О восстановлении алмазных игл в звукоснимателях

О восстановлении алмазных игл в звукоснимателях

А. Лихницкий

Аудиофилы и коллекционеры обычно с содроганием сердца отсчитывают часы, оставшиеся до окончательного износа иглы своей головки, особенно если цена головки переваливает за 100-200 долларов.

Обладатели „золотых” ушей замечают износ иглы уже после 300-400 часов ее работы, и поэтому обещанные в рекламе еще 600 часов дополнительно вызывают у них нарастающий износ нервной системы.
Обычно, прежде чем выбросить вставку с изношенной иглой (а в случае МС- головку целиком), вы обращаетесь к умельцу или, правильнее было бы сказать, к „левше” с нижайшей просьбой поставить новый „кристалл”. Такие умельцы на Руси всегда были и есть сейчас, да и за работу много не возьмут.
И все же я должен вас предупредить: если вы доверили головку „левше”, возможны следующие варианты. В случае благоприятного исхода игла будет поставлена, однако избыточное количество клея на кончике иглодержателя ухудшит звучание высоких частот настолько, что вам, скорее всего, придется вернуться к завалявшейся головке.
Гораздо хуже, если лопаточка иглы с многорадиусной заточкой будет сориентирована не как надо, то есть не поперек канавки, а вдоль нее. Но вероятнее всего, что „левша” сломает иглодержатель, который у хороших головок изготовлен из особо тонкостенной трубки, и вставит вместо нее кусок стрелки от измерительного прибора.
Становится даже обидно: потратил большие деньги, но года не прошло, а головку уже надо выбрасывать. А ведь, если вдуматься, головка осталась новехонькой, только с алмазного кончика стерлись 5-6 микрон.

Сложившееся положение навело меня на мысль, что вообще не надо менять изношенную иглу, ее просто следует затачивать в иглодержателе. С этой целью я запасся алмазными пастами, специальными алмазными кругами и стал пробовать. В отличие от лесковского Левши, у меня есть хороший микроскоп фирмы „Caгl Zeiss”, поэтому я могу контролировать качество заточки игл.
Результаты моей работы были на вид неплохи, однако при прослушивании грамзаписей с использованием заточенных мною игл выявились неприятные эффекты. В первую очередь это повышенный шум, а также скрежет на участках записи с большой колебательной скоростью.

Скажу честно, мне так и не удалось научиться, качественно затачивать иглы описанным способом.

И тут меня осенило. Я вспомнил сообщения ряда научных журналов о том, что у бывших в употреблении бритв, когда их помещали в центре пирамиды Хеопса, восстанавливалась прежняя заточка.
И хотя подобные утверждения, как и сведения о пришельцах, гороскопы и т. п., всегда вызывали у меня недоверие, однако странные, часто совершенно необъяснимые явления, наблюдаемые в области high end, научили меня не делать скоропалительных выводов типа: „Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Именно поэтому я серьезно задумался о возможности восстанавливать изношенные алмазные иглы головок звукоснимателей с помощью пирамиды. Сперва я решил проверить, согласуются ли сообщения о „действии” пирамиды с основными законами физики.
На первый взгляд, наблюдаемое явление вступает в противоречие со вторым началом термодинамики, в соответствии с которым окружающие нас физические тела и виды энергии со временем вырождаются.
В них происходит нарастание беспорядка, а энергии высокого качества превращаются в тепло. Это явление в физике и в теории информации называют нарастанием энтропии во времени.

Все ли происходящее вокруг нас подчиняется этому фундаментальному физическому принципу? Оказывается, что второе начало термодинамики действительно только для изолированных систем, в системах же, которые обмениваются с внешней средой (или с другой системой) веществом, энергией и информацией, могут происходить процессы самоорганизации, упорядочивания и т. п. Примером такой системы является человеческая цивилизация.
Поскольку у меня накопилось много вопросов, касающихся рассматриваемого явления, я обратился к известным ученым Санкт-Петербургского Государственного университета. Первый вопрос, который я им задал, был таким: „Может ли пирамида черпать извне (например, из космоса) и затем концентрировать вещество, энергию и информацию, изменяя, таким образом, состояние помещенных в нее материальных объектов в направлении, обратном действию второго начала термодинамики?”
Такая возможность не исключена, — сказали ученые — Академическая наука теоретически доказала и экспериментально подтвердила существование явлений — таких, например, как гравитационное сжатие под влиянием собственных сил тяготения, — для которых характер­но не увеличение, а уменьшение энтропии со временем”.
Хотя беседа с учеными была очень содержательной, на чисто практические вопросы: из каких материалов лучше все­го изготовить пирамиду, какого она должна быть размера и сколько времени необходимо для заточки игл, — вразумительных ответов я не получил.

Пришлось до всего доходить своим умом. Опущу описание предварительных опытов и достаточно сложные математические выкладки, связанные с расчетом конструкции пирамиды, и предлагаю самодельщикам ее окончательный вариант.

Пирамида имеет в основании квадрат со стороной 2 330 мм, высота пирамиды 1 466 мм. На уровне 415 мм от основания пирамиды выполнен горизонтальный тоннель сечением 80×80 мм, идущий от одной из граней и достигающий вертикальной оси пирамиды.
В центре пирамиды оборудована камера размером 100x100x100 мм, которая выкрашена изнутри зеленой краской. В качестве материала для строительства пирамиды выбран красный обожженный кирпич.
На изготовление пирамиды у меня ушло 1 260 кирпичей. Их укладка производилась аналогично кладке русской печи — с той лишь разницей, что вместо раствора для соединения кирпичей я использовал клей „Момент» (умолчу при этом, сколько тюбиков клея ушло на изготовление пирамиды).
Думаю, что мне не уйти от ответа на вопрос, где я воздвиг описанное сооружение. Ответ для самодельщика очевиден: пирамиду я собрал дома в 18-метровой комнате двухкомнатной квартиры, сам же со своей аудиосистемой пере­ехал в комнату 10 кв. м.
При осуществлении этого проекта меня беспокоило, выдержат ли перекрытия в доме, но, к счастью, все обошлось. Не скрою, что после возведения пирамиды соседи по дому стали обращаться к врачу районной поликлиники с жалобами на ночные галлюцинации.

По моему мнению, причиной этих обращений является не энергетическое или информационное воз­действие пирамиды, а проникновение через перекрытия и стены дома паров клея „Момент».

Мой эксперимент по восстановлению иглы головки звукоснимателя был начат в июне 1995 г. Головка „Blue point” фирмы „Sumiko”, которая эксплуатировалась до этого около 780 часов, через тоннель в пирамиде была помещена во внутреннюю камеру, после чего тоннель был замурован. Эксперимент продолжался до марта 1996 года. 21 марта в присутствии трех экспертов журнала „Аудио Магазин» головка была извлечена из пирамиды и подвергнута испытаниям.
Сначала был произведен осмотр иглы под микроскопом с увеличением в 200 раз. Все эксперты отметили, что профиль иглы имеет правильную эллиптическую форму, без каких либо признаков износа, при этом в лучах солнца поверхность иглы казалась идеально отполированной.
После осмотра иглы, оставившего у экспертов благоприятное впечатление, состоялись испытания головки в составе аппаратуры, описанной в „АМ” № 2 (3) 95, с.44. Привожу дословно отзывы экспертов „АМ” после прослушивания „обновленной” головки.
Эксперт А. „Выраженный эффект присутствия, ясно ощущаемая вовлеченность, достаточно полный и насыщенный басовый регистр, ак­тивная атака звука, глубокая динамика. Все это вызывает желаемое эмоциональное удовлетворение. Головка необычайно музыкальна”.
Эксперт Б. „Звук мягок, без шероховатостей, при этом очень детален на всех частотах, тонок, нежен и в то же время плотен, активен, динамичен, открыт. Звуки живут во всем переднем полупространстве и пронизывают тебя насквозь — просто какая-то голограмма”.
Эксперт В. „Хорошо передаются ритмические интонации. Звучание рояля выпуклое, быстрое, с достаточно детальным нижним регистром. Расположение источников в пространстве ясное и четкое, их относительные размеры близки к натуральным. Создается ощущение непосредственного присутствия в концертном зале”.
Выслушав и записав все эти восторженные отзывы, я отметил для себя, что обычно очень критически настроенные эксперты не отметили никаких существенных недостатков в звучании, хотя больше года назад я выслушал от них массу нелицеприятных замечаний в отношении звучания моей аудиосистемы.

Сначала я подумал, что на экспертов подействовала незначительная концентрация паров клея „Момент», который, несмотря на большой срок с момента постройки пирамиды, полностью не выветрился. Но тут же сообразил, что, наверное, кроме обновления иглы изменилось что-то в преобразователе головки. Сейчас я почти уверен, что произошло упорядочивание микроструктуры проводника, которым намотаны катушки преобразователя головки, а также уменьшились вибрострикционные возмущения в изоляции этого проводника.
Похоже, что время и усилия были затрачены действительно не зря.
Ну, а теперь представьте себе, что подобным образом может быть улучшена микроструктура, а, следовательно, звучание конденсаторов, резисторов, разъемов и даже полупроводниковых приборов (транзисторов, диодов и т. д.). По-видимому, я сделал чрезвычайно важное открытие, которое может сыграть огромную роль в дальнейшем развитии high end.
Не исключено, что с помощью повсеместного возведения пирамид на территории бывшего СССР нам удастся поднять престиж отечественной аудиоаппаратуры настолько, что каждый аудиофил будет гордиться торговой маркой „Сделано в СССР”.

inthouse

Блог о винтажной акустике
Закрыть меню