|
Винил › Тестовый диск, для настройки тонарма и звукоснимателя › Лучшие проигрыватели винила 2015 › Лучшие звукосниматели › |
Hi -Fi Sound Stereo Test Record |
Очень редко пользователи заботятся о качестве звука своих стереосистем, чтобы на самом деле добиться наивысшего бескомпромиссного воспроизведения. |
|
Покупая грампластинку, прежде всего, стоит обратить внимание на ее внешний вид. |
Надо достать ее из конверта и посмотреть на свет, чтобы убедиться, что нет никаких дефектов. |
Затем, удерживая пластинку на одном пальце, следует проверить, нет ли каких-либо признаков деформации. |
Когда-то при выборе были отвергнуты десять копий альбома Dire Straits «Brothers in Arms», прежде чем нашелся тот, который был приемлемым. |
Только и его пришлось вернуть на следующий день, потому что во время вступления был слышен небольшой «щелчок». |
Хотя часто можно предварительно прослушать грампластинку на стереосистеме в магазине. |
Не так давно удивление вызвал один человек, который отказался купить проигрыватель компакт-дисков, потому что звук был слишком чистым! |
При воспроизведении музыки одним из самых сложных и деликатных в обращении компонентов является звукосниматель. |
Миниатюрной алмазной игле при движении по звуковой канавке необходимо максимально точно считывать информацию, нанесенную записывающим резцом в виде сложной гравировки на лаковый диск. |
Во время проигрывания долгоиграющей грампластинки звукосниматель преобразует механические колебания в электрический сигнал, который после фонокорректора и усилителя направляется к акустическим системам. |
Погрешности, возникающие при воспроизведении виниловых записей |
Термин «нелинейный» также относится к неравномерным характеристикам системы тонарм/звукосниматель и это приводит к искажению звука в форме ограничения амплитуды записанного сигнала. |
|
Большинство современных тонармов и головок вполне согласовываются по своим параметрам. |
|
Правда не все производители указывали или указывают эффективную массу своих тонармов. |
Поэтому резонансную частоту можно определить с помощью тестовой пластинки, конечно следует иметь хотя бы минимальные теоретические знания и практический опыт при согласовании пары тонарм/звукосниматель. |
Полученные при изучении описания настроечного диска новые знания позволят аудиофилам в полной мере воспользоваться практическими советами и опытом, приобретенным при использовании настроек содержащихся в комментариях к тестовому диску «Hi-Fi Sound Stereo Test LP». |
При воспроизведения грампластинок из-за разницы в форме режущей кромки оригинального записывающего инструмента, используемого при нарезке лакового диска с одной стороны и воспроизводящей иглы звукоснимателя с другой стороны, неизбежно возникают искажения. |
Острые края записывающего резца с высокой точность нарезают на диске звуковые канавки. Тогда, как сферическая игла звукоснимателя при проигрывании неизбежно изменяет площадь своего контакта со стенками звуковой канавки в зависимости от изменений, вызываемыми записанным сигналом. Это приводит к искажениям считывания и последующим ошибкам в схеме усиления. |
Игла звукоснимателя при считывании информации выполняет как горизонтальные, так и вертикальные перемещения. Крайняя часть радиуса иглы звукоснимателя может менять глубину погружения в зависимости от амплитуды записанного сигнала. |
Это приводит к вертикальному движению иглы и к возникновению, так называемого пинч-эффекта (паразитное вертикальное перемещение иглодержателя), приводящему к избыточному электрическому сигналу в режиме стерео. Пинч (англ. pinch — сужение, сжатие). |
|
На иллюстрации хорошо видно, что полное соответствие геометрии с записывающим резцом игла звукоснимателя демонстрирует только в точках: А, С и Е. В других точках сравнивания: B и D (на рисунке они показаны с угловыми погрешностями) из-за неидентичности контакта иглы звукоснимателя происходит не полное считывание записанной информации и как следствие – неизбежное искажение звука. |
Идеальной следует считать иглу, которая при проигрывании лучше всего повторяет движения записывающей головки. Это звукосниматели с эллиптическими или бирадиальными (с радиальными фасками) иглами. Эти иглы наиболее точны при воспроизведении и считывают по сравнению со сферическими больше записанной информации. |
Дальнейшие разработки привели к созданию новых форм игл звукоснимателя, обладающих повышенной площадью контакта: супер эллиптических; гиперэллиптических, линейного контакта и т.д. |
|
Tracing & Trackability (трассирование/отслеживание и способность следованию звуковой дорожке). |
Очень часто путают два внешне схожих термина tracing с tracking. |
Даже при нулевых ошибках трассировки не обязательно, что игла будет правильно и точно следовать по канавке и воспроизводить все сложные амплитуды записанных музыкальных сигналов. |
Если кантеливер (подвес) иглы слишком жесткий, а сам звукосниматель тяжелый, система тонарм/звукосниматель не сможет быстро реагировать на все изменения геометрии звуковой канавки и в результате звук потеряет свое качество, лишаясь очень необходимых нюансов. |
Хуже, когда при сопротивлении боковой нагрузке находясь в канавке, игла приподнимется и в экстремальном случае может просто выскочить из звуковой канавки и перескочить на следующую дорожку. |
Это приводит к явно слышимым искажениям и может быть исправлено только увеличением массы картриджа звукоснимателя. |
|
Эллиптические и бирадиальные иглы обладают меньшими радиальными искажениями отслеживания и имеют большей фронтальный радиус для уменьшения booting-эффекта. |
Жесткость измеряется степенью податливости (compliance) или как быстро игла вернется в первоначальное состояние после применения к ней определенной силы. Измеряется в единицах податливости «cu» и определят способность воспроизводить модуляции ультранизких частот. С другой стороны частотного диапазона высокие ограничены эффективной массой (инерцией) влияющей на скорость реагирования. Обычно это измеряется в миллиграммах. |
Высокопроизводительные картриджи имеют минимальную прижимную силу 1-2 грамма, при которой износ иглы и пластинки минимальный. На обычной моно пластинке канавка нарезана ровно радиально. |
|
При записи резцом под углом 45° на мастер-диске гравируются два независимых стерео канала. |
На рисунке показано, что происходит во время воспроизведения с левым и правым каналами. |
Игла одновременно должна реагировать на вертикальные и радиальные перемещения. |
В стерео записи при воспроизведении звуки в центре представлены одинаковыми модуляциями на обеих стенках канавки, и в соответствии с принятыми стандартами при нарезке одна стенка делается выше другой (с), что приводит точно к радиальному направлению канавки. |
Это повторяет технологию моно записи, скажем, в многоканальном звуке это запись центрального канала. |
|
На фигуре (d) показано движение, когда дорожка движется строго вертикально при записи одновременно двух противоположных сигналов. |
Идеальный тонарм обладает нейтральностью, позволяя игле звукоснимателя следовать по канавке на правильной высоте и угле при номинальной прижимной силе, он не добавляет массы и веса к картриджу и имеет минимальную силу сопротивления движения.
|
Часто путают массу и вес когда обычно говорят о рабочем весе картриджа, а не о прижимной силе, ведь в обиходе граммы используют для измерения массы и веса. Обыкновенно картридж весит около 7-ми грамм, а его прижимная сила может быть 1г. Регулировка системы тонарм/звукосниматель компенсирует избыточный вес 6-ть грамм. |
Хотя статически давление иглы можно взвесить на весах, но реальная масса картриджа и тонарма все еще является динамической величиной при резком движении иглы по дорожке. |
Резонансная частота картридж/тонарм. |
По определению это низкая частота, вычисляемая посредством эффективной массы тонарм/картридж и податливости картриджа. При увеличении податливости иглы и номинальной массе звукоснимателя, резонансная частота уменьшается. Отношения этих величин изображены на рис. 7.
|
Имея все данные очень легко вычислить эту частоту для любого устройства.
|
Понятно, что она должна быть вне частотных характеристик картриджа, то есть меньше, скажем 20 ГЦ, но слишком низкие частоты могут резонировать с дефектами грампластинок или с внешними источниками таких частот, например, при хождении по комнате. |
Предпочтительно иметь высококачественные подшипники опорного диска, которые оказывают минимальное сопротивление вращению. |
Картриджи с прижимом в 1г требуют минимальных внешних (боковых) воздействий на них (от трения подшипника или плохо подключенных контактных проводков) – не более 0,1 г, иначе следует увеличить прижимную силу. |
Есть еще одно неприятное боковое воздействие, связанное с геометрией тонармов. |
При нарезке пластинки резец двигался строго по прямой линии от края пластинки к ее центру. |
|
Но большинство тонармов (кроме специальных) вращаются вокруг своей оси, что приводит к движению иглы по радиусу. Как видно на рис. 4 обычный прямой тонарм работает правильно только в одной точке.
|
Это называется ошибкой трекинга (tracking error) или угловая погрешность при воспроизведении звукозаписи. |
Установка картриджа. |
На верхней части корпуса картридже, как правило, находятся два отверстия для монтажных винтов 0,5 дюйма. |
|
На площадке крепления звукоснимателя есть прорези, позволяющие регулировать картридж. Точный «overhang» можно установить с использованием установочного шаблона (alignment protractor) предоставляемого производителем или приложенного к настроечному диску. Шаблон предоставляет номинальные установочные точки, расположенные от центра на 66 и 120 мм. |
При установке иглы в эту точку сам картридж должен быть установлен строго по касательной и перпендикулярно линии, проведенной от иглы до центра пластинки. При этом, конечно, он должен быть надежно зафиксирован на площадке крепления.
Затем следует подключить звукосниматель к внутренним электрическим кабелям. |
Большинство картриджей для подключения имеет 4-е клеммы. Нельзя припаивать эти кабель к разъемам звукоснимателя. |
Разъем «земля» обозначается G (ground), таким образом, поименованы разъемы для левого и правого каналов - L, R, LG, и RG или иногда так - L+, R+ L- и R-, где (-) обозначает землю. При кодировке разъемов цветом принято так – белый = L, красный = R, синий = LG, и зеленый = RG. Иногда применяется 3-х кабельная проводка (старая DECCA) , где земля общая. |
|
После этого, следуя инструкциям производителя, сбалансируйте тонарм, чтобы он свободно висел в воздухе параллельно поверхности проигрывателя. Проверьте, чтобы ничто не влияло на вращение тонарма (все кабеля и др.). Установите минимальную рекомендованную прижимную силу картриджа. |
Теперь можно преступать к настройке картриджа пользуясь этой тестовой пластинкой. |
|
|
|
© 2003-2015. Разрешается использование материалов
при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|