал на наши вопросы и к нашей же радости заметил, что по его гипотезе вакуумные триоды (причем прямонакальные!) менее склонны ухудшать усиливаемый сигнал, чем все остальные активные элементы! Я отошел от стенда ИНТЭКС в полуобмороке…
Затем с В. Зимаковым мы полчаса прохаживались перед входом МТУСИ и устроили себе жесточайший brainstorming для хотя бы частичного осознания того, что же это было.
Нет, никаких рекомендаций относительно применения диссипативных элементов мы дать не готовы, это дело самого изобретателя, но называть его гипотезу, наравне с реализацией ее в коробочке с названием “Диссипатор”, ахинеей и шарлатанством было бы крайне невежливо, да и невежественно.
Возможно, мы с ним расходимся в методах решения проблемы минимизации искажений, обязанных термодинамическим процессам, и по этому поводу хорошо бы потолковать более предметно. Когда же увидите в московских салонах усилители “Delightful”, “Argon” и комплект “La Z”, прислушайтесь внимательно, в них определенно что-то есть. Чтото есть, господа!
Передохнем немного.
Однажды человек, купивший номер “Вестника” с сожалением произнес: — Да, из вашего журнала многое можно почерпнуть, но главного в нем все-таки нет.
Увидев мой немой вопрос, пояснил: — Нет экспертизы, как все это звучит!
Оправдываться и молоть чепуху, что мол мы сами себя лишили сомнительного удовольствия прослушивать все публикуемые схемные решения, не имело смысла.
Зато есть смысл заявить сейчас, что:
1) “Вестник” является журналом для любителей строить своими руками и, если не понравится что-либо в звучании, не останавливаться на достигнутом. Upgrade в Ваших мозолистых руках!
2) Записные штатные аудиокритики (или критиканы на штате, черт их разберет) ищут денег в цветных журналах, служа им за страх. При этом они продают не информацию в чистом виде, но свое восприятие, которое, по мнению их хозяев, должно быть интересно многим. Но, скажите на милость, когда вы женитесь на девушке, в которую безумно влюблены, вас сильно волнует мнение окружающих, да еще тех, которых знаете только по статьям в журнале?
3) Максимум, что можем позволить, это сравнивать элементы: лампы, конденсаторы, трансформаторы, наконец — схемные решения.
Причем эти сравнения должны быть предельно корректными, то есть условия работы близки с рекомендованными для каждого отдельного элемента.
Именно поэтому мы не тратим слов на ахи превосходной степени, нам платят не за это.
За ними марш в цветные журналы! Пора, однако, в дорогу.
Что же привлекло внимание, какие конструктивные и иные выкрутасы показались интересными на прошедшей выставке РХЭ’99?
По пунктам и в произвольном порядке:
1. “AR Sound”. “Глупые жирные пингвины” или официально “KG Delta” получили развитие темы, на этот раз став “зелеными крокодилами”. Понятно, что белый цвет заменен на зеленый металлик с многослойным лаком, диффузоры и купола стали темно-серыми, но, кроме того, появилась третья ВЧ полоса; первые модели были 2-х полосными.
Pininfarina
Окраске и качеству исполнения даже мелких деталей могли бы позавидовать люди из “Mc Laren” или “Jaguar”, сама форма сделает честь кузовщикам из “Pininfarina” — с этим никто не берется спорить, а что касаемо сочетания звука и цены, то на выставке относительно недорогие (в розницу $380 и $420) R6,5E1 и R6,5E2.
Так уж карты стасовались, что каждая пара их была продана в комплекте с усилителями “Золотая Середина”, и так два раза подряд.* Может быть, сыграл свою роковую роль “окрас” — и усилители и акустика имели цвет светлого дуба. Только на моноблоках дуб настоящий (массив), а колонки оклеены шпоном.
Однако факт — счастливое сочетание цвета, звука и цен дало свой положительный эффект. С перепугу обе фирмы договорились продолжать подобное сотрудничество.
А вот что явилось совершенно необычным продуктом братьев Карена и Геннадия, так это их измерительный акустический комплекс AR Sound АИК-01. В комплекте микрофон (конденсаторный), блок измерительный, звуковая карта Yamaha, soft на компакт-диске и инструкция с методикой измерений.
Нужен только компьютер с не самым шустрым процессором (скажем, i486) и не самыми большими мозгами. Скептики, практикующие языком, а не руками, могут резонно заявить, что мол, купи звуковую карту, усилитель ватт на 5 и более менее приличный микрофон, soft’a любого навалом и… в общем, компиляция братьев налицо.
Вполне соглашусь, но что-то не видно, кто еще из отечественных производителей акустики при серийном производстве так вот лихо и осмысленно занимается измерениями и делает далеко идущие выводы. В Акустическом центре МТУСИ можно и нужно измеряться, но когда это приходится делать много раз на дню, то поневоле задумаешься… 
Ну, где вы видели токаря (слесаря, водопроводчика) без штангеля и вынужденного бегать к мастеру всякий раз измерять?
Чуть не забыл, получена устная договоренность, что “AR Sound” предоставит “Вестнику” материалы по строительству акустики R6,5 — уж очень много просьб и вопросов мы  получили на выставке.
2. “Каденция”. При всей “фирменности” внешнего вида довольно сложная форма несущих стоек/ножек, если они не бутафорские. Похоже на корпуса Wadia и пред Audio Innovations, только в сибирской интерпретации. Две модели систем дистанционного управления (этого еще ни у кого не было!), одна управляет только громкостью, вторая, кроме того, умеет включать/выключать и выбирать один из четырех входов. Андрей представил пока свой двухтактник на EL34, но обещает что-то интересное на 6С33С.
3. ЗАО “Элмат ПМ” из Калуги. Мощные компактные магниты на основе редкоземельных элементов стали доступны через 25 лет после появления первых публикаций о них.
Парадокс — теперь перестали быть доступными кобальтовые магниты, в которых четверть века назад дефицита не было. Кабы “Элмат ПМ” дал акустикам магниты на основе кобальта, то радости им было бы втрое больше.
4. Концерн “Инициал”. Бесконечная вереница хромированных однотактников (моноблоки) на ГМ70, 6С33С, 6Н13С, 5С42С, 6С19П, EL34.
Дайте им любую лампу, и они сделают на ней однотактник.
Может быть такую беспринципность лучше называть всеядностью? Качество обработки дуба, из массива
которого сделаны “Lowther-Fidelio” без нареканий. Не мудрствуя лукаво, “инициалисты” выполнили корпуса по рекомендациям самой “Lowther” — свернутый рупор, выходящий на тыльную сторону. Могут быть проблемы с размещением в комнате.
5. Лаб. имени Губина.
Сдается, что к ним пришел новый дизайнер, а старые, рояльной формы коробочки, вручную окрашенные, они просто выбросили в окно. В результате получилась новая красивая серия с нескрываемым “закосом” на retro. Да Игорь Алевианович сам — живое ретро! Смущает цена разделочных досок, что пошли на оформление палуб и лицевых панелей его дредноутов. Хозяин уверяет, что это rosewood/silver red (по-русски просто розовое дерево), стоит $200 за метр квадратный при толщине в дюйм.
Внутри лаборатории самоорганизовался отдел акустики. Это В. Мусин и С. Еремеев решили попробовать силы в бытовой акустике.
Вышло 2 модели одинакового вида (7-гранники!), но разного объема на высокой ножке. Декларирована адская чувствительность — 94-96 дБ при размерах НЧ головок соответственно 8 и 10 дюймов.
По своей вредной привычке я сразу же щелкнул по корпусу костяшками пальцев — словно по камню, напомнило Yamaha NS1000 (чемпионы своего времени по жесткости и демпфированию корпуса). Вообще-то их акустика заслуживает отдельной статьи, т.к. всяких конструктивных и технологических наворотов в ней масса, достаточно упомянуть хотя бы Terlon R — современный композиционный материал, примененный для диффузоров.
Вес 10 дюймового диффузора — 7 грамм (меньше веса пули трехлинейки)! Как только получим более подробные сведения, без утайки поделимся на страницах “Вестника”.
6. “Два товарища”. Нет слов, уровень исполнения ящиков для акустики, круглых рупоров для ВЧ головок выше всяких похвал. Налицо увлечение товарищей дорогими породами дерева и любовь к классной отделке. А вот ярлыки, прилепленные на колонки, с названиями фирм Scanspeak, Dynaudio, Wifa, Morel и др. — явная спекуляция. Тогда давайте, без стеснений, скажем, что вот какие динамики у нас крутые, они не могут звучать плохо. Неужели, начавшая было утихать, глупая мода на фирменные комплектующие вновь проходит свой виток.
7. НЭМ (“Новосибирская Электротехническая Мануфактура”). Листки с информацией о начинке изделий, это, пожалуй, лучший показатель степени готовности участника к выставке. У новосибирцев эта информация была иcчерпывающей, из нее можно едва ли не составить схему каждой модели.
Со схемотехникой можно соглашаться либо нет, но когда узнаешь, что выставочная цена любой модели, кроме моноблоков, 11 тыс. рублей, при этом на разводку потрачена серебряная проволока 99.999% чистоты, то становится слегка не по себе.
Нет, проволока не фирменная, местного производства (!), как и припой 3Ag97Sn. Частным порядком нам была рассказана технология производства такого припоя (тоже не шутки шутить) и откровенно секретная информация для любителей незамутненного highend’a: в припое одной очень и очень уважаемой фирмы серебра вовсе не оказалось, проверено масс-спектрометром! Кто его знает, может быть, тот припой Audio Note оказался поддельным?
8. “Гирос” (салон на Покровке в Москве, торгующий всяческим хай-эндом). Выставил усилитель “Белый Маг 3.9”. По мне, что белый маг, что черный, запомнился только золотистого цвета короб — явный отход от постылого черного окраса.
Никто не сможет убедить меня, что уиных однотактников с их десятью ваттами по каналу “здоровья” для помещения прослушивания не хватало, а у “Белого Мага” с его 3.9 Вт наблюдался избыток этого “здоровья”.
Пора положить конец всем этим спиритическим сеансам с втиранием  очков наивной публике. Довольно!
9. ПК “Монтажник” из Подольска.
На этот раз А.Шаронов был не в ударе и даже отказался выпить пайку мною заваренного кофе.
Зато огромный стенд, размером в три обычных, запомнился новой линейкой акустических систем, очень стильных в своей семье — то есть с сохранением пропорций при изменении калибра динамиков.
Исполнение вполне европейского класса, сходимость с приличной мебелью — абсолютная.
Дело за малым — за звуком.
10. “George Ohm” кардинально поменял внешний вид своих усилителей; теперь это длинные, как такса, моноблоки с толстенной передней панелью в торце.
Выкрашены черной матовой полимерной краской и на ее фоне потрясающий воображение даже искушенных дизайнеров фирменный знак.
Ю.Малышев утверждает, что его позволила сделать редчайшая технология — взрывная фотолитография.
Чтоб никто не сомневался, она здесь же рекламировалась и демонстрировалась на всяких утилитарных вещах — значках, рюмках, кремниевых подложках.
Говорят, что разрешающая способность линий около 3 микрон.
Вот бы всем иметь такие фирменные знаки! Не сомневаюсь, что и внутри монтаж выполнен с подобным же качеством.
Подозреваю, что Ю.М. готовится к поставкам техники за рубеж, например, в Австралию. Давно пора!
11. “Аркада” из Питера. С 3 ярдов видно, что компания специализируется на продаже динамиков известной с незапамятных времен фирмы Peerless. Но пусть кто-нибудь объяснит, какое это имеет отношение к Рос Хай Энду?
Может быть ей стоит объединить усилия с российскими производителями акустики, тогда бы пользы было всем больше.
12. “Золотая Середина” также из Петербурга выставила на чугунного вида стойке аж 5 (!) внешне похожих моделей.
Недаром серия называется Twins — близнецы. У покупателя есть выбор — без потерь внешнего вида можно приобрести комплект по душе (т.е. по звуку) и кошельку. И неспроста у З.С. свой рекламный слоган: “Сделай Выбор — Остановись Вовремя!”
Это, пожалуй, единственная фирма, представившая широкую гамму моточных изделий от дросселя до выходного трансформатора весом около 10 килограммов. Здесь же демонстрировался и Z-DAC.
В.Зимаков дал добро на публикацию схемы в ближайшем номере “Вестника”.
13. “Эррол Лаб” совместно с ГНПП “Торий” выкатила несметное количество моделей omnidirectional (т.е. ненаправленного излучения). Глаз радует обилие сложных форм, объединенных единой функциональностью. В коллекции теперь не только “песочные часы”, но и современного “итальянского дизайна ночники и светильники”.
Кабы эта неисчерпаемая тема имела отношение к качественному звуку — сносу бы ей не было. Шутка.
14. Aleks из Москвы. Интересно, успели ребята запатентовать свое evergreen дерево перед публичным показом или идея была подсмотрена гдето? В гигантские яблоки на древе были засунуты широкополосные динамики, а ящик под НЧ головку был замаскирован под кадушку, в которую вставлялся ствол. Для пущего сходства с библейским сюжетом вот бы по ветвям пустить среднего размера живого боа — пусть изображает змея-искусителя. Хорошая музыка, громкая. Забавно!
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2017. Разрешается использование материалов при указании живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800