|
|
|
Поколение «семидесятников» у нас всегда считали «потерянным», потому, что у них никогда не было своей визитной карточки. |
Так, например, визитной карточкой «пятидесятников» стали джаз, «Всемирный фестиваль молодежи и студентов», который состоялся в Москве в 1957 году и на котором заявили о себе молодые музыканты, впоследствии ставшие звездами отечественного джаза, - Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Алексей Козлов и другие, художник Анатолий Зверев, возвышавшийся над столичным пейзажем, как колокольня Ивана Великого. |
Радиостанция «Голос Америки», передававшая современный джаз, причем наслушанность в джазе по «Голосу Америки» уже была в некоторых кругах обязательным входным билетом, цензом. |
Надо было знать, что такое «Modern Jazz Quartet», - тебя в компанию не принимали, если ты не знал, кто такие Диззи Гиллеспи или Дэйв Брубек. |
Маркер «шестидесятников» - это авторская песня, Высоцкий и Окуджава, туманы и костры, физики и лирики. Поколение 80-х знаменито своим так называемым «русским роком». |
Но семидесятники не оставили такого маркера, потому что маркером их поколения стал побег. |
|
Как его запечатлеть на магнитофонной пленке или холсте?! |
|
Романтика 60-х годов, когда с высоких трибун заявлялось, что следующее поколение будет жить при коммунизме, развеялась, как дым. Коммунизм так и не построили, Америку не только не перегнали, но даже и не догнали. |
И в начале 70-х, под звуки рок-гимна группы Deep Purple «Дым над водой» началась массовая эмиграция из СССР разочарованных людей. |
Бежали не туда, бежали отсюда, потому, что комсомол начал выстраивать всех по своему ранжиру и этот ранжир мало кого, кроме самих комсомольцев, устраивал. |
Комсомольцы - это были в основном ребята из твоего же института, курса, потока, группы, недоучившиеся, они надели серые пиджаки и отдались партийной карьере. Их ненавидели и за глаза называли «пинджачниками». |
Привыкшие сдавать экзамены по блату, они и в жизнь привнесли те же принципы, которые в итоге и привели к приснопамятному застою в экономике и общественной жизни страны. |
Чуть позже сам всесильный шеф КГБ Андропов красноречиво описал комсомольцев: «Хочешь завалить какое-либо дело – поручи его комсомолу». |
|
|
Но далеко не у всех советских граждан была возможность покинуть Советский Союз, поэтому люди уходили в «духовную эмиграцию», погружались в философию, в личное хобби, в основном - в рок-музыку. |
Они строили свою Волшебную страну, в которой нет ни Байкала, ни Амура, ни приставучего комсомола. |
Недаром в 70-х так популярны стали книги Толкиена, а также Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все» и Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», так как эти книги содержали бесценный опыт проникновения в иной мир. |
Волшебная страна могла оказаться в самом неожиданном месте. |
Огромной популярностью в 70-е году пользовался фильм «Семнадцать мгновений весны», говорят, что когда его показывали по телевизору, жизнь на улицах городов замирала. |
В чем причина массового успеха этого фильма? |
|
|
Потому что его действие происходило как бы даже и не в нацистской Германии, а в некоей Волшебной стране, где нет ни партии, ни комсомола, и которую населят умные, добрые, интеллигентные люди. |
Штирлиц в сознании народа превратился в Волшебника Гудвина, великого и ужасного. |
По работе он тоже имел тягу к переодеваниям, и также умел с честью выходить из трудных ситуаций. |
Это был совершенно антисоветский, антисистемный фильм. С этого же фильма пошло и увлечение многих молодых людей нацистской символикой. |
Это было не проявление идеологии фашизма, просто они собирали воедино фрагменты Волшебной страны. |
Кстати, из костюмерной «Мосфильма» была украдена почти все форма СС и СД, пошитая специально для этого фильма, ведь это была атрибутика Волшебной страны. |
Но поскольку реальная жизнь этого поколения проходила на тех же самых улицах, где хозяйничали «пинджачники» и оперотряд «Береза», гонявший хиппанов, и уйти от этой реальности было нельзя, то она просто перелицовывалась, многие столичные улицы и площади получали иные названия. |
|
|
Так, например, главная столичная рокерская улица называлась «Бродвей» - это правая сторона улицы Горького, если идти от проспекта Маркса вверх до Пушкинской площади. |
Народ здесь просто гулял: пройдет группка хиппи сверху вниз до угла проспекта Маркса, где тогда размещался Госплан СССР, развернется и двинется в обратном направлении, себя показывая и разглядывая встречных: кто во что одет, кто как причесан, кто как двигается? Но «Бродвей» - это стиляжье название этого места. |
Хиппи называли эту улицу «Стрит». Если подняться по «Стриту» вверх, то можно было выйти на Пушкинскую площадь. Именно здесь долгое время была точка перехода в Волшебную страну, поэтому на Пушкинскую площадь в Москве со всего Советского Союза собирались хиппи. Там происходили иногда удивительные вещи, достойные сериала "Секретные материалы". |
Например, милиционеры из 108 отделения милиции, с которым хиппаны были в теснейшем контакте, время от времени уходили в параллельный мир. При этом не известно ни одного случая, чтобы хиппи уходили в менты, а обратное случалось, причем довольно часто. |
|
Бывало, подходит человек в клешах, просит закурить и спрашивает: "Не помнишь меня? Была у меня здесь работка интересная!..» |
|
Разумеется, днем мы были такие же, как все. Каждый где-то учился или работал, потому что каждый должен был соблюдать законы и где-то учиться или работать, ведь главный принцип нашей страны был: "кто не работает — тот не есть" и на каждого рокера всегда мог найтись участковый, который задал бы такой вопрос: "Играете-то вы, ребята, хорошо, а работаете-то вы где?!" |
Поэтому, например, басист группы «Удачное Приобретение» Владимир Матецкий, ныне более известный, как автор песни «Лаванда», работал младшим научным сотрудником, а Алексей «Вайт» Белов семь лет точил карандаши в проектном институте. |
«Но я знал, - говорит Вайт, - что вот сейчас я отточу карандаши, а потом мы будем репетировать в зале этого же проектного института! В тот момент репетиции были настоящим счастьем! Если днем я был просто клерк, как все, то после семи часов вечера я принадлежал сам себе, мог поехать туда, куда захочу... Быть свободным человеком в таком закрепощенном государстве, как наше, это, конечно, чувство неповторимое...» |
«Я работал по специальности, полученной в институте, - рассказывает Владимир Рацкевич, - причем работал очень хорошо: мой начальник был студентом того самого института, который я закончил, и я для него писал диплом. |
Я ходил на работу только за авансом и зарплатой, а все остальное время писал ему диплом. За полтора года я написал три диплома: моему начальнику, жене моего начальника и начальнику начальника, - таким образом на полтора года продлив себе студенческую жизнь... |
|
|
«Я работала в Министерстве Гражданской авиации младшим научным сотрудником в юридическом отделе, а параллельно шел рок-н-ролл, - вспоминает Маргарита Пушкина. - И однажды наступил момент, когда я почувствовала, что трудно сидеть на двух стульях. И диссертация у меня была уже готова, и кандидатский минимум сдан, но тут Барыкин звонит, другой звонит, десятый звонит, и, естественно, начальник мой на дыбы: «Да что же это такое! когда же ты будешь работать?!» И я поговорила с отцом, сказала, что хочу уходить, и он мне совершенно спокойно сказал: «Пока мы живы, ты можешь делать то, что ты считаешь нужным, мы тебе всегда поможем». |
А рок-н-ролл собственно начался с Кутикова, он меня на это дело подсадил. Я не помню уже, как мы с ним познакомились. То ли нас Градский познакомил, то ли еще как-то это произошло, но, короче, он стал бывать у меня и все пытался какие-то песенки писать сам - и свой первый блюз-то я с ним написала. У него в то время было такое распутье жизненное: он порвал с Макаром, а потом, когда он снова вернулся в «Машину Времени», он этот блюз пел под гитару: «Каждому из нас когда-то надо выловить по солнцу из воды». |
Очень милая песенка была, написанная по мотивам романа Франсуазы Саган. А потом Кутиков ушел от Макара к «високосникам» и меня за собой потащил...»
Ну, а вечером начинались концерты. |
|
Вихрем по Москве проносились слухи, что где-то играет «Рубиновая Атака», или «Второе Дыхание», или «Удачное Приобретение», или «Оловянные Солдатики». Но это были еще не такие концерты, как сейчас, в основном это были танцы где-нибудь в студенческих общагах. |
|
«Как правило, мы играли в маленьких, в танцулечных залах, — вспоминает Вайт. - Причем я так громко включал свой усилитель, что у меня все время выходил из строя динамик. Но эта музыка обязывала играть громко! Несмотря на то, что это блюз, такая музыка тихо не играется! Это же блюз-рок! Это же не тихий блюз, а настоящий агрессивный драйвовый жанр». |
Владимир Рацкевич рассказывал, что им часто приходилось играть по два раза в день, а однажды — и три раза. Тогда они, отыграв один сейшн, быстро грузились в такси и мчались на другой. |
Если уйти со «Стрита», прошмыгнуть Красную площадь, перейти через Москву-реку и свернуть налево, то мы как раз выйдем на Раушскую набережную к ДК «Энергетик» - в начале 70-х там проходили все наиболее значимые концерты. Сейшны с участием «Рубиновой Атаки», «Второго Дыхания» или «Скоморохов» Александра Градского собирали столько народу, что, бывало, приходилось вызывать конную милицию, чтобы хоть как-то освободить от народа, от «пипла», если по-нашему, проезжую часть. Градский однажды не мог попасть туда на свой собственный концерт. Перед самым выступлением он решил сбегать в булочную, за хлебом, а поскольку было воскресенье и магазины в округе не работали, то бежать пришлось далеко, к «Дому на Набережной», где был гастроном. Возвращается Градский назад, а у ворот ДК «Энергетик» уже стоит страшная толпа и пробиться к дверям нет никакой возможности. «Я — Градский!» — кричит Градский, на что ему вполне резонно отвечают: «Мы тут все градские!» (Поскольку по телевизору тогда рок-звезд не показывали, то далеко не все поклонники рока знали в лицо своих кумиров.) Пришлось Александру Борисовичу проникать в ДК через женский туалет на втором этаже. Он лез туда по водосточной трубе... |
Среди хиппи и вообще поклонников рока в 70-х годах даже ходила присказка: «Центр Москвы там, где сегодня рок-концерт». |
|
Однажды в ДК "Энергетик" должна была выступать группа "Рубиновая Атака". Перед концертом в фойе играла на танцах малоизвестная тогда группа "Машина Времени", а должны были еще приехать какие-то артисты из театра им. Маяковского. Народу собралось страшное количество, все проходы были забиты задолго до начала сейшна, а еще больше было не попавших на концерт, которые толпились у входа в ДК. Администрация поспешно закрыла ворота, а это были массивные железные ворота, но после первых двух отыгранных группой вещей публика, оставшаяся на улице, выломала ворота и ворвалась, сметая контроль, в ДК. В итоге артисты из театра им. Маяковского на концерт не попали — просто не смогли приблизиться к входу в здание. |
|
Надежда Аспанова, устраивавшая те концерты, рассказывала, что в числе этих артистов был сам Армен Джигарханян! Прижатый к железным воротам Дома культуры, он вопрошал: «Кто же эти молодые люди, что собирают публики больше, чем я?!» |
Вспоминая те годы, понимаешь, что субкультурный иероглиф 70-х лучше всего описать как «драйв» Что это такое? На слэнге рок-музыкантов «драйв» - это постоянно усиливающийся штурм и натиск, нагнетаемый музыкой. А в широком смысле - это борьба с псевдонимами, правда, толстовскими методами. «Драйв - это чисто экзистенциальный поиск сути в самом её корне, - говорит лидер группы «ДК» Сергей Жариков, - когда подлинность тех или иных ценностей определяется исключительно выбранной стратегией выживания, которая немыслима без знаний о мире. Поэтому когда философии потребления стали повсеместно противопоставлять философию выживания, на подиум истории вышли молодые экзистенциалисты. Наиболее культурная и продвинутая часть молодёжи подняла флаг личной свободы и подлинности бытия, где личные качества индивидуума были гораздо важнее социальных связей, родственных отношений и всего того, что в те годы определялось словом «блат». Тогда родилась хипповая система: флэта, путешествия автостопом в Крым и Прибалтику, сейшена. Люди уходили из дома, чтобы ввести себя в состояние аутсайдера и получить необходимый экзистенциальный опыт. Свою идентичность «семидесятники» находили не в декларациях о намерении и не в культурных артефактах, а в «нешумном» выборе самого образа жизни за фасадами партийно-государственных декораций, что, видимо, и понималось как «потеря». |
Действительно, внешняя «система» и предлагаемые ею стратегии успеха были очень далеки от того «драйва», что был центральной точкой их Космоса, и субкультурные маркеры других поколений, которые те предъявляли истории в качестве собственных визитных карточек, семидесятники считали артефактами всё той же системы, которой они всегда противопоставляли свою. Именно систему они противопоставляли системе, и именно поэтому они одинаково отрицательно относились как к Окуджаве с Высоцким, так и «антисоветчикам» -диссидентам, не чувствуя ни в тех, ни в других милого своему сердца драйва. |
|
|
Вот почему поколение 70-х – это главным образом поколение рокеров, то есть поклонников классической музыки «большого фанка», что в буквальном переводе означает «абсолютно неправильная» и, от себя добавим, дико громкая, к которой так называемый «русский рок» имеет лишь косвенное отношение. Да и время всё поставило на свои места: ни борцы за «ленинские нормы партийности» 60-х, ни геи 80-х – не имели даже десятой доли того ресурса, которым обладало поколение 70-х. Просто в 70-е годы не было необходимой аппаратуры, чтобы записать на пленку тот драйв, что существовал тогда в обществе, именно поэтому «семидесятники» не могут предъявить своей визитной карточки. |
Говорят, что 70-е годы были скучные и что ничего интересного у нас тогда не происходило. Да, конечно, мир в 70-е не испытывал потрясений, но именно в начале 70-х особо чуткие люди заметили первые серьёзные признаки надвигающегося системного кризиса в обществе, но недалёкая и провинциальная «партийно-хозяйственная» элита тех лет не разделяла мнение о необходимости модернизации общества, предпочитая реальной жизни смысловые лабиринты газетных передовиц. Самое удивительное то, что маргиналы этого десятилетия, - наверное, единственное в отечественной истории поколение молодёжи, которое не стало коррелировать систему, и лабиринту социальному противопоставили лабиринт экзистенциальный. |
|
Можно сказать, что рок-сообщество 70-х - это настоящий параллельный мир со своими традициями, языком и модой. |
|
Завидев человека в джинсах, с длинными волосами, то есть, как тогда говорили, хиппового вида, сразу становилось ясно, что это свой человек. Можно было не спрашивать, как его зовут, и лишь проходя мимо, показать два пальца, поднятых вверх: это был знак того, что мы солидарны. Наверняка это был человек, который слушает какую-то музыку, которую не крутят по советскому радио и телевидению. Одежда в рок-сообществе была не только модой, сколько и своего рода паролем. |
«Я прекрасно помню, - рассказывает Владимир Рацкевич, - какое у меня наступало головокружение при виде молодцов в длинных черных френчах без воротников, с длинными волосами, которые вальяжно прогуливались по Стриту. Они были совершенно «марсиане», и они были совершенно не из Советского Союза. |
...Обычно я одевался в джинсы, определенным образом вытертые и обязательно разорванные, ботинки были обязательно расшнурованные, обязательно - бусы, обязательно - цепи. Вся эта бижутерия раздражала среднее и старшее поколение, и вообще обывателей, потому, что было совершенно очевидно, что я живу в каком-то ином, совершенно отвязном мире, фантастическом и сюрреалистическом, и достаточно красочном». |
Но выступая против системы и её униформы, семидесятники создают ещё более жёсткую униформу из «хаера», обязательно тёртых «трузеров» и т.д. Устойчивой и предсказуемой чиновничьей карьере они предпочитают наполненный всеми возможными рисками «автостоп», но презирая комсомол с его обязаловками, эти люди считают священной своей обязанностью посещение максимального количества «сейшенов» вне зависимости от качества предлагаемой музыки, дисциплина в организации которых приводила в восторг даже профессиональных чекистов, по долгу службы следивших за всей этой явно не легитимной суетой. |
Образ продвинутого парня того времени: джинсы, хаер, летом - сандалии на босу ногу, а еще - нитяная авоська из которой виднелся... нет, не томик Солженицына, а длинный батон белого хлеба. |
|
Пренебрежение элементарной гигиеной в данной случае воспринималось как вызов обществу. А впрочем, тогда не было той вопиющей антисанитарии, что царит в больших городах сейчас, и яблоки на ВДНХ могли срывать и есть не только любители цинковых соединений. |
|
Заместитель председателя Комитета по Культуре Правительства Москвы, директор Единого научно-методического центра В.К. Сергеев рассказывал, что первые американские джинсы у него появились еще в 1963 году, а в 1959 году у него были джинсы чешские, к которым он приклеил какой-то штатовский лэйбл, а в сапожной мастерской раздобыл заклепок и проклепал ими покупку. Вот так он пошел 1 сентября в школу. «Джинсы было символом и престижа, и приобщенности к мировой цивилизации». А в 70-х годах джинсы уже стали обычным явлением. Сергеев тогда работал на радио, на иновещании и хотя ходил на работу в костюме и при галстуке, но иногда, когда знал, что в этот день ему не надо будет никуда идти по начальству, одевал джинсы. «В джинсах ходили и большие начальники, как, например, Леонид Зорин... А вот что было действительно редкостью, так это джинсовые куртки. Однажды я познакомился с одним чехом, у которого как раз и была такая джинсовая куртка. И в ходе знакомства, путем сложных... махинаций я ее у него выменял...» |
Но ведь и сейчас так одеваются все, ну, скажем, почти все вокруг! На эту манеру не повлияло ни время, ни усилия дизайнеров! |
Поколение 70-х не имеет своего маркера потому, что оно создало Большой стиль, который стал един для всей страны. |
|
«Семидесятники» положили себя на жертвенный камень времени, не требуя ничего взамен. Но Большой стиль выработанный ими, жив до сих пор и до сих пор главенствует у нас в России. На первый взгляд «семидесятникам» не повезло. Но время, как оказалось, нашло их само. Начиная снимать этот фильм, мы хотели воздать им должное. В первой серии мы рассказали, где находилась эта волшебная страна, в следующих сериях мы расскажем историю это волшебной страны, которую комсомольцы в своих докладных записках в Политбюро ЦК КПСС гневно называли «параллельным движением»... |
Но самое главное - в ином. «Семидесятники» сегодня - наиболее действенная часть российского общества. Люди, пришедшие в последние годы во власть, в большинстве своем - «семидесятники». И там до сих пор разыгрывается тот же сценарий, что и тогда, когда они были молодыми: одни из них - комсомольцы, другие - рокеры. Вся мотивация их поступков зависит от того, кем они были в 70-е: рокерами или комсомольцами? |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2012. Разрешается использование материалов
при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
inthouse@list.ru |
+7 (926) 906-6548 |
vot2@mail.ru |
+7 (495) 771-2800 |
|