Электропитание для high end и hi-fi компонентов, многоканального аудио и систем домашнего театра |
||||
Устройства электропитания |
Энергетическая мелодрама |
Дмитрий Ловковский |
||
|
— Pilot | голоса за кадром | — Saturn 104/202 | $ 18/20 | — Supra LoRad MD06-EU MkII | $ 190 | — Nordost Thor | $ 3000 — VoltGuard | $ 990 | — Nightingale CZ-3000 | € 2450 | — MGE Pulsar EXtreme 1500C | € 730 | |
|||
ю | ||||
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА Источник: CD-проигрыватель Linn Ikemi ($4289) Усилители: предварительный Rega Cursa 3 ($1110) оконечный Rega Maia 3 ($1110) Акустика: Rega R9 ($4130) Провода: межблочные Accuphase Super Refined SL-10G ($300) акустические Legasy TL Speaker Cable ($515) |
||||
Перед началом прослушивания провели фазировку сетевых шнуров по наиболее правильно выстроенной звуковой сцене. Наилучший результат был, достигнут при противофазном подключении усилителя и CD-проигрывателя. Между прочим, именно так советует подключаться к источнику питания «доктор» Александр Клячин. |
||||
МУЗЫКА Треки с гибридного слоя (СD-Audio) сэмплера Super Audio CD №1 (Sony DVD & Hjemmekino): Natalie Cole — «Tell Me All About It» (женский голос с джазовым аккомпанементом) Lakatos — «The Godfather Love Theme» (солирующая скрипка в сопровождении цыганского джаза) Yundi Li — Liszt: La Campanella (фортепьяно) Herbert von Karajan — Mozart: Requiem (хор и оркестр) |
||||
МОЖНО, ПРАВДА, ЕЩЕ ВСПОМНИТЬ популярнейший жанр комедии, позволяющий нам без стыда и угрызений совести смеяться над чужими бедами. Но злорадство наказуемо. У соседа сгорело караоке? Не торопитесь ликовать — с вашей любимой техникой такое тоже может случиться. О том, какие страшные вещи происходят иногда по вине сети, мы уже не раз рассказывали — в частности, в двух эпизодах «Электрического триллера» (№№3, 4/2001)*. * Следует также упомянуть и практически весьма ценные статьи «Несколько правил здорового питания» (№9/2000) и «Вижу Землю! Как правильно организовать заземление» (№8/2001). С тех пор качество наших электросетей не только не стало лучше, но и существенно ухудшилось — в жилых домах теперь значительно больше компьютеров (в некоторых семьях — уже по 2 — 3), резко увеличилось количество аппаратуры с импульсными блоками питания (DVD-проигрыватели, телевизоры и т.д.), прибавилось и других загрязняющих сеть устройств (микроволновки, автоматические стиральные машины и т.д. и т.п.). В обозримом будущем нас ждет просто кошмарная ситуация: в США и Европе уже началась реализация проектов широкополосного Интернет-доступа через электросеть. Американское правительство дало на них добро в октябре прошлого года, соответствующее решение Европейской комиссии уже на подходе. Технологии эти вовсю продвигаются и лоббируются крупнейшими компаниями — производителями электроэнергии, поскольку открывают для них доступ к новому прибыльному провайдерскому бизнесу. И можно не сомневаться, что и наши энергетические олигархи такую возможность не упустят. Представляете, что будет? Вся огромная многокилометровая паутина электрической сети превратится в антенну, излучающую мощный высокочастотный сигнал. Первыми тревогу забили коротковолновики — выделенные им для дальней связи частоты будут забиты паразитным излучением новых компьютерных сетей, а поскольку радиолюбители используют в основном маломощные передатчики, их шансы быть услышанными практически сводятся на нет. Наверняка пострадают даже крупные радиовещательные станции, все еще работающие на коротких волнах. На новый, невиданный прежде катастрофический уровень перейдут проблемы питания AV-аппаратуры... Но мы оптимисты — иначе бы в заголовке этой статьи фигурировала не мелодрама, а трагедия. Все-таки технические проблемы решаются значительно легче, чем моральные или социальные. Просто надо готовиться к тому, что те устройства электропитания, которые для многих являются сейчас чем-то факультативным (а порой и считаются вредными), станут совершенно обязательными и остро необходимыми. В первом эпизоде «Электрического триллера» Игорь Гусев писал: «...существуют великолепные устройства «в одном флаконе», способные справиться с 90% вышеуказанных проблем, заметно улучшающие звучание, например, сетевые кондиционеры с регенерацией сетевого напряжения фирмы Accuphase, но цена в 9600 у.е. слишком велика для среднестатистического российского аудиофила. К сожалению, устройства подобного типа от наших производителей мне, по крайней мере, не встречались». Так вот, за прошедшие с той публикации годы ситуация все же кое в чем изменилась. Ну, немного снизилась цена на замечательный кондиционер Accuphase — модель с мощностью 1200 ВА теперь доступна в Москве за $8500, а вариант на 500 ВА и того меньше — за $4500. Появились устройства схожего назначения от других фирм. Наконец, вышли на рынок отечественные изделия, пусть и с импортной «начинкой», но все же лучше приспособленные к местным энергетическим реалиям, да и с менее пугающими ценами. ПИЛОТЫ МЕСТНЫХ ЛИНИЙ Спектр имеющихся в продаже устройств электропитания весьма обширен, однако большинство из них рассчитаны на защиту компьютерной техники и мало подходят для совместной работы с AV-аппаратурой, потому как не только не улучшают качество сетевой энергии, но и порой ухудшают его — сами служат источником помех или искажают форму питающего напряжения. Для вычислительной техники это едва ли имеет какое-то значение, а для видео и звука — огромное. Тем не менее именно компьютерам и бездонной емкости их рынка мы обязаны тем, что ценовой спектр разного рода фильтрующих и защищающих приспособлений весьма широк и начинается отнюдь не с четырехзначных сумм в у.е. Конкуренция здесь ожесточенная, а потому мы можем получить сейчас значительно больше, чем за те же деньги несколько лет назад. Вспоминаю свой первый сетевой фильтр, приобретенный за $42 и суливший защиту от чего угодно. Естественно, не смог перебороть любопытство и вскрыл это чудо — внутри были обнаружены неонка, подсвечивавшая кнопку включения и создававшая помехи, слышимые даже на компьютерных колонках, а также одинокий варистор, призванный сглаживать пиковые выбросы напряжения. И все. Надо сказать, что и сейчас преобладают столь же «сложные» устройства, причем их цена по-прежнему зависит не столько от эффективности работы и числа радиодеталей под крышкой, сколько от престижности и раскрученности марки. В этом смысле рынок специализированных решений, рассчитанных на работу с высококачественной музыкальной и кинотеатральной аппаратурой, еще более жесток и безжалостен. Узок круг этих кондиционеров, страшно далеки они от народа. Однако вернемся пока к «простейшим». Наиболее популярными на российском рынке по-прежнему остаются изделия российского производителя ZIS Company, название которых стало уже нарицательным. Они широко известны, и о самом «навороченном» из них, стабилизаторе Pilot LC-700, мы писали еще в 1998 году (№8 — 9). Из относительно свежих моделей стоит упомянуть сетевой фильтр Pilot X-Pro, обладающий функцией «мягкого выключения» при повышении напряжения в сети свыше 250 В, способный гасить выбросы с энергией до 650 Дж и довольно эффективно давящий высокочастотные помехи (ослабление на частоте 10 МГц — 65 дБ). Однако для более близкого знакомства мы взяли продукцию другого отечественного производителя — Saturn Electronics — хотя бы потому, что она не столь широко известна и обладает вдобавок интересными особенностями. ТИТРЫ ПОД МУЗЫКУ ВОТ И ОКОНЧИЛАСЬ НАША ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ мелодрама. Надеюсь, как и всякое хорошее кино, она оставит у всех долгое «послевкусие» — мы еще долго будем вспоминать ее действующих лиц и исполнителей, вынашивая свой персональный план правильной электрификации. Деньги ведь потребуются немалые, поэтому надо все как следует обдумать. Возможно, вы обратили внимание, что мы испытывали влияние разного рода устройств электропитания практически исключительно на звуковую аппаратуру и обошли вниманием ее использование совместно с видеотехникой. Нельзя объять необъятное. Необходимость стабильного и очищенного от «грязи» напряжения для дисплеев, DVD-проигрывателей и другой кинотеатральной техники совершенно очевидна и ни у кого не вызывает сомнений. Во всяком случае, другого мнения по этому поводу мы не слышали. И дело не только в качестве картинки, но и в ресурсе работы ламп проекторов, плазменных панелей — он ведь и так невелик, и нестабильное напряжение его может только сократить. А вот целесообразность фильтров и стабилизаторов для звуковой техники порождает у многих недоверие — некоторые полагают, что они скорее вредны. Нужно было внести хоть какую-то ясность в этот вопрос. И каков итог? Не спорим, не все фильтры одинаково полезны. Но те, что попали к нам в руки, уж точно вреда не принесли. Советую для начала обязательно обзавестись хотя бы чем-нибудь доступным, вроде фильтров от Saturn Electronics, ZIS Company или какого-нибудь другого достойного производителя. Хоть и не особо велика у них эффективность, но и цена ей соответствует. В любом случае уберечь от неприятностей они способны. С устройствами типа VoltGuard или MGE UPS Systems все намного сложнее. Стоят они почти одинаково, однако разные системы будут звучать с ними по-разному. Идеальный вариант — взять послушать к себе и тот и другой. В «Автономных энергосистемах» обещают гарантированный манибэк, если их стабилизатор почему-то не понравится. Думаю, что и с компанией «Спектр-электро» можно будет договориться насчет предварительного прослушивания. Дорогие Nightingale и Thor — это уже особая песня. И если, скажем, с UPS от MGE наша тестовая система стала играть более гладко и точно, то с этими двумя она приобрела информационную насыщенность, напор и даже заинтриговала. Как предположил наш ведущий эксперт по звуку Руслан Тарасов, набор из компонентов и акустики Rega для этих кондиционеров — в определенном смысле мезальянс. Наилучшим образом они должны показать себя в еще более дорогих системах, где резкое увеличение информативности не поднимает на поверхность разного рода шероховатости и грязь. А для людей, которые такими системами обладают, 3 — 4 тысячи баксов на кондиционер питания — не деньги. На сдачу можно взять парочку Supra LoRad MD06-EU MkII — добротная и совсем не бесполезная вещь. Вот видите, какой благополучный у нас финал. Не надо больше триллеров — пусть будет полноценный хэппи-энд. |
||||
Вернуться к оглавлению | ||||