Статьи и публикации Транспортные механизмы виниловых проигрывателей
Виктор Шапкин
Для вращения диска проигрывателя грампластинок существует несколько типов приводов.
Первым транспортом, для вращения опорного диска применяемым на проигрывателях грампластинок был мотор с понижающим редуктором.
Когда в 1926 году началась эпоха звукового кино, именно проигрыватели с таким приводом обеспечивали воспроизведение звука.
Единственный привод применялся и для кинопленки и для вращения опорного диска проигрывателя грампластинок.
Фонограммы, записанные на шеллаковых 16" дисках для синхронизации с изображением воспроизводились одним мотором.
В США чаще всего использовались моторы со скоростью 1800 об/мин и для снижения скорости вращения в проигрывателях грампластинок применялись редукторы.
Применяемые червячные редукторы для ослабления детонации использовали в своей конструкции пружинки, такой же принцип как в автомобильном сцеплении.

Другим распространенным способом нивелирования крутильных колебаний было увеличение массы диска.

Любопытно отметить, что именно конструкторам этих редукторов мы обязаны такими странными цифрами скорости вращения, как 33,33 или 78.
Действительно, почему это так получилось.
Ранее при записи грампластинок не существовало стандарта скорости вращения, она варьировалась в широких пределах.
Для записи и воспроизведения на большой скорости (с высоким качеством) было выбрано передаточное число редуктора - 23, а для малой скорости (долгоиграющая пластинка) было выбрано передаточное число - 54.
Действительно, если поделить 1800 об/мин на 54, то получится 33,33 об/мин и если на 23 – скорость вращения составит 78 об/мин.
Это дорогой и сложный тип привода. Он доминировал в проигрывателях первые 10 лет их существования - с середины 20-х до середины 30-х годов.
В бытовых моделях применялся один раз в проигрывателе Scott 710.
Со временем такой привод транспорта был заменен другими, более простыми и дешевыми приводами.
Следующий роликовый привод получил широкое распространение благодаря компании «Presto».
Эта компания в середине 30-х освоила выпуск дисков для записи и воспроизведения музыки всеми желающими.
Это были алюминиевые диски с покрытием, допускающим нарезку звуковых канавок и последующее многократное воспроизведение полученной записи.
Записывались и воспроизводились такие диски на проигрывателях при помощи двух тонармов.
Один служил для записи фонограммы, а другой для ее воспроизведения.
Для передачи крутящего момента от мотора к опорному диску проигрывателя инженеры компании «Presto» использовали ролики, касавшиеся насадки на валу и внутреннего бортика опорного диска.
Роликовый привод использовался конструкторами проигрывателей 40 лет - с середины 30-х до середины 70-х, когда рынок покинули последние из "грандов" – «ЕМТ 930» и «Garrard 401».
В свою очередь роликовый привод можно поделить на три подгруппы.
Thorens TD-124
1. Когда ролик придает движение опорному диску, касаясь его внутренней части. Это самый распространенный способ экономящий место.
2. Менее распространенная конструкция с вращением диска, касаясь его наружной поверхности.
3. Самая редкая конструкция, когда вал мотора прижимается к прорезиненному бортику диска (снаружи или изнутри) - это своеобразный "бандажный" привод.
К первой подгруппе относятся, наверное, 95% всех роликовых столов - от бесчисленных штампованных бюджетных моделей, чьи имена давно стерлись из памяти, до эталонных компонентов, таких как Garrard и ЕМТ.
Представителей второй группы меньше - это D&R, Sugden, Mikro Engineering.
К третьей группе относятся единицы - две модели Presto, один Gray, три стола Byer.
Количество роликов у разных производителей варьировалось от 1 до 3. У подавляющего большинства столов был один мотор, а в проигрывателях Grado и RCA для каждой скорости применялись два мотора. Ось ролика чаще всего была вертикальной, но применяли и горизонтальную установку роликов - Lenco, Beag, Sugden.
В большинстве случаев ролик не менял число оборотов (оно меняется за счет разницы диаметров насадки на вал - "шпули" и диска).
Однако в некоторых конструкциях у роликов было две рабочие поверхности с разными диаметрами и соотношение этих диаметров обеспечивало необходимое передаточное число трансмиссии – «Rek-O-Kut».
Почти одновременно с распространением ролика в конце 30-х инженеры WE на профессиональный проигрыватель для радиостанций 300А установили ременной «Belt-drive», или пассиковый привод.
По имеющимся данным первый проигрыватель грампластинок с пассиковым приводом для бытового использования компании Components Corporation появился лишь в начале 50-х. Широкое распространение этот тип привода получил в 60-е годы прошлого века.
В те годы доминировало предположение, что ремень меньше передает вибрацию, нежели ролик, да и себестоимость дешевых ременных приводов была меньше, чем самых дешевых роликовых.
В качестве пассика в приводах проигрывателей грампластинок применяли армированную и неармированную резину, а так же синтетические нити. Профиль пассика был либо прямоугольным, либо круглым.
В подавляющем большинстве проигрывателей использовался один ремень, однако инженеры «Fairchild» разработали последовательную 2-х ременную конструкцию с промежуточным валом. Такую конструкцию позже стали применять и другие производители.
По ряду причин (одна из главных это медленный старт) ременной привод не нашел широкого применения в профессиональных студиях, особенно в звукозаписи. Единственным исключением из этого является «Fairchild 750» с диском весом 25 фунтов.
И пассиковый и роликовый привод существовали на двухмоторных проигрывателях, когда оба мотора одновременно через один ремень или два ролика вращали опорный диск.
Виктория 003
Последний по времени применения тип привода на проигрывателях грампластинок - это прямой привод, «Direct-drive», когда диск установлен на роторе мотора.
В середине 50-х годов инженеры датской компании «Lyrec» для станков записи «Neumann» разработали строенный мотор, который вращался со всеми тремя угловыми скоростями для записи грампластинок.
Крутящий момент на диск передавался через масляную муфту. Такой привод был сложным, большим и дорогим. Появление такого привода в приемлемом для потребителей виде, без промежуточных элементов между мотором и диском стало возможным в начале 70-х после освоения рядом компаний (Matsushita и Dual) выпуска тихоходных моторов с необходимыми числами оборотов движения опорного диска.
Сначала столы с таким приводом стали успешно применяться в студиях, где сразу оценили их свойство, недоступное другим приводам - мгновенный старт.
Затем, по мере удешевления производства тихоходных моторов, такие проигрыватели находили все большее распространение в бытовом секторе и, к моменту прихода другого носителя, прямой привод на столах был наиболее распространенным.
Роликовый и пассиковый приводы объединяли между собой в один комбинированный.
В некоторых конструкциях проигрывателей диск во вращение приводил и пассик и ролик.
Всемирно известная модель с комбинированным приводом это Thorens TD-124. Таким же приводом обладали: ныне забытая советская Виктория (высшего класса), малотиражная модель Russco BID (Belt-In-Drive), проигрыватель Neumann РА 2 и ряд менее известных столов.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2014. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800