Виниловые проигрыватели, теория |
ProВинил |
Источник: www.clubhifi.ru |
||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
На различных этапах настройки ваша система может звучать не так приятно в музыкальном смысле как раньше. Остерегайтесь думать, что вы сделали неправильное регулирование. Много раз вы будете делать технические улучшения, которые откроют вам раньше не слышимый отвратительный звук. Пытайтесь его устранить, а не возвращайтесь на предыдущую ступень. Если система звучит чище в самом низу, и немножко расплывчато, вы, вероятно, ее улучшили. С другой стороны, если ничто не изменилось за исключением того, что это теперь звучит «противно», то вы, вероятно, допустили ошибку в регулировании. |
||||||||||
Техобслуживание и наладка проигрывателя |
||||||||||
Опора и Вибрация |
||||||||||
Первая область исследования - это опора проигрывателя: полка или стойка. Независимо от подвески стола проигрывателя, некоторые вибрации пройдут и загрязнят звук снизу до середины диапазона. Установка опоры так, чтобы, насколько возможно, минимизировать вибрацию, поможет минимизировать муть. Это даже более важно для вертушки без подвески. Если вы можете чувствовать любое движение опоры, слегка касаясь ее кончиками пальцев при проигрывании музыки, то это сильно ухудшается ваш звук. Чтобы получить подсказку, насколько силен эффект, послушайте через стетоскоп опору и вертушку. Или поставьте стакан воды на опору и понаблюдайте поверхность воды при игре музыки, или ходьбы вокруг. Это - простой и наглядный способ увидеть, сколько акустической и механической вибрации достигает вашей системы. Помните, что ваша система пытается воспроизвести модуляции дорожки всего несколько миллионных дюйма - около 1/1000-й толщины волоса на вашей головке. Не простая задача в этой вибрирующей среде. |
||||||||||
|
||||||||||
Больше Относительно Вибрации |
||||||||||
Со временем винты проигрывателя могут ослабнуть, способствуя появлению паразитных резонансов. Знайте, что затягивание сверх меры может деформировать сопрягаемые поверхности и ухудшить дело. Тогда используйте ваш музыкальный слух, посмотрите на размер винта, и укрепите его. И так для всех винтов, которые что-то скрепляют вместе, будь это картридж к тонарму или провод к корпусу. Конструкция некоторых проигрывателей нуждается в настройке степени крепления некоторых элементов; в этих случаях следуйте рекомендациям изготовителя. |
||||||||||
Совет: Рассмотрите добавку виброизоляционного материала между двумя контактирующими частями, чтобы амортизировать вибрацию, особенно по большим плоскостям. Идея не в том, чтобы иметь вязкий интерфейс, а чтобы заполнить самые малые зазоры из-за допусков изготовителя. Демонтируйте части, прибавьте очень малое количество Blu-Tac [теперь имеющийся в продаже] или любой другой нетвердеющей замазки, затем соберите и прижмите, пока части плотно не войдут в контакт. Везде, где имеются в контакте точно обработанные, заземляющие или сгибаемые поверхности, используют какую-либо инертную смазку типа промышленной вакуумной смазки. |
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Пассики могут быть привередливы относительно того, где они надеты на диск и шкив - будьте терпеливы. Все, что находится на проигрывателе при прослушивании записи - граммофонная пластинка, мат, диск, фиксатор (прижим) - также должны быть на проигрывателе, когда вы устанавливаете или регулируете пассик на подвешенном шасси. Разместите на внутреннем кольце диска, состоящего из двух частей, внешнее кольцо, перевернув его, и положите все остальное сверху. Это точно нагрузит подвеску и позволит вам рассмотреть пассик на шкивах. |
||||||||||
Подвеска |
||||||||||
|
||||||||||
В основном, чтобы настроить движения подвески вверх и вниз, вы вращаете всю пружину, или, чтобы настроить высоту и уровень, вращаете гайку на одном конце пружины. |
||||||||||
Каждый раз делайте малые пошаговые изменения, проверяя результат. Диск должен вращаться строго на одном расстоянии по всей окружности относительно шасси, и узел тонарма должен остаться горизонтально с шасси. Воздействуйте на центр тяжести подвешенного шасси, при этом подвешенная часть должна свободно двигаться вверх и вниз, без перехода на боковые или вращательные движения до полного затухания колебаний. Продолжайте регулировку, пока вы не достигнете такого состояния. |
||||||||||
Настройка тонарма |
||||||||||
|
||||||||||
Совет: Чтобы минимизировать резонансы тонарма, которые могут добавить звуку много звенящих высоких частот, намажьте кистью трубку тонарма жидким латексом или нетвердеющей мастикой, типа Blu-Tac. |
||||||||||
Прим. пер. Для уменьшения резонансов трубку тонарма заполняют демпфирующим составом, например, сырой резиной или каким-либо составом для автомобилей. |
||||||||||
Вы должны выровнять иглу картриджа с дорожкой пластинки как можно ближе к тому месту, где записывающий резец первоначально нарезает дорожку матрицы. Попытайтесь отследить иглой то, что было проложено резцом - чем ближе трасса одного отражает трассу оригинала, тем более точно можно воспроизвести эту звуковую дорожку. Окончательная настройка должна всегда делаться на слух и в течение длительного времени прослушивания. Только чтобы добавить вам сложности, каждая запись нарезается немного по-другому. Поэтому для полного сбалансированного хорошего звучания используйте разные пластинки и снова настройте вертикальный угол следования иглы (VTA) для каждой записи, некоторые аудиофилы если они имеют возможность быстрого регулирования высоты тонарма, то делают это каждый раз. |
||||||||||
Три плоскости юстировки. Пожалуйста, заметьте, что юстируется - игла, а не картридж. Сначала, смотрим сверху, дуговые перемещение картриджа поперек записи должны оставлять иглу в том же самом положении по отношению к дорожке, как и прямолинейное отслеживание резца; это - Боковой угол следования, или Тангенциальность. Если смотреть со стороны головки, игла должна быть перпендикулярна к дорожке, чтобы иметь одинаковый контакт со всеми сторонами звуковой канавки это - Азимут. Если смотреть с боку, игла должна находиться в дорожке под тем же самым углом как записывающий резец это - Вертикальный угол следования/угол ската иглы. (Однако, вертикальный угол следования у различных грампластинок тоже разный и для высококачественного воспроизведения постоянно требует корректировки. Идеальный вертикальный угол определяется на слух. |
||||||||||
Также убедитесь, что расстояние от центра опоры тонарма к шпинделю правильно выставлено, поскольку это оказывает существенное влияние при регулировке параметра тангенциальности. Длина тонарма определяется в дюймах и разница в зависимости от модели – изучите инструкцию или проконсультируйтесь с изготовителем. Основные инструментальные средства это шаблон, датчик прижимной силы, не новая виниловая пластинка, малые пассатижи, лупа или микроскоп. Очень трудно достать точный шаблон (не полагайтесь на точности шаблона, который поставляется вместе с тонармом), добудьте хороший. Если он точно не соответствует шпиндельному отверстию, выбросите его и достаньте другой. |
||||||||||
|
||||||||||
Специальные винты Аллена великолепны, поскольку ключи Аллена, используемые при затяжке, обеспечивают отличный рычаг. Прилагая достаточное затягивающее усилие на головку винта со шлицем, вам понадобится отвертка, часовые отвертки для этой операции не годятся. |
||||||||||
Начинаем |
||||||||||
Надежно приклейте диск липкой лентой к шасси. Если он сможет вращаться в течение установки, ваши регулировочные измерения не будут точны. Только убедитесь, что лента не изменила высоту или горизонтальность. Если это еще не сделано, то закрепите картридж в держателе, а держатель на тонарме. Винты должны быть закручены пальцами, этого достаточно, чтобы картридж не выпал, но он пока еще свободно двигается и может перемещаться. Где возможно, работайте с установленным защитным колпачком иглы звукоснимателя. Установите номинальную прижимную силу. Затем выполняйте процедуры юстировки касания (тангенциальности), и после регулировку азимута. Не отклонитесь от такой последовательности, поскольку каждый шаг воздействует на последующий. Если изменить порядок действий установка может быть неправильной. |
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Азимут |
||||||||||
|
||||||||||
Вертикальный угол следования иглы (VTA) |
||||||||||
|
||||||||||
Искажения затемняют музыкальные детали с низким уровнем; следовательно, отмечается понижение динамического диапазона. Кратковременные атаки могут быть слишком остры. Поднимите тонарм, когда звук вялый и заглушенный, верха завалены, низы грязные и отсутствует четкость, кратковременные атаки мутные. Запомните, что это звучит ужасно не потому, что сказываются влияния в изменении прижимной силы (слишком легкая - резкость, слишком тяжелая - тяжеловесность и вялость). Они оказывают разное влияние на звук, но это тяжело объяснить. |
||||||||||
Начните с положения, когда тонарм находится немножко ниже, и потихоньку поднимайте его, пока он не станет параллелен пластинке и затем так, чтобы задняя часть картриджа была приподнята. Держите пластинку с известным вам фрагментом под рукой, где вы знаете все нюансы, чтобы вы всегда могли вернуться к нему. Диапазоны регулировки могут быть крайне широки, по крайней мере, 20 мм или даже больше (в шарнире тонарма). Не стесняйтесь, поиграйте с полным диапазоном, чтобы вы знали, на что походит звук. |
||||||||||
Антискатывающая сила (только для поворотных тонармов) |
||||||||||
|
||||||||||
Прим.пер. При регулировке антискатывающей силы, допустим, при установке иглы на свободную дорожку выбега, возможен гистерезис в ее величине от дрейфования тонарма во внутрь или наружу. Гистерезис тем больше, чем сильнее трение в подшипниках тонарма, т.е. чем хуже тонарм. Она также зависит от прижимной силы. В принципе, величина антискатывающей силы должна равняться величине прижимной. |
||||||||||
Точная настройка |
||||||||||
Итак, вы имеете три грубых регулировки: прижимной силы, VTA и азимута. Для оптимизации звука - это повод для повторения. Изменения в звуке при каждой из этих индивидуальных наладок могут быть похожи. Поэтому для оптимизации необходимы все три. На практике, последовательно переходя от одной регулировки к другой и затем к следующей, добиваются баланса по оптимизации для всех трех. Во время работы слушайте женский голос. Добейтесь максимального вокального образа и осязаемого ощущения персонажа. |
||||||||||
Вы хотите начать с отклонения в малых пределах от рекомендуемой прижимной силы картриджа. Вы пытаетесь поставить электромагнитную систему в наиболее линейную позицию. Слишком большая прижимная сила, и вы смещаете катушку (или магнит) с центрального положения их диапазона. Маленькие приращения могут быть порядка 1/100-й грамма или меньше; но рекомендуются отклонения в +0,2 грамма от рекомендации изготовителя. Не волнуйтесь относительно повреждения пластинки от более тяжелого веса. Большинство повреждений пластинок (в диапазоне частот от средних до высоких) фактически вызвано неправильным позиционированием при слишком маленькой прижимной силе, чем при слишком тяжелой. (Кроме того, 0,2 грамма сверх нормы - это совсем не много). Предусматривается, что игла достаточно чиста и в хорошем состоянии. Когда вы производите съем сигнала при наименьшей прижимной силе и при этом получаете лучшее звучание (на сигналах умеренных, а не на Увертюре 1812 года), то, возможно, вы имеете грязную иглу, плохую пластинку, накопление грязи в вашем картридже или картридж стал старым. |
||||||||||
Изменения в прижимной силе могут изменить ваши настройки VTA и азимута. Если азимут был первоначально настроен на слух, экспериментируйте с ним. Однако, если он отрегулирован с помощью аппаратуры, оставьте его и займитесь VTA и прижимной силой. Я иногда думаю о процессе настройки как о затяжке нескольких винтов - вы за один раз каждому винту даете один или два оборота и продолжаете по окружности, пока все из них равномерно не затяните и поверхности соединяться без перекосов. Продолжайте терпеливо настраивать, пока вы не признаете, что звук правильный и стал на место.
|
||||||||||
Совет: Некоторые люди рекомендуют размагничивать картридж с подвижной катушкой - каждый день, даже если картридж не использовался. |
||||||||||
OK, теперь вы в основном работу сделали. Окончательная настройка займет дни или недели и зависит от прослушивания системы в спокойной обстановке. В конечном счете, некоторые аспекты звука от одной пластинки до другой начинают раздражать и портить общую картину хорошего звука. Это может происходить от слишком легкой прижимной силы до VTA. Многие наиболее хорошие картриджи термочувствительны. Когда слишком тепло, они привносят муть, когда слишком холодно, они могут создавать резкость. Проводите регулировки в зависимости от времени года. Исключая людей, кто настраивает VTA на каждой пластинке, большинство людей будут счастливы с позицией VTA, которая является хорошим компромиссом для их любимых пластинок. И так, включите систему, дайте ей прогреться, сядьте и расслабьтесь, и наслаждайтесь музыкой, даже если одно ваше ухо открыто для дальнейших усовершенствований. |
||||||||||
Одно последнее, важное слово по очистке иглы. Имеются множество рекомендаций по очистке иглы: от ультразвука, щеткой вручную, даже используя наждачную бумагу, и с различными растворами от патентованных средств на основе фреона до простого спирта или спирта с водой, как в моющих растворах для чистки пластинок. Они могут влиять на форму и состояние загрязнителей, оставленных на игле. С некоторыми современными картриджами, с иголками очень малой ширины, необходимо чистить иглу для каждой стороны ДОЛГОИГРАЮЩЕЙ ПЛАСТИНКИ. Различные методы очистки могут приводить к различному звуку и к более или менее необходимости частой очистки. Экспериментируйте с различными методами - некоторые виды очистки обязательны. |
||||||||||
|