Montana LIBERTY PBN Audio Montana Liberty обзор Юдея Редди сист год
Акустические системы PBN Audio Montana Liberty
Обзор: Юдея Редди (Uday Reddy)
Приобретая аудио компоненты, вместе с ними мы покупаем предпочтения их создателя по отношению к звуку. Покупая колонки, усилители или виниловую вертушку PBN Audio, мы, таким образом, приносим в свой дом частичку мировоззрения Питера Норбека. Успех изделий PBN основан именно на энергичной пропаганде системы личностных ценностей, на которой, как и на духе предпринимательства, зиждется весь high end.
Montana Liberty
Компания PBN была создана Норбеком в 1982 году как побочный бизнес, всего через год, превратившийся в полноценное предприятие. Потребовалось еще определенное время для «вызревания» бренда.
На своей родине, в Дании, Норбек получил образование инженера электроника. В 1986 году он был направлен в Сан-Диего компанией, в которой работал, и с тех пор за исключением небольших перерывов он находится там постоянно.
Делать акустику Питер начал еще в детстве. А для продвижения своих моделей АС он в 1993 году скооперировался с Деннисом Хедом из Cary Audio на выставке Consumer Electronics Show, после чего переехал в Северную Каролину, поступив менеджером по продажам в компанию Cary.
Но, соскучившись по Западному побережью, а также пойдя на поводу своей семьи, он вернулся в Сан-Диего всего через 10 месяцев.
Начиная, с 1995 года компания PBN Audio показывала стабильный рост, расширяя ассортимент и наращивая производственные мощности. Компания прошла долгий путь от «гаражного» производства до полноценной фабрики в технопарке, из которой она также в скорости выросла, переехав на новое место, где базируется и поныне – в Эль Кахон (Калифорния).
Здесь под одной крышей производятся все операции, связанные с изготовлением акустических систем, от корпусных работ до окончательной сборки и настройки.
В то время как се больше аппаратуры High End Audio американской и европейской разработки производится в Китае, особую ценность приобретают изделия, которые и разработаны, и произведены в США, тем более в таком жестком по отношению к частному предпринимательству штате, как Калифорния.
И тем более, когда это бизнес иммигранта из Европы.
Особенности
Модель АС Montana Liberty ($ 18300 за пару) относится к линейке InnerChoic, к которой также принадлежат модели Montana Lucy и Montana Sammy. Свое название модель получила в честь девятилетней дочери Питера Норбека.
Liberty это 3-х полосная фазоинверсная акустика с четырьмя динамическими головками на каждую колонку.
Твитер – 1-дюймовый купол из позолоченного титана с неодимовым магнитом производства Audax. Середина воспроизводится 6-дюймовым динамиком с диффузором из тростниковой целлюлозы, бас – двумя 8-дюймовыми вуферами SEAS с диффузорами из анодированного алюминия. Частоты раздела кроссовера – 220 и 2100 Гц. Заявленный рабочий диапазон частот при неравномерности АЧХ ±3 дБ составляет 23 Гц – 30 кГц.
При чувствительности в 90 дБ и номинальном импедансе 4 Ом (минимум 2,5; максимум 8) АС Liberty теоретически должны хорошо работать с большинством усилителей, включая маломощные.
Хотя при весе в 82 кг колонки Liberty должны походить на мои Wilson Audio Sophia первого поколения, они заметно шире и выше последних при примерно той же глубине. И, несмотря на свой солидный вес и массивность, они не перегрузили визуально интерьер моей комнаты.
Хотя это, возможно, и не самые красивые на свете колонки, выглядят они вполне адекватно для акустических систем (а не элементов чистого декора), к тому же выпускаются в достаточно широком диапазоне вариантов отделки, включая натуральный шпон. Пара, которую я тестировал, была покрыта черным глянцем рояльного лака. Эта отделка, также напомнившая мне о колонках Wilson, не отличалась особой роскошью, но выглядела очень добротно несмотря на наличие фрагментов с довольно грубой обработкой поверхности в малозаметных местах.
Другая пара Liberty, которую я видел на выставке High End Show в Ньюпорт-Бич в прошлом июне, выглядела намного шикарнее благодаря отделке натуральным шпоном. Но, так или иначе, сам Норбек по этому поводу говорит, что он гораздо сильнее озабочен тем, чтобы сделать свои колонки красивыми внутри, нежели снаружи.
Корпуса колонок из многослойного МДФ поделены на внутренние отсеки с помощью внутренних перетяжек и ребер жесткости. Благодаря этой особенности корпус приобрел жесткость и лучшую сопротивляемость возникновению стоячих волн. Лицевая панель, на которой установлены динамики, сработана из цельного куска древесины толщиной в 42 мм. Глухие звуки, издаваемые корпусом при простукивании верхней, передней и боковых стенок, показались мне вполне удовлетворительным свидетельством высокого качества.
Внизу тыловой панели находятся два позолоченных поста, в которые можно зажать голый провод, а также лопатки или бананы. Как и Wilson Sophia, Liberty не имеют двойного комплекта клемм под байвайринг.
В передней же части основания каждой колонки имеется прямоугольный порт фазоинвертора. Выступающие за периметр корпуса алюминиевые ножки гарантируют хорошую устойчивость тяжелым колонкам. Весьма удачна идея Норбека с резьбовыми шипами, которые, в отличие от других колонок, вкручиваются в ножки не снизу, а сверху, да еще снабжены пластиковыми поворотными ручками: во время установки колонки не нужно наклонять во все стороны, чтобы придать им нужное положение в пространстве.
Установка
Акустика Montana InnerChoic Liberty были доставлены по моему адресу лично Питером Норбеком, который был так любезен, что привез мне их из Сан-Диего. Обычно колонки транспортируют в их фирменных ящиках, Питер же предпочел просто обернуть их в пену и положить в кузов Chevy Silverado. Еще одно доказательство качества сборки, если колонки не боятся подобного варварства!
Проделав неблизкий путь, Норбек изъявил желание собственноручно установить колонки, что вполне естественно. Однако после того как колонки были втащены в комнату, развернуты и установлены примерно по месту, Питер обратился ко мне за помощью, попросив включить какую-нибудь музыку и усесться на мое любимое место, чтобы я мог корректировать его действия в завершающей стадии установки.
Это показалось мне странным: потратить полтора часа в пробках, чтобы потом довериться не своему, а постороннему слуху? Так или иначе, я поставил запись In Sission Альберта Кинга и Стиви Рэя Воана (24/96 AIFF, Stax/HD Tracks), и мы приступили к маневрированию колонками. Очень скоро я отметил уверенность Питера в достаточной «акустический гибкости» Liberty в плане нахождения их наилучшей для звука локализации в комнате, и, должен признать, он оказался прав.
Несмотря на вес и внешнюю массивность, точная установка колонок заняла не более 10 минут. Вероятно, Liberty – самые легкие для точной установки колонки из всех, которые я когда-либо тестировал. Лучше всего они звучали, будучи поставлены на 5 см ближе к задней стене и на 15 см ближе к боковым стенам по сравнению с Wilson Sophia.
Норбек зафиксировал их оптимальное положение с помощью винтовых шипов, проткнувших насквозь мое ковровое покрытие, и на этом процедура была закончена.
Пара, которую он привез мне на тест, была изготовлена в конце прошлой недели, после чего прогревалась на фабрике в течение 60 часов. Этого оказалось достаточно, поскольку впоследствии я не заметил каких-либо изменений в характере звучания колонок, хотя стойкий запах лака свидетельствовал об их новизне.
К счастью, через неделю он исчез.
Перед тем как Норбек уехал, я спросил его, не хочет ли он рассказать мне, чего я не должен делать с его колонками, дабы на навредить.
На что он ответил: «Они смогут играть настолько громко, насколько выдержат твои уши, и справятся с любым материалом».
Звучание
Однако я поступил наоборот. В течение нескольких недель я слушал колонки на заметно меньшей громкости, чем обычно. И, должен с радостью отметить, при этом немного потерял. Liberty оказались настолько чувствительными, что небольшой усилитель полностью. Даже на сложных оркестровых фрагментах не ощущался недостаток динамики, масштабов или драматичности. А на слегка большей громкости Liberty буквально запели, сформировав широкую, глубокую звуковую сцену с четкий трехмерной локализацией. Несмотря на внушительные габариты колонок, создаваемые ими звуковые образы не казались больше, чем в реальности, и все пропорции аккуратно сохранялись. И даже при очень высоком звуковом давлении я не услышал характерных призвуков портов фазоинвертора.
Мое первое сильное впечатление от АС Montana Liberty относилось к их невероятно высокому разрешению: колонки безжалостно выдавали всю информацию, содержащуюся в звуковом материале. Хорошо эли или плохо, но все, что было записано, я слышал с документальной точностью. Включая случайные звуки, например шелест переворачиваемых музыкантами нотных страниц, шорох из аудитории на записях живых концертов, даже фон от усилителей.
Хотя я слышал эти посторонние звуки и раньше, Liberty передавали их более явно. Еще больше изумило то, что на некоторых записях я стал различать фрагменты наложения, которых раньше не распознавал. И все же обилие всех этих посторонних звуковых примесей не отвлекало от музыки как таковой, разве что в какие-то отдельные редкие моменты, что в определенном смысле  противоречит самой идеологии хайэнда, базирующейся на абсолютном приоритете музыки. Но когда ничего постороннего не было слышно, Liberty дарили так много всего, что не влюбиться в них было просто невозможно.
Наблюдая постоянное усложнение аудио компонентов, будь то ЦАП’ы, предварительные усилители или усилители мощности и особенно акустические системы, я всегда испытываю беспокойство: чем больше динамиков, тем сложнее кроссоверы и, стало быть, больше компромиссов в конструкции колонок, возможно, хуже точность взаимодействия излучателей, которую труднее выдержать по мере роста их числа (похожие подозрения терзают и в отношении других компонентов).
Но Liberty успокоили мои опасения: они отличаются исключительной когерентностью и бесшовностью переходов от одного излучателя к другому, при которых целостности музыкальной ткани не наносится ущерб, а звучание инструментов не распадается на гармонические составляющие. В этом плане показательно звучание сложного по ритмике и гармоническому содержанию трека «Rjau» с диска Чика Кориа и Джона Маклафлина Five Peace Band Live (16/44,1 AIFF, Concord), где глубина и атака электрического баса Кристиана Макбрайта и барабанов Вини Колайута сохраняют свой аутентичный характер на фоне электропианино Кориа и электрогитары Маклафлина.
Я также нахожу Liberty энергичными и быстрыми, готовыми к молниеносным контрастам. Фактически, Liberty в этом смысле звучат больше как электростаты, чем как динамические колонки, что является следствием их когерентности.
Принимая во внимание более высокую отдачу по басам у Liberty в сравнении с моими Wilson Sophia, я боялся акустической перегрузки моей комнаты, но ее не было. Соло электрического баса Дина Пира (Ucross, 16/44,1, AIFF, Restless) отличалось мягкостью, мощью, мелодичностью при хорошей глубине баса и выраженной атаке. Даже когда я вывернул ручку громкости, я не услышал от Liberty ничего похожего на раздутый бас или перегрузку. Так что если вы поклонник тяжелой музыки с мощным басом, с такими колонками вам не грозит разочарование. Ради эксперимента я воспроизвел через них трек из Apollo 13 с ревом ракетных двигателей, и мой дом заходил ходуном.
Но вряд ли это может свидетельствовать о том, насколько хорошо Liberty справляются с низким басом конкретных инструментов или со звуками, заставляющими дрожать стены и оконные стекла. Скорее, это дает основания говорить о высоком звуковом давлении, которое способны развить эти колонки. Низкий же бас дает не столько ощущение давления на уши, сколько представление о реальных масштабах звукового события. И хорошей иллюстрацией в данном случае послужил альбом Кита Джеррета The Koln Concert (24/96 AIFF, ECM HG Tracks). Этот выдающийся концерт был записан в 1975 году в Кельнском оперном театре Cologne. Эхо от стен зала и долгое затухание отдельных нот были переданы благодаря басовым возможностям Liberty настолько явственно, я почти представил себя рядом с инструментом солиста на сцене.
Принимая во внимание выдающуюся чистоту звучания колонок, меня не удивило то, что середина казалась несколько более плоской, чем я привык слышать в моей системе. Однако ни в коей мере она не была холодной или стерильной, а ее исчерпывающая информативность позволяла различить больше деталей и полнее ощутить текстуру звука, что я отмечал буквально на каждой записи, особенно на оркестровых. Например, несмотря на более плоскую середину Liberty по сравнению с моими референсными колонками запись The Warriors (16/44,1 AIFF, Deutsche Grammophon) Перси Грейнджера в исполнении оркестра под руководством Элиота Гардинера прозвучала живее и энергичнее. Liberty лучше передали ритм, импульсивность, течение музыкальной мысли.
Верхний диапазон Liberty оказался выше всяких похвал: светлый, легкий, воздушный, без резкости, вялости или глянца.
Особенно хорошо титановый твитер справился с цимбалами и колокольчиками: яркий, переливчатый звон, острая атака перкуссии. Даже когда я сел очень низко и твитер оказался выше уровня моих ушей, а я соответственно не на его оси, мои впечатления ничуть не померкли.
Помимо более впечатляющей глубины баса по сравнению с Sophia плотность баса у Liberty также была заметно лучше. Подобная же разница в пользу Liberty наблюдалась и по высоким частотам, особенно в плане деликатности и воздушности высоких. Но эта разница не была настолько явственной, насколько в средних частотах. Именно здесь обозначились основные различия, объяснить причину которых я затрудняюсь. В моей системе Liberty явно лидировали по чистоте воспроизведения, в то время как Sophia звучали намного теплее и менее прозрачно.
Но я вспомнил, что за последние пару лет мне пришлось тестировать два интегральных усилителя, ASR Emitter I и Culture Elegance MC701, каждый из которых настолько хорошо спелся с колонками Sophia, что у тех прорезалась практически та же чистота и прозрачность, что и у Liberty с моим интегральным усилителем Jeff Rowland Design Group Concentra. В чем тут дело, в удачных и не очень сочетаниях усилителей с колонками или в том, что у колонок Liberty середина сам по себе абсолютно не имеет окраски? Думаю, здесь играет роль и то, и другое. Но, оценивая все в совокупности, я все же склонен отдать предпочтение PBN Liberty за их более весомый вклад в бескомпромиссное воспроизведение музыки.
Заключение
PBN Montana InnerChoic Liberty обладают очень многими достоинствами с учетом их цены. Наверно, это не самые красивые в мире колонки, если говорить об их внешности, но по поводу их внутренней изысканной красоты, выражающейся в красоте извлекаемой из них музыки, у меня нет ни малейших сомнений. И именно это имеет первостепенное значение.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2017. Разрешается использование материалов при условии указания живой ссылки на сайт: inthouse.ru
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800