Тест звукоснимателей. «ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ»

Тест звукоснимателей. «ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ»

  Игра в одно касание                              Руслан ТАРАСОВ

НИ ОДНА ДЕТАЛЬ HI-FI-КОМПОНЕНТА НЕ ОКАЗЫВАЕТ ТАКОГО ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ, КАК ГОЛОВКА ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЕЕ ЗАМЕНЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДАЖЕ НЕДОРОГОГО СТОЛА МОЖЕТ РАДИКАЛЬНО УЛУЧШИТЬСЯ — РАЗУМЕЕТСЯ, ЕСЛИ КАРТРИДЖ ТОЧНО ПОДОБРАН ПО МЕХАНИЧЕСКИМ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ. НАДЕЕМСЯ, НАШ ОБЗОР ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С СОВМЕСТИМОСТЬЮ.

Начнем, однако, мы не с головок, а с того, насколько важна настройка всей подвижной системы проигрывателя для правильной оценки картриджей. Недостаточно выставить оптимальную силу прижима и антискейтинг — как раз эти параметры могут порой варьироваться в довольно широких пределах. А вот целый ряд геометрических установок должен быть сделан с максимальной точностью — их нарушение может просто исказить звук. Так что прежде чем делать любые выводы о качестве звукоснимателя, мы настоятельно рекомендуем вам проверить все изначальные настройки вашей вертушки под применяемую голову. Для этого понадобится как можно более мощная лупа (для оценки износа иглы), шаблон (Protractor) для проверки тонарма и угла горизонтальной коррекции звукоснимателя (Offset Angle), небольшое зеркальце, которое поможет увидеть отклонение иглы от вертикали (Azimuth), и инструменты для регулировки высоты тонарма, задающей вертикальный угол (Vertical Tracking Angle, VTA). Кстати, владельцы проигрывателей Pro-Ject могут заметно упростить себе эту задачу приобретением специальной оснастки Cartridge Alignment Tool.

Звукосниматели можно разделить по типу электромеханического преобразователя (Moving Magnet или Moving Coil), по профилю иглы (сферическая, эллиптическая или другой формы), по гибкости подвеса иглодержателя, что очень важно для согласования с тонармом (читай врезку) и, наконец, просто по весу головки. Но мы поступим проще: сначала разделим все картриджи по цене, а подробности изложим уже в процессе обзора.

Вряд ли кто станет для своей вертушки покупать звукосниматель дешевле штатного. Вот почему в первую группу мы отнесли ММ-картриджи уже довольно высокого класса, стоимостью под $150, среди которых нет ни одного с примитивной сферической иглой. В этой ценовой группе наивысшим доверием пользуются, пожалуй, две марки: Audio-Techniсa и Ortofon. Японский картридж AT120E сделан с образцовым качеством, его катушки намотаны проводом из длиннокристаллической меди с похвально малым разбросом характеристик (не более 1 дБ). Средний вес, умеренная подвижность иглодержателя и стандартная высота делают его совместимым почти со всеми видами тонармов. Впрочем, то же можно сказать и о датской головке Super OM 20 — конкуренты даже звучат похоже: прохладно, искристо, с вескими басами. Отличительной особенностью AT120E является игла с эллиптическим профилем и минимальными радиусами (r/R 7/17 мкм), а достоинством Super OM 20 (игла тоже эллиптическая, но чуть крупнее — r/R 8/18 мкм) можно считать сниженную эквивалентную массу иглодержателя. Оба звукоснимателя рассчитаны на сравнительно небольшую прижимную силу: 1,4 — 1,5 г.
Еще более впечатляющими характеристиками обладают американцы Grado Prestige Red и Prestige Silver, воспроизводящие диапазон до 55 и 60 кГц. Но не за счет еще более тонкого профиля иглы (как можно предположить), а благодаря особой конструкции преобразователя, которая избавляет этот звукосниматель от главной проблемы ММ-головок — повышенной зависимости от емкости кабеля и входных каскадов корректора. Впрочем, при лучшей электрической совместимости этот звукосниматель более капризен к механике — из-за менее податливого кантиливера применять его следует на тонармах с довольно высокой эффективной массой. Отличаются модификации только качеством проводников катушек. У «красной» она выполнена бескислородной медью, у «серебряной» — «ультрачистой» длиннокристаллической.
Головки начального уровня компании Rega Super Bias и Bias 2 по сравнению с предшественницей Bias отличаются повышенным до 6 — 7 мВ выходным уровнем. Но если у «супера» это улучшение было достигнуто за счет более мощного магнита (решение оправданно лишь в том случае, если оно не привело к росту эквивалентной массы иглодержателя), то в «двойке» установлены катушки с параллельной намоткой. Super Bias и Bias 2, как и все звукосниматели Rega, рассчитаны на тонармы и корректоры той же марки. Хотя если ваш тонарм может подстроиться под высоту головки 13 — 14 мм, а сопротивление и емкость фоновхода на усилителе составляет стандартные 47кОм и 100пФ, то проблем не будет. Оптимальная прижимная сила — 1,75г.

Тем, кто готов заплатить за звукосниматель до 300 долларов, имеет смысл купить голову с гиперэллипсной иглой или MC-картридж, или вовсе диковинную конструкцию вроде Stanton 881 Mk II S, которая допускает монтаж прямо на головке крошечной чистящей щеточки (прием, конечно, не аудиофильский, но для прослушивания подпорченных неряшливым обращением винилов весьма действенный). Кстати, о Stanton. Насколько популярен этот брэнд среди ди-джеев, настолько же, можно сказать, мало известен меломанам. А зря. Модель 881 Mk II S была создана специально для Hi-Fi и рассчитана на крайне щадящее воспроизведение с минимальной силой прижима в 1 г. Для архивного винила этот звукосниматель может подойти как нельзя кстати. Но пластинки в хорошем состоянии проигрывает жестковато, с заметным подъемом ВЧ.

Теперь обратимся к продукции признанных мэтров. У Audio-Techniсa есть уникальная голова AT440ML, дающая рафинированный звук с минимальным уровнем шумов даже на сравнительно старых грампластинках. Объясняется эффект просто. Гиперэллиптическая игла AT440ML касается той части дорожки, до которой ранее не доставали сферические или эллиптические иглы — вот и получается, что старый диск звучит как новый. При этом острие иглы не задевает дна канавки, где скапливается мелкая пыль — отсюда и меньший уровень шумов. В ассортименте Ortofon я бы советовал присмотреться к головкам с аналогичными гиперэллиптическим иглами. Ее Super OM 30 уже на протяжении многих лет держит репутацию отличного ММ-картриджа, а MC 15 Super Mk II — ну, вы, наверно, уже сами догадались по названию…

Совершенная ММ-головка есть и у компании Grado. Экземпляры Prestige Gold отбираются по минимальному разбросу параметров Prestige Silver (они были описаны выше — выделяются среди конкурентов меньшей чувствительностью к емкостной нагрузке) и составляют примерно 5% от всей из партии. Если этот картридж подойдет к тонарму, может получиться живой, исключительно локализованный и не окрашенный на высоких частотах звук.

Для поклонников Rega звучание головки Elys стало каноническим: пусть не совсем чистым, с легкой поволокой, но буквально одухотворенным, почти мистическим. Тайной остается и то, чем эта модель отличается по конструкции от младшей Bias. А вот о новой модификации Elys 2, точно такой же, можно сказать определенно: параллельная намотка сделала звучание более чистым и точным. Замечательная ММ-голова, притом с большей надежностью следования.

Звукосниматели Clearaudio Aurum-Classics Wood и Goldring 1006 с эллиптическими иглами не отличаются по цене, но представляют принципиально разные подходы к конструированию. Aurum благодаря корпусу из дерева (выпускается также тяжелая модификация в стальном «теле») дает «вкусный» звук в басовом и среднечастотном регистрах, но слегка подкрашивает верх. 1006 на ее фоне выглядит высокотехнологичной новинкой: иглодержатель вставлен в эластичную муфту с особыми характеристиками — с разной податливостью в двух плоскостях. Результат: прекрасная надежность следования, высокая разрешающая способность, но немного нарушенный музыкальный баланс.
В заключение давайте взглянем на то, что можно приобрести, если на головку выделить бюджет, сопоставимый со стоимостью вертушек в тесте. Оправданно ли это? Мы перепробовали несколько вариантов и можем ответственно заявить: вполне!

Вручную собранная Rega Super Elys, как и ее вариант с гиперэллиптической иглой Exact (правда, производитель пользуется другим определением: Vita-style), отличается безупречным музыкальным балансом и высоким звуковым разрешением. Модель Exact, прямо скажем, недешевая для ММ-головки, более универсальна, а Super Elys все же лучше справляется с современными дисками.
ММ-картридж Goldring 1042 с экстремально гиперэллиптической иглой Gyger S позволяет снять звук исключительной чистоты и детальности почти на любой вертушке, потому что неплохо ведет себя даже с недостаточно задемпфированным тонармом. Однако чтобы умерить ее рвение на краях диапазона, желательно иметь корректор с фильтром инфранизких частот и настройкой входной емкости. Со стандартной электроникой этот картридж может и не спеться.

Та же компания выпускает несколько отличных звукоснимателей МС-типа. В первую очередь стоит выделить Elite — эта головка сполна оправдывает свою цену тем, что совершенно не привносит в тональный баланс и звуковое пространство отсебятины, обладая при этом исключительно высокой надежностью следования и минимальной чувствительностью к пыли на дне канавки. Она сочетает точность и музыкальность — вот почему каждому ее звуку хочется верить. Более доступные по цене головки серии Eroica производятся как в обычном варианте (LX), так и с повышенным уровнем сигнала на выходе (модификация H) — это тоже интересные для экспериментов и выгодные по соотношению качество/цена экземпляры.
Наивысшую точность воспроизведения, сравнимую с той, что обычно показывают лишь эксклюзивные головки за несколько тысяч долларов, обеспечивают Audio-Techniсa AT-OC9ML (ML в обозначении указывает на особый профиль иглы MicroLine) и Ortofon MC Kontrapunkt. К первой вместе с инструкцией прилагается лента самописца Bruel & Kjaer с АЧХ конкретного картриджа. «Контрапункты» же выпускаются с различными иглами: у модификаций A и H она просто гиперэллиптическая (r/R 8/40 мкм), а у B и C профиль иглы максимально приближен к резцу рекордера (r/R 5/80 мкм). Очень легкие иглодержатели и микроскопические катушки, находящиеся в постоянном и однородном магнитном поле, позволяют преобразовывать механические колебания в электрические с минимальными искажениями.

inthouse

Блог о винтажной акустике
Закрыть меню