|
Статьи и публикации › Покупка, настройка и уход за проигрывателями Thorens серий 300 и 500 |
Alex Korf |
|
К проигрывателям серии 300 относятся модели 316, 318, 320, 321, 325, 2001, 2001 Isotrak, 3001, Phantasie и Ambiance. К серии 500 относятся Thorens 520 и 521. |
Еще 10 лет назад, располагая где-то тысячей долларов США, можно было выбирать из довольно большого количества новых, качественных и интересных проигрывателей винила. При грамотном подходе к делу, сдачи с покупки вертака хватало ещё и не не самую дрянную головку звукоснимателя для начала. К сожалению, cие время безвозвратно кануло в Лету. |
|
Сейчас с этими деньгами можно купить криворуко скрученную чешскую или английскую поделку из ДСП с фторопластовым подшипником, или пластмассовую японскую ерундовину в худших традициях 1980-х годов прошлого века. |
Сталкиваясь с таким надувательством, покупатели совершенно справедливо обращают своё внимание на рынок подержанной техники, где за те же деньги можно взять если и не «топовую», то во всяком случае вполне приличную вертушку, которая прослужит ещё много лет, и которую можно продать без особой потери в деньгах, когда придёт время двигаться дальше (или просто когда надоест). Торговцы подержанной техникой давно распознали эту тенденцию, и предлагают массу совсем или не до конца убитой техники «золотого века» Hi-Fi по совершенно несоответствующим ценам. В этой области, увы, влияние моды и авторитетов очень сильно. |
К счастью, есть целая огромная серия проигрывателей швейцарской фирмы Thorens, которую властители умов считают недостойной внимания (видимо, потому, что их делали недавно и убитых машин ещё мало). |
|
Это серии 300 и 500, отличающиеся от классических Thorens совершенно другой системой подвески. В Thorens-ах 1970-х годов использовались конические пружины и металлические подвесные рамы. |
В сериях 300 и 500 подвесные платформы с подшипником опорного диска и площадкой крепления тонарма связаны с корпусом через плоские ленточные пружины.
|
Звук |
|
На мой субъективный взгляд, проигрыватели Thorens серии 300 и 500 превосходят все предыдущие модели этой фирмы, включая «профессиональные» модели 125, 126 и 127. Thorens 520 и 521, по-моему, вообще являются лучшими проигрывателями, когда либо массово выпущенными фирмой Thorens. |
Подвеска на ленточных пружинах, помимо простоты регулировки, содержит гораздо меньше резонирующих деталей, чем традиционная. Подвесная часть проигрывателя из MDF тоже меньше «звенит», чем литая. |
Другое крепление подшипника опорного диска и тонарма даёт гораздо лучшую механическую «землю», нежели традиционная конструкция. |
Я, пожалуй, даже скажу совсем неполиткорректную вещь. Грамотно настроенный проигрыватель Thorens 500-й серии играет существенно лучше, чем Linn LP12 в топовой конфигурации. |
Технически это неудивительно, Linn всего лишь удачная вариация на тему Thorens 150, но такова магия этого имени, что даже упомянуть эти две вертушки в одном предложении мало кто решится. Цены сравните сами. |
|
Покупка |
Thorens серии 300 можно грубо разделить на два поколения: с 16-полюсным высокооборотным двигателем с маленьким шкивом привода, и с тихоходным 24-полюсным двигателем. На рынке предлагается такое количество этих проигрывателей в прекрасном состоянии, что, честно говоря, я не вижу смысла в покупке машины первого поколения. К ним относятся все проигрыватели выпуска до 1988 года. Внешне их легко отличить по более архаичной форме ручек, такой же, как на Thorens серий 150 и 160. |
|
Основные различия между массовыми проигрывателями второго поколения сводятся к трём пунктам: тонарм, подшипник, внешний диск. У относительно дешевых 316 и 318 устанавливались тонармы TP 28 или TP 50, подшипник стандартной обработки и приблизительно сбалансированный внешний диск. |
Эти тонармы совершенно адекватны любым головкам типа ММ, но, к сожалению, несмотря на подходящую приведённую массу, мало годны для головок типа МС. Разница между этими моделями в тонармах и наличии автостопа. С учётом не самого высокого качества подшипника и диска, это проигрыватели высокого начального уровня, но не более. |
Далее идут проигрыватели 320 II, III, 2001 и 3001. На них ставился, наверное, самый лучший когда-либо сделанный фирмой Thorens тонарм – TP 90. Он вполне может потягаться с серьёзными тонармами типа Rega RB300 или SME 309. Большинство хороших МС головок на нём довольно счастливы. У 320 II и III обычные подшипник и диск, у 2001 подшипники особой полировки и прецизионно сбалансированный наружный диск. |
|
|
У модели 3001 подшипник особой полировки и выточенный, а не литой наружный диск. Что подшипники, что наружные диски, кстати, абсолютно взаимозаменяемы, наружные диски так вообще во всей линейке Thorens аж с модели 150. Кроме того, у моделей 2001 и 3001 немного другой, более тяжёлый корпус. На 2001 попадался тонарм TP 50, который покупать не надо. Есть ценные версии 2001 и 3001 с тонармом SME 309. |
|
Модель 325 – это максимально удешевлённый в производстве 320 III. Их делали перед самым банкротством, и много наделать не успели. |
Ну и, наконец, 520 и 521. У них такой же внешний диск и подшипник, как у 2001, плюс широкое шасси под 12-дюймовый тонарм (хотя можно поставить и 9-, и 10-дюймовый), внутренний диск со стробоскопом как в 125, 126 и 127, более продвинутая схема управления мотором и иногда забавный отдельный от тонарма микролифт с автостопом. |
Они бывают с тонармами TP 90 или TP 90 L (неплохо), TP 16 L (довольно посредственно), SME 3012 (на любителя, я к ним не отношусь) и SME 312 (самое то). |
Наконец, экзотика. Phantasie – 320 первого поколения, полностью сделанный из прозрачного акрила. Звучит так же, как 320, стоит во много раз дороже. |
|
Для коллекционера. 2001 Isotrak – 2001 с подшипниками швейцарской фирмы Isotrak, давно сотрудничавшей с Thorens, в шпинделе диска и тонарме TP 90 Isotrak. Кроме того, наружный диск из акрила с вклеенными металлическими блямбами. По идее должен звучать очень хорошо, но мне ни разу не попадался. Ambiance – 2001 Isotrak в довольно уродливом «модном» деревянном корпусе. Бывает с тонармами TP 90 Isotrak и SME 309. Обычно очень дорог. |
На что смотреть при покупке |
На внешнее состояние. Ровность зазоров между «плавающей» и фиксированной половинками проигрывателя – зарок здоровья подвески. Если есть возможность потрогать проигрыватель, ткните шпиндель диска ровно вниз. Подвесная часть должна полсекунды мелко (и вертикально!) потрястись и немедленно и полностью затихнуть. |
|
Проигрыватель с убитой подвеской не надо покупать ни за какие деньги. Запчасти очень дороги. В остальном я не видел проигрывателей этих серий, которые не удавалось бы вылечить заменой масла в подшипнике и приводного ремня. Не обращайте внимания на спадающий со шкива мотора при запуске или остановке ремень. Это не неисправность, и исправляется за 20 секунд. |
Приводной ремень для первого и второго поколения 300-й серии разный не только по размеру, но и по жёсткости. Пожалуйста, не экономьте на ремнях. Со старым ремнём стабильной скорости вращения добиться не удастся. Нужно обязательно купить новый фирменный ремень Thorens, если он не прилагается к проигрывателю. |
Подшипники второго поколения сильно отличаются от большинства других тем, что на них не возложена функция вязкостного торможения и нагрузки мотора. Поэтому, если вы смажете их вязким маслом, то детонация звука вас неприятно удивит. Так что только жидкое масло типа веретённого. |
Настройка |
Ну вот, купили, принесли домой. С чего начать настройку? С горизонтальной поверхности. Если у вас нет уровня, то нечего и начинать. Ничего путного не получится. Лучше всего круглый уровень с пузырьком посередине, но если нет, то сойдет и плотницкий. |
Для начала надо выровнять поверхность, на которой будет стоять проигрыватель. Да, это очень важно. Нет, это никак нельзя пропустить. Нет, «на глаз» не сгодится. Потом надо взгромоздить на нее вертушку и выровнять её неподвижную часть. Это проще всего сделать подкладыванием бумажек под ножки. Теперь начинается интересное. |
|
Снимите наружный диск, переверните его и поставьте обратно на внутренний. Он замечательно фиксируется и так. Положите на него сверху мат, а на него ненужную пластинку, приблизительно посередине. Точность тут не особо важна. Теперь возьмите фирменный ключ (или просто большую крестовую отвёртку) и выставьте по уровню горизонтальность подвешенной части проигрывателя. Если вы когда-либо делали то же с проигрывателями Thorens первых серий, Linn, Michell, Oracle, Alphason, Yamaha PF или им подобным, то вы непременно возблагодарите конструктора 300-й и 500-й серии. Нет ничего проще. |
|
Помимо горизонтальности, необходимо соблюсти и правильную высоту подвески (рис. 2). Это крайне несложно и описано в руководстве. А вот что в руководстве не написано, так это то, что при этом обязательно надо соблюдать параллельность осей шпинделя диска и мотора. Если вы не выставили стол и корпус проигрывателя строго горизонтально, то шансов соблюсти либо проверить эту соосность у вас нет. При наличии угла между этими осями звук будет плавать, поэтому возвращаемся к началу и устанавливаем вертушку строго горизонтально. |
В некоторых моделях 300-й серии можно настраивать угол оси мотора, подтягивая или отпуская третий саморез дюралевой планки крепления мотора. Как показывает практика, лучше убрать эту настройку и аккуратно притянуть мотор саморезами через штатные отверстия. |
|
Проигрыватели Thorens сделаны настолько хорошо, что если вы выставили горизонтальность шасси и подвески, то больше ничего настраивать, как правило, не надо.
|
Привод |
|
Берем этанол или изопропил, какой-нибудь впитывающий нетканый материал и тщательно обезжириваем шкив мотора, боковую поверхность внутреннего опорного диска и приводной ремень. Ремень вообще надо лапать как можно меньше. Если у вас есть нитяные перчатки (продаются в фотомагазинах, стоят копейки), то все манипуляции с ремнем лучше делать в них. |
Надеваем ремень, устанавливаем наружный диск. Внимательно смотрим, нет ли на крае внутреннего и наружного диска точечек, нанесённых краской или керном. Если есть, то совмещаем их. Кладём на диск мат, нажимаем «старт». Если всё работает, поздравляю, проигрыватель настроен. Устанавливайте голову, настраивайте тонарм и наслаждайтесь. |
Увы, чаще всего в этот момент слышен скрип ремня и диск останавливается. Ремень соскочил. Не надо подгибать направляющую ремня. Она ни при чём, как её не верти, удержать ремень на шкиве она не может. Лечится это совершенно по-другому. |
Аккуратно снимаем шкив с вала мотора. Это очень просто, надо ровно и сильно потянуть его вверх точно по оси. |
Берем монтажный скотч, толстый такой, можно армированный. |
|
Вырезаем из него две полосочки шириной 2мм и аккуратненько наклеиваем (не натягивая!) их на верхнюю и нижнюю границы боковой поверхности приводного шкива мотора (надеюсь, вы не забыли его обезжирить и с тех пор не заляпали?). |
Обрезать излишки не надо, слишком легко при этом повредить мягкий пластмассовый шкив. Это всё может неэстетично выглядеть, но на звук ни в коем случае не влияет. Ставим шкив на место, одеваем ремень – всё, проблема решена, ремень больше никогда не соскочит.
|
Ну вот, собственно говоря, и вся наука. В мире мало подвесочных вертушек, которые проще настраиваются. У вас теперь есть проигрыватель, который может сравниться с самыми серьёзными, и за который вы заплатили сущие копейки. Поздравляю. |
Тюнинг |
Желание улучшить имеющийся проигрыватель, не тратя при этом много денег, совершенно естественно. Проблема в том, что в Thorens 300-й и 500-й серий улучшать без кардинальной хирургии особо легко. |
|
С точки зрения качества воспроизведения звука самым полезным изменением была бы установка акрилового опорного диска от проигрывателя 2001 Isotrak. Увы, купить его невозможно, и компания, производившая его для Thorens (Clearlight Audio, http://www.clearlight-audio.de/) больше его не делает. |
Я спрашивал. Впрочем, если у вас младший проигрыватель 300-й серии, то имеет смысл поставить на него наружный диск от старого проигрывателя Thorens выпуска 70-х годов. Их, как правило, балансировали лучше. |
Можно купить и использовать тяжёлый прижим для пластинки. Я в этом не вижу особого смысла, но многие считают это необходимым. Не забудьте перенастроить подвеску с учётом веса прижима. |
Можно попробовать поставить другие маты под пластинку вместо штатного. Я пробовал акриловые и был не впечатлён, однако один мой товарищ клянется, что медный мат просто преображает проигрыватель. |
Мат из пробковой крошки тоже, как правило, хорош, насколько лучше или хуже штатного – решать вам. Опять же, не забудьте перенастроить подвеску, если вы решили использовать тяжёлый мат. |
|
Фирма Clearlight Audio выпускает фланцы крепления подшипника и шелл звукоснимателя для тонарма TP 90 из специального вибропоглощающего материала. |
Стоят они дорого, и я их не покупал. Теоретически несложно предположить, что некая польза от них будет. Вопрос только, насколько она соответствует запрашиваемой цене. |
Некая особенность - на eBay периодически продаётся пластинка подшипника на замену штатной в 320 III, утверждая, что после её замены подшипник становится не хуже, чем в 2001/3001/500. Может, так оно и есть, только я не знаю, как вне механической мастерской выпрессовать имеющуюся пластинку и запрессовать новую. А если у вас есть механическая мастерская, то вы наверняка сами можете сделать пластинку подшипника не хуже. |
|
|
|
Все права © 2003-2011. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|