Электрический триллер (эпизод-3)

Игорь ГУСЕВ

 

Электрический ток, заземлениеЗавершая тему "Электрический триллер", мы добрались до самого главного - заземления. В этой главе мы будем говорить о конфигурации линии, идущей до розетки, от которой питается аппаратура. Внутри компонентов земляные цепи пока менять не станем, поскольку это отдельная и довольно сложная тема, требующая знания схемотехники. Об этом мы расскажем в одном из ближайших выпусков приложения "Практика ДУ". Но и без этого поведать есть о чем - проблемами заземления занимаются целые научно-исследовательские институты, а мы будем двигаться от общего к частному, начав с общей схемы электроснабжения дома.

Существует несколько типов заземления, в настоящее время в жилых зданиях наиболее широко распространена система разводки до ввода в дом четырех проводным кабелем, в котором имеется три фазовых провода и еще один, совмещающий функции нулевой и защитной шины. Фазовые провода разводятся дальше по потребителям, например по одной фазе на подъезд, а четвертый заземляется на трансформаторной подстанции, а также на вводе в дом еще на этапе его строительства, причем, заземляется, как положено, с вкапыванием металлического штыря в землю на необходимую глубину и т.д. (т.е. так должно быть по нормативам, на практике же могут встречаться самые причудливые схемы подключения, ибо отступления от строительных норм у нас обычное дело).

Такая система дешева, но считается, причем справедливо, что она не обеспечивает надлежащего уровня безопасности при эксплуатации аппаратуры. Что бы уровень безопасности стал приемлемым, проводник с совмещенными функциями (четвертый провод) на вводе в дом разделяется на два - один нулевой защитный и другой нулевой рабочий. Дальше вся разводка до электрощита на лестничной клетке идет уже тремя проводами с учетом их разного функционального назначения, и нулевой защитный провод подключается к корпусу электрощита. По такой схеме провода разводятся как в домах с электроплитами, где внутри квартирная разводка может выполняться тремя линиями, так и в домах с подводом газа, где обычно применяется двухпроводная схема. В общем, где брать "землю", понятно: в цепи нулевого защитного проводника, причем в ней не должно быть никаких коммутирующих приборов. В таком случае значительно снижается риск "отгорания нулей" от перегрузки сети по току из-за наличия нулевого защитного проводника. Ни в коем случае нельзя делать суррогатную имитацию такой схемы, соединяя в евророзетке нулевой рабочий и нулевой защитный проводники, как иногда практикуют некоторые "умельцы", такая замена крайне опасна. Не стоит использовать в качестве "земли" водопроводные, газовые или трубы системы отопления, а также металлическую ванную - несмотря на то, что по действующим строительным нормам они должны быть заземлены, при наличии какого-нибудь строгального станка у соседа это может иметь летальные последствия для вашей техники. В качестве положительного можно привести пример, когда некоторые аудиофилы, живущие на первом-втором этаже дома, где заземления нет вообще, организовывали его самостоятельно, вкапывая металлические штырь в подвале, и прокладывали шину до своей квартиры (как все это делается, описано в специальной литературе).

Теперь о самом волнующем - влиянии заземления на звучание аудиоаппаратуры. Как это ни странно, но единого мнения о его целесообразности и воздействии на звук, похоже, не существует. Ни личный опыт, ни беседы с некоторыми известными конструкторами и производителями не позволяют сделать однозначный вывод о безусловной пользе "земли". Ив-Бернар Андрэ (YВА), например, очень эмоционально заявил в интервью, что заземление отрицательно влияет на звук, делая его более зажатым и менее воздушным, а некоторые другие фирмы, наоборот, настоятельно рекомендуют заземлять все свои устройства.

Интересный подход к решению это проблемы продемонстрировал наш бывший соотечественник Владимир Шушурин. Он заявил, что его аппарат может действительно звучать по-разному с заземлением и без, это сильно зависит от качества имеющейся "земли", сети и других внешних условий. На задней панели его усилителя имеется "секретный выключатель", отрывающий "землю" от корпуса аппарата. При этом пользователю предлагается прослушать оба варианта включения и выбрать, по его мнению, наилучший, так что последнее слово, как всегда, остается за вами. Отсутствие однозначной позиции, скорее всего, объясняется тем, что комплекты аппаратуры могут быть весьма различны по своему составу и конструкции каждого компонента, в блоках, питания которых могут применяться самые неожиданные схемотехнические решения. Многое также зависит от условий эксплуатации и качества сети, так что не всегда возможно привести все "к общему знаменателю". Так, известная английская фирма Arcam настоятельно рекомендует заземлять всю свою аппаратуру. И действительно, при наличии заземления усилитель Delta 290 выдает более организованное и точное звучание, а французская Micromedia оснащает свою технику (например. СD-проигрыватели серии Stage) мощным съемным сетевым кабелем, но на аппарате имеется только два сетевых контакта, т.е. заземление не подразумевается. В инструкции об этом также ни слова не написано. А между тем все компоненты такой аудиосистемы, будучи подключенными, к заземленному усилителю, соединяются с "землей" через проводники или экранирующую оплетку межблочных кабелей, что может привести к появлению фона и различных помех. Кроме того, создается очень длинный и непредсказуемый нулевой контур, отрицательно влияющий на звучание тракта. Еще более неприятная ситуация может возникнуть, если в АV-системе есть видеомагнитофон, подключенный к коллектив ной антенне по входу и к заземленному усилителю по НЧ-выходу. Аппаратура оказывается заземленной совсем "криво", через оплетку антенного кабеля и длиннющий земляной шлейф, что очень опасно для техники (разность потенциалов между разными "землями" может достигать сотни вольт - проверено на собственном печальном опыте), да и звуку двойной контур вряд ли пойдет на пользу. В этих случаях корпуса всех аппаратов - а если стойка металлическая, то и ее тоже - необходимо надежно соединить между собой отрезками медного провода, разведя их "звездой" от заземленного усилителя. Для надежности контакта на концы шин следует запрессовать акустические наконечники-лопатки, а их прикрутить к корпусам винтовыми зажимами, причем "крокодилами" здесь лучше не пользоваться.

Если вы все же решили организовать общую "землю", то подключиться, используя отдельную линию, лучше всего по схеме, приведенной в статье "Электрический триллер. Эпизод II" ("Салон АV" №.../2001). Хорошим индикатором правильно построенного контура может служить виниловая вертушка с МС-головкой - если что-то не так, сразу появляется фон переменного тока. Здесь же стоит обратить внимание на наличие дополнительного сигнального провода у многих LР проигрывателей, он-то как раз и нужен для соединения "массы" механизма и корпуса усилителя. Через интерконнекты в таком случае идет только сигнальный ноль, а наведенные токи - через упомянутый выше проводок с лопаточкой под винт.

В завершение темы стоит сказать, что на прошедших выставках нам так и не удалось добиться от специалистов внятного ответа о наличии и качестве "земли" в но мерах "Софителя" (розетки там, в основном, трех контактные), где демонстрировались килобаксовые комплекты аппаратуры с навороченными сетевыми кондиционерами, однозначно требующими заземления. Ответы варьировались: "есть", "нет", "не знаем", "не мешайте работать". Вот так.

В качестве предупреждения еще раз хотим напомнить, что все эксперименты с сетью питания и заземлением без хорошего знания электрики лучше не проводить, последствия могут быть очень печальными. Они отражены в народных литературных опусах - достаточно вспомнить стишок о мальчике, который засунул два пальца в розетку, о старушке и высоковольтных проводах и т.д., причем о популярности этих сюжетов даже было упомянуто Леонидом Парфеновым в цикле передач НТВ "Намедни", год 1978.

 
 

Вернуться к оглавлению