Домашняя страница Винил Тестовый диск, для настройки тонарма и звукоснимателя Лучшие проигрыватели винила 2015 Лучшие звукосниматели Лучшие тонармыЛучшие проигрыватели В поисках иглы История звукоснимателей Уход за грампластинками Руководство аудиофила Уменьшая искажения Очиститель винила Revox
Hi -Fi Sound Stereo Test Record
Очень редко пользователи заботятся о качестве звука своих стереосистем, чтобы на самом деле добиться наивысшего бескомпромиссного   воспроизведения.
Hi-Fi Sound Stereo Test LP Покупая грампластинку, прежде всего, стоит обратить внимание на ее внешний вид.
Надо достать ее из конверта и посмотреть на свет, чтобы убедиться, что нет никаких дефектов.
Затем, удерживая пластинку на одном пальце, следует проверить, нет ли каких-либо признаков деформации.
Когда-то при выборе были отвергнуты десять копий альбома Dire Straits «Brothers in Arms», прежде чем нашелся тот, который был приемлемым.
Только и его пришлось вернуть на следующий день, потому что во время вступления был слышен небольшой «щелчок».
Хотя часто можно предварительно прослушать грампластинку на стереосистеме в магазине.
Не так давно удивление вызвал один человек, который отказался купить проигрыватель компакт-дисков, потому что звук был слишком чистым!
При воспроизведении музыки одним из самых сложных и деликатных в обращении компонентов является звукосниматель.
Миниатюрной алмазной игле при движении по звуковой канавке необходимо максимально точно считывать информацию, нанесенную записывающим резцом в виде сложной гравировки на лаковый диск.
Во время проигрывания долгоиграющей грампластинки звукосниматель преобразует механические колебания в электрический сигнал, который после фонокорректора и усилителя направляется к акустическим системам.
Погрешности, возникающие при воспроизведении виниловых записей
Термин «нелинейный» также относится к неравномерным характеристикам системы тонарм/звукосниматель и это приводит к искажению звука в форме ограничения амплитуды записанного сигнала.
Большинство современных тонармов и головок вполне согласовываются по своим параметрам.
Правда не все производители указывали или указывают эффективную массу своих тонармов.
Поэтому резонансную частоту можно определить с помощью тестовой пластинки, конечно следует иметь хотя бы минимальные теоретические знания и практический опыт при согласовании пары тонарм/звукосниматель.
Полученные при изучении описания настроечного диска новые знания позволят аудиофилам в полной мере воспользоваться практическими советами и опытом, приобретенным при использовании настроек содержащихся в комментариях к тестовому диску «Hi-Fi Sound Stereo Test LP».
При воспроизведения грампластинок из-за разницы в форме режущей кромки оригинального записывающего инструмента, используемого при нарезке лакового диска с одной стороны и воспроизводящей иглы звукоснимателя с другой стороны, неизбежно возникают искажения.
Острые края записывающего резца с высокой точность нарезают на диске звуковые канавки. Тогда, как сферическая игла звукоснимателя при проигрывании неизбежно изменяет площадь своего контакта со стенками звуковой канавки в зависимости от изменений, вызываемыми записанным сигналом. Это приводит к искажениям считывания и последующим ошибкам в схеме усиления.
Игла звукоснимателя при считывании информации выполняет как горизонтальные, так и вертикальные перемещения. Крайняя часть радиуса иглы звукоснимателя может менять глубину погружения в зависимости от амплитуды записанного сигнала.
Это приводит к вертикальному движению иглы и к возникновению, так называемого пинч-эффекта (паразитное вертикальное перемещение иглодержателя), приводящему к избыточному электрическому сигналу в режиме стерео. Пинч (англ. pinch — сужение, сжатие).
На иллюстрации хорошо видно, что полное соответствие геометрии с записывающим резцом игла звукоснимателя демонстрирует только в точках: А, С и Е. В других точках сравнивания: B и D (на рисунке они показаны с угловыми погрешностями)  из-за неидентичности контакта иглы звукоснимателя происходит не полное считывание записанной информации и как следствие – неизбежное искажение звука.
Идеальной следует считать иглу, которая при проигрывании лучше всего повторяет движения записывающей головки. Это звукосниматели с эллиптическими или бирадиальными (с радиальными фасками) иглами. Эти иглы наиболее точны при воспроизведении и считывают по сравнению со сферическими больше записанной информации.
Дальнейшие разработки привели к созданию новых форм игл звукоснимателя, обладающих повышенной площадью контакта: супер эллиптических; гиперэллиптических, линейного контакта и т.д.
Tracing & Trackability (трассирование/отслеживание и способность следованию звуковой дорожке).
Очень часто путают два внешне схожих термина tracing с tracking.
Даже при нулевых ошибках трассировки не обязательно, что игла будет правильно и точно следовать по канавке и воспроизводить все сложные амплитуды записанных музыкальных сигналов.
Если кантеливер (подвес) иглы слишком жесткий, а сам звукосниматель тяжелый, система тонарм/звукосниматель не сможет быстро реагировать на все изменения геометрии звуковой канавки и в результате звук потеряет свое качество, лишаясь очень необходимых нюансов.
Хуже, когда при сопротивлении боковой нагрузке находясь в канавке, игла приподнимется и в экстремальном случае может просто выскочить из звуковой канавки и перескочить на следующую дорожку.
Это приводит к явно слышимым искажениям и может быть исправлено только увеличением массы картриджа звукоснимателя.
Эллиптические и бирадиальные иглы обладают меньшими радиальными искажениями отслеживания и имеют большей фронтальный радиус для уменьшения booting-эффекта.
Жесткость измеряется степенью податливости (compliance) или как быстро игла вернется в первоначальное состояние после применения к ней определенной силы. Измеряется в единицах податливости «cu» и определят способность воспроизводить модуляции ультранизких частот. С другой стороны частотного диапазона высокие ограничены эффективной массой (инерцией) влияющей на скорость реагирования. Обычно это измеряется в миллиграммах.
Высокопроизводительные картриджи имеют минимальную прижимную силу 1-2 грамма, при которой износ иглы и пластинки минимальный. На обычной моно пластинке канавка нарезана ровно радиально.
При записи резцом под углом 45° на мастер-диске гравируются два независимых стерео канала.
На рисунке показано, что происходит во время воспроизведения с левым и правым каналами.
Игла одновременно должна реагировать на вертикальные и радиальные перемещения.
В стерео записи при воспроизведении звуки в центре представлены одинаковыми модуляциями на обеих стенках канавки, и в соответствии с принятыми стандартами при нарезке одна стенка делается выше другой (с), что приводит точно к радиальному направлению канавки.
Это повторяет технологию моно записи, скажем, в многоканальном звуке это запись центрального канала.
На фигуре (d)  показано движение, когда дорожка движется строго вертикально при записи одновременно двух противоположных сигналов.
Идеальный тонарм обладает нейтральностью, позволяя игле звукоснимателя следовать по канавке на правильной высоте и угле при номинальной прижимной силе, он не добавляет массы и веса к картриджу и имеет минимальную силу сопротивления движения.
Часто путают массу и вес когда обычно говорят о рабочем весе картриджа, а не о прижимной силе, ведь в обиходе граммы используют для измерения массы и веса. Обыкновенно картридж весит около 7-ми грамм, а его прижимная сила может быть 1г. Регулировка системы тонарм/звукосниматель компенсирует избыточный вес 6-ть грамм.
Хотя статически давление иглы можно взвесить на весах, но реальная масса картриджа и тонарма все еще является динамической величиной при резком движении иглы по дорожке.
Резонансная частота картридж/тонарм.
По определению это низкая частота, вычисляемая посредством эффективной массы тонарм/картридж и податливости картриджа. При увеличении податливости иглы и номинальной массе звукоснимателя, резонансная частота уменьшается. Отношения этих величин изображены на рис. 7.
Имея все данные очень легко вычислить эту частоту для любого устройства.
Понятно, что она должна быть вне частотных характеристик картриджа, то есть меньше, скажем 20 ГЦ, но слишком низкие частоты могут резонировать с дефектами грампластинок или с внешними источниками таких частот, например, при хождении по комнате.
Предпочтительно иметь высококачественные подшипники опорного диска, которые оказывают минимальное сопротивление вращению.
Картриджи с прижимом в 1г требуют минимальных внешних (боковых) воздействий на них (от трения подшипника или плохо подключенных контактных проводков) – не более 0,1 г, иначе следует увеличить прижимную силу.
Есть еще одно неприятное боковое воздействие, связанное с геометрией тонармов.
При нарезке пластинки резец двигался строго по прямой линии от края пластинки к ее центру.
Но большинство тонармов (кроме специальных) вращаются вокруг своей оси, что приводит к движению иглы по радиусу. Как видно на рис. 4 обычный прямой тонарм работает правильно только в одной точке.
Это называется ошибкой трекинга (tracking error) или угловая погрешность при воспроизведении звукозаписи.
Установка картриджа.
На верхней части корпуса картридже, как правило, находятся два отверстия для монтажных винтов 0,5 дюйма.
На площадке крепления звукоснимателя есть прорези, позволяющие регулировать картридж. Точный «overhang» можно установить с использованием установочного шаблона (alignment protractor) предоставляемого производителем или приложенного к настроечному диску. Шаблон предоставляет номинальные установочные точки, расположенные от центра на 66 и 120 мм.
При установке иглы в эту точку сам картридж должен быть установлен строго по касательной и перпендикулярно линии, проведенной от иглы до центра пластинки. При этом, конечно, он должен быть надежно зафиксирован на площадке крепления.
Затем следует подключить звукосниматель к внутренним электрическим кабелям.
Большинство картриджей для подключения имеет 4-е клеммы. Нельзя припаивать эти кабель к разъемам звукоснимателя.
Разъем «земля» обозначается G (ground), таким образом, поименованы разъемы для левого и правого каналов - L, R, LG, и RG или иногда так - L+, R+ L- и R-, где (-) обозначает землю. При кодировке разъемов цветом принято так – белый = L, красный = R, синий = LG, и зеленый = RG. Иногда применяется 3-х кабельная проводка (старая DECCA) , где земля общая.
После этого, следуя инструкциям производителя, сбалансируйте тонарм, чтобы он свободно висел в воздухе параллельно поверхности проигрывателя. Проверьте, чтобы ничто не влияло на вращение тонарма (все кабеля и др.). Установите минимальную рекомендованную прижимную силу картриджа.
Теперь можно преступать к настройке картриджа пользуясь этой тестовой пластинкой.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
© 2003-2015. Разрешается использование материалов при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/
inthouse@list.ru
+7 (926) 906-6548
vot2@mail.ru
+7 (495) 771-2800