Tехника производства грампластинок > Перезапись на лаковый диск >
2.3. Гальванический процесс
Лаковый диск содержит спиральную канавку, отклонения которой точно воспроизводят колебания звукового сигнала. В случае необходимости сигнал с лакового диска можно воспроизвести, однако мягкий лаковый слой не пригоден для многократного проигрывания. Следовательно, с лакового диска необходимо изготовить копии, пригодные и для многократного прослушивания.
Для этой цели подошло бы любое копировальное оборудование с механическим, электронным или оптическим копированием, обладающее большой точностью. Однако до настоящего времени такое оборудование еще не изобретено. Несмотря на это, производство пластинок освоено достаточно давно, что стало возможным благодаря гальванопластике — смежной области физики и электроники.
Именно при помощи гальванопластики можно получить такую копию (точнее зеркальное изображение с лакового диска), пользуясь которой, как инструментом, можно изготовлять пластинки в большом количестве. В гальваническом цехе лаковый диск промывают в жидкости, которая перемешивается под воздействием ультразвука. Во время промывки удаляются неотсосанные остатки порошка лака.
После этого лаковый диск обезжиривают и сенсибилизируют материалом, обеспечивающим надежное сцепление серебра с лаком. Затем на поверхность лакового диска химическим путем наносится слой серебра, служащий позже в качестве токопровода. Реже применяется способ катодного распыления в вакууме.
Серебро в большинстве случаев выделяют восстановлением при помощи органического вещества солей серебра, растворимых в воде.
Эти растворы наносятся на поверхность равномерно вращающегося лакового диска из распылительного пистолета под давлением в несколько атмосфер потоком газа высокой чистоты с расстояния в 15—30 см. В результате реакции восстановления за 1 мин образуется слой металлического серебра толщиной порядка 10—4 мм, обладающий хорошей электропроводностью.
На этот слой для получения возможно малого уровня шума наращивается мелкозернистая пленка никеля толщиной 5 мкм (при плотности тока 0,5—1,5 А/дм2).
Этот первый гальванический слой не должен иметь внутренних напряжений, ибо они могут вызвать деформацию канавки. Для снижения внутренних напряжений применяют специальные добавки и изменяют полюса. Затем предварительно отникелированный лаковый диск погружают в скоростную ванну с сульфаминовым никелевым электролитом, в которой за 2 ч, увеличив плотность тока до 20 А/дм2 (при диаметре диска 350 мм и токе в 200 А), наращивается поверхностный слой никеля толщиной 0,3—0,4 мм.
Во время электролиза на край лакового диска надевается защитное резиновое кольцо, предохраняющее от чрезмерного увеличения толщины сульфаминового электролита на краях. Преимущество сульфаминового электролита по сравнению с применявшимся ранее электролитом из сульфата никеля заключается в его лучшей растворимости, что позволяет повысить плотность тока и получить меньшие внутренние напряжения в осажденном слое никеля.
Необходимо иметь в виду, что при слишком больших плотностях тока могут возникнуть растягивающие напряжения, а при малых — сжимающие. Следующая операция проводится для разделения лакового и никелевого дисков. Для этого предварительно срезают сросшиеся края дисков и затем отделяют их вручную. Выпуклые канавки полученной таким образом первой копни покрыты слоем светлого серебра. Такая копия получила название первый оригинал (рис. 1).
Рис. 1. Основные этапы изготовления пластинки
Лаковый диск — первый оригинал — второй оригинал — матрица — пластинка:
1. лента с записью программы (смонтированная);
2. первый оригинал;
3. матрица;
4. запись лакового диска;
5.гальванический процесс;
6. серебрение после записи;
7. слой никеля;
8. слой серебра;
9. второй оригинал;
10. прессование;
11. хромирование после разделения;
12. сторона А;
13. грампластинка;
14. сторона В;
15. лаковый слой;
16. алюминиевая подложка;
17. записанный лаковый диск А;
18. записанный лаковый диск В.
Принципиально первый оригинал с выпуклыми канавками после соответствующей обработки уже пригоден для прессования, но для получения большого количества пластинок требуется много матриц. Поэтому с первого оригинала снова гальваническим способом изготовляют новую копию, канавки которой как и у лакового диска, вдавлены внутрь. Эту копию называют вторым оригиналом.
Так как серебряный слой на воздухе быстро повреждается химически, то с лакового диска обычно снимают один первый оригинал, с которого затем снимают несколько вторых оригиналов1. Для облегчения разделения первого и второго оригиналов поверхность первого оригинала покрывают мономолекулярным пассивирующим слоем.
После отделения второй оригинал толщиной около 0,4 мм прослушивают от начала до конца. Канавки металлического оригинала, в отличие от мягких канавок лакового диска, не повреждаются иглой звукоснимателя при воспроизведении.
1 В Советском Союзе с первого оригинала получают до 10 вторых оригиналов
Для прослушивания необходимы хорошие акустические условия, потому что при воспроизведении впервые выявляются дефекты, возникшие при записи.
Во время прослушивания исследуются дефекты канавки, воспринимаемые в виде щелчков. Если щелчок вызван небольшим излишком материала, то его удаляют со стенки канавки путем гравировки. Дефекты меньших размеров можно устранить многократным прохождением по этому месту (назад и вперед) воспроизводящей иглы.
Для этой цели целесообразно использовать звукосниматель, который выдерживает повышенную изгибающую силу, возникающую при движении оригинала в обратном направлении. После гравировки второй оригинал обрезают точно по предписанному диаметру, ибо только при известном размере поверхности можно при изготовлении новой гальванической копии, путем регулирования тока во времени, получить матрицы одинаковой толщины.
После снятия пяти матриц второй оригинал вновь прослушивают и устраняют дефекты гравировкой. С одного второго оригинала можно снять до 12 матриц, которые являются точной копией первого оригинала, но не имеют его дефектов. Толщина матриц (приблизительно 0,25 мм) имеет большое значение, поскольку они являются, собственно говоря, конечным продуктом гальванического процесса и предназначены для прессования пластинок.
Однако предварительно необходимо провести центрирование матрицы, ибо при проигрывании пластинки эксцентриситет ее центрового отверстия имеет решающее значение. Центрирование осуществляется при помощи микроскопа. Матрицу закрепляют в соответствующем положении и пробивают центральное отверстие, стыкующееся с пресс-формой.
Последняя операция заключается в нанесении на матрицу еще одного очень твердого слоя хрома толщиной 0,05—0,1 мкм, который увеличивает срок службы и снижает склонность винилитовой массы к прилипанию.
SpyLOG
HotLog
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800