Тангенциальный тонарм линейного слежения Rabco

Тангенциальный тонарм линейного слежения Rabco

По материалам: Soundfountain

Тонарм Rabco SL-8/SL-8E является наверное единственным запомнившимся легендарным изделием произведением японских ультравысоких технологий имеющий минимальные поперечные ошибки слежения.

Возможно, вы знакомы с тангенциальным тонармом Rabco SL8. И если вам посчастливилось иметь такой, который отлично работает, то вы обладаете идеальным тонармом. Если тонарм не работает достаточно хорпшо, вам придется заставить его работать на отлично.
Но сначала немного истории, а затем некоторые альтернативы и объяснения.

EDISON

Первый тангенциальный тонарм был разработан американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном (Thomas Alva Edison) и был впервые представлен 21 ноября 1877 года. Тонарм устанавливался фонографе Эдисона «Триумф». Наибольшей популярностью этот проигрыватель пользовался в период с 1888 по 1915 год. В фонографе звуковые колебания записывались на цилиндре, покрытом мягким, податливым материалом — воском, оловянной или свинцовой фольгой.
Для воспроизведения служила находящаяся по другую сторону цилиндра мембрана, снабженная стальной иглой. Сама мембрана состояла из растительного пергамента. На мембрану надевался рупорный конус, сделанный из картона. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.

Дисковые фонографы имели скорость вращения 78 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формы. Массовое производство фонографических цилиндров, закончилось в 1929 году.

ДОРОГОЙ СПОСОБ

Единственную рекламу тангенциального тонарма Rabco SL8, которую я нашел, была в очень маленьком голландском журнале за 1969 год. Автор заявил преимущества конструкции и указал цену: 750 голландских гульденов, которая в то время являлась крупной суммой.

Тонарм, который я купил, был сломан и нуждался в доработке и переналадке.

Таким образом, я присмотрелся, сделал несколько фотографий и набросков, чтобы объяснить функционирование и что делать, если отслеживание не происходит, а сервопривод и лифт работает не правильно.

Остальная часть регулировки, разборки, ремонта и повторной сборки можно найти в широко иллюстрированных руководствах.
Но сначала несколько замечаний по отслеживанию.

Воспроизведение записи должна имитировать движения резца по лаковой поверхности настолько точно, насколько это возможно. Во время процесса нарезания звуковых канавок угол алмазного резца составляет 90 градусов во всех случаях от начала канавки до ее конца.
Естественно, лучший способ прочитать записанную информацию при помощи тонарма, который следует за канавкой аналогичным образом как записывающий резец.
На рисунке показана неточность отслеживания поворотного тонарма в сравнении с алмазным резцом и кончиком алмаза тангенциального тонарма.

Тангенциальный тонарм имеет наименьшие искажения, так как ошибки отслеживания минимизированы и практически сведены к нулю, в то же время без задержки алмазный наконечник звукоснимателя считывает две стенки звуковой канавки.
Человеческое ухо очень чувствительно к неровностям во временной области любого сигнала, будь то цифровой или аналоговый.
И есть еще один важный фактор, когда отсутствует действие центростремительной силы.
Тангенциальный тонарм не нуждается в компенсации смещения.
REK-O-KUT ЗАПИСЫВАЮЩИЙ ДИСК

Компания «Rek-O-Kut» предложила профессиональный портативный рекордер грампластинок.
Станок для записи и для воспроизведения грампластинок со скоростью 33,3 и 78 оборотов в минуту.

Дополнительно устанавливался резак для скорости 45 оборотов в минуту.
Записи делались для радиоприемников, магнитофонов и других источников сигнала.
В правой части рекламы, которая появилась в 1953 году журнала High Fidelity.

BURNE – JONES В мае 1957 года Британский производитель тонармов «BJ» объяснил преимущества тангенциального отслеживания и рекламировал типы тонармов, которые он изготавливал. Это и дешевый стандартный тангенциальный тонарм BJ super 90 stereo-mono. Они также сделали протектор для измерения точности отслеживания для всех тонармов и картриджей.

 MARANTZ

Ранним и хорошим образцом проигрывателя грампластинок с интегрированным тангенциальным тонармом был Marantz SLT-12 (когда Marantz был еще американским Marantz).

Это был проигрыватель с 2-х ступенчатой коробкой передач с легким звукоснимателем без противовеса.
Он был также доступен с более тяжелым тонармом с балансиром и универсальным креплением для работы с другими (тяжелыми) звукоснимателями весом до 10 гр/
Тонарм не имел сервосистемы и из-за этого не всегда функционировал, как бы хотелось.
Обладая великолепной системой воспроизведения дисков, у проигрывателя Marantz SLT-12U отсутствуют ошибки слежения.
Marantz SLT-12U это не просто теория, на практике это проверенный продукт, который создает по-настоящему большой опыт музыкального удовольствия.
Скорость движения опорного диска: 33,33 и 45 оборотов в минуту.

Marantz SLT-12 был изготовлен в 1963 году.

HARMAN KARDON

Компания Rabco придумав отдельный тонарм SL-8: в 1969 году заменила его моделью SL-8E.
Когда в 1970 году компанию «Rabco» приобрела «Harman Group», были спроектированы и выпущены различные проигрыватели с тангенциальными тонармами: ST-4, 5, 6, 7 и 8.
Когда проигрыватель ST-7 вышел на рынок, то в описании объяснялась работа тонарма, демонстрируя его транспортный механизм.

Представленный в середине 1970-х годов модель проигрывателя ST-7 имела довольно большое число продаж.
Это был блестящий продукт, который в конечном итоге не выдержал конкуренции с бюджетными проигрывателями и был снят из-за проблем меняющегося рынка.
Он и его родственные модели ST-6 и ST-8 с тангенциальным отслеживанием были идеальным решением для широкой аудитории любителей музыки, стремящихся извлечь всю бесконечность дополнительной магии из звуковых канавок.

Тангенциальные тонармы в то время не были новинками. Такие компании, как «Rek-O-Kut», «Ortho-Sonic» и «Burne-Jones» производила продукты такого рода уже с середины 1950-х годов/

GARARD ZERO 100 SB
Британский производитель «Garrard» произвел проигрыватель грампластинок ZERO 100 SB. Его тонарм радиальной конструкции, но звукосниматель не имел фиксации.
В то время как тонарм перемещается к шпинделю, угол держателя по отношению к звуковой канавке постоянно корректируется второй «трубкой тонарма», так что звукосниматель всегда находится в канавке с наименьшей погрешностью отслеживания.
Тонарм сложной конструкции проигрывателя ZERO 100 разработали по тому же принципу, что и ранее разработанный механический тонарм компании «BJ» (Burne & Jones). ZERO 100 был произведен в 1971 году и в конце концов выпускался в различных версиях: C, 92, SB и Z.
Тонарм имеет свои недостатки. Не было возможности установить звукосниматель на площадке его крепления и в головном корпусе картриджа, поскольку звукосниматель при проигрывании осуществляет слишком много перемещений.
При относительно низких частотах корректирующая трубка тонарма и основной тонарм в соединительных точках производят резонансы. Результатом является то, что гармоники этих резонансов генерируются и не влияют на частотную характеристику. Короче говоря: увеличивается искажение.

REVOX
Revox слишком популярные высокопроизводительные и эффективные проигрыватели грампластинок вертушки с тангенциальным тонармом модели: B 790, B 791, B 795 и B 291, все с двигателем прямого привода.
Но так как тонарм был очень короткий, он был продуктивным только для соответствия звукоснимателям типа-ММ, которые были в моде в 1970-х годах. Таких производителей, как ADC, Stanton, Pickering, Shure и Goldring.
Проигрыватель грампластинок с тангенциальным тонармом Revox B795 и прямым приводом выпускался с 1979 по 1984 гг.
Проигрыватель Revox B795 имеет двигатель, установленный на тяжелом постаменте с кварцевым контролем и с серво управлением.
Сенсорное управление типа касания предусмотрены для команд: Stop, Start и для выбора скорости.
Входящий в комплект звукосниматель с движущимся магнитом Revox MDR20 производства AKG.
Привод опорного диска: кварцевый управляет прямым приводом; Скорость: 33 и 45 оборотов в минуту; Стабильность скорости: ± 0,01%; Диаметр диска: 313 мм и вес: 2,1 кг; Детонация: лучше, чем 0,05%; Тангенциальная ошибка: меньше, чем 0,5 градуса; Прижимная сила: от 0,8 до 2 гр; Вес: 9,1 кг.

BANG & OLUFSEN

В своих проигрывателях компания «Bang & Olufsen» использует технологию тангенциального слежение с 1974 года.
Первый проигрыватель «Beogram 4000» был усовершенствован, применив технику параллельного отслеживания.
В проигрывателе грампластинок «Beogram 4000» мотор, тонарм и звукосниматель были разработаны совместно, чтобы работать в качестве одной оптимизированной системы.
Сначала компания «Bang & Olufsen» рассматривала проект обычного проигрывателя грампластинок поворотного стола с длинным тонармом, но это предложение было отклонено в пользу тангенциального тонарма, самая известная модель проигрывателя это «Beogram 4000».
Базовая структура состояла из литого шасси, которое послужил основой для тонкого и элегантного корпуса. Подвеска была построена с использованием трех арочных пружинных стальных полос.
Дополнительного шасси подвешено на тонких проволоках. Все это обеспечило высокую эффективность изоляции от внешних вибраций.
Массивный опорный диск это еще одно правильное решение имеет ременный привод.
Скорость может контролироваться с помощью стробоскопа, который был установлен, для просмотра через небольшое окно на панели управления через серию линз и зеркал!
Второй тонарм имеет лампу и фотоэлемент, используемый для установления размера проигрываемого диска.
После команды ‘On’, тонарм будет двигаться внутрь к краю записи, а затем вернется автоматически в исходное положение.
Тонарм со звукоснимателем типа-ММ, который в то время был необычным из-за его специфической, несменной иглы.

Это очень ранний пример тангенциального проигрывателя грампластинок показывает, что система спроектирована тщательно с предельной осторожностью. Кроме того проигрыватель грампластинок очень прост в использовании, его несложная автоматика выглядит совершенно потрясающей, слишком удобной.

PIONEER

Чтобы придать новый импульс продаж, проигрывателям грампластинок, зная, что в скором времени будет выпущен компакт диск, многие производители выпустили свои недавно разработанные проигрыватели.

В 1980 году Pioneer представил очень высокопроизводительную систему тангенциального проигрывателя Pioneer PL-L-1000.

Тонарм перемещается при электронном контроле посредством взаимодействия магнитов и длинной катушки (электромагнитная подвеска).
Точно так же как метод “маглев” (магнитная левитация) – метод транспортировки, основанный на магнитной левитации, инициированного немецким инженером Германом Кемпером (Herman Kemper) в 1922 году (патент № 643316). Pioneer PL-L-1000 с двумя скоростями с прямым приводом. Pioneer PL-L1000 поставляется с линейным тонармом, при котором звуковые канавки на грампластинке отслеживаются линейно таким же образом, как мастер резец нарезает звуковые канавки на мастер-диске.
При этом отсутствуют ошибки отслеживания, и таким образом предотвращается генерация гармонических искажений.
Трубка тонарма является линейной с оптимальным боковым балансом.
Можно укоротить эффективную длину тонарма эта особенность предполагает низкую массу и высокую жесткость.

inthouse

Блог о винтажной акустике
Закрыть меню