Сравнительное тестирование звукоснимателей с подвижным магнитом

Сравнительное тестирование звукоснимателей с подвижным магнитом

Александр Чечелев

Говорить сегодня о грампластинках как об устаревшем и изжившем себя носителе не осмеливаются даже самые заядлые поклонники «цифры». Стремительный рост популярности винила привел к тому, что дистрибьюторы не усевают завозить новые партии головок звукоснимателя, настолько быстро те улетают с прилавков.

Будучи в Берлине на выставке IFA 2010, я не удержался от того, чтобы пройтись по торговым точкам с пластинками и техникой для их проигрывания. Первое наблюдение — новые диски теперь продаются даже в обычных магазинах электроники, рядом с играми для приставок и релизами на Blu-ray.
IFA 2010

Второе, гораздо более важное наблюдение — винилом активно интересуется молодежь. В магазине, торгующем подержанными изданиями, я увидел очень характерную картину.
Из полутора десятков покупателей, методично исследовавших корзинки с товаром, только я и мой коллега оказались теми, «кому за 30». Остальные посетители — исключительно молодые парни и девушки. При этом у стоек с компакт-дисками народу было в 3 раза меньше.

В принципе эту ситуацию отражают и цифры продаж носителей. Если за последние пять лет грампластинок ежегодно продается практически на 100% больше, чем годом ранее, то реализация компактов стабильно падает процентов на 20.

Естественно, такое положение не могло не сказаться на предложении аппаратуры для проигрывания виниловых дисков. В частности, хороших звукоснимателей сейчас, пожалуй, даже больше, чем качественных картриджей, которые были доступны в годы расцвета аналоговой звукозаписи.
Человек, приобретающий сегодня проигрыватель виниловых пластинок, часто сталкивается с проблемой выбора соответствующей головки.

Конечно, можно удовлетвориться штатно установленным вариантом, однако не всегда он вообще есть, либо же такой картридж не в состоянии обеспечить максимальное качество звука, на какое способна вертушка.

Особенно это касается проигрывателей средней ценовой категории.

В любом случае перед любителем винила рано или поздно встает вопрос о замене имеющейся головки. И тогда он обращает взор на более дорогие устройства. В данном материале мы решили рассмотреть популярные модели ММ-звукоснимателей, доступные сегодня на российском рынке.
Основным критерием отбора было максимальное качество звука, поэтому мы взяли головки, занимающие топовое и близкое к топовому место в линейках. Все представленные картриджи подходят практически к любым тонармам и согласуются с любыми фонокорректорами.

Тестовая система:

  • Проигрыватели грампластинок: Thorens TD 524 с тонармом Origin Live Encounter mk3a, VPI Classic
  • Фонокорректоры: Trigon Vanguard II, Rogue Audio Stealth
  • Усилитель: интегральный усилитель Bryston B-100
  • Акустические системы: Sonus Faber Cremona M

Тестовые записи:

  • AC/DC «Back in Black» (1980, Atlantic, K 50735)
  • Free «Fire and Water» (1970, Island ILPS-9120)
  •  John Fogerty «Revival» (2007, Fantasy FLP-30523)
  • Them Crooked Vultures (2009, DGC B0013785-01)
  • Jimi Hendrix «Are You Experienced» (1967, Reprise Tri Color RS 6261)
  • Kari Bremnes «LY» (2009, Strange Ways Records, Indigo 927641)
  • Rolling Stones «Voodoo Lounge» (1994, Virgin Records V 2750)
  • Clair de Lune, London Proms Symphony Orchestra (1959, Living Stereo LSC-2326 (200 gr. Classic Records Reissue, Clarity Vinyl))
  • Edward Grieg «Peer Gynt» (1958, Decca SXL 2012(Speaker’s Corner Reissue)
  • Andrew Lloyd Webber «Cats» (1981, Polydor 2668 025)

Итоги:

В целом все головки продемонстрировали звук высокого качества, существенно лучше того, что способны дать картриджи, которыми комплектуются проигрыватели среднего ценового диапазона. Поэтому, несмотря на ряд критических замечаний, практически любой из звукоснимателей может оказаться для вашей системы хорошим выбором. Тем не менее, по совокупности показателей, и особенно с учетом цены, определились основные лидеры.

Безусловным победителем можно считать Ortofon 2M Black. Разработчикам удалось добиться почти идеального баланса, картридж превосходно справляется с записями всех жанров и, что важно, преподносит любую музыку как единое целое, ни на йоту не сбиваясь с ритма. Превосходная динамика, высокое общее разрешение — и заслуженная победа. Практически не уступил ему Goldring 2500, показавший столь же выдающийся результат, за исключением чуть сниженной динамики на НЧ, да и то только по сравнению с победителем. А с учетом самой низкой цены это вообще просто подарок.

И наша рекомендация — от всего сердца. Еще одну рекомендацию получает головка Rega Exact, которой свойственны на удивление музыкальная подача материала и исключительно слитное звучание. Остальные участники тоже заслуживают внимания, однако их подводят либо незначительные погрешности в звуке, либо высокая стоимость.

Результаты тестирования
Goldring 2500
Ortofon 2M Bronze
Ortofon 2M Black
Grado Sonata
Rega Exact
Nagaoka MP-300
Nagaoka MP-500
Тип преобразователя сигнала
MM
MM
MM
MM
MM
MM
MM
Частотная характеристика
данных нет
20-29000 Гц
20-31000 Гц
10-60000 Гц
данных нет
20-25000 Гц
20-25000 Гц
Податливость подвеса, см/дин
20 х 10(-6)
22 х 10(-6)
22 х 10(-6)
20 х 10(-6)
данных нет
20 х 10(-6)
22 х 10(-6)
Выходное напряжение
6,5 мВ
5 мВ
5 мВ
5 мВ
6,8 — 7,2 мВ
3 мВ
3 мВ
Внутреннее сопротивление
550 Ом
1200 Ом
1200 Ом
475 Ом
данных нет
данных нет
данных нет
Сопротивление нагрузки
47 к Ом
47 к Ом
47 к Ом
47 к Ом
47 к Ом
47 к Ом
47 к Ом
Прижимная сила
1,5 – 2 (1,75) г
1,4 – 1,7 (1,5) г
1,4 – 1,7 (1,5) г
1,5 г
1,75 г
1,3 -1,8 г
1,3 -1,8 г
Разделение каналов
20 дБ
26 дБ
26 дБ
40 дБ
данных нет
26 дБ
27 дБ
Форма мглы
Эллипс — Vital
Эллипс – Fine Line
Эллипс –Shibata
Эллипс
Эллипс — Vital
Эллипс
Элл. Line Contact
Масса картриджа
6,5 г
5 г
5 г
6,5 г
данных нет
8 г
8 г
Итоговая оценка
95%
90%
95%
90%
95%
85%
90%

Несколько практических советов о том, как добиться от протестированных моделей наилучшего звука
1) Тщательно выставляйте силу прижима, причем руководствуясь не только рекомендациями производителя, но и собственным слухом. Для этого просто обязательны хорошо тарированные весы, лучше всего электронные, хотя и с помощью традиционных Shure SFG-2 можно добиться правильных результатов.
2) Постарайтесь максимально точно выставить головку по шаблону, соблюдая не только горизонтальную, но и вертикальную геометрию. Особенно важны такие параметры, как азимут (вертикальный угол иглы по отношению к пластинке в поперечной плоскости) и угол вертикального следования (vertical tracking angle). Регулировать азимут приходится редко, учитывая, что тонарм, диск и корпус обычно параллельны друг другу (в крайнем случае, можно обойтись установкой прокладки под один из винтов, соединяющих головку и шелл), однако вторая величина очень сильно сказывается на звуке, особенно если алмаз имеет сложную многорадиусную заточку. Если ваш тонарм не позволяет непрерывно регулировать высоту, то желательно сделать это хотя бы при помощи прокладок между столом и основанием тонарма.
3) Правильно подбирайте фонокорректор. Хотя ММ-головки предъявляют меньше требований к корректору, чем модели с подвижной катушкой, разница в уровне выходного напряжения может привести к тому, что с корректором, обладающим небольшим коэффициентом усиления, более качественный картридж будет звучать не столь динамично, как менее дорогой конкурент.

inthouse

Блог о винтажной акустике
Закрыть меню