ПОДБОР ВИНИЛОВОГО ИСТОЧНИКА ПРОЦЕСС НЕВЕРОЯТНО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ. ЗДЕСЬ ПРИДЕТСЯ СТРОИТЬ КОМБИНАЦИЮ КАК МИНИМУМ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ — СТОЛА, ГОЛОВКИ И ФОНОКОРРЕКТОРА. ОПИСАННЫЕ НИЖЕ КОМПОНЕНТЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В СВЯЗКЕ, ХОТЯ НЕКОТОРЫЕ СОЧЕТАНИЯ И НЕ ИСКЛЮЧЕНЫ. ПОПЫТАЕМСЯ ВЫЯВИТЬ ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ, ЧТОБЫ БЫЛО ПРОЩЕ СКОМПОНОВАТЬ ХОРОШЕЕ НАЧАЛО АНАЛОГОВОГО ТРАКТА.
ПОЛОВИНА ДЕЛА ПРОИГРЫВАТЕЛЬ MUSIC HALL mmf-9 Изделия этой марки выпускаются той же фабрикой в окрестностях Праги, где и хорошо известные Pro-Ject, поэтому у них можно обнаружить много общего. Например, 9-дюймовый тонарм с трубкой из карбонового волокна (подробнее о нем см. в прошлом номере), выносной двигатель с утяжеленным основанием и 2-килограммовый диск из полупрозрачного акрила. Тем не менее назвать mmf-9 клоном какой-нибудь модели «Проджекта» было бы неправильно — это вполне самостоятельная авторская конструкция, созданию которой основатель компании Рой Холл посвятил несколько лет. Обратите внимание на сам стол, он состоит из трех плит MDF, изолированных друг от друга виброизолирующими прокладками из сорботана. Массивный сэндвич опирается на три конуса с регулируемой высотой, горизонтальность поверхности контролируется по миниатюрному ватерпасу, встроенному между диском и тонармом. В передней части слева сделан вырез, в котором помещается двигатель. Он устанавливается на ту же поверхность, что и проигрыватель, и благодаря наличию эластичных ножек полностью от него изолирован. Вращение на диск передается посредством длинного пассика квадратного сечения, натяжение которого легко регулируется легким перемещением двигателя относительно стола. Блок переключения скоростей смонтирован слева под днищем, к нему же подключается мини-джековый штекер сетевого адаптера. При включении двигателя клавишей на его торце загорается синий светодиод, яркий, как у молодежного домтеатра. Проигрыватель штатно комплектуется головкой Music Hall Maestro, что является модернизированной версией Goldring Eroica H. Это звукосниматель МС-типа с высоким (2,5 мВ) выходом, который можно подключать к ММ-входу корректора со стандартным входным сопротивлением 47 К. Профиль алмазной иглы — Gyger II, обеспечивающий наиболее полный контакт с канавкой и высокую точность трекинга. Корпус изготовлен из нового полимера «покан», очень прочного и легкого, благодаря чему вес самой головки удалось снизить до 5,5 г.
В комплекте войлочный мат, настолько тонкий, что его эффективность вызывает большие сомнения. Кроме того, он скользит по поверхности диска, что особенно заметно при чистке пластинок щеткой. В принципе, акриловым дискам не требуется мат вообще, но тогда пластинка должна надеваться на ось шпинделя с некоторым усилием, как, например, у Audio Note TT1 — во избежание того же проскальзывания. Не помешал бы и пружинный клэмп, как у некоторых моделей Pro-Ject. Сборка проигрывателя заняла от силы полчаса, и примерно столько же — настройка тонарма по тестовой пластинке. Резонанс получился на 10 Гц, искажения в левом канале появились на 90-микронной канавке. Узкий корпус головки позволяет точнее прицелиться на нужную дорожку, что крайне ценно при выборочном прослушивании. Микролифт мягко опускает иглу, поэтому удара по ушам в момент касания нет. Фонокорректор с проигрывателем пришел самый дешевый из линейки Music Hall — 100-долларовый mmf-phono pack. Мы такой уже тестировали в октябре прошлого года (www.salonav.com/ arch/2005.10/042-052.htm), но измерения показали некоторые различия в характеристиках, так что имело смысл его послушать еще раз, тем более с другой головкой. Говорят, первое впечатление самое верное, поэтому сразу же отмечу очень выразительную середину. Кажется, что вокалисты намного ближе к слушателю, чем аккомпанирующий состав. Акцентированы также деревянные духовые и малый барабан с перкуссиями. Верхний диапазон прозрачен, но иногда излишне ярок. Легкая окраска присутствует практически во всем диапазоне, но кое-кому это может понравиться, ведь она делает звук хотя и не слишком правильным, но зато живым и контрастным. Благодаря низкому резонансу головки и тонарма на концертных записях чувствуется движение воздуха в зале.
Но у этого явления есть и оборотная сторона — опасность перегрузки акустики на нижних частотах. Даже на слегка искривленных пластинках (а идеально ровные попадаются крайне редко) заметно поршневое движение мидбасовых диффузоров с огромной амплитудой. Интермодуляции вроде бы нет, но начала «подпевать» сама комната. Если у вас чересчур басовитые колонки, придется как-то отсекать инфранизкие частоты, иначе возникают очень неприятные явления. Лучше уж пожертвовать количеством баса, чем мириться с его бесконтрольностью. Именно по этой причине нам пришлось заменить Mirage OMD-28 (о них см. на с. 58) более дешевыми Monitor Audio Gold Reference 20. Однако нужно отдать должное мастерству Роя Холла — стол, как таковой, вообще не слышно. Он настолько хорошо задемпфирован, что его установка на изолирующую платформу почти никак не сказывается на звуке. Чего не скажешь о головке. Чтобы оценить ее вклад, к проигрывателю был подключен дорогой фонокорректор North Star Design Phonostage (о нем см. ниже). В звучании появилось некоторое благородство, пропала «бюджетная» окраска, выровнялся верх. Басовый регистр немного разгрузился, ушло ощущение тяжести. При этом картина в целом стала чересчур ровной, если не сказать стерильной. Впрочем, характер головки все равно проявился в полной мере — середина осталась столь же выпуклой и подробной, и при этом перестали выпячиваться треск и шорохи на старых пластинках. В принципе, Music Hall mmf-9 — универсальная машина, способная увлекательно отыгрывать любые жанры. К ней просто нужно подобрать соответствующий по темпераменту корректор и, возможно, мат. Вполне подойдет стандартный резиновый или более толстый войлочный. При наличии тяжелого прижима можно класть пластинку непосредственно на акриловый диск.
ФОНОКОРРЕКТОР NORTH STAR DESIGN PHONOSTAGE Корректирующие усилители в полноразмерных 17-дюймовых корпусах всегда вызывали у меня уважение. Ну, в самом деле, разве можно разместить приличные детали в коробке размером в две сигаретные пачки? Да и взаимное электромагнитное взаимодействие элементов тоже нужно учитывать — если их плотно спрессовать на плате, хорошего звука ждать не приходится. А уж если внутри находится и блок питания, его вообще нужно относить как можно дальше от чувствительных каскадов. В блоке Phonostage небольшой итальянской фирмы North Star Design источник питания встроенный, но предусмотрен разрыв цепей через 4-контактные разъемы XLR для подключения внешнего. Его пока нет в природе, но, как говорят, должен в скором времени появиться. Корректор тяжелый, сразу видно, что при проектировании стремились повысить виброустойчивость шасси, ведь при чувствительности 0,25 мВ (типовой уровень сигнала на выходе МС-головки) микрофонный эффект может проявляться даже в транзисторах и конденсаторах. Сетевой трансформатор и выпрямители закрыты кожухом из толстого стального листа, усилительные каскады с коррекцией собраны на большой печатной плате. С обратной стороны в нее впаяны DIP-переключатели, которыми через окошки в днище задается входное сопротивление (22 значение от 100 кОм до 30 Ом), емкость (220 и 320 пФ) и коэффициент усиления (7 значений от 40 до 60 дБ). Единственное, чего не хватает этому прибору — балансных выходов для работы с серьезными предусилителями.
Весь тракт собран на дискретных элементах, на входе МС-секции стоят малошумящие полевые транзисторы 2SK170, специально разработанные Toshiba для усиления слабых сигналов. Они уже давно не выпускаются, не иначе итальянцы скупили старые запасы, ведь для точного подбора пар нужно изрядное количество транзисторов. Конденсаторы в цепях коррекции пленочные, судя по внешнему виду, поликарбонатные, а в развязках питания звукового тракта установлены дорогие Sanyo Oscon с сухим органическим электролитом. По сравнению с обычными оксидными они имеют лучшие частотные свойства и очень долговечны. Судя по количеству элементов и их расположению, коррекция пассивная и распределена между каскадами, а схемотехника полностью балансная от входа до выхода. Интересно, почему в этом приборе нет симметричных выходов для работы с серьезными предусилителями — здесь бы их можно было организовать без особых затрат. Фирма не приводит такие параметры, как отношение сигнал/шум и величину отклонений от стандартной кривой, но, как показывает многолетний опыт прослушивания, они имеют весьма отдаленное отношение к музыкальным способностям аппарата. А с ними, как выяснилось, у Phonostage все в порядке. Слушали его с головкой Transfiguration Aria (см. выше) и проигрывателем Bluenote Bellavista Signature, к сети подключались кабелем Fisch P-3 ($490 за 1,5 м). Я не склонен переоценивать значение сетевых соединителей, но для чувствительных устройств экранированный кабель с надежным заземлением и качественной вилкой все же предпочтительней. Разумеется, если у вас нормальная проводка с отдельной земляной шиной. Быстро подобрали переключателями нужное усиление (50 дБ) и оптимальное входное сопротивление (40 Ом). Впечатление после первых прослушанных треков — вроде ничего особенного, корректор как корректор, шумит даже немного сильнее, чем более дешевые модели конкурентов. Но выключать не хочется, настолько легко и прозрачно он звучит. Точная, устойчивая сцена, много подробностей, которые преподносятся совсем ненавязчиво, как бы невзначай. Верхний диапазон чист и звонок, без вуали. Стереоэффект выражен очень явно, и «дыры» при этом в середине нет. Локализация не слишком острая, хотя масштаб инструментов передается правильно. Редкое сочетание академической точности звуковой картины и красоты, способной серьезно увлечь. На некоторых фрагментах слегка не хватает самого нижнего баса, зато при проигрывании деформированных пластинок диффузоры громкоговорителей не «дышат», поэтому и специфической модуляции, возникающей из-за интерференции, не слышно.
MC-ГОЛОВКА TRANSFIGURATION ARIA Конструкция этого картриджа была разработана в прошлом году известным специалистом Сёдзи Ёсиока (Seiji Yoshioka) и уникальна, прежде всего, применением кольцевых самариево-кобальтовых магнитов. Легкая подвижная катушка без сердечника находится внутри магнитного поля, в самом его центре, благодаря чему кардинально улучшается электромагнитное взаимодействие, и как следствие, повышается чувствительность. В частности, удалось улучшить отношение сигнал/шум почти на 20 дБ. Открытый корпус выточен из цельной алюминиевой заготовки, а довольно длинный кантеливер представляет собой сплошной стержень из бора. Катушки намотаны серебряным проводом и помещены в вязкую жидкость, демпфирующую нежелательные колебания и резонансы. Игла, как и у более дорогой модели The Temper V, имеет профиль Ogura PA 3 х 30 мк. Ogura — небольшая японская компания с поистине уникальным бизнесом: она занимается огранкой микроскопических природных алмазов для производителей супердорогих головок. Сборка, естественно, ручная. Transfiguration Aria поставляется в красивой коробочке из натурального ореха. В ней также находится два комплекта крепежных винтов и шестигранный ключик для них. Высокая гибкость подвеса позволяет ставить головку на легкие тонармы, например, столь популярные последнее время SME 3009/12. Я же закрепил ее на съемном шелле тонарма Micro Seiki MA-505, позволяющего оперативно регулировать VTA, а прижимную силу и антискейтинг — непосредственно в процессе воспроизведения. Согласно тестовой пластинке «Vinyl Essentials», резонанс ушел ниже 8 Гц, слышимые искажения появились только на 90-микронной дорожке, да и то в левом канале. Инструкция рекомендует прирабатывать головку 30 часов, и за это время я переслушал кучу дисков — от Челентано до Бранденбургских концертов Баха. Изменения в звучании в основном сводились к появлению все большего количества нюансов, они проявлялись, как изображение на фотобумаге (если кто помнит), а после недельного прогона картина сформировалась окончательно. Неизменным оставалась идеальная нейтральность звучания, отсутствие даже малейшей окраски и незаурядная певучесть. «Ария» способна вытащить музыкальную суть как из убитых временем оригиналов, так и новоделов, испорченных небрежным ремастерингом. При этом артефакты — щелчки, треск, поверхностный шум — как-то не замечались, хотя объективно их меньше не стало. С этой головкой я пересмотрел отношение ко многим пластинкам из своей коллекции — их состояние уже не имело почти никакого значения, на первый план вышло собственно музыкальное содержание. При цене головки $1690 и ее гарантированном ресурсе 1000 часов один час удовольствия обходится в $1,69, но поверьте, оно того стоит. Лучшая сцена получается при положительном VTA, т.е. тонарм должен быть немного наклонен вниз от основания к шеллу. Головка хорошо работает с MC-трансформаторами, для оптимального согласования входное сопротивление нужно выбирать 30 — 40 Ом. И в финале небольшая поправка: Transfiguration Aria не может, а ДОЛЖНА ставиться на легкие тонармы, в противном случае из-за очень низкого резонанса вы не сможете слушать даже слегка покоробленные пластинки — игла будет вылетать из канавки. l КОМПОНЕНТЫ Фонокорректоры Music Hall mmf-phono pack $105, North Star Design Phonostage ($1750). Усилитель Bryston B60R ($3050). Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300), Mirage OMD-28 ($7500). Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL-10G (C= 455). Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515). Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110). Сетевой кабель Fisch P3 1,5 м ($490). Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150). Заявленные параметры проигрывателя Music Hall mmf-9 Скорости вращения диска, об/мин 33/45 Отклонения от номинально скорости, % ±0,9 Детонация, % ±0,15 Уровень рокота, дБ >-70 Эффективная длина тонарма, мм 241,3 Прижимная сила, мн 10 — 30 Вылет иглы (overhang), мм 18 Масса диска, кг 2,7 Диаметр диска, мм 300 Масса проигрывателя брутто, кг 18 Габариты, мм 464 х 184 х 337 Заявленные параметры головки Music Hall Maestro Тип МС Диапазон частот (±2 дБ), Гц 20 — 20000 Выходное напряжение (5 см/с, 1 кГц), мВ 2,5 Разделение каналов (1 кГц), дБ 25 Профиль иглы Gyger II Разбаланс каналов (1 кГц), дБ 2 Оптимальная прижимная сила, г 1,75 VTA, град. 20 Статическая гибкость, мм/н 18 Активное сопротивление, Ом 77 Сопротивление нагрузки, кОм 47 Масса, г 7
Амплитудно-частотная характеристика MMF Phono Pack Полное соответствие RIAA (синяя кривая), если не считать подъема на 0,8 дБ выше 3 кГц (красная). Никаких фильтров инфранизких частот в схеме не предусмотрено.
Спектр искажений MMF Phono Pack Корректор начинает клиппировать (КНИ = 1%) при выходном напряжении 9,67 В. При этом амплитуда сигнала на входе будет около 100 мВ, что при номинальном уровне 5 мВ соответствует перегрузочной способности 26 дБ. В спектре искажений, снятом при Uвх=50 мВ, присутствуют 2-я и нечетные гармоники, включая 5-ю и 7-ю. Учитывая цену корректора, его параметры можно считать весьма удовлетворительными.
Музыка, которую мы слушали 1. Jimmy Page & Robert Plant, «Walking into Clarksdale». 2 LP, Atlantic 2. Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005. 3. W.A.Mozart, Symphonien Nr.31, 26, 38. Deutsche Grammophon, 1980«Atlantic Jazz Singers». 2 LP. 4. Jazz Spectrum, Vol.2 «Louis Armstrong». USA, Metro Records, 1987.
Амплитудно-частотная характеристика North Star Design Phonostage Удивительная точность — характеристика корректора (зеленая) полностью совпадает с кривой МЭК-78 (синяя), расхождение в 0,5 дБ наблюдается лишь на частоте 20 Гц. В отличие от RIAA здесь предусмотрен спад усиления на нижних частотах во избежание перегрузки громкоговорителей при проигрывании коробленых пластинок.
Спектр искажений North Star Design Phonostage Уровень искажений 1% достигается при выходном напряжении 8,7 В (RMS), что при усилении 40 дБ соответствует 87 мВ на входе. Таким образом, перегрузочная способность корректора около 25 дБ. Спектр гармоник приводится при уровне входного сигнала +20 дБ относительно номинального. В нем присутствуют лишь составляющие низших порядков, 2-я и 3-я, все остальные теряются в шумах. Заявленные параметры фонокорректора North Star Design Phonostage Полоса пропускания, Гц 5 — 90000 Максимальное выходное напряжение (RMS), В 8,5 Общее усиление (1 кГц), дБ 40 — 60 Входное сопротивление, Ом 29 — 100000 Потребляемая мощность, ВА 15 Габариты, мм 435 х 350 х 85 Масса, кг 9
ПОЛЕЗНАЯ ВЕЩЬ РАЗМАГНИЧИВАТЕЛЬ MC-ГОЛОВОК AESTHETIX ABCD-1 С течением времени ухудшается звучание любого картриджа. И не только из-за износа иглы, попадания пыли или изменения гибкости подвеса — параметры могут «уйти» из-за намагниченности частей подвижной системы. Возрастает уровень шумов, пропадает детальность, звук становится плоским. Бороться с этим с помощью обычного дросселя, как в магнитофонах, не только бесполезно, но и опасно — можно ослабить или вообще убить полезные магниты в головке. Электронный приборчик Aesthetix ABCD-1 MC Demagnetizer ($350) с автономным питанием буквально за несколько секунд способен вдохнуть жизнь в долго работавший MC-картридж. Для этого необходимо перебросить кабель тонарма от фонокорректора на RCA-разъемы демагнетизатора и нажать две кнопки — Power и Activate. Загорятся два красных светодиода, и левый примерно через полминуты погаснет. Это значит, что процесс закончился, можно восстанавливать первоначальную коммутацию. Внутри этой коробочки спрятана двухслойная печатная плата с несколькими микросхемами (их маркировка предусмотрительно стерта) и две 9-вольтовые батарейки. Как говорится в описании, схема генерирует чистое синусоидальное напряжение высокой частоты, амплитуда которого при включении плавно нарастает, а затем медленно спадает до нуля. Как назло, я недавно избавился от нескольких старых головок, поэтому пришлось проверять прибор на Denon DL-103R, отработавшей около 100 часов. Каких-то драматических изменений в звуке не произошло, если не считать того, что разделение каналов стало явно лучше. Цена на ABCD-1 может показаться завышенной, но учтите, что деньги берутся не за набор деталей, а за идею (схема, кстати, запатентована) и возможность продлить ресурс картриджа ценой несколько тысяч долларов. Заявленные параметры Transfiguration Aria Тип МС Диапазон частот (+1,5 дБ), Гц 10 — 20000 Выходное напряжение (3,54 см/с, 1 кГц), мВ 0,4 Разделение каналов (200 Гц — 10 кГц), дБ >27 Разбаланс каналов (1 кГц), дБ <0,5 Профиль иглы Ogura PA 3 х 30 мк Оптимальная прижимная сила, г 1,7 — 2,2 Динамическая гибкость, см/дин 12 х 106 Активное сопротивление, Ом 10 Сопротивление нагрузки, Ом >10 Масса, г 7 |
|