5 ПРАВИЛ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

П. Белов

 

high end, электро питание, правильное электропитание, электрический токВ этой статье  мы начнем рассказ о некоторых факторах, которые, находясь вне поля нашего зрения (и совершенно напрасно!) и вне аудиосистемы очень ощутимо влияют на ее звучание. Тема эта, замечу сразу, представляется мне совершенно не раскрытой, а посему чрезвычайно интересной.

Сегодня речь пойдет о главном – питании, т. е. Сетевом напряжении, которое подается  на столь трепетно любимые нами аппараты. Перефразируя известный советский лозунг, рискну утверждать: не работает только тот, кто не ест. А если серьезно – ни один, даже самый качественный компонент, не сможет раскрыть заложенный в нем потенциал, если его кормят отбросами с помойки. Точнее, электричеством от разболтанных и искрящих розеток. Поэтому, на мой взгляд, качественная электропроводка играет в аудиосистеме даже большую роль, чем правильно подобранная акустика. Итак, как же правильно запитать аудиосистему?

 Правило первое. Все силовые линии, предназначенные для питания вашей техники, должны быть проложены непосредственно от электрощита, что находится на лестничной клетке, до места подключения проводом как можно большего сечения. Я использую одножильный медный провод сечением 6 кв. мм, причем линии скручены между собой с шагом примерно 40 — 50 см.

Мне представляется оптимальной прокладка трех отдельных линий питания; одна  для цифрового источника, другая — для предварительных усилителей, третья — для усилителей мощности. Помните, что ни в одну из них нельзя включать какую-либо другую нагрузку — утюги, компьютеры, обогреватели, СВЧ печи и т.д. Учтите, что самым "чистым" током следует питать предусилитель, поскольку он является самым важным звеном системы (здесь, очевидно, мнения могут разделиться — прим. ред.) и определяет разрешающую способность всего комплекса в целом.

Правило второе. Не экономьте на розетках — они должны быть прочными, с запасом по мощности и не создающими помех из-за плохих контактов. Я использую относительно недорогие южнокорейские электрические розетки, стоимостью 7 — 10 $  40-амперные, применяемые для подключения электроплит. Вы можете не поверить, что такие вещи влияют на звучание. Попробуйте — инструменты успокоятся и приобретут характерный для них тембр; трубы станут по-настоящему медными, гобои и валторны — деревянными, волос смычка и кожа барабана — более натуральными. Кроме того, качество электропитания очень влияет на энергетику музыки, и, прежде всего — на бас. Именно бас, а не буханье, чем он часто подменяется во многих моделях, — основа музыки. Уверяю вас, разницу вы услышите сразу.

Правило третье. Если вы хотите повысить эмоциональность своего комплекса, включите его через сетевой фильтр (кондиционер). Их существует великое множество, но я бы хотел предостеречь читателя от приобретения приборов, построенных на катушках индуктивности: многие эксперты отмечают, что подобные фильтры выхолащивают  звук, лишая инструменты присущей им индивидуальности, хотя и делают звучание более детализированным. Сегодня существует более про­грессивная схемотехника; реализованная, например, в кондиционерах сравнительно молодой американской фирмы Light Speed Audio, через которые я уже несколько лет запитываю свой аудиокомплекс. Этот фильтр в корне меняет басовый регистр системы - низ становится более собранным, он раскладывается на массу составляющих со многими деталями. Стал узнаваем тонкий деревянный корпус контрабаса и различимы все нюансы игры на нем. Абстрактная бочка превратилась в удар колотушкой по коже с ощутимой звуковой волной. А уж, коль скоро бас стал на свое место, на его основе выстроилось  все остальное, и, прежде всего — звучание медных и струнно-смычковых инструментов. Появилась деталировка на верхних частотах — даже можно было пересчитать тарелки в составе ударной установки.            

Фильтр представляет собой черный ящик со стандартными для стойки размерами. На передней панели расположены два зеленых индикатора, сигнализирующих о работоспособности прибора. Внутри находится небольшая плата с варисторами, защищающими выход от бросков напряжения. Но самое главное — несколько рядов проводников, залитых толстым слоем компаунда. В паспорте написано, что внутри этого "бутерброда" находятся пластины из различных магнитных сплавов, создающие противо-эдс помехи. В более дорогих моделях напряжение проходит через такой "очиститель" несколько раз. На задней панели — 6 розеток американского стандарта Hubble, разбитых на две группы для цифровых и аналоговых аппаратов. Разница моделей заключается в степени фильтрации, количестве линий и допустимой мощности нагрузки, а также в качестве сетевого шнура. Хорошие результаты получаются при последовательном подключении нескольких фильтров.

Правило четвертое. Стандартная сетевая вилка аппарата, произведенного в США, Англии или Западной Европе, имеет три контакта: фазу, ноль и землю. Возникает вопрос; как перейти на нашу двухпроводную сеть? Самый простои способ — заменить нашу розетку им­портной трех полюсной и соединить в ней внутри ноль и землю. (Но никогда не включайте в такую розетку обычную советскую вилку - при переполюсовке фаза может оказаться на корпусе аппарата). Последствия, я думою, вам ясны. Следует, однако, отметить, что при таком способе подключения между корпусом аппарата и трубами отопления или батареями может иногда появляться напряжение до нескольких десятков вольт.

Правило пятое. Обычно мы не обращаем внимания на полярность  включения сетевой вилки, а это, между прочим, очень влияет на звучание системы. Не удивительно, что некоторые аппараты даже класса Нi-Fi имеют ин­дикаторы правильного включения в сеть. Трех полюсная вилка, кстати, предусматривает включение только в одном положении, нам же придется мар­кировать полюса и фазировать компоненты строго определенным образом. Это не только позволит избежать появления фона и помех в тракте, но и изменить характер звучания. Почему это  происходит, я объяснить не берусь, но экспериментально было доказано, что изменение полярности сетевой вилки одного компонента ведет к радикальному изменению характера звучания всей системы. Особенно это касается усилителей мощности, выполненных в  виде моноблоков — их обязательно надо включать синфазно. Иногда практикуется противофазное включение цифрового источника и усилителя, а также  предварительного усилителя и усилителя мощности. Вариантов существует множество, но только ваш собственный слух,  чувствительный к малейшей фальши подскажет правильное решение.  

А если говорить более конкретно, при подключении начала сетевой обмотки трансформатора к фазе наблюдается более объемное звучание, но объем этот достигается некоторой расплывчатостью инструментов. Образы  становятся более размытыми, неконкретными, но очень рельефными. Верх становится очень едким, что особенно чувствуется на флейтах и рожках. Скрипка начинает скрипеть (прошу прощения за каламбур) и звучит очень резко.

При реверсе вилок (всех компонентов) панорама становится шире,  звучание глубже. Хотя, по сравнению с предыдущим вариантом, объем стано­вится не столь заметным. Но контуры звуковой картины становятся более яс­ными, локализация инструментов четче. Звучание обретает ту самую акустичность, за которой мы все так гоня­емся. Верхи становятся более нежными и трепетными, более аналоговыми. Иногда практикуется противофазное включение одного из компонентов (как правило, цифрового источника).

Ну вот, собственно, и все о питании. В следующий раз речь пойдет о стойках, шипах и конусах, влияние которых на звучание аудиосистемы трудно переоценить.

Вернуться к оглавлению