Правила оценки качества звука

При оценке качества звука важно иметь ясное представление обо всех факторах, которые вносят свой вклад в общее впечатление от прослушивания. Недостаточно просто сказать: "Этот автомобиль звучит хорошо" или "Этот автомобиль звучит плохо". Судьи должны определить количественно степень успеха, достигнутого автомобилем участника в каждой из категорий, входящих в раздел "Качество звука".
Тональная точность и спектральный баланс до 1 00 баллов
Звуковая сцена и звуковая среда до 65 баллов
Локализация звуковых образов до 50 баллов
Линейность до 30 баллов
Отсутствие шумов до -20 баллов
Эргономичность системы от -3 до +3 баллов

В
о время оценки качества звука следует придерживаться следующих процедур и правил:
1. Судьи могут осуществлять подстройку только регулятора громкости, селектора трека и переключателя питания головного устройства.
2. В судействе этой категории соревнований участвуют два судьи. Во время тестирования и начисления баллов они должны сидеть на передних сидениях автомобиля лицом вперед. Это относится ко всем автомобилям, включая лимузины. Участвующие в соревнованиях автомобили должны иметь не менее двух сидений спереди. Автомобили, имеющие кузов с откидным верхом, должны проходить процедуру судейства с поднятым верхом.
3. Судьи не должны осуществлять регулировку сидений до или во время тестирования качества звука. Если судье покажется, что положение сиденья является неудобным, он может спросить разрешения участника на то, чтобы передвинуть сиденье. Если участник отказывает, то может быть вызван Главный судья для урегулирования спора.
4. До начала процедуры судейства первого автомобиля Главный судья должен сообщить судьям и участникам, будут ли автомобили проходить процедуру судейства по качеству звука с работающим или неработающим двигателем. Это сообщение предпочтительно сделать на собрании судей и участников. Все автомобили должны пройти процедуру судейства последовательно. Решение Главного судьи будет основываться на погодных условиях и обеспечении вентиляции (при проведении соревнования в помещении). В компетенции Главного судьи находится предоставление исключений на основании особых обстоятельств (например, необычайно громкий звук двигателей).
Большая часть соревнований по оценке качества звука проходит при остановленных двигателях. В некоторых климатических условиях это может привести к усталости или дискомфорту сулей (особенно при жаркой или холодной погоде). Принятие решения о судействе при работающих двигателях для обеспечения возможности работы кондиционеров или отопительных систем во время оценки качества звука находится в компетенции Главного судьи. В случае решения о проведении тестирования при работающих двигателях, при прослушивании автомобиля судья должен установить вентилятор в положение, при котором шум будет минимальным (в режим замедленной работы или выключенное положение).

5. Наибольшее количество баллов будет присуждено системам, которые обеспечивают точное воспроизведение при прослушивании с обоих сидений. В процессе судейства судьи должны меняться местами для того, чтобы проверить, различается ли воспроизводимый аудиосистемой звук при прослушивании с разных сидений. Если судьи согласны, что система воспроизводит разный звук при прослушивании с разных сидений, то они должны прийти к согласию относительно количества баллов для каждого места прослушивания, а затем найти среднее арифметическое и, при необходимости, округлить его в большую сторону. Среднее значение и становится действительной оценкой.
Оба судьи пришли к выводу, что для сиденья пассажира оценка должна быть 3. Они также согласились, что для сиденья водителя оценка должна быть 14. Чтобы найти фактическое количество баллов, они берут среднее арифметическое двух оценок, в результате чего получается фактическая оценка в 8,5 баллов, и она округляется до 9. Правило предназначено для поощрения систем, которые обеспечивают хорошее качество звука для обоих мест прослушивания)то рассматривается как идеальная звуковая сцена.

Если между судьями возникнет разногласие по поводу количества баллов для одного места, они должны обсудить это и постараться прийти к согласию. Если согласия достичь не удается в течение 3 минут, для консультации должны быть привлечены Главный судья площадки или Главный судья. Главный судья может прослушать систему и помочь судьям прийти к единой оценке или к решению взять среднее арифметическое от двух разных оценок.
6. Одним из первых треков официального тестового компакт-диска является трек для идентификации каналов. Если система имеет правильное воспроизведение правого и левого каналов, судьи поставят отметку "Зачет" в оценочную ведомость. Если судьи заметят, что каналы перепутаны, они сообщат об этом участнику. Участнику будет дано пять минут на устранение проблемы. Если проблема не может быть решена в течение пяти минут, Главный судья примет решение о том, позволить ли данному автомобилю участвовать в соревнованиях, или дисквалифицировать участника. Если автомобилю разрешено участвовать в таком состоянии, судьи поставят "Незачет" в оценочную ведомость в графе "Согласование правого и левого каналов". При оценке качества звука реверс каналов приведет к серьезным потерям баллов при оценке локализации стерео образов.
7. Судьи будут использовать все предназначенные для тестирования треки с официального CD-диска для соревнований по качеству звука.
8. Участники должны подготовить свои автомобили к оценке качества звука до прихода судей. Судьям не разрешено участвовать в процессе подготовки автомобилей.
9. Участник имеет право производить финальную настройку в течение 2-х минут после прихода судей. Судьям не разрешено садиться в автомобиль, пока все настройки для оценки качества звука не будут завершены. Никакие настройки системы не должны осуществляться участником после того, как судьи сели в автомобиль.

ТОНАЛЬНАЯ ТОЧНОСТЬ И СПЕКТРАЛЬНЫЙ БАЛАНС
П
ри оценке тональной точности судьи будут оценивать, насколько хорошо система воспроизводит четыре приведенных ниже диапазона частот с точки зрения верности воспроизведения тембра. Шестью базовыми характеристиками для описания тона являются:


• ГРОМКОСТЬ - Величина создаваемого звуком слухового ощущения. На громкость может оказать воздействие эквализация или неправильное согласование уровней сигнала между динамиками.
• ВЫСОТА ТОНА - Субъективное качество звука, которое определяет его положение на музыкальной шкале. На высоту тона могут оказать воздействие чрезмерные искажения и нелинейность.
• ТЕМБР - Взаимодействие гармоник и основных тонов звука, которое придает ему акустическую специфику. На звук гитары может оказать влияние плохое воспроизведение системой высоких частот, когда создаваемые гитарой гармоники основных тонов воспроизводятся неточно.
• МОДУЛЯЦИЯ - Изменение амплитуды, фазы и частоты, происходящее при звучании. На модуляцию могут оказать воздействие системы с фазовыми проблемами, проблемами с АЧХ и т.д.
• ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - Буквально, длительность звука. Например, на длительность звука оказывают воздействие системы с плохой переходной характеристикой или с резонансом панелей автомобиля.
• ЗВУКОВАЯ АТАКА И ЗАТУХАНИЕ ЗВУКА - Время, которое уходит на создание (возникновение) и исчезновение (затухание) звука. На возникновение и затухание звука могут оказать воздействие системы с плохой переходной характеристикой, резонансом панелей и переотражениями.
Система, которая воспроизводит запись с исключительной тональной точностью, должна представлять перечисленные выше параметры без значительных искажений. Когда все приведенные выше параметры хорошо воспроизводятся, говорят, что система звучит естественно и спектрально точно. Это сразу же очевидно опытному слушателю.
Судьи будут оценивать, звучат ли воспроизводимые системой инструменты и голоса реально и естественно сами по себе. С этой точки зрения они должны сконцентрироваться на инструментах в каждом отдельном диапазоне, не обращая внимания на относительный баланс всего спектра (который будет оцениваться позже).
Приведенные ниже инструкции являются общими указаниями, которые применимы к широкому кругу музыкальных произведений. Треки официального тестового диска могут содержать или не содержать звучание перечисленных ниже инструментов. Более точную информацию по содержанию тестовых треков смотрите на вкладыше к тестовому диску.


• НИЖНИЕ БАСЫ (1 0 Гц-60 Гц) ... от 0 до 20 баллов
Судьи должны сконцентрировать свое внимание на самых низких нотах больших струнных инструментов (особенно басгитары и контрабаса), больших барабанах (ножных барабанах, литаврах), низких синтезированных звуках, низких нотах органа и т.д. Звуки, воспроизводимые системой в этом диапазоне, должны быть непосредственно узнаваемы, иметь реалистичную глубину, отчетливость, не иметь искажений, обладать оптимальным нарастанием и затуханием. Умение определять разницу между нормальной и чрезмерной длительностью звука является очень важным. "Зависание" звука возникает в результате размытости или преувеличенного времени затухания. Желательной является точная длительность звука на низких частотах.


• СРЕДНИЕ И ВЕРХНИЕ БАСЫ (60-200 Гц) ... от 0 до 20 баллов
Судьи должны сконцентрировать внимание на звуках, создаваемых средними барабанами (тамтамами, большими высокими и узкими барабанами типа тамтама), на среднем диапазоне басгитары и контрабаса, низких нотах фортепиано и синтезатора. Эти звуки должны воспроизводиться ровно, с хорошей артикуляцией и деталями. Особое внимание следует обратить на возникновение и затухание звуков барабанов и басгитар. Вследствие небольшого размера автомобиля как места для прослушивания, обычно в этом диапазоне возникают проблемы с резонансами и пиками частот. Лучшие системы справляются с этими проблемами, поэтому их звучание отличается точностью воспроизведения.


• СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ (200 Гц - 3 кГц) ... от 0 до 20 баллов
Э
тот диапазон содержит большую часть музыкальной информации в большинстве записей. Судьи должны сконцентрировать внимание на: человеческом голосе, медных духовых инструментах, деревянных духовых инструментах, струнных, верхнем диапазоне бас гитары, электрической и акустической гитарах, синтезаторе, фортепиано, маленьких барабанах и других ударных инструментах. Голос должен звучать насыщенно и естественно. Звучание всех инструментов должно быть реалистичным, без истонченности, приглушенности, нехарактерного звона и искажений.


• ВЫСОКИЕ ЧАСТОТЫ (3 кГц - неслышимые) ... от 0 до 20 баллов
Судьи должны сконцентрировать внимание на звучании цимбал, треугольников, колокольчиков, бубнов, синтезаторов, а также на верхних частотах малых барабанов, хлопках в ладоши, верхних нотах струнных и деревянных духовых инструментов. Следует обращать внимание на тенденцию к акцентированию звуков [с], [ф] или [т] в записи голоса. Инструменты должны звучать точно, ровно, не слишком монотонно, но и не слишком ярко, а также не должно быть жестких, шипяших, "металлических" звуков или искажений.


• ОБШИЙ СПЕКТРАЛЬНЫЙ БАЛАНС ... до 20 баллов
Общий спектральный баланс представляет собой тональную точность звучания системы по всей ширине акустического диапазона. Те же самые факторы, которые описаны в категории "Тональная точность", влияют на общий спектральный баланс. Система будет оцениваться в соответствии со своей способностью воспроизводить всю запись в целом, а не только конкретный диапазон частот. Судьи должны прислушиваться к обшей картине звучания и оценивать автомобиль по 20-балльной шкале. Создает ли система иллюзию звучания "живых", реальных музыкальных инструментов и вокала при прослушивании тестовых записей? Является ли распределение энергии между диапазонами частот соответствующим естественному звучанию? Особое внимание следует обратить на то, насколько ровно система воспроизводит звук в различных диапазонах частот. Например, система может иметь прекрасное звучание в диапазоне верхних частот по отдельности, но при сравнении уровня высоких частот с остальной частью спектра может оказаться, что они звучат слишком громко или слишком тихо. Лучшие системы будут звучать легко и естественно на любой из тестовых дорожек. Более слабые системы будут давать искажения, неестественную окраску и ошибки в амплитудно-частотной характеристике, которые могут вызвать утомление слушателя и внести в музыку "искусственные", неестественные оттенки.
Может возникнуть вопрос: не являются ли "Общий спектральный баланс" и "Линейность" пересекающимися терминами? Рассматривая их с семантической точки зрения, это, конечно, можно оспорить. Отличительные черты, приведенные здесь в соответствии со сводом правил, заключаются в следующем: общий спектральный баланс является проверкой обшей тональной достоверности звучания системы при средних уровнях громкости. "Линейность" является калибровочным тестом тембральных и динамических характеристик звучания системы при прослушивании с максимальной, средней и низкой громкостью.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ.
Звуковая сцена, создаваемая аудиосистемой, может быть определена в виде ощущаемого пространства, из которого исходит звук, что во многом схоже с восприятием сцены в концертном зале. Задачей оценки данного этапа соревнований является определение границ звуковой сцены, создаваемой аудиосистемой автомобиля. Эти границы должны быть определены в интересах точной оценки звукового образа. Судьям не следует допускать влияния каких-либо визуальных факторов (например, определенных позиций динамиков или их отсутствия) на вынесение соответствующих оценок. Судьи по качеству звука должны быть "слепыми" в отношении любого оборудования в автомобиле. Если отвлекающие факторы затрудняют определение звуковой сцены, то при вынесении оценки полезно просто закрыть глаза. Удаление таких отвлекающих элементов и полная концентрация внимания только на музыке поможет правильно определить характеристики звуковой сцены оцениваемого автомобиля.
В холе оценки звуковой сцены судьи должны составить карты с описанием границ звуковой сиены аля каждого места автомобиля. Такие карты не только помогут в оценке элементов звуковой сиены, но имеют важное значение для оценки локализации звукового образа.


ПОЗИЦИЯ СЛУШАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗВУКОВОЙ CЦEHЫ

В данной категории система оценивается по направленности звуковой сцены относительно слушателя и по реальной удаленности звуковой сцены от слушателя. Наилучшие системы создают иллюзию, что звуковая сцена находится далеко перед слушателем (даже вынося ее границу вперед за пределы самого автомобиля). Это рассматривается как идеальный вариант, поскольку здесь практически воссоздается атмосфера прослушивания "живого" концерта или высококачественной домашней аудиосистемы. При оценке этого параметра рекомендуется закрыть глаза и представить себе звуковую сцену.


• Звуковая сцена выходит за переднюю границу салона автомобиля ... 1 2-1 5 баллов
• Звуковая сцена создается у самой передней границы салона автомобиля ... 7-11 баллов
• Звуковая сцена создается непосредственно перед слушателем ... 3-6 баллов
• Звуковая сцена появляется в позиции слушателя ... 1 -2 балла
• Звуковая сцена создается позади позиции слушателя ... 0 баллов
• Звуковая сцена не определяется ... 0 баллов


Внимательно вслушайтесь в басы. Создается ли впечатление, что они возникают впереди или позади вас? Максимальное количество баллов по каждой шкале оценок выставляется только для систем, убедительно создающих иллюзию того, что весь звук зарождается в указанном месте.
Многие системы демонстрируют некоторую сконцентрированность нижних басов в области тыловых динамиков. Судьям не рекомендуется относить такие автомобили к оценочной категории "за позицией слушателя". Вместо этого им следует вычесть 2 балла за очевидно локализуемые сзади басы из оценки, выставляемой за более высокие частоты (средние басы и выше), и сделать пометку об этом в оценочной ведомости. Ни в коем случае, однако, автомобиль не следует относить к низшей оценочной категории за нижние басы, локализуемые сзади. Если возникает впечатление, что значительная или большая часть средних басов или частот среднего диапазона воспроизводится позади позиции прослушивания, судьи могут выставить оценку "О" баллов.
При оценке автомобиля Бориса оба судьи согласны в том, что звуковой образ зарождается впереди у передней границы салона автомобиля. Нижние басы, однако, могут быть локализованы в задней части звуковой сцены. В автомобиле Бориса отмечено хорошее звучание средних басов вверху в переднем секторе, но при снижении басов происходит смещение звука в задний сектор. Правильным будет отнести автомобиль Бориса к категории "Звуковая сиена создается на самой границе или вблизи передней границы салона" (7-12 баллов). Судьи согласны в том, что если не учитывать нижние басы, оценка автомобиля Бориса составит 11 баллов. Исходя из этого допущения, судьи затем могут вычесть 2 балла за задние суббасы, выводя, таким образом, автомобилю Бориса окончательную оценку "9".
В автомобиле Карины отмечены аналогичные автомобилю Бориса проблемы локализации нижних басов, но в нем звуковой образ на верхних частотах не столь убедителен. Судьи чувствуют, что звук инструментов и голоса "возникают прямо перед их лицом". Нет ощущения дистанции между судьями и звуковой сиеной. Без учета суббасов судьи приходят к компромиссному решению о том, что справедливой оценкой станет балл "4" в рамках категории "Звуковая сцена создается непосредственно перед слушателями". Интервал оценок (3-7 баллов) будет снижен. Поскольку суббасы явно идут из заднего сектора, судьи должны вычесть 2 балла из этой оценки..., НО,... так как в результате этого оценка упадет ниже минимального уровня для данной оценочной шкалы, окончательной оценкой будет "3" балла. ("3" балла являются минимальной оценкой для данной оценочной категории.)
Таковы общие ориентиры при определении оценки. Имейте в виду, что если в автомобиле отмечаются различные характеристики для каждого места прослушивания, судьи выставляют оценки для каждого отдельного места, а затем методом усреднения этих оценок выводится окончательная оценка. Автомобиль может получить "6" баллов в результате объединения высокой оценки за создание звуковой сцены в одной позиции прослушивания (12) и низкой оценки в другом месте прослушивания (0). Судьи должны при определении балла за создание звуковой сцены относительно позиции прослушивания делать отметку о производимом усреднении и вносить индивидуальные оценки по каждому месту в раздел комментариев оценочного листа.


• ШИРИНА ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ
Ширина звуковой сцены подразумевает расстояние между левой и правой границами звуковой сцены. Лучшие системы обеспечивают широкую звуковую сцену для обоих слушателей. Эксклюзивные аудиосистемы воссоздают такие звуковые сцены, что кажется, что они далеко выходят за границы салона автомобиля. Оценочные треки на официальном компакт-диске в сочетании с пометками позволяют судьям быстро и точно оценить ширину звуковой сцены. Судьи при рассмотрении этого параметра не должны обращать внимания на размещение образов на звуковой сцене (это оценивается в номинации "Локализация звуковых образов"). Наивысшие баллы присуждаются системам со звуковыми сценами, доходящими до боковых (левой и правой) границ салона автомобиля или выходящими за них. Ширина звуковой сцены оценивается по отношению к позиции прослушивания и глубине звуковой сцены. Широкая звуковая сцена выходит за пределы боковых границ автомобиля. Если звуковая сцена формируется в районе капота автомобиля, ее ширина оценивается на основе реальных боковых границ сцены (т.е. крыльев). Использование оконных стоек в качестве эталона для оценки звуковой сцены, которая формируется в районе капота, является некорректным. Особое внимание следует уделять исходным параметрам помещения, указанным в аннотации к тестовому диску. При воссоздании объема помещения пространство звуковой сцены не должно сжиматься или искусственно расширяться.
o Широкая сцена доходит до или заходит за пределы боковых границ контура автомобиля ... 1 3-1 5 баллов
o Широкая сцена почти доходит до боковых границ контура автомобиля ... 6-12 баллов
o Узкая сцена явно уже боковых границ контура автомобиля ... 1 -5 баллов
o Ширина сцена значительно сужена (виртуальное
моно) ... 0 баллов
Т
аковы общие ориентиры при определении оценки.
Имейте в виду, что если в автомобиле отмечаются различные для каждого места характеристики ширины звуковой сцены, судьи получают указание выставлять оценки для каждого места отдельно, после чего посредством усреднения этих оценок выводится окончательная оценка. Автомобиль может получить "6" баллов в результате объединения показателей большой ширины звуковой сцены для одного места прослушивания (12) и очень малой ширины звуковой сцены для другого места (0). Судьи должны при определении балла по ширине звуковой сцены делать отметку о производимом усреднении и вносить индивидуальные оценки по каждому месту в раздел комментариев оценочного листа.


• ВЫСОТА ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ
Э
то понятие относится к высоте воображаемой звуковой сцены и вертикальном распределении звука. В идеальном варианте автомобильная аудиосистема должна образовывать звуковую сцену, у которой большая часть кажущихся источников звучания располагается на воображаемой сцене примерно на линии горизонта. Желательно, чтобы возникало ощущение вертикального пространства на сцене, в котором некоторые инструменты оказываются выше остальных, но значение этого нюанса не нужно преувеличивать, он должен быть увязан с иными аспектами. Системы с хорошими характеристиками по высоте звуковой сцены образуют стабильную звуковую сцену на линии горизонта с естественным ощущением вертикального пространства над ней. Уделяйте особое внимание стабильности высоты звуковой сцены слева направо. В некоторых автомобилях может отмечаться хорошая высота по центру с левыми и правыми границами, опускающимися ниже (или наоборот), что следует принимать во внимание при вынесении оценки.
Сцена стабильна на уровне горизонта без малейшего признака неровности ... 9-10 баллов
Сцена находится на уровне горизонта, но слегка нестабильна ... 6-8 баллов
Сцена низкая, но стабильная / Сцена находится на уровне горизонта, но нестабильна ... 3-5 баллов
Сцена низкая и нестабильная ... 1-2 балла
Сцена не определяется ... 0 баллов


Таковы общие ориентиры при определении оценки. Судьи должны внести в оценочный лист комментарий с описанием высоты звуковой сцены. Если в автомобиле отмечаются различные для каждого места характеристики высоты звуковой сцены, судьи выставляют оценку для каждого отдельного места, после чего усреднением этих оценок выводится окончательная оценка. Автомобиль может получить "8" баллов в результате объединения показателей большой высоты звуковой сцены для одного места (1 5) и малой высоты звуковой сцены для другого места (1). Судьи должны при оценке высоты звуковой сцены делать отметку о производимом усреднении и вносить индивидуальные оценки по каждому месту в раздел комментариев оценочного листа.


• ГЛУБИНА ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ
Ощущение того, что некоторые инструменты или голоса находятся ближе или дальше других по отношению к слушателю, выражает понятие глубины звуковой сцены. Пометки, включенные в официальный тестовый компакт-диск, содержат ценные сведения о размещении инструментов и голосов в ходе записи.
Сравните то, что вы слышите, с картами звуковой сцены в примечаниях к компакт-диску. Только наилучшие системы дают абсолютно убедительное ощущение глубины звуковой сцены. Более слабые системы наделяют звуковую сцену "плоскими" двухмерными свойствами.


Звуковая сцена демонстрирует реалистичное ощущение глубины ... 11 -1 5 баллов
Звуковая сцена имеет некоторую глубину ... 6-10 баллов
Звуковая сцена не дает ощущения глубины ... 1 -5 баллов
Звуковая сцена не определяется ... 0 баллов


Таковы общие ориентиры при определении оценки. Судьи дают письменный комментарий с описанием глубины звуковой сцены. Если в автомобиле отмечаются различные для каждого места характеристики глубины сцены, арбитры выставляют оценки для каждого места, после чего они усреднением этих оценок выводят окончательный результат. Автомобиль может получить "3" балла в результате объединения показателей реалистичной глубины звуковой сцены для одного места (5) и отсутствия глубины звуковой сцены для другого места (1). Судьи должны при определении балла за глубину звуковой сцены делать отметку о производимом усреднении и вносить индивидуальные оценки по каждому месту в раздел комментариев оценочного листа.


• ЗВУКОВАЯ СРЕДА
Звуковая среда - это психоакустическое явление, которое может быть определено как ощущение пространства вокруг источника звучания. Большинство записей содержит элементы пространственного звучания, которые либо естественным образом формируются помещением, в котором производится запись, либо искусственно создаются инженерами звукозаписи при помощи оборудования для обработки звука. Эти элементы взаимодействуют с акустикой автомобиля и конструкцией звуковой системы, создавая ощущение окружающего пространства. Тыловые динамики или цифровые процессоры звукового поля не всегда необходимы для создания окружающего звучания (они также не гарантируют формирование естественного звука). Закройте глаза и постарайтесь представить размеры "комнаты" (пространства), в которой Вы осуществляете прослушивание. Это очень непростая задача - создать иллюзию звукового пространства, превосходящего размеры салона автомобиля. При прослушивании лучших систем границы автомобиля "исчезают", растворяясь в обширной естественной среде. Системы не выигрывают от создания неестественных пространственных эффектов (здесь можно провести сравнение с джазор-кестром, играющим в соборе).


Реалистичное ощущение пространства (Звучит будто в соответствующей комнате) ... 7-1 0 баллов
Ощущение некоторой закрытости (Звучит будто в очень маленькой комнате) ... 3-6 баллов
Отсутствие средывучит, как в автомобиле ... 2 балла
Неестественное ощущение (Искусственный пространственный эффект) ... 0 баллов


Таковы общие ориентиры при определении оценки. Имейте в виду, что если в автомобиле отмечаются различные для каждого места характеристики окружающего звучания, судьи будут выставлять оценки для каждого места, после чего они методом среднего арифметического выводят окончательную оценку. Автомобиль может получить "6" баллов в результате объединения показателей реалистичного окружающего звука для одного места прослушивания (1 0) и отсутствия объемного звука для другого места (2). Судьи должны при определении балла по этому показателю делать отметку о производимом усреднении и вносить индивидуальные оценки по каждому месту в раздел комментариев оценочного листа.


ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ
П
од термином "звуковой образ" понимается способность звуковой системы воспроизводить звучание инструментов в определенных местах на звуковой сцене. Правильность локализации определяется размещением музыкантов в процессе записи. (Смотрите примечания и карты звуковой сцены на официальном тестовом компакт-диске).
Звуковая сцена определяется границами, устанавливаемыми в ходе оценки звуковой сцены. Поэтому центр звуковой сцены должен формироваться точно между этими границами, независимо от их положения в автомобиле. Левые и правые инструменты должны прослушиваться около боковых границ или на самой левой и правой границе звуковой сцены, но не обязательно у границ контура автомобиля. Звуковые образы слева от центра и справа от центра формируются между внешней границей и центром сцены. Системы оцениваются на основе их способности разместить инструменты и голоса по всей ширине звуковой сцены.
В подробных картах звуковой сцены, помещенных в аннотациях к официальному компакт-диску, указано точное размещение при записи конкретных инструментов и голосов, используемых для оценки этой категории. Эти карты составлялись совместно со звукоинженерами, производившими запись треков. Судьи должны прослушать и по достоинству оценить точность локализации, сфокусированность и определенность звукового образа. Особое внимание уделяется тому, чтобы целостный звук от инструмента или вокала был четко сфокусирован в своем определенном месте на звуковой сцене. Если образ представляется неестественно широким, если он перемешается при изменении основного тона, если он разделяется на два и более звуковых образа, баллы снижаются. Высота также должна быть постоянной (нижняя часть голоса не должна идти снизу, в то время как остальная часть вокальной партии локализуется вверху). Учитываются пять местоположений звуковых образов вдоль звуковой сцены:


Центральный вокал или инструмент ... 0-10 баллов
Дальний правый инструмент ... 0-10 баллов
Дальний левый инструмент ... 0-10 баллов
Инструмент справа от центра ... 0-10 баллов
Инструмент слева от центра ... 0-10 баллов


Каждый из звуковых образов оценивается по двум критериям: локализация и сфокусированность. Локализация характеризует правильность размещения образа в рамках звуковой сцены. Сфокусированность означает то, насколько точно образ определен по его местоположению в соответствии с картой звуковой сцены.
Оценки по каждому образу выглядят следующим образом:


Локализация
Образ появляется в правильной локализации ... 5 баллов
Образ слегка сдвинут относительно правильной локализации ... 3-4 балла
Образ имеет множественную локализацию или сильно сдвинут ... 1 -2 балла
Образ не имеет локализации ... 0 баллов


Сфокусированность
Образ правильно сфокусирован ... 5 баллов
Образ недостаточно сфокусирован
(имеются диспропорции относительно звуковой сцены, зависимость образа от частоты) ... 3-4 балла
Образ не имеет четкой фокусировки, имеет множественную локализацию или сильно зависит от частоты 1-2 балла
Образ абсолютно не сфокусирован
... 0 баллов


Таковы общие ориентиры при определении оценки. Судьям рекомендуется сделать набросок локализации/фокусировки образа с каждого места прослушивания в разделе комментариев оценочного листа. Имейте в виду, что окончательная оценка может быть средним арифметическим от оценок для каждого сиденья.


• Участник А
С позиции левого сиденья в автомобиле участника А создается звуковая сиена, занимающая пространство от левого до правого края приборной панели. Центральный голос появляется в центре приборной панели, звуковая информация слева от центра правильно локализована между левой границей и центром, звуковая информация справа от центра надлежащим образом размещена между центральной и правой информацией. Кроме того, все образы правильно сфокусированы относительно звуковой сцены. В этом примере описано правильное формирование образов для каждого из пяти элементов в рамках данной звуковой сцены. Со стороны правого сиденья звуковая сцена участника А также простирается от левой кромки приборной панели до ее правого края. Центральный вокал локализован в центре панели, звуковая информация слева от центра правильно размещена между центром и левой информацией, звуковая информация справа от центра соответственно размещена между центром и правой информацией. Кроме того, все образы правильно сфокусированы относительно звуковой сиены, что в целом является правильным формированием образов для каждого из пяти элементов в рамках данной звуковой сиены. Участник А наберет очень хорошие баллы за формирование звуковых образов, поскольку в его аудиосистеме звуковые образы имеют правильную локализацию с обеих позиций прослушивания.


• Участник Б
Со стороны левого места (сиденья) в автомобиле участника Б формируется звуковая сиена, занимающая пространство от левого края приборной панели только ао центра панели (узкая звуковая сиена, поэтому этот автомобиль набрал меньшее количество баллов по категории "Ширина звуковой сиены", чем участник А). Образы имеют правильную локализацию и четко сфокусированы между границами звуковой сиены. Данный автомобиль получит за формирование звуковых образов ту же оценку, что и участник А (с этого сиденья).
Со стороны правого сиденья автомобиля участника Б создается звуковая сиена, которая простирается от правого края приборной панели только до центра панели (узкая звуковая сцена, поэтому данный автомобиль набрал меньшее количество баллов на этом же месте по категории "Ширина звуковой сцены", чем участник А). Образы имеют правильную локализацию и точно сфокусированы между границ звуковой сцены. Данный автомобиль должен получить за формирование звукового образа такую же высокую оценку, что и участник А (с этого сиденья и общую), т.к. образы правильно локализованы с обеих позиций прослушивания. Снижение баллов у этой системы за отсутствие ширины звуковой сиены должно быть произведено в холе оценки звуковой сиены.


• Участник В
Со стороны левого сиденья в автомобиле участника В, как и в автомобиле участника А, формируется звуковая сиена, занимающая все пространство по приборной панели, однако размещение образов слева от центра, в центре и справа от центра является неправильным относительно границ звуковой сиены. Особенно заметно, что звучание справа от центра разбросано на широком участке и нечетко сфокусировано. Центральное звучание размещено неверно. Образ слева от центра слишком близок к левой границе. Правый и левый образы локализованы правильно.
Данный тип погрешности в формировании образа очень типичен для автомобильных аудиосистем. Судьи оценивают эту систему высоко за левый и правый образы, низко - за образы слева от центра и центральный образ, и также низко - за образ справа от центра (даже с учетом почти правильной локализации его в нужном месте, поскольку он крайне плохо сфокусирован).
При прослушивании со стороны правого сиденья автомобиль участника В создает звуковую сиену, почти аналогичную сиене, воспринимаемой с левого сиденья, за исключением того, что они формируются в зеркальном отражении. Поэтому получаемые им баллы очень близки к тем, что были получены при оценке звука с левого сиденья.


• Участник Г
С
о стороны левого сиденья в автомобиле участника Г формируется звуковая сиена, занимающая пространство от левого края приборной панели до ее правой границы. Центральный вокал появляется в центре панели, звучание слева от центра равномерно размещено между левым и центральным звучанием, звуковой образ справа от центра равномерно помещен между центром и правым звучанием. Образ имеет правильную локализацию для каждого из пяти элементов в рамках этой звуковой сиены.
По звуковой сиене, воспринимаемой с правого сиденья, у автомобиля участника Г отмечены серьезные проблемы. Образы справа от центра, в центре и слева от центра перепутаны и значительно сдвинуть; вправо, что неверно. Левый звуковой образ правильно помещен на воображаемой звуковой сиене, но не сфокусирован. Очевидно, что этот участник успешно оптимизировал формирование образа и звуковой сиены только для левого сиденья. Низкая оценка по правому сиденью усредняется за счет высоких баллов, полученных на водительском месте, и этот участник получит за формирование образа усредненную общую оценку.


• Участник Д
Данный пример задуман для показа того, что можно получить также низкую оценку за локализацию левого или правого звукового образов. Даже несмотря на то, что все остальное находится в относительно правильной позиции, левый и правый образы сдвинуть; и рассеяны в сторону слушателя. Частая причина этого - фазовые проблемы или плохо размещенные динамики. Арбитры в первую очередь должны прислушаться к этому эффекту, оценивая левый и правый звуковые образы (поскольку при его отсутствии левый и правый образы почти всегда помешаются правильно относительно границ звуковой сиены).
Участник Д получит высокие баллы за локализацию и сфокусированность звукового образа слева от центра, в центре и справа от центра. Меньшие баллы будут присуждены за левое и правое звучание, поскольку эти образы сдвинуты от передней части к заднему сектору.

• Участник Е
Н
аш заключительный пример иллюстрирует действие центрального канала, неадекватно наполняющего звуковую сиену. Даже несмотря на то, что центральный образ правильно локализован (хотя и несколько смазан в данном случае), образы слева от центра и справа от центра смещены к внешней границе звуковой сиены. Аля данного автомобиля эффект аналогичен для обоих сидений.
Автомобиль получит высокую оценку за локализацию левого, правого и центрального образов, но не очень высокие баллы за локализацию образов слева и справа от центра. Балл за определение центрального образа будет низким, но оценки за определение других образов должны быть хорошими.

ЛИНЕЙНОСТЬ
Линейность означает способность системы воспроизвести запись с точным спектральным балансом и точной динамикой на различных уровнях громкости. В данном разделе судьи будут оценивать систему на трех уровнях прослушивания:


81 дБ пиковое / 74 среднее значение (мягко) ... 0-10 баллов
93 дБ пиковое/86 среднее значение (умеренно) ... 0-10 баллов
1 05 дБ пиковое / 98 среднее значение (громко) ... 0-10 баллов


Вынесение оценки для каждого уровня производится следующим образом:
Система демонстрирует точный спектральный баланс и хорошую динамику ... 8-10 баллов
Система демонстрирует отсутствие точного спектрального баланса или хорошей динамики ... 4-7 баллов
Система демонстрирует недостаточно точный спектральный баланс и недостаточно хорошую динамику ... 1 -3 балла
Система не отличается ни точным спектральным балансом, ни хорошей динамикой ... 0 баллов


Судьи следуют указаниям тестового трека, предназначенного для оценки линейности звука, при установке базового уровня примерно в 81 дБ в пиковом значении. После осуществления установки судьи не касаются регулировки громкости до окончания трека. Первые 20 секунд музыка воспроизводится приблизительно на уровне в 81 дБ, затем уровень повышается на 1 2 дБ (до 93 дБ) на следующие 20 секунд, и далее следует его увеличение до 105 дБ на последние 20 секунд. Каждый раз в течение 20 секунд проигрывается один и тот же музыкальный фрагмент, так что судьи могут непосредственно сравнивать показатели спектрального баланса и динамики.
Судьи оценивают систему с точки зрения того, как хорошо она воспроизводит спектр и динамику записи на каждом из уровней громкости. На высоких уровнях громкости судьи оценивают, насколько ровным является спектральный баланс и насколько устойчивой и естественной является динамика воспроизведения. Инструменты должны демонстрировать реалистичную атаку и динамическую нагрузку, которые не сокращаются помехами (вследствие ограничений работы усилителя или системы динамиков). Относительный уровень между низкими, средними и высокими частотами должен быть естественным без преобладания одних компонентов над другими. Баллы вычитаются за любую неестественную резкость или искажение.
На низких уровнях громкости судьи оценивают те же параметры, что описаны выше. В частности, учитывают низкочастотные и высокочастотные колебания по мере увеличения уровня. Такие колебания могут улучшить или ухудшить звучание системы. Уделяйте особое внимание динамическому воздействию - увеличивается и улучшается ли оно при усилении громкости? Заметно ли оно уменьшается на низких уровнях?
Большинство систем звучит по-разному при высоких и низких уровнях громкости. Некоторые из них звучат лучше при большой громкости, другие звучат лучше на низких уровнях. Небольшое число систем прекрасно звучит при любом уровне, а некоторые не показывают приличного звучания ни на каком уровне громкости.

ОТСУТСТВИЕ ШУМОВ
Хорошо выполненная инсталляция с правильно настроенной системой усиления должна быть независимой от шума на всех уровнях прослушивания. Под шумом понимается любой звук, не присутствующий в начальном программном материале и внесенный либо автомобильной электроникой/системой зарядки, либо аудиосистемой.
В оценке уровня шумов применимы следующие правила:
1. Каждая система оценивается на отсутствие шумов с помощью специальных тестовых треков на официальном тестовом диске.
2. Максимальное количество баллов по этому параметру составляет 20, даже если вычеты из-за шума превышают -20 баллов.
3. Судьи должны отмечать в оценочном листе каждый специфический тип шума, за который вычитаются баллы.
4. Судьи производят оценку системы на отсутствие шумов и помех при двух условиях:
а) При работающем двигателе и включенных фарах дальнего света - для проверки шума в автомобиле (шума, вызванного системой зарядки автомобиля или электроникой);
б) При выключенном двигателе с ключом зажигания в положении "Ожидание" или "Выкл." (система зажигания выключена) - для проверки шума в аудиосистеме.
5.
Судьи определяют слышимость шума с обычной позиции прослушивания.
6. Зарядное устройство с генератором переменного тока должно быть в нормальном рабочем состоянии, дающим увеличение выхода напряжения постоянного тока при работающем двигателе. Использование или наличие любой цепи, переключателя или устройства, предназначенного отключать ток от генератора (или иначе воздействовать на его работу) при работающем двигателе (кроме регулятора напряжения), будет иметь последствием немедленную дисквалификацию, потерю вступительных взносов и возможную приостановку участия в соревнованиях.
7. Физически отключенные генераторы или использование/наличие любой цепи, переключателя или иного устройства в целях отключения электропроводки системы от цепи зарядки генератора будет иметь последствием немедленную дисквалификацию и возможную приостановку участия в соревнованиях.
8. Если причина возникновения шума генератора не связана с автомобилем, по запросу судей может быть подвержена проверке система зажигания. Эта проверка производится на 1 2-вольтовых входных контактах усилителя, которые по запросу судей должны быть предоставлены для пользования в пределах 60 секунд.
9. За неполадки в работе генератора (отсутствие или необычно низкое напряжение при включенном двигателе) автоматически вычитается 6 баллов.
10. Выключатель питания головного устройства должен контролировать включение/выключение всех компонентов аудиосистемы (сюда не включены видеосистемы, видеоигры, оборудование связи, навигационные системы и др.). В случае отсутствия в головном блоке обычного выключателя питания для включения/выключения всей аудиосистемы может быть использован единственный внешний переключатель.
11. Автомобили на электрической тяге могут принимать участие в соревнованиях и не попадают под действие правил 6, 7, 8 и 9. Оценка может быть снижена за постороннее гудение и иные звуки, производимые силовой установкой машин на электрической тяге в соответствии с теми же указаниями, что применяются для проверки генератора на наличие шума. В ходе всего процесса тестирования автомобили на электрической тяге должны быть на автономном питании. 1 2. Баллы могут вычитаться только за шумы, перечисленные в следующем разделе.


• ШУМ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ...(ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ).
звук выскакивающей пробки, ударный или щелкающий шум, слышимый через динамики системы, когда производится ее включение с помощью переключателя головного устройства.
Данная проверка производится с использованием трека нулевого бита (чистого трека без каких-либо звуков) с уровнем воспроизведения, установленным на полную громкость. Для включения/выключения системы используется только выключатель питания головного устройства. Ключ зажигания не должен использоваться. Двигатель должен быть выключен. Шумы, за которые снимаются баллы, должны быть слышны с обычной позиции прослушивания. Баллы не должны снижаться за механические шумы, такие как щелчки реле или шумы, возникающие при активации автоматических моторизованных кожухов (крышек).
Отсутствие слышимого шума при включении ... 0 баллов
Едва слышимый шум при включении ... -1 балл
Ясно слышимый шум при включении ... -4 балла
Потенциально опасный (очень громкий) шум при включении ... -6 баллов

• ШУМ ПРИ ВЫКЛЮЧЕНИИ (ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ).
звук выскакивающей пробки, ударный или щелкающий звук, слышимый через динамики системы, когда производится ее выключение с помощью переключателя головного устройства.
Данная проверка производится с использованием трека нулевого бита (чистого трека без каких-либо звуков) с уровнем воспроизведения, установленным на полную громкость. Для включения/выключения системы используется только выключатель питания головного устройства. Ключ зажигания не должен использоваться. Двигатель должен быть выключен. Шумы, за которые снимаются баллы, должны быть слышны с обычной позиции прослушивания. Баллы не должны снижаться за механические шумы, такие как щелчки реле или шумы, возникающие при активации автоматических моторизованных кожухов (крышек).


Отсутствие слышимого шума при выключении ... 0 баллов
Е
два слышимый шум при включении ... -1 балл
Ясно слышимый шум при включении ... -4 балла
Потенциально опасный (очень громкий) шум при выключении ... -6 баллов

• ИЗБЫТОЧНЫЙ ФОНОВЫЙ ШУМ ... ( ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ)
Фоновый шум представляет собой шипящий/свистящий звук, слышимый с обычной позиции прослушивания между треками, во время пустых участков записи или на треке нулевого бита.
При прослушивании специального музыкального трека, предназначенного для тестирования на уровень шума, на официальном тестовом диске громкость устанавливается на умеренный (приблизительно 90 дБ) уровень в начале дорожки. Судья анализирует минимальный уровень шума и выводит оценку согласно следующим рекомендациям. Двигатель должен быть выключен. Шумы, за которые снимаются баллы, должны быть слышны с обычной позиции прослушивания. Баллы не должны снижаться за механические шумы, такие как щелчки реле или шумы, возникающие при активации автоматических моторизованных кожухов (крышек).


Великолепно, нет фонового шума ... баллов
Фоновый шум не влияет на музыку ... -1 балл
Фоновый шум оказывает незначительное влияние на музыку ... -4 балла
Фоновый шум оказывает влияние на музыку ... -6 баллов

• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТРОЙСТВ ШУМОПОДАВЛЕНИЯ (ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ)
В случае, если такое устройство срезает музыкальный сигнал на треке, используемом для оценки шума, производится вычет оценочных баллов. Этот подсчет может осуществляться одновременно с оценкой минимального шума и шума от внешнего вентилятора. Двигатель должен быть выключен.


Система позволяет сигналу затухать, пока он не будет срезан ... 0 баллов
Шумоподавитель выключает музыку при достижении очень низкого уровня громкости ... -2 балла
Шумоподавитель прерывает музыку при достижении низкого уровня громкости ... -4 балла
Шумоподавитель прерывает музыку при умеренном уровне громкости ... -6 баллов

• ШУМ ОТ ВНЕШНЕГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
КОМПОНЕНТОВ СТЕРЕОСИСТЕМЫ ( ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ)
ветер или механический шум, производимый вентиляторами охлаждения оборудования или устройствами теплоотвода. Оценка шума от внешнего вентилятора может осуществляться одновременно с оценкой минимального шума и системы шумоподавления. Двигатель должен быть выключен.


Шум от вентилятора не слышен ... -0 баллов
Шум от вентилятора едва слышен ... -2 балл
Шум от вентилятора оказывает влияние на музыку при низком уровне громкости ... -4 балла
Шум от вентилятора воздействует на музыку при умеренной громкости ... -6 балла

• ШУМ ОТ ГЕНЕРАТОРА ( ВЫЧЕТ 0-6 БАЛЛОВ)
высокий резкий звук, слышимый через динамики при включенном двигателе (должен быть также включен дальний свет фар). Его громкость может меняться или не меняться при настройке регулятора громкости вверх/вниз, но будет меняться по частоте с запуском двигателя. Музыкальный трек, предназначенный для проверки на наличие шума, используется и в этом тесте. Судьи включают воспроизведение записи на умеренном уровне громкости и по мере снижения уровня записи увеличивают громкость, чтобы она оставалась на среднем уровне. К завершению звучания трека громкость увеличивается до ее максимального уровня.


Не слышно шума генератора при любом уровне громкости ......................….... .-0 баллов
Е
два слышимый шум генератора при высоком уровне громкости звучания ... -2 балла
Ясно слышимый шум генератора при высоком уровне громкости звучания ... -4 балла


Ясно слышимый шум генератора при воспроизведении трека на нормальном уровне громкости ... -6 баллов
М
ногие двигатели производят подобные резкие звуки в результате разнообразных механических действий (работы турбозарядных устройств, синхронных генераторов переменного тока и др.) Судьи должны точно определить, действительно ли шум исходит от самой системы.
Для этого они могут придвинуть голову ближе к динамикам в автомобиле (не для оценки слышимости шума, а только для установления его происхождения). Включение/выключение системы с целью определения того, возникает ли шум только при включенной системе, не может быть абсолютно надежной проверкой, поскольку шум от генератора переменного тока может проникать в выключенную систему. Это бывает крайне редко, но может случаться. Включение/выключение фар часто вызывает изменение в интенсивности шума генератора и является хорошей проверкой для системы, в которой шум от генератора переменного тока появляется при выключенном питании.


• ПОМЕХИ ОТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
(АВТОМОБИЛИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ ПОЛУЧАТ БАЛЛОВ ЗА ЭТУ КАТЕГОРИЮ)
тикающий звук, идущий через динамики при работающем двигателе (должен быть также включен дальний свет фар). Его громкость может меняться или не меняться при настройке регулятора громкости вверх/вниз, но будет меняться по частоте с запуском двигателя. Судьи должны отследить данный шум одновременно с оценкой шума генератора переменного тока, используя для этого официальный тестовый диск с музыкальными треками, предназначенными для проверки на наличие шумов.


Не слышно шума при любом уровне громкости ... -0 баллов
Е
два слышимый шум при высоком уровне громкости ... -2 балла
Ясно слышимый шум при высоком уровне громкости ...-4 балла
Ясно слышимый шум при воспроизведении музыкального трека на умеренном уровне громкости ... -6 баллов


Вне зависимости от того, включен или выключен двигатель, могут возникнуть следующие шумы, которые судьи должны отследить во время тестирования системы на наличие шумов.


• ГЕТЕРОДИННЫЙ ШУМ (ВЫЧЕТ 0-2 БАЛЛА)
резкий или переливающийся звук, идущий от динамиков. Он может возникать при включенном или выключенном двигателе в зависимости от источника его распространения.


Не слышно гетеродинного шума ... -0 баллов
Гетеродинный шум слышен слабо ... -1 балл
Гетеродинный шум слышен отчетливо ... -2 балла


Гетеродинный шум вызывается источниками питания различных компонентов системы. Обычно он воспринимается на слух как свистящий звук, вызванный взаимодействием между источниками питания. Переключаемые источники работают на особых частотах. Если два источника питания, задействуюшие различные частоты (например, 30 кГц и 40 кГц), сталкиваются с нелинейным искажением, в цепи вырабатывается составляющая разницы. Эта составлявшая равна разнице в частотах источников питания (в данном примере эта величина - 10 кГц). Она потенциально может быть воспроизведена через динамики. Другой пример касается системы с оборудованием, почти полностью выпушенным одним производителем. Обычно такие компоненты имеют источники питания, работающие на одной частоте. Если разница в частотах, на которых работают эти источники питания, незначительна (от 100 до 200 Ги), то может вырабатываться слышимый звук (от 100 Гц до 200 Ги).


• ЩЕЛЧКИ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ(ВЫЧЕТ 0-4 БАЛЛОВ)
шум, идущий через динамики при настройке громкости аудиосистемы или во время выбора трека (напоминает звук от выскочившей пробки).
Один или два балла вычитаются за каждый источник шума (Выбор трека или громкости).


Отсутствие щелчков при переключении ... -0 баллов
Слабые щелчки при переключении ... -1 балл
Громкие щелчки при переключении ... -2 балла


Треск, свист при цифровом поиске и многоступенчатых логических операциях присуши некоторым цифровым устройствам управления громкостью. Наличие указанных шумов не предусматривает вычетов баллов, поскольку эти звуки присуши некоторым конструкциям и не подлежат корректировке за счет правильной инсталляции.

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ
Судьям следует следить за простотой управления системой, позволяющей как можно меньше отвлекаться от дороги во время реального управления автомобилем. Несоблюдение этого условия приведет к снижению баллов по данному показателю. Удобство системы будет оцениваться в рабочем режиме, подразумевающем, что все панели или покрытия, скрывающие компоненты, отрегулированные пользователем, будут удалены и не смогут оказывать влияния на оценку эргономичности системы. Рабочий режим системы будет оцениваться путем включения ее питания и осуществления управления громкостью и выбором трека или перемоткой вперед/назад. Судьи будут осуществлять управление аудиосистемой с водительского места, чтобы определить степень сложности управления, а также то, насколько отрегулированные пользователем элементы управления отвлекают внимание от дороги при вождении автомобиля.
Аудиосистема должна продемонстрировать сочетание удобства управления и безопасности в дорожных условиях. Судьи должны иметь возможность моментально осуществлять управление аудиосистемой с водительского места. Желательно, чтобы система отличалась общей доступностью элементов управления и видимостью каждого регулируемого пользователем компонента с водительского места в ходе теоретического управления автомобилем . CD-чейнджеры, установленные для удобства в отделении для пассажиров, не рассматриваются в качестве регулируемых пользователем компонентов и не будут представлять собой негативный фактор для оценки. Они не требуют локализации в пределах зоны доступа с водительского места.

 
ШТРАФ ЗА УХУДШЕННУЮ ЭРГОНОМИЧНОСТЬ ... до -3 баллов

Система легкодоступна и безопасна в управлении
В
се регулируемые пользователем компоненты удобно располагаются в пределах зоны видимости и доступа водителя, управление ими может осуществляться без каких-либо подсказок и не создает опасности при вождении. При наличии нескольких регуляторов громкости участник соревнований должен определить один, который будет использоваться, это должно быть доведено до сведения судей в начале тестирования ... -0 баллов

Система легкодоступна, но сложна в управлении
В
се регулируемые пользователем компоненты удобно располагаются в пределах зоны видимости и доступа водителя, но требуют использования нескольких органов управления громкостью и/или питанием для управления системой. Локализация органов управления и/или панелей заставляет водителя смотреть на панель для осуществления настроек ... 1 балл

Система проста в управлении, но сложна для доступа
Регулируемые пользователем компоненты размещены вне зоны видимости или доступа водителя, но могут быть легко управляемы без каких-либо подсказок ... 2 балла

Система сложна в управлении и сложна для доступа
Регулируемые пользователем компоненты размещены вне зоны видимости или
доступа водителя и требуют использования нескольких органов управления громкостью и/или питанием для управления системой. . .. 3 балла
БОНУСЫ ЗА УЛУЧШЕННУЮ ЭРГОНОМИЧНОСТЬ до ... +3 баллов
Система имеет элементы, улучшающие ее простоту и надежность управления (систему речевого управления, усовершенствованные считывающие схемы, дополнительные элементы управления и другое).
Один балл за каждый элемент, максимально - 3 балла.

Вернуться