Настройка винилового проигрывателя | Laura Dearborn. "The Absolute Sound" |
||||||||
Когда вас одолевает нетерпеливое желание улучшения вашей hi-fi системы, но вы не можете найти для этого свободных денег, то вероятным решением такой проблемы является возможность посвятить некоторое время тому, чтобы повозиться с вашим LP-проигрывателем (если, же Вы стали заниматься только компакт-дисками, то я здесь вам не помощник). |
|||||||||
|
|||||||||
Звуковые канавки/дорожки записи на пластинке имеют ширину в несколько тысячных долей дюйма. В зависимости от громкости воспроизведения в вашей комнате мы обычно различаем низкие уровни сигнала, вплоть до 60 и более дБ, что означает способность воспринимать на слух колебания ширины канавки около нескольких миллионных долей (дюйма). (Представьте, что вы смогли рассечь волосок на тысячу частей по его длине). Каждый лишний "микрон" паразитных смещений или вибраций на этом уровне сигнала будет услышан через ваши акустические системы (АС) – ведь усиление сигнала огромно. |
|||||||||
То, что следует далее – это базовое руководство для начинающих по установке и настройке проигрывателя. Если здесь попытаться дать исчерпывающие ответы, это будет непрактичным, если не невозможным – для того, чтобы понятно объяснить, как оптимизировать только одну конкретную модель проигрывателя потребуется множество страниц. Вместо этого здесь даются основные объяснения каждой процедуры вместе с некоторыми инструкциями по тому, что надо делать в каждом случае. Предлагается некая начальная точка ваших собственных изысканий, или, по меньшей мере, вас знакомят с основами установки и точной настройки, что может затем вдохновить вас попытаться найти кого-нибудь, кто бы помог разъяснить особенности именно вашего проигрывателя. Если вы знаете, что руки у вас растут "не оттуда", можете на этом и остановиться (иначе это может привести к дорогостоящему повреждению). Вместо этого для выполнения такого чудесного действа найдите местного специалиста (только удостоверьтесь, что он является экспертом, знакомым конкретно с вашим проигрывателем, и ранее устанавливал и настраивал их). Данное руководство для начинающих не служит заменой руководству пользователя, которое должно быть для вас главным. |
|||||||||
|
|||||||||
Попытайтесь устранить этот призвук, но не возвращайтесь к прежней настройке. Если звучание более отчетливое на самых низких частотах и менее "вялое", вы, вероятно, добились улучшения. С другой стороны, если не изменилось ничего, за исключением того, что звучание теперь раздражает, то это означает, что вы ошиблись при какой-то настройке. |
|||||||||
Регулировки проигрывателя и уход за ним |
|||||||||
Опора и вибрации | |||||||||
Первым, что необходимо тщательно исследовать, является место установки проигрывателя, будь он расположен на полке или в стойке. Независимо от того, насколько хороша система подвеса шасси проигрывателя, проникновение вибраций и "загрязнение" звука в диапазоне от самых низких до средних частот не редкость. Установив проигрыватель так, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций, можно свести к минимуму такие загрязнения звука. Это еще более важно для проигрывателя без гибкого подвеса шасси или корпуса. |
|||||||||
|
|||||||||
Если вы имеете такую возможность, то установите подставку вашего проигрывателя на каменном полу или прикрепите полку к каменной стене – помните также, что проигрыватель можно расположить как в самом помещении для прослушивания, так и за его пределами. Если полы у вас деревянные, возможно, вы сможете придать им большую жесткость, укрепив снизу специальным домкратом между полом подвала и полом под стойкой, в которой находится проигрыватель. Если вы не сможете устранить прогиб пола, лучше установите проигрыватель на жесткой (капитальной) стене. |
|||||||||
Имейте в виду, что перенос вашего проигрывателя в место, где обеспечивается большая его устойчивость, может привести к заметному на слух уменьшению количества низких частот (басов). Поскольку в таком более устойчивом положении меньше паразитных вибраций, меньше вибраций от подставки передается в тракт звуковоспроизведения. Количественное уменьшение басов не дефект – на самом деле все изменения лежат в субъективной плоскости восприятия. Не возвращайтесь к прежней настройке, а поправьте субъективно воспринимаемый частотный баланс. Для изменения баланса можно попробовать передвинуть акустические системы или же улучшить юстировку звукоснимателя, "поиграть" с перестановкой мебели помещении прослушивания или даже попробовать заменить компоненты вашей системы. |
|||||||||
Далее, обратите внимание на саму стойку или стенную полку. Универсальные стойки для аппаратуры обычно имеют верхнюю раму или опоры, на которых расположено собтвенно полка для размещения проигрывателя - и она и рама тоже подвержены вредным вибрациям слабое место универсальных стоек. Чем они толще (читай, жестче), и чем более инертны, тем лучше звук вашей системы – а стандартные изделия уж никак не назвать инертными. Не бойтесь их заменить. Найдите тяжелую по меньшей мере 11 кг (25 фунтов), предпочтительно значительно тяжелее и толстую полку более 8 см (3 дюйма). Сама стойка должна быть установлена на полу на ножках, снабженных шипами, – почти все они ими комплектуются. |
|||||||||
Совет: Поэкспериментируйте с различиями в звучании – проигрыватель может стоять на полке на ножках, на шипах или на сорботановых (эластомерных) дисках. Сорботан поглощает вибрации, а шипы или ножки перераспределяют их. |
|||||||||
Еще о вибрации | |||||||||
Винты, соединяющие элементы проигрывателя, со временем могут ослабеть, что может привести к росту паразитных резонансов. Но имейте в виду, что чрезмерное затягивание винтов может привести к деформации соприкасающихся поверхностей и принести только вред. В любом случае "семь раз отмерьте" и только потом затягивайте. |
|||||||||
|
|||||||||
Горизонтальность | |||||||||
|
|||||||||
Подшипники опорного диска | |||||||||
|
|||||||||
Приводной ремень | |||||||||
|
|||||||||
Подвеска | |||||||||
|
|||||||||
Выполняйте изменения положения медленно, шаг за шагом и каждый раз проверяйте результат. Опорный диск по всей окружности должен быть ровно поднят над корпусом проигрывателя, а площадка крепления тонарма должна строго оставаться горизонтальной в одной плоскости с корпусом проигрывателя. Если нажать на центр тяжести подвешенной части шасси проигрывателя, то для большинства конструкций проигрывателя это должно вызвать свободное колебание подвешенной части строго вверх и вниз, без боковых или вращательных смещений, до момента затухания колебания. Продолжайте регулировку пружин до тех пор, пока вы не добьетесь такого поведения подвеса. |
|||||||||
Регулировки тонарма | |||||||||
Тонарм — это тот компонент проигрывателя, который, в общем, не требует постоянного ухода и регулировки. Подтяните винты крепления тонарма. На типичном поворотном тонарме проверьте, что с подшипниками все в порядке: аккуратно схватите тонарм за шелл и, очень и очень осторожно, попробуйте тянуть тонарм вперед и назад вдоль длинной части трубки, а затем попробуйте придать ему вращательное движение. Если держа тонарм за шелл, вы почувствуете люфт, то тонарм нужно ремонтировать или менять. Есть исключения — тонармы Well-Tempered или одноопорные тонармы, у которых при выполнении этого приема вы просто можете выдернуть опорную иглу из чашки. |
|||||||||
|
|||||||||
Как известно, резец рекордера перемещается по радиусу записываемого диска (матрицы грампластинки), а игла звукоснимателя следует по канавке грампластинки по дуге. |
|||||||||
|
|||||||||
Сначала, если смотреть сверху, то при движении головки звукоснимателя по дуге по грампластинке надо добиться такого же положения иглы относительно канавки, каким было положение записывающего резца при его движении по прямой; отклонение этих траекторий друг от друга описывается как угловая погрешность горизонтального слежения и называется горизонтальным углом погрешности. Теперь посмотрим на иглу с торца головки звукоснимателя — игла должна быть под прямым углом к канавке – иначе она будет "считывать" больше от одной из стенок канавки, а значит, сигнал одного канала будет больше; это положение иглы называется азимутальным, а отклонение от симметрии – углом перекоса иглы. Наконец, если посмотреть на головку и иглу сбоку, то требуется правильная "посадка" иглы в канавке – под тем же углом, под каким располагался записывающий резец; отклонения вертикального угла воспроизведения от вертикального угла воспроизведения называется углом вертикальной погрешности VTA и определяется углом захода иглы SRA. Учтите, что VTA меняется еще в зависимости от толщины воспроизводимой пластинки. Вследствие этого, настройка его должна выполняться на слух – даже в большей степени чем в случае всех предыдущих настроек). |
|||||||||
|
|||||||||
Манипулируя наконечником с помощью плоскогубцев с тонкими кончиками, вы облегчаете эту задачу, но будьте осторожны и не оторвите провода в том месте, где они припаяны с наконечником. Оцените имеющиеся винты крепления головки звукоснимателя. Поскольку они должны быть завинчены с усилием, пластмассовые винты не годятся. Пригодны для этого алюминиевые, латунные винты или винты из нержавеющей стали – при условии, что они новые и их резьба не повреждена. Удобны винты с головкой под шестигранник, поскольку шестигранные ключи, обеспечивают превосходное усилие затягивания. Для того чтобы приложить достаточное усилие для затягивания винта со шлицем, вам понадобится отвертка с диаметром рукоятки по меньшей мере 19 мм (= 3/4 дюйма) – часовые ("ювелирные") отвертки не годятся. |
|||||||||
С чего начинать | |||||||||
|
|||||||||
Не нарушайте эту последовательность действий, поскольку каждый ее предыдущий ее шаг влияет на последующий – стоит изменить этот порядок и установка будет выполнена неправильно. |
|||||||||
Прижимная сила | |||||||||
|
|||||||||
Регулировка горизонтального угла погрешности | |||||||||
|
|||||||||
Если вы начнете затягивать до конца один винт, не закрепив остальные — перекос и нарушение юстировки угла горизонтальной погрешности практически неизбежны. Как бы тщательно вы не выполнили монтаж головки, после затягивания винтов всегда следует еще раз проверить угол погрешности по шаблону. |
|||||||||
Азимут головки звукоснимателя | |||||||||
|
|||||||||
Поворачивайте звукосниматель на очень малые, крошечные доли оборота, в разных направлениях, стараясь почувствовать, где то положение, в котором достигается наибольшая ширину музыкальной сцены, ее глубина и т.д. |
|||||||||
Недостаток такого подхода состоит в том, что до тех пор, пока у вас нет достаточного опыта таких прослушиваний, вас могут запутать изменения в звучании, так что проявите терпение и работайте тщательно и осторожно – это принесет вам наилучшие результаты. |
|||||||||
Единственный оставшийся, но совершенно надежный метод требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Выставьте азимут так, чтобы перекрестные помехи на частоте 1000 Гц оказались одинаковыми для обоих каналов. |
|||||||||
Угол вертикальной коррекции звукоснимателя | |||||||||
|
|||||||||
Атака звука становится слишком выраженной. Когда звук тусклый и приглушенный, высокие частоты завалены, а атака звука нечеткая, то тонам следует поднять. Обратите внимание, что звучание может похоже меняться и при изменении прижимной силы (слишком малая – звук режет слух, слишком большая – звук тяжелый и неяркий). В принципе влияние прижимной силы и высоты тонарма на звук не совсем одинаковое, но описать различия простыми и понятными словами не так легко. |
|||||||||
Сначала установите тонарм примерно параллельно поверхности грампластинки и сразу же опустите его чуть ниже этой плоскости. Послушайте звук и начинайте поднимать тонарм — сначала до того положения, где он параллелен плоскости грампластинки, а затем так, чтобы головка звукоснимателя начала наклонятся иглой вниз. Отмечайте прошедшие положения, с тем, чтобы можно было вернуться к тому из них, которое вам больше всего нравится – тому, где звук оказывается "в фокусе". Диапазон регулировок может быть довольно широким, до 19 мм (3/4 дюйма) или даже больше (измерено у точки опоры тонарма). |
|||||||||
Попробуйте крайние точки диапазона высоты – с тем, чтобы узнать, какова разница в звучании – не стесняйтесь экспериментировать. |
|||||||||
Компенсация скатывающей сила (антискейтинг) (только для поворотных тонармов) | |||||||||
|
|||||||||
Если звуковая картина (образ) немного смещается от центра, или же покажется, что положение ее не зафиксировано достаточно надежно, поэкспериментируйте с антискейтингом. Кроме этого, проследите, как игла опускается в канавку. Не смещается ли она влево либо вправо относительно перпендикуляра к пластинке? Если да, то это служит указанием на то, что антискейтинг слишком велик, или слишком мал. |
|||||||||
Тонкая настройка | |||||||||
Начнем с того, что будем отклоняться от рекомендованной для звукоснимателя величины прижимной силы на очень небольшие шаги. В этом случае мы на самом деле ищем оптимальное положение электромагнитной (генерирующей) системы внутри головки звукоснимателя. Слишком большая прижимная сила – и прогиб звукоснимателя приводит к смещению катушек (или магнита) из центрального, наиболее линейного, положения. Шагом изменения могут быть сотые доли грамма или даже менее того; но в реальных экспериментах попробуйте менять прижимную силу в пределах ±0,2 грамма от номинальных рекомендаций изготовителя. |
|||||||||
Не беспокойтесь, что пластинки будут повреждаться при больших значениях прижимной силы; большая часть повреждений пластинок на самом деле вызывается ошибками следования иглы по канавки в диапазонах от средних до высоких частот, когда прижимная сила слишком мала – а не тогда, когда эта сила слишком велика. (Кроме этого, 0,2 грамма – небольшое увеличение прижимной силы). При условии, что игла не покрыта грязью и в хорошем состоянии, небольшое увеличение прижимной силы не повлияет на износ пластинки. Если вы иногда слышите отрыв от канавки в низкочастотном конце диапазона и при этом все же на басах звучание отличное (на умеренных уровнях сигнала, не при пушечном выстреле в Увертюре "1812 год"), велика вероятность того, что у вас либо загрязнена игла, либо поврежденная пластинка, или же срок службы вашего звукоснимателя подходит к концу. |
|||||||||
Изменения прижимной силы могут изменить оптимальные настройки для вертикального угла воспроизведения VTA и азимута. Если азимут был первоначально установлен на слух, продолжайте опыты с ним. Однако, если он был выставлен с помощью приборов, оставьте его в покое и, вместо него, "поиграйте" с углом VTA и прижимной силой. Я иногда сравниваю этот процесс с затягиванием бесконечного ряда винтов – вы подтягиваете каждый из них на оборот или два за один раз, и повторяете это снова и снова – до тех пор, пока не затяните их всех равномерно, только тогда соединяемые смежные поверхности будут соприкасаться друг с другом без коробления. Терпеливо продолжайте регулировку до тех пор, пока не убедитесь в том, что звук "встал" на место и придраться не к чему. |
|||||||||
Совет: Есть мнение, что размагничивание звукоснимателя с подвижной катушкой с помощью специального электронного устройства рекомендуется, чуть ли не ежедневно, даже если звукосниматель не использовался. |
|||||||||
Замечание: В отношении этого A.J. van den Hul хотел бы подчеркнуть следующее: |
|||||||||
Более того, в противоположность общепринятым суждениям, A.J. van den Hul настоятельно не советует размагничивать ваши звукосниматели с подвижной катушкой. Размагничивание звукоснимателя снижает количество магнитных комплексов-доменов в магните системы с подвижной катушкой. Оно же упорядочивает эти магнитные домены, которые с течением времени имеют тенденцию к потере организованности. С другой стороны, как известно, "лечение может принести больший вред чем болезнь", потому что размагничивание уменьшает количество групп Вайца и переориентирует атомы, собирая их в более крупные и менее свободные накопленные формы. Конечным результатом, согласно исследоисследованиям van den Hul, является необходимость размагничивать ваш звукосниматель все чаще и чаще – а при этом теряется детальность звука. Итак, в то время как звукосниматель может звучать лучше после каждого размагничивания, разрешающая способность постепенно падает из-за все большего "пошагового" укрупнения его магнитных комплексов-доменов. Или, как бывало говорил A.J. van den Hul, “дело кончится тем, что придется размагничивать ваш звукосниматель после каждой симфонии Бетховена.” — примечание A.J. van den Hul B.V. |
|||||||||
OK, в основном мы закончили. Окончательная "тонкая" настройка потребует много дней или недель и является лишь делом нахождения времени для прослушивания вашей системы в спокойной обстановке. Иногда, при прослушивании разных пластинок будут "выползать" мелкие дефекты звука — даже при общем правильном и высококачественном характере звучания. Причины могут быть разные — и чуть меньшая, чем нужно, прижимная сила, и немного неверный вертикальный угол воспроизведения VTA. (Заметьте также, что многие хорошие звукоснимателей чувствительны к изменению температуры в помещении!*. Когда слишком тепло, они звучат непрозрачно, когда слишком холодно, их звучание может становиться резким. Имейте это в виду и учитывайте по мере смены времен года.) За исключением тех, кто способен регулировать угол VTA для каждой пластинки, большинство будет довольно той высоты тонарма, которая обеспечивает хороший компромисс для всех тех пластинок, которые они любят больше всего. Итак, включите вашу систему, дайте ей прогреться, расположитесь поудобнее и наслаждайтесь музыкой – даже если одним ухом вы и прислушиваетесь, нет ли повода подстроить еще что-нибудь. |
|||||||||
* Мы считаем, что независимость от температуры является важным аспектом качества изделия. Поэтому в конструкции наших звукоснимателей мы используем специальные материалы, которые сводят влияние температуры на звук к минимуму. — примечание A.J. van den Hul B.V. | |||||||||
Одно последнее, но важное замечание о чистке иглы. Существует множество рекомендованных процедур чистки иглы, начиная с очистки ультразвуком, чистки кисточкой вручную, даже чистка с использованием наждачной бумаги, а также с применением разнообразных растворов – начиная с фирменных растворов на основе фреона и до просто спирта или раствора спирта в воде, вроде жидкостей для чистки грампластинок. Все эти процедуры каким-то образом влияют на загрязнения, отложившиеся на поверхности иглы. При использовании некоторых современных звукоснимателей с малыми радиусами иглы, может оказаться необходимым чистить иглу после каждой стороны прогиранной долгоиграющей грампластинки**. Разные методы чистки иглы могут привести к различию в звучании, примененный метод чистки может отразиться на требуемой частоте операций ухода за иглой и тд и тп. Открывается большой простор для экспериментов – в конце концов, уход за поверхностью иглы необходим. |
|||||||||
** Как раз наоборот — иглы типа "fine-line" производства van den Hul не более подвержены собиранию пыли и грязи с грампластинки, чем иглы обычной формы. — примечание A.J. van den Hul B.V. | |||||||||
|