|
Статьи и публикации › Несколько слов о «скорости» баса |
Дмитрий ЧИНШЕВОЙ |
Неоднократно упоминалось о субъективной медлительности, отставании баса от основного сигнала. Особенно остро возникает проблема на стадии состыковки сабвуферов и основных систем. |
Предлагаю свою точку зрения на эту проблему. Я вижу две основных причины этого явления:
|
- неестественная форма АЧХ; |
- особенностей типа акустического оформления. |
Неестественная форма АЧХ большинства систем с сабвуфером |
Этот пункт хочу отметить особо, так как мне кажется, здесь есть первопричина того, почему независимо от типа оформления сабвуфер нарушает «сцену» (фокусировку, локализацию), и тем сильнее, чем выше уровень его громкости по сравнению с громкостью основных акустических систем. |
Природный натуральный спектр не имеет того подъема к низким частотам, которого мы добиваемся сабвуферами. Стоит внимательнее прислушаться к грому, прибою, звучанию симфонического оркестра и даже органа, в конце концов, к взрыву, что бы понять это. |
Давайте представим себе, что происходит при ударе в барабан (или по струне рояля). К слову именно атака рояля считается самой сложной для воспроизведения аппаратурой. Палочка (колотушка, молоточек) с начальной скоростью соударяется с поверхностью мембраны (струны). |
|
|
Начинаются местные мелкие прогибы и волны около пятна касания, только потом вся мембрана (струна) смещается на максимальную амплитуду и появляется основная низкочастотная гармоника. Т. е. атака не начинается с самой низкой гармоники (отмечено звукотехниками, что у большинства инструментов атака начинается со второй и третьей гармоник). Т. е. что мы слышим «вживую»? – отчетливая атака, сопровождаемая низким послезвучием с природно ослабленным давлением. |
Теперь представим АЧХ с подъемом к низу. Начало атаки будет, но низкочастотная составляющая, появляющаяся и так с задержкой по другим физическим причинам, будет акцентирована. |
Т. е. если ударник к примеру работал синхронно с другими музыкантами (синхронным было начало удара!) мы воспримем не столько начало атаки, сколько акцентированный горб на нижней части АЧХ, воспроизводимой сабвуфером. |
Полагаю этот эффект усугубляется еще и бинауральной маскировкой: «Ели источники сигнала совмещены в пространстве (в данном случае источник один – барабан), то более низкий по частоте сигнал маскирует более высокий». |
|
Т. е. «исчезает» звучание гармоник поверхности мембраны. Тот же эффект будет с любым другим музыкальным инструментом. При спадающей же АЧХ маскировка ослабнет, при возрастающей – усугубится. |
Вспомните «ударное и быстрое» звучание дискотечных систем. Кажущаяся скорость баса исходит из особенности АЧХ: общий упор на средний бас с сильным горбом на 80-120 Гц с ослабленным нижним басом (ослабленным и подрезанным, посмотрите параметры Тиля-Смолла концертных басовых динамиков 15”: F3 большинства из них в оформлении редко опускается ниже 50 Гц, причем с легким спадом к низу уже от 80-100Гц). |
|
А теперь вспомните звучание сабвуфера в автомобилях, пусть даже верхнего ценового ряда в оформлении ЗЯ или фриэйр. Без комментариев. Не раз в обзорах и тестах отмечалось, что включение сабвуферов в дополнение к основной системе разрушает «сцену» в независимости от стоимости и вида оформления этих сабвуферов. |
Но мы прекрасно понимаем, что основные акустические системы воспроизводили материал совершенно одинаково в независимости от наличия сабвуфера. Он не может объективно что-то отнять, украсть. В разрушении «сцены», меньшей детальности и прочих субъективных моментах в данном случае виноват сам механизм нашего восприятия, а не особенности и параметры воспроизводящей аппаратуры. Потому считаю категорически неприемлемой АЧХ с подъемом к низу при воспроизведении «живой» музыки, когда акцент делается на достоверную натуральную передачу материала. |
|
Напрашивается мысль о принципиальной невозможности создания универсальной акустики, способной одновременно передавать достоверно живые инструменты и добиваться «сочной» подачи баса для рок-музыки (в виде подъема на 40-50 Гц). |
И еще: при конструировании акустики и настройке системы необходимо учитывать влияние помещения прослушивания, т. к. небольшая комната может создать значительный подъем АЧХ в области ниже 100 Гц, и даже при теоретически правильной АЧХ системы самой по себе бас будет ненатуральный по упомянутым причинам. |
Особенности акустического оформления |
|
Фазоинвертор |
Фазоинвертор является резонатором высокой добротности. А любая резонансная система не выходит на максимальную установившуюся амплитуду с первых полупериодов раскачки! |
Причем чем выше добротность, тем выше время раскачки и успокоения. Отсюда и отставание (при разгоне), и «размазанность» (проглатывание атаки), и «хвостатость» (остановка). |
Расчетная АЧХ ФИ соответствует как раз установившемуся резонансу порта, а при быстром и коротком сигнале он может просто не успеть разогнаться, т. е. проглотить какой-то момент.
|
Возможно Онкен звучит натуральнее стандартного ФИ, потому что:
|
- не создает подъема самых нижних частот (выше опорной чувствительности); |
- е- результирующая добротность резонансной системы ГД-порт тоже ниже (имею в виду, что ящик намного просторнее стандартного «оптимального» ФИ);го частота настройки ниже (меньшая доля сигнала подвергается интерпретации порта); |
- групповая задержка в области «полезных» частот меньше и более пологая. |
|
TL, TQWP |
Все, то же самое касается и трансмиссионных линий (TL) поскольку они являются резонаторами, только основанными на другом физическом принципе.
|
По TQWP (труба Войта) затрудняюсь сказать что-то определенное, так как это тип «резонансного рупора». По форме АЧХ у TQWP может быть местный подъем на среднем басу, но к нижнему он начнет спадать, что натурально и естественно. |
Закрытый ящик |
|
Традиционно считается, что с точки зрения динамики ЗЯ является одним из лучших видов оформления, к тому же прост в расчете и некритичен к отклонениям от оптимальных расчетных значений. |
Но я вижу некоторые «подводные камни». В первую очередь хочу отметить, что динамики, способные играть нижний бас в ЗЯ разумного размера, как правило, имеют очень большую массу подвижной системы и жесткие резиновые подвесы. Эти подвесы скрывают в себе нелинейности и вязкостные свойства, отрицательно сказывающиеся на звуке. Ну и низкая чувствительность. Кроме того, в них я подозреваю некоторые сюрпризы, на которых обычно не заостряют внимание. |
Математическая модель динамика в ящике – масса, подвешенная на пружине. Однако почему-то не учитывается конечная масса этой «пружины». Возьмем к примеру Scan Speak 254 мм. Масса подвижки 47 гр, ящик 50-60 л. Вспомним физику с химией: воздух 28 гр/моль, любой газ 22,4 л/моль. Получаем массу воздуха в ящике 70 гр!
|
Это даже больше чем масса подвижки. Не могу сказать что-то определенное по поводу расчета такой уточненной модели, но заставляет задуматься, т. к. если динамик демпфируется усилителем, то что происходит с колеблющейся воздушной массой после прекращения сигнала? Какова реальная частота и добротность резонанса с учетом массы воздуха в ящике? В системах с высокой чувствительностью и легким диффузором соотношение массы подвижной системы и массы воздуха в ящике будет еще больше. |
|
Еще момент. Ход динамика 5 мм, объем ящика 50 л, площадь диффузора 330 см2. Можно рассчитать силу, приложенную к задней части диффузора при максимальных амплитудах смещения по разности давлений на заднюю и переднюю поверхность. Приводить расчет не стану, получилось около 1,1-1,3 кгс (это в приближении к изотермическому процессу, при адиабатном величина будет большей). Много это или мало?
Можем рассчитать силы инерции и движущую силу катушки, для примера на 50 Гц с ходом в 5 мм. Опять же опущу расчет, получается около 1,8 кгс. |
Как видите, величины вполне сопоставимы. (По катушке F=BLI, сила инерции F=Ma, a=2S/t2, с учетом что за 0,25 периода динамик сместится на 5 мм.) Это не имеет отношения к теме задержки, но видимо влияет на модальные режимы излучения динамика.
|
Еще один момент: работа по ходу сжатия и расширения неодинакова при реальном политропном процессе. Следовательно, сила сопротивления динамику по ходам сжатия-расширения несимметрична. |
|
Рупор |
С точки зрения динамики рупорный бас считается наиболее быстрым и точным. Что касается «отставания» рупоров - теоретически оно очень малое, но надо принять во внимание |
транспортное запаздывание по длине хода волны вдоль канала (внутри свернутого рупора при тыловом рупоре). Плюс у рупоров «естественная» АЧХ без подъема к самому низу.
Транспортное запаздывание можно скомпенсировать физическим расположением излучателей относительно друг друга. Но применение рупоров – особенно басовых – ограниченно их габаритами.
|
Здесь еще следует учесть что, как правило, басовые рупоры рассчитывают для излучения в одну восьмую пространства (угол помещения), что ограничивает область применения. |
Для «настоящего баса» размеры рупора очень внушительны, для реального жилого помещения практически нереализуемы. Уменьшенный же компромиссный вариант обладает очень большой неравномерностью АЧХ. |
|
Экран, ОЯ |
Теоретически самое музыкальное оформление (не могу судить о рупоре в этом смысле, т. к. не понимаю в достаточной мере физику процесса в нем). Единственное ограничение – прямая зависимость габаритов и нижней граничной частоты. Ну и ассортимент современных динамиков с параметрами, подходящими для данного вида оформления, очень беден. Небольшой всплеск АЧХ щита в виде горба порядка +3дб вполне можно простить. |
Следует пересмотреть такую величину, как “acceleration factor” = (BL/sqrtRdc)/Mmc. Часто и повсеместно связывают скорость отклика динамика с такой величиной, как “acceleration factor”. Я же пришел к выводу, что данная величина никак не характеризует субъективное восприятие баса, т. е. не является показателем его субъективной «быстроты или медлительности». Объясню почему. Звуковое давление, развиваемое динамиком, пропорционально его ускорению и площади диффузора. Ускорение пропорционально движущей силе и обратно пропорционально массе подвижки. Т. е. “acceleration factor” является как бы показателем «чувствительности» электромагнитной системы и не более того. Эта величина характеризует ускорение подвижной системы при протекании тока в звуковой катушке (BLI=F, F/M=a). Динамик движется синхронно с током катушки с небольшим фазовым рассогласованием (точно также как ротор электромотора следует за вращающимся магнитным полем). |
То есть, здесь нет какого-либо реального временного запаздывания, способного быть воспринятым на слух. Я настаиваю на том, что медлительность появляется тогда, когда переходной процесс разгона растянут во времени, и выход на номинальную амплитуду достигается за некоторое количество периодов раскачки. Именно это и дает эффект медлительности. А за это отвечает добротность. При низком же значении “acceleration factor” мы, как правило, имеем дело с низкой чувствительностью и жесткими подвесами. Возможно, здесь стоит искать причины «ленивого» баса. Выводы. |
Вот и остается: либо искать легкий чувствительный динамик для ЗЯ, либо еще лучше…бесконечного экрана, либо строить бескомпромисный рупор с выходным сечением в несколько квадратных метров. Это для натурального звука. |
Для рока и тем более танцевальной музыки вполне оправданы ФИ и TL. P. S. |
Не претендую на научность и абсолютную достоверность изложенных фактов, но надеюсь, кого-то моя статья подтолкнет к размышлению на эту тему и, возможно, поиску новых путей решения проблемы. |
|
|
|
Все права © 2003-2011. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|