Статьи и публикации Винил и его последствия. Шурочка с манулами
Роман ПАШАРИН
Почему так быстро “умер” компакт диск? Из за чего SACD и DVD-Audio не прижились?
lp
“Смерть” или полусмерть компакт диска наступила благодаря распространению записей при помощи Интернета. Легальному и нелегальному, хотя те, кто распространяет записи бескорыстно, действуют, может быть, и аморально - но с точки зрения уголовного права не преступники. И дело тут даже не в “ай-подлых” детишках в капюшончиках с эм-пи-три файлами — сегодня можно скачать практически любой коммерческий компактдиск в его изначальном, то есть несжатом виде. Это просто удобно - хранить музыку на жестких дисках: нет необходимости захламлять жилище пыльными коробками с “сидишками” и разводить в них моль, тараканов и клопофф...
А современные алгоритмы сжатия звукоданных без потерь - такие, как Monkey Audio (файлы с расширением “ape”), WavePack (расширение “wm”) и FLAC (расширение “flac”), - позволяют сохранить место на жестком диске. Например, все альбомы “КИССов” или Golden Earrings займут около 30 Гбайт дискового пространства, а будучи сжаты при помощи алгоритма Monkey Audio, они же уместятся в 17 Гбайт.
Алгоритмы, названия которых перечислены выше, используют щадящие способы сжатия звукоданных: они не подвергаются пересчету с представлением их с меньшей разрядностью, не урезается и частота дискретизации - вместо этого стереофайлы пытаются представить как моно с добавлением информации для восстановления стереоформата на этапе декодирования; в худшем случае мы можем получить несколько “растянутое стерео” - но ведь на свете много людей, слышащих всего одним-единственным ухом (например, Пол Стэнли), для которых намного важнее точность передачи звучания инструментов и голосов, а пространственные характеристики записи  дело десятое.
Вся полезная информация, включая сжатие по методу HDCD, при использовании всех трех алгоритмов полностью сохраняется. Единственное, что способно повлиять на качество звучания при воспроизведении таких файлов, - это скорость их декодирования; чем она выше, тем меньше временные искажения. Если задействован слабый одноядерный процессор, то звучание при воспроизведении этих файлов может огрубляться и терять плотность звука, однако при их декодировании силами любого современного двухъядерного процессора скорость достаточна для того, чтобы временные искажения оставались незаметными на слух по сравнению с воспроизведением этих же записей в несжатом виде. Чем мощнее процессор - тем точнее и лучше звучание.
Эффективность работы всех трех архиваторов примерно одинакова - а различия между ними лежат в коммерческой плоскости: если FLAC бесплатен для всех, то Monkey Audio и WavePack бесплатны только для пользующихся ими граждан, а производители электронного оборудования, способного декодировать эти файлы, должны платить их разработчикам лицензионные пиастры. Таким образом, компакт диски сегодня интересны только коллекционерам....
Теперь посмотрим на недостатки SACD и DVD-Audio
недостатки SACD и DVD-Audio
Первый формат ущербен, прежде всего, благодаря своей вторичности: новых записей выходит очень мало, а переиздания старых альбомов почти бессмысленны – ведь на оригинальных грампластинках они звучат лучше. В Интернете очень популярны перезаписи с грампластинок, вы полненные в домашних условиях при помощи высококлассных проигрывателей и звукоснимателей.
Некоторые даже покупают вместо качественных звуковых карт, работающих с ИКМ-звукоданными (ИКМ – импульсно-кодовая модуляция - наиболее распространена при оцифровке звука со времен появления цифровой звукозаписи в начале 70-х), ШИМ-рекордеры (представление звукоданных с широтно-импульсной модуляцией - ШИМ - получило распространение в 90-е годы благодаря засилию “однобитовых” АЦП и ЦАП, которые работают со звукоданными в таком виде на стадиях преобразования) для записи SACD — чтобы переписывать грампластинки. Но вот что любопытно - в процессе обсуждения такой деятельности почти все новоиспеченные владельцы ШИМ-рекордеров приходят к одному и тому же выводу: оригинальные аналоговые записи на “вертушках” звучат все равно лучше, чем то, что они сотворили при помощи ШИМ-рекордеров. И вот эти люди начинают, наконец, уделять полное внимание проигрывателям винила - и собирать грампластинки, что бы слушать их в первозданном виде.
Совсем иначе обстоит дело с записями в формате DVD-Audio: алгоритм MLP сжимает данные с их деградацией - представлением с меньшей длиной слова и частотой дискретизации, - то есть является частотно-динамическим компрессором-экспандером... Поэтому большинство записей на DVD-Audio если и звучат интереснее, чем на CD-изданиях, то только благодаря иной звукорежиссуре и (или) “многоканальности”.
И опять “ослик бегает по кругу” - зачем переписывать грампластинки, да еще и тратить время для их перевода в ШИМ-форму и обратно в ИКМ?
Сколько можно заряжать одну и ту же пушку? И в кого стреляет пушка “акул грамзаписи”?
Получается, что цифровых форматов развелось слишком много - не предоставляя людям ни нового качества звука, ни дополнительных потребительских удобств, они только разоряют потребителя: ему приходится оплачивать все новые лицензионные поборы при покупке мультиформатного проигрывателя. Получается, что аллегорическая пушка предназначена для проделывания дыр в наших с вами карманах.
Смотрите - в истории грамзаписи были две революции: первая, качественная, произошла в 40-е годы прошлого века с изобретением долгоиграющих грампластинок; вторая - потребительская - случилась с появлением компакт-диска, когда люди проголосовали деньгами за удобство использования даже в ущерб качеству звука. А что предлагают SACD и DVD-Audio? Ничего нового...
Вот она - альтернатива
kiss
Многие серьезные музыканты заявляют, что цифровая запись звука только для того и пригодна, чтобы массово распространять новые альбомы через Интернет - с целью заманивания публики на концерты, а взыскательным слушателям лучше покупать их альбомы на грампластинках. Они не желают связываться ни с SACD, ни с DVD-Audio – и предлагают гурманам звука старый добрый “винил”. Только “КИССы”, например, сразу пришли к такому выводу еще на заре DVD-Audio и SACD; другим же - например, Нопфлеру - понадобились годы проб и ошибок для того, чтобы правильно осмыслить ситуацию. Вот мы и подошли к главному: продажи грампластинок неуклонно растут, а проигрыватели, звукосниматели, тонармы и фонокорректоры обсуждают в Интернете даже очень молодые люди. И активно ими пользуются. Не исключено, что через несколько лет грампластинки станут единственным источником качественного звука в домах людей по всему миру, а цифровые записи будут слушать исключительно в дороге и на прогулках – при помощи плеерочков и автоаудиосистем.
И где они, эти пластинки? В нашей стране с грампластинками и аппаратурой для их воспроизведения дела обстоят пока очень плохо: все это выдается за нечто “хламурное” либо же за атрибуты совдеповского прошлого. В масс-медиа проигрыватели представляются как “это такое ретро” устами самопровозглашенного “Императора звука” В. Соловьева, который занимается пропагандой воспроизведения грампластинок при помощи сувенирных игрушечных проигрывателей с пьезоголовками и корундовыми иглами...
И при таком отношении к делу рынок аппаратуры для воспроизведения грампластинок у нас приобретает вычурные формы. В разделах “Частные обьявления” сайтов беснуются “шпикулянты”: они наперебой предлагают собранные по помойкам японские звукосниматели с подвижным магнитом и коническими иголками за бешеные деньги. Не лучше обстоит дело и с грампластинками - подержанные продаются по цене новых; и речь идет не о коллекционных их изданиях, а самых что ни на есть ширпотребных.
В апреле 2008 года в новостях “Российского” телеканала промелькнул сюжет о том, что некая милая девушка собирается восстановить производство грампластинок в стенах бывшего Апрелевского завода. Девушка в сюжете отсутствовала - присутствовала лишь ее фотография с “КИССами” в обнимку. Вместо нее в кадре мелькал барыга, скупающий “пласты” у разного рода запойных пьяниц с целью перепродажи другим, таким же, “клиентам”; звучали дежурные слова о ретро, “костях”, “стилягах” и “плесени”...
Апрелевская девушка напомнила мне другую девушку, Шурочку — она выращивает манулов в питерском зоопарке (сюжет находится по адресу http://rutube.ru/tracks/757554.html). Шурочкиных манульчиков знает в лицо вся питерская ребятня, а апрелевских “КИССов” до сих пор никто не видел. Не к первому ли апреля был приурочен сей репортаж?
В сложившейся ситуации я считаю своим святым долгом пропагандировать правильное отношение к грампластинкам и “вертушкам”. Итак, винил - это не “ретро”, не рухлядь и не “хламур”, а настоящее и ближайшее будущее качественного звука. И относиться к нему нужно серьезно. Серьезнее, чем к DVD-Audio и SACD, являющимся его, винила, бледной тенью.
В ближайших номерах я расскажу о приспособлениях, способных исправить недостатки многих недорогих вертушек. Расскажу о принадлежностях для чистки игл и грампластинок, средствах ухода за ними. И, разумеется, о звукоснимателях.
И где они, эти пластинки?
В нашей стране с грампластинками и аппаратурой для их воспроизведения дела обстоят пока очень плохо: все это выдается за нечто “хламурное” либо же за атрибуты совдеповского прошлого. В масс-медиа проигрыватели представляются как “это такое ретро” устами самопровозглашенного “Императора звука” В. Соловьева, который занимается пропагандой воспроизведения грампластинок при помощи сувенирных игрушечных проигрывателей с пьезоголовками и корундовыми иглами...
И при таком отношении к делу рынок аппаратуры для воспроизведения грампластинок у нас приобретает вычурные формы. В разделах “Частные обьявления” сайтов беснуются “шпикулянты”: они наперебой предлагают собранные по помойкам японские звукосниматели с подвижным магнитом и коническими иголками за бешеные деньги. Не лучше обстоит дело и с грампластинками — подержанные продаются по цене новых; и речь идет не о коллекционных их изданиях, а самых что ни на есть ширпотребных.
В апреле 2008 года в новостях “Российского” телеканала промелькнул сюжет о том, что некая милая девушка собирается восстановить производство грампластинок в стенах бывшего Апрелевского завода. Девушка в сюжете отсутствовала — присутствовала лишь ее фотография с “КИССами” в обнимку. Вместо нее в кадре мелькал барыга, скупающий “пласты” у разного рода запойных пьяниц с целью перепродажи другим, таким же, “клиентам”; звучали дежурные слова о ретро, “костях”, “стилягах” и “плесени”...
Апрелевская девушка напомнила мне другую девушку, Шурочку — она выращивает манулов в питерском зоопарке (сюжет находится по адресу http://rutube.ru/tracks/ 757554.html). Шурочкиных манульчиков знает в лицо вся питерская ребятня, а апрелевских “КИССов” до сих пор никто не видел. Не к первому ли апреля был приурочен сей репортаж?
В сложившейся ситуации я считаю своим святым долгом пропагандировать правильное отношение к грампластинкам и “вертушкам”.
Итак, винил — это не “ретро”, не рухлядь и не “хламур”, а настоящее и ближайшее будущее качественного звука. И относиться к нему нужно серьезно. Серьезнее, чем к DVD-Audio и SACD, являющимся его, винила, бледной тенью.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2011. Разрешается при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800