Montana Акустические системы Montana Liberty Акустические системы LIBERTY INNERCHOIC
Внимание к мелочам    
Статья Владислава ЧЕРМОШЕНЦЕВА
Питер Бичел Норбек заинтересовался аудиотехникой еще в детстве, реставрируя вместе с дедушкой пару акустических систем Tandberg. Оно и неудивительно, ведь по происхождению он датчанин, а в индустрии звуковоспроизведения это звучит как приговор, в хорошем смысле слова.
Однако, получив образование инженера-электронщика, он сначала пошел работать в торговый флот.
Montana Liberty
Затем были должность менеджера по продажам в компании Cary Audio и переезд в Солнечную Калифорнию. Именно там, в Сан-Диего, и располагаются производственные мощности компании PBN Audio, основанной пару десятков лет назад и названной, как несложно догадаться, по инициалам ее создателя.
Нынешний модельный ряд компании представлен проигрывателем грампластинок Groove Master, разработанными Питером совместно с легендарным венгерским конструктором Эрно Борбели (Dynaco, Hafler) усилителями Olympia и, конечно же, акустическими системами Montana.
Особняком в них стоит серия InnerChoic, к нынешнему моменту состоящая из трех моделей, названных, насколько я понимаю, по именам детей Питера (можете себе представить степень доверия и ответственности, вложенной в них конструктором).
Объединяют их, однако, не только родственные отношения, но и оригинальная технология производства корпуса, названная Interior Sonic Reflection Suppression и заключающаяся в том, что набирается он по вертикали, из своего рода рамок, с внешним профилем корпуса в разрезе горизонтальной плоскостью и внутренним многолепестковым, препятствующим возникновению паразитных резонансов и стоячих волн.
Кроме этого, внутри активно используется волокнистый синтетический поглотитель. Материал рамок — MDF марки Ranger, канадского производства. Передняя панель изготовлена из склеенных вместе кленовых брусков толщиной более 40 мм. Можно предположить, что клен тоже канадский.
Ранее колонки Montana комплектовались в основном динамиками Vifa и Scan-Speak, однако затем Питер решил сменить поставщика.
Им стала компания SEAS, а первой АС, полностью снабженной новыми излучателями, оказалась модель EPS2, впервые представленная на CES в 2005 году.
Тестируемые нами сегодня Liberty (кстати сказать, средние в линейке InnerChoic) в этом плане гораздо более разнородны. В качестве твитера используется излучатель Audax TWO25A28 с позолоченным титановым куполом и неодимовой магнитной системой.
За среднечастотный диапазон отвечает 6-дюймовый динамик SB Acoustics SB17NRXC35-4 c целлюлозным диффузором диаметром 120 мм.
Наконец, НЧ-область озвучивается парой модифицированных динамиков SEAS с алюминиевыми диффузорами диаметром 160 мм и фазовыравнивающими вставками.
Их акустическое оформление — фазоинвертор с прямоугольным портом в нижней части фронтальной панели.
Частоты раздела полос составляют 220 и 2100 Гц, используются фильтры четвертого порядка Линквица-Райли, внутренняя разводка осуществлена кабелем Canare 411S, а для подключения усилителя установлена одна пара клемм. Колонки покоятся на металлических лапах, шипы в которые вкручиваются не традиционно снизу, а — весьма необычно — сверху, что, впрочем, следует признать удобным, особенно учитывая наличие на них больших пластиковых вентилей. Изготовлены АС в США.
Прослушивание
Акустические системы от PBN Audio просто не могут не заставить учащенно биться сердца людей моего поколения. В наше время всё было понятно. Вода мокрая, небо голубое, а настоящие «колонки» — это прямоугольные шкафы, с габаритами, прямо пропорциональными их «настоящести», каждый с огромным НЧ-диффузором. Лучше с двумя.
Так, чтоб наверняка. И пусть Liberty со своими скругленными формами выглядят, на первый взгляд, не особо брутально для аудиофила старой формации, — наметанный глаз неизменно выделяет правильное соотношение диаметров ВЧ/СЧ/НЧ-динамиков и литраж корпуса.
Впрочем, выбор типа и размера динамических головок — это епархия  азработчиков, нам же важно понять степень соответствия наших ожиданий тому, что мы созерцаем. Абрис и экстерьер Montana словно провоцируют нас сотрясти основы основ.
Pourquoi pas? Ставим увертюру «Призрак в опере» в исполнении симфонического оркестра Цинциннати под управлением Эриха Кунцеля. Не готов поручиться за место, в котором осуществлялась органная запись, но, понимая, что сам оркестр в американской табели о рангах — в пятерке ведущих, готов поверить, что церквей с подходящей акустикой там хватает. И смею предположить, что конфессиональная принадлежность не влияет на степень таланта исполнителей.
Вступление органа сотрясает унтертонами и заставляет поежиться. Клеточная память услужливо подсказывает всё, что преподнесет дальше творческий дуэт Уэббера и Энглунда.
Всё — вплоть до неистового женского крика Законы жанра обязывают. И кто-то должен умереть.
Эмоциональная достоверность Liberty проявляется предательским холодком между лопатками.
«Порги и Бесс», сменяя «Призрака», доказывает, что драматизма этим АС не занимать, а их артистизм свойственен, скорее, «уроженцам» Апеннинского полуострова, нежели Ютландии или Калифорнии.
Тот, кто ждет от Liberty запредельного баса, вероятно, будет разочарован. Их объем не для инфрабаса.
Он для правильного, аутентичного воссоздания низкочастотной составляющей инструментов. Иными словами — это не оружие против соседей: это для того, чтобы контрабас звучал именно так, как он должен звучать по природе своей, даже если это мастеровой инструмент позапрошлого века, попавший в рокабильную команду.
«Hold me Back» от AC/DC — именно то, что нужно, чтобы проверить, насколько акустические системы способны «прокачать» помещение. От диффузоров такого размера редко удается добиться по-настоящему быстрого баса, зато он упругий и напористый, с малым временем затухания, без признаков резонанса.
Именно это и позволяет нам расслышать бочку в партии ударных, в то время как на других АС всё ограничивается басовым барабаном. Есть предположение, что разработчики слегка подрезали частотный диапазон снизу, пожертвовав протяженностью баса вниз ради более плоской АЧХ. И, как следствие, обеспечив в басу приличную динамику и артикуляцию.
Судя по всему, при проектировании и построении этих АС, а также при подборе компонентов электрической схемы (в первую очередь динамиков) самое пристальное внимание уделялось воссозданию образов инструментов в пространстве.
Сцена простирается вширь и вглубь комнаты прослушивания, далеко выходя за ее пределы. Расположение инструментов передается правильно, их виртуальные образы в целом соответствуют физическим аналогам.
Иногда хотелось бы чуть большей их телесности и плотности, но лично для меня ценнее то, что Montana Liberty не просто создают ощущение глубины — они строят трехмерную многоуровневую перспективу. Позволяя проследить за расположением инструментов, друг относительно друга. При этом звуковая сцена остается устойчивой в заданном диапазоне громкости.
По сути, в диапазоне от момента подачи музыкального сигнала с мощностью, достаточной для того, чтобы раскачать НЧ-диффузоры, — до момента увеличения искажений сигнала из-за клиппирования выходных каскадов усилителя, либо перегрузки других частей тракта.
Безусловно, для построения подобных выводов понадобится материал, полученный в результате грамотной двухмикрофонной записи, — либо с записью, полученной в результате схожего процесса (схожего если не по числу микрофонов, то, как минимум, по подходу и идеологии).
И вторым непременным условием я бы указал доскональное знание как самого музыкального произведения, так и особенностей конкретного его исполнения. На «Too Close» от Клэр Марло, с ее альбома 1995 года «Behaviour Self», явственно слышны шейкер и рэйнстик с треугольником, обрамляющие ле глубине сцены, перед которой располагаются басист и вокалистка.
Различие в тембре акустических гитар позволяет понять, что перед нами находятся два инструмента, а не один, прописанный с примерно равными уровнями в два канала. На этой записи так же явственно слышно отраженное звучание от задних стен, не угадывающееся в виде объема помещения, а явственно слышимое, что свидетельствует о способности акустических систем передавать окружающее звучание. Способности как следствия высокой идентичности электрических компонентов сигнального тракта.
Иными словами, если в фонограмме будут наличествовать звуки, локализующиеся сзади относительно места прослушивания, то именно там мы их и услышим. Но, вероятнее всего, это произойдет только в случае правильной расстановки данных АС в помещении.
Несмотря на переднее расположение порта фазоинвертора, при изменении расстояния от АС до стен характер звучания заметно меняется.
Это открывает простор для экспериментов, но методом проб и прослушиваний мы пришли к ожидаемому выводу, что лучше всего они звучат на значительном удалении от стен. Обладая породистым, индивидуальным и в то же время очень приличным по уровню звучанием, Liberty не нуждаются в переотраженном звуке — ни для создания дополнительного объема, ни для тембрального уплотнения картинки. Если же по каким-либо причинам такая расстановка неприемлема, то следует позаботиться хотя бы о заглушении поверхности за акустическими системами.
Вывод
Акустические системы Montana Liberty — плод кропотливого инженерного труда. Это тот случай, когда цель оправдывает средства.
Их звучание уникально, а внешний облик ему под стать. Я бы рекомендовал их, в первую очередь, серьезным меломанам, знающим, любящим музыку и разбирающимся в ней. Тем, кто сможет по достоинству оценить весь заложенный в них потенциал.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2017. Разрешается использование материалов при условии указания живой ссылки на сайт: inthouse.ru
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800