Трёхмерное пространство › Словарь терминов RU › Словарь терминов EN › Инновация мирового значения › 3D-tek - салон в центре Москвы › Что это? › Экраны 3D-tek › Контрапертурная акустика › Контратака › Лучшие проигрыватели винила › Проигрыватели CD с вертикальной загрузкой › Philips CD › STUDER in 1992 › Revox › Виниловые обзоры › В поисках иглы › Обзор звукоснимателей › | ||||||||
А |
||||||||
Автоматическая корректировка трапецеидальный искажений — см. Autokeystone. |
||||||||
Автофокус позволяет автоматически фокусировать объектив без помощи пользователя, делая установку простой и быстрой даже для неопытных пользователей. Обычно данная функция используется в мобильных проекторах. |
||||||||
Аддитивный синтез света — см. Аддитивное смешение цветов. |
||||||||
Аддитивное смешение цветов — принцип формирования цветного изображения проектором. Используется в 3LCD и LCoS технологиях. Основные принципы таковы: при отсутствии свечения отображается чёрный, при одновременном свечении трёх основных цветов (красного, зелёного, синего) отображается белый. Смешение основных цветов даёт всё многообразие цветовой палитры. Жёлтый = красный + зелёный и т.д. |
||||||||
Активные 3D очки — см. Active Shutter Glasses. |
||||||||
Алгоритм масштабирования. Цифровое масштабирование всегда означает потерю качества. Тем не менее, более тщательная обработка изображения позволяет сделать его более чётким, но задействует больше вычислительных ресурсов, поэтому применение качественных методов масштабирования «на лету» — удел дорогих проекторов. |
||||||||
Анаморфированный формат (анаморфный формат)— см. 2.40:1 |
||||||||
Анаморфотная линза. Если фильм записан на Blu-Ray в кинематографическом (анаморфном) формате, при отображении на кинематографический экран осуществляют следующие манипуляции: растягивают изображение по вертикали для заполнения экрана, после чего одевают на объектив широкоформатную линзу, которая растягивает изображение оптически в ширину. Другой способ — просто использовать оптическое масштабирование, при этом по ширине изображение будет доходить до краёв экрана, а чёрные полосы будут проецироваться за пределы экрана, выше и ниже рабочей поверхности. |
||||||||
Анаморфотный формат — см. 2.40:1 |
||||||||
Б |
||||||||
Базовые цвета. Основные принципы смешения цветов, используемые всеми технологиями проецирования: при отсутствии свечения отображается чёрный, при одновременном свечении трёх основных цветов (красного, зелёного, синего) отображается белый. Смешение основных цветов даёт всё многообразие цветовой палитры. Жёлтый = красный + зелёный, голубой (skyblue) = синий + зелёный, фиолетовый = красный + синий, коричневый = красный + немного синего + немного зелёного и т.д. |
||||||||
Белая точка — самый светлый белый цвет, светлее которой отобразить невозможно на данном оборудовании. Попытка отобразить более светлый белый приведёт к отображению точно такого же белого. Белая точка описывается, используя одну из объективных шкал измерения цвета. |
||||||||
Белая световая точка — см. Белая точка. |
||||||||
Белое/чёрное поле — см. full on/full off. |
||||||||
Белый - цвет, получаемый аддитивным смешением красного, синего и зеленого, либо цвет свечения лампы, который может быть разложен на основные цвета. На белом цвете лучше всего заметно мерцание экрана, связанное с частотой вертикальной развертки. |
||||||||
В
|
||||||||
Вентилятор — см. Охлаждение. |
||||||||
Вес проектора —влияет на удобство его перемещения и транспортировки.У современных офисных проекторов и проекторов для образования вес, как правило, не превышает 4 кг. Стационарные проекторы для больших помещений и домашних кинотеатров могут весить больше 50 кг. |
||||||||
Видеопроектор — см. Проектор. |
||||||||
Временной дизеринг — дизеринг илидитеринг (англ. dither от староанглийского didderen — дрожать) — при обработке цифровых сигналов представляет собой подмешивание в первичный сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется при обработке цифрового звука, видео и графической информации для уменьшения негативного эффекта от квантования. |
||||||||
Время отклика (responsetime) — показывает, сколько времени требуется проектору для полного обновления картинки. При измерении могут использоваться переключение с белого экрана на чёрный и обратно и т.д. Если время отклика велико, то за движущимися объектами на экране может быть замечен шлейф, а если движется значительная часть изображения, то оно становится размытым. Иногда время отклика называют инерционностью. Не следует путать с задержкой ввода. |
||||||||
Г |
||||||||
Гибкость установки— Выбор места для проектора ограничен параметрами помещения, характеристиками проектора, вроде проекционного соотношения, желаемым размером экрана. Например, если известно, куда вы хотите поставить проектор и где будет экран, варианты диагонали изображения будут ограничены. Или же, зная желаемую диагональ и место установки проектора, вам могут не подойти те или иные модели, либо потребуются дополнительные объективы. Если нет возможности расположить проектор оптимально, под прямым углом к экрану, потребуются такие технологии, как сдвиг объектива, либо коррекция трапецеидальных искажений. |
||||||||
Д |
||||||||
Диагональ изображения —Размер экрана, как правило, определяется его диагональю, которая измеряется в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). При расчёте размера экрана в зависимости от расстояния до проектора используется ширина экрана, а не диагональ. Также следует учитывать, что у проекционного экрана размер рабочей поверхности, на которую проецируется изображение, может быть меньше, чем размер всей поверхности экрана из-за присутствия чёрных рамок. |
||||||||
Диагональная матрица (TI DLP® «Diamond» Pixel) используется в ряде DLP мини-проекторов на базе LED источника света. Матрица наклонена под углом 45 градусов и, даже при поступлении на проектор изображения в его родном разрешении, происходит потеря качества (размытие), т.к. точки исходного изображения всё равно не совпадают с пикселями диагональной матрицы и требуется пересчёт (ресэмплирование— понижения частоты семплирования для уменьшения объема файла) |
||||||||
Дизеринг — см. Dithering. |
||||||||
Динамическая диафрагма — см. Динамическая контрастность. |
||||||||
Динамическая контрастность. При наличии у проектора приспособлений, вроде динамической диафрагмы, позволяющих уменьшить световой поток, появляется возможность на темных сценах фильмов добиться лучшей глубины черного. Динамическая контрастность, в отличие от ANSI контрастности — это отношение самого освещенности экрана при отображении самого яркого изображения (белого) к освещенности экрана при отображении самого темного изображения (черного). При этом, динамическая диафрагма, в десятки раз уменьшая освещенность темных сцен, в десятки раз увеличивает значение контрастности. Именно этот параметр указывается в спецификациях. |
||||||||
Динамический диапазон — см. Динамическая контрастность. |
||||||||
«Динамический» режим изображения. Обычно, режим с самой высокой яркостью, которую может дать проектор, в ущерб точности цветопередачи. Востребован для просмотра 3D и в освещённых помещениях. На англ. «dynamic» — ещё и живой, энергичный. |
||||||||
Дихроичные зеркала (фильтры) пропускают определённый диапазон цветов, отражая остальные. Позволяют разделить белый свет на красный, синий и зелёный. |
||||||||
Домашний кинотеатр - набор решений для создания оптимальных условий для просмотра фильмов и др. аудио-видео материалов у себя дома. Предполагает использование высококачественного оборудования для видеоотображения, чтобы добиться наилучшего эффекта присутствия. При использовании проектора с экраном, для достижения наилучшего качества изображения помещение полностью затемняется, иначе невозможно реализовать их преимущества перед яркими проекторами, рассчитанными на использование в светлых помещениях. В домашний кинотеатр также предусматривает использование высококачественных акустических систем, звукоизоляцию и точное проектируемое акустических свойств помещения. |
||||||||
Ж |
||||||||
ЖК — См. 3LCD |
||||||||
Жидкокристаллическая матрица — см. ЖК матрица. |
||||||||
ЖК матрица — сетка из жидких кристаллов, способных при подаче на них напряжения полностью, либо частично блокировать проходящий через них свет. Таким образом, ЖК матрица способна формировать изображение в оттенках серого цвета. Для создания цветного изображения используются 3 матрицы, через каждую из которых проходит один из базовых цветов (красный, синий, зелёный). Объединяясь в призме, они формируют цветное изображения. |
||||||||
З
|
||||||||
Задержка ввода (inputlag) — разница во времени между моментом, когда кадр изображения передан на проектор и когда он отображен на экране. Чем больше обработки изображения требуется от проектора, например, при использовании подавления шумов или увеличения резкости, тем больше задержка вывода. Высокая задержка вывода (более 0,1сек) нежелательна при использовании проектора для динамичных видеоигр. Разные режимы проектора дают разный уровень задержки ввода. Не следует путать с временем отклика. |
||||||||
Затемненное помещение. Попадание света на экран приводит к сильному ухудшению контрастности изображения. Затемнённые помещения подходят для использования проекторов для домашних кинотеатров и позволяют получить наилучшее качество изображения у любого проектора. В затемненном помещении уровень контрастности ближе к заявленному производителем. |
||||||||
Зернистость — Зернистостью изображения часто называют чётко различимые пиксели, либо (screen-door) эффектили структурный шум (FPN)- это визуальный артефакт проекции. |
||||||||
Зернистостью также называют цифровой шум, разноцветные точки, хаотично разбросанные по кадру и связанные со спецификой условий съёмки и особенностями матрицы камеры. |
||||||||
Зум — см. Масштабирование. |
||||||||
И |
||||||||
Инерционность изображения— возникает, когда остаточное или так называемое «фантомное» изображение не исчезает с экрана. В отличие от выгорания пикселей, инерционность изображений на LCD проекторах — временное явление и исчезает, если отключить проектор на то время, в течение которого отображалось неподвижное изображение, однако следует избегать отображения неподвижных изображений в течение длительного времени. |
||||||||
Интерактивная доска (Interactivewhiteboard)— представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. |
||||||||
Интерактивный проектор — позволяет работать с проецируемым на любую поверхность изображением, как с интерактивной доской. Интерактивный проектор снабжен электронным пером, которое, заменяя мышь, позволяет управлять компьютером через проецируемое изображение, а также — рисовать поверх проецируемого изображения. Как правило, интерактивные проекторы снабжаютсяспециализированным ПО (например, для образования). |
||||||||
Интерференционный светофильтр — см. дихроичный фильтр. |
||||||||
К |
||||||||
Калибровка — иногда заводские настройки проектора не оптимальны и ручной корректировкой можно существенно улучшить качество изображения (в первую очередь речь идёт о цветопередаче, яркости и контрастности, во вторую — о геометрии, сведения, разрешении, фокусировке и т.д.). Ручная настройка происходит либо на глаз, используя тестовые изображения, либо используя специальные измерительные инструменты. В идеале задача калибровки — привести изображение в соответствие с одним из стандартов. |
||||||||
Карманный проектор — см. Мини проектор. |
||||||||
Качество изображения —означает, по сути, точность цветопередачи. Для проекторов различных сегментов качество определяется по-разному. Для бюджетных проекторов, используемых в освещенных помещениях это — в первую очередь яркость белого и соответствие ей цветовой яркости. Для проекторов, используемых в темноте, влияние яркости белого меньше, а влияние контрастности возрастает. Для проекторов для домашних кинотеатров — охват цветовой палитры, точность цветопередачи. Разрешение проектора влияет на четкость изображения. |
||||||||
Кино- режим, «Кинозал», Cinemamode — режим картинки проектора, по умолчанию обладающие самой точной цветопередачей в ущерб яркости. |
||||||||
Компактный проектор — см. Мини проектор. |
||||||||
Коррекция геометрии — компенсация искажений изображения, вызванных изогнутой проекционной поверхностью. |
||||||||
Контрастность — отношение освещенности самого яркого участка изображения к самому темному. Соответственно, контрастность проектора зависит как от яркости проектора, так и от его способности показывать глубокий черный цвет (в идеальных условиях). Контрастность изображения ухудшается в десятки и сотни раз при появлении в помещении малейшего света. См. также ANSI контрастность, динамическая контрастность. |
||||||||
Контрастность изображения — замер контрастности может очень сильно, отличается от заявленных изготовителем значений, полученных в условиях идеального затемнения помещения. Пример: контрастность проектора 10000:1, при включенных люминесцентных лампах получается контрастность 25:1. |
||||||||
Короткофокусные проекторы—в основном предназначены для классов, аудиторий и переговорных комнат, короткофокусные проекторы оснащаются широкоугольными объективами, позволяющими проецировать большие изображения с очень небольших расстояний. Такие проекторы идеальны для использования совместно с интерактивными досками, так, как докладчиквыступающий перед аудиторией не бросает тень на проецируемое изображение. Другим преимуществом является то, что выступающего не ослепляет свет проектора. |
||||||||
Л |
||||||||
Лампа — является источником света, который после ряда преобразований трансформируется в изображение на экране благодаря применяемой одной из технологий, таких как LCD, DLP и LCoS. В настоящий момент наиболее распространены UHF лампы и LED лампы, отличающиеся яркостью, энергопотреблением, рабочей температурой, компактностью и чистотой цветов. |
||||||||
Лампы сверхвысокого давления —дуговая лампа сверхвысокого давления (100 атм.)см. UHP. |
||||||||
Леттербоксинг— практика перевода фильма в широкоэкранный формат при сохранении оригинального коэффициента пропорций. |
||||||||
М |
||||||||
Максимальное проекционное расстояние —это наибольшая величина расстояния от экрана до объектива проектора, при котором яркость полученного изображения допустима для просмотра видеоконтентав полностью затемненном помещении. При проецировании с большего расстояния изображение может быть недостаточно ярким. |
||||||||
Масштабирование — позволяет без потери качества изменять размер проецируемого изображения на экране, не меняя проекционное расстояние (положение проектора). При оптическом масштабировании используются оптические свойства объектива и при этом, не происходит ухудшение качества самого изображения. Цифровое масштабирование (digitalzoom) означает проецирование оригинального изображения на меньшей части экрана с ухудшением качества. Например, мы решаем уменьшить на 10% картинку с разрешением 1024x768. Это означает, что мы даем задание проектору преобразовать изображение 1024x768 в 922x691. Проецируемое изображение располагается в центре экрана и окружено чёрной рамкой. Коррекция трапецеидальных искажений также является цифровым масштабированием и приводит к ухудшению качества изображения. |
||||||||
Мерцание — см. Частота развертки. |
||||||||
Микрозеркало — DMD-чип представляет собой матрицу,состоящую из множества микрозеркал, количество применяемых единиц определяет разрешениесамого устройства. Скажем, для разрешения 1920х1080 их больше 2 миллионов. Каждое микрозеркало – крошечная алюминиевая пластинка размером порядка 0,00001 на 0,00001 метра. Или, выражаясь в более удобных для микромира величинах – 10x10 микрон. При подаче напряжения на соответствующую ячейку, микрозаркало отклоняется. Таким образом, каждый элемент матрицы отражает свет на объектив проектора (то есть на экран). Микрозеркала, переключаясь между чёрным и белым много раз в секунду, формируют оттенки серого цвета. Проходя через цветовое колесо DLP проектора, полученное изображение окрашивается в базовые цвета. |
||||||||
Минимальное проекционное расстояние —ограничивается минимальным фокусным расстоянием линзы. Проецируемое с меньшего расстояния изображение будет расфокусировано. |
||||||||
Мини проектор -—карманные проекторы помещаются на ладони. Световой поток таких проекторов менее 400 лм. |
||||||||
Мобильные проекторы — см. Портативный проектор. |
||||||||
Моторизованный объектив — может фокусироваться с помощью пульта, либо автоматически. Это полезно для мобильных проекторов, либо, например, установленных под потолком, когда нет возможности управлять объективом вручную. |
||||||||
Мощность проектора — см. Яркость белого. |
||||||||
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одномцифровом представлении. |
||||||||
Мультимедиа проектор — см. Проектор. |
||||||||
Мультимедийный проектор — см. Проектор. |
||||||||
Н |
||||||||
Настенное крепление позволяет гармонично вписать проектор в помещение и минимизировать занимаемое проектором полезное пространство. Для короткофокусных проекторов настенное крепление является идеальным стационарным креплением, позволяющим расположить проектор непосредственно над экраном, на расстоянии от его поверхности 50 см и менее. |
||||||||
Незатемненное помещение. Попадание света на экран приводит к сильному ухудшению контрастности изображения. Поэтому в помещениях, которые не удается полностью затемнить, проекторы для домашнего кинотеатра не смогут продемонстрировать свои преимущества по контрастности. Для незатемнённых помещений нужны проекторы с высокой яркостью. |
||||||||
Hi-End это элитный класс оборудования, находящийся на грани технических возможностей компаний-производителей аудио-видео техники. Производится не для массового рынка и предполагает использование технологий, не доступных на массовом рынке по причине их дороговизны. Hi-end техника многократно превосходит всё, что поставляется на массовый рынок и является объектом внимания всех ценителей качества звука и изображения. |
||||||||
О
|
||||||||
Объектив — большинство крупных инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии). |
||||||||
Обратная проекция — большинство проекторов могут осуществлять рирпроекцию. Для рирпроекции необходим специальный прозрачный экран, позади которого располагается проектор, на котором через меню выбирается соответствующий режим проекции. Основное преимущество рирпроекции в том, что люди, находящиеся перед экраном, не бросают теней на экран. Для рирпроекции требуется высокая яркость проектора, т.к. значительная часть мощности теряется при прохождении через экран. Так как экраны для рирпроекции имеют высокий коэффициент передачи, угол обзора уменьшается, поэтому зрители должны располагаться как можно ближе к центру. |
||||||||
Офсетное проецирование — см. Offsetprojection. |
||||||||
Оптимальная диагональ изображения — для получения правильно выверенной диагонали изображения требуется расположить проектор на определённом расстоянии от экрана, рассчитать которое можно с помощью проекционного калькулятора, либо учитывая проекционный коэффициент, указываемый производителем проектора. Так, проекционное расстояние равно от (минимальное проекционное соотношение *ширина экрана), до (максимальное проекционное соотношение * ширина экрана). Указывается два значения в случае присутствия оптического зума. |
||||||||
Оптический зум— объектив с оптическим масштабированием позволяет увеличивать изображение в несколько раз, что позволяет более мобильно устанавливать проектор вне зависимости от расстояния до экрана. Если объектив может масштабировать изображение в 1,6 раз, то проекционное расстояние может быть любым в диапазоне от (проекционный коэффициент * ширина экрана), до (проекционный коэффициент * 1,6 * ширина экрана). Оптическое масштабирование не приводит к потере качества. |
||||||||
Оптическое масштабирование — см. Оптический зум. |
||||||||
Освещенность помещения — см. Незатемненное помещение. |
||||||||
Освещенность помещения — см. Незатемненное помещение. |
||||||||
Очки с активным затвором — см. ActiveShutterGlasses. |
||||||||
П |
||||||||
Память объектива — LensMemory. Это способность проектора запоминать настроенные пользователем положения моторизованных фокуса, зума(масштабирования) и сдвига линзы и быстро переключаться между ними. Если у вас домашний кинотеатр и широкоформатный экран под 2,35:1 Cinemascope, то переключение между этим форматом и стандартным 16:9 всякий раз потребует перенастройки масштабирования и фокусировки, что при большом расстоянии от экрана до проектора слишком неудобно. |
||||||||
Параллакс — (от греч. parallaxis — отклонение), видимое изменение относительных положений предметов вследствие перемещения глаза наблюдателя. В 3D это расстояние между объектом на кадре для левого глаза и тем же объектом на кадре для правого глаза. Если на кадре для левого кадра объект расположен правее, а на правом — левее, то взгляд фокусируется на объекте за экраном (позитивный параллакс). Если на кадре для левого глаза объект расположен левее, а на правом — правее, то объект оказывается «расположен перед экраном» (негативный параллакс). Если на кадре для левого и правого кадра объект расположен без смещения, то взгляд будет фокусироваться на уровне экрана (нулевой параллакс). |
||||||||
Перекрёстные помехи — см. Crosstalk |
||||||||
Пикопроектор, пико-проеткор — проектор небольшого, карманного размера. Часто выполнен в форм-факторе сотового телефона и имеет аналогичный размер. Термин «пико-проектор» также может означать миниатюрный проектор, встроенный в фотокамеру, мобильный телефон, PDA и другую мобильную технику. |
||||||||
Пиксел — мельчайшая единица, проецируемая на экран и различимая зрителем. Изображение Full HD состоит из 1920*1080 = 2073600 точек. Количество точек, которые могут быть отображены — разрешение проектора. |
||||||||
Портативный проектор — как правило, полноценный яркий проектор (2000 и более люмен), пригодный для транспортировки и проведения мобильных презентаций. Вес такого проектора менее 4,5 кг, то есть практически все офисные проекторы являются мобильными. Иногда встречаются специализированные модели, предназначенные для транспортировки в сумках и приближающиеся по размеру к ноутбукам. Иногда мобильными и портативными называют ультрапортативные и пико-проекторы. |
||||||||
Последовательное смешение цветов — при быстром вращении цветового колеса DLP проектора с окрашенными в разные цвета сегментами на экран последовательно проецируются красные, зелёные, синие и т.д. изображения. Эти изображения (цвета) суммируются «в голове зрителя» вследствие инерционности зрения. |
||||||||
Постеризация — см. Posterization |
||||||||
Потолочное крепление— большинство проекторов могут быть установлены под потолком. Для этого они имеют отверстия в днище. При установке на потолочное крепление, проектор переворачивают вверх ногами и привинчивают к креплению. Для того, чтобы повернуть изображение на 180 градусов в меню необходимо выбрать потолочный вариант установки. Преимущество потолочной установки в том, что проектор не занимает места в комнате, а его ориентацию и настройки нельзя нарушить. |
||||||||
Премиум — см. Hi-End |
||||||||
Призма — оптический элемент из прозрачного материала, в котором преломляется свет. В проекторах призмы используются для объединения красного, синего и зелёного компонентов изображения в итоговое изображение, которое проецируется на экран. Также призмы используются в анаморфных линзах, трансформирующих изображение 16:9 в кинотеатральный формат. |
||||||||
Проектор — устройство, принимающее цифровой видеосигнал и формирующие изображение, которое с помощью системы линз проецируется на внешнюю поверхность (экран). Современный проектор можно назвать видеопроектором, мультимедиа проектором, цифровым проектором, поскольку все современные проекторы способны отображать видео, используют цифровую передачу и обработку данных, совместимы с ПК. |
||||||||
Проекторы для бизнеса —обладают высокой мощностью, позволяющей проецировать четкую картинку в освещенном помещении, совместимы с ПК и имеют соответствующие разъемы, портативны, просты и гибки в установке, настройке и подключении. Проекторы для бизнеса, как правило, весят не более 4 кг. |
||||||||
Проектор для домашних развлечений— рассчитан для просмотра HD и FullHD фильмов, видеоигр и использования совместно с мобильными устройствами. Принципиально выделяются проекторы для домашних кинотеатров, рассчитанные на достижения максимального качества изображения в затемнённых помещениях. Остальные модели могут быть яркими (для использования в незатемнённых помещениях) и обладать дополнительным функционалом, вроде упомянутого выше соединения с устройствами Apple. Проекторы для домашних развлечений оснащаются разъёмом HDMI. |
||||||||
Проекторы для образовательных целей — обладают высокой мощностью, позволяющей проецировать четкую картинку в освещенном помещении, совместимы с ПК, DVD плеерами и подобными устройствами, имеют соответствующие разъёмы, портативны и легки, просты и гибки в установке, настройке и подключении, имеют защиту от краж. Короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы могут быть расположены в 50 см и менее от экрана, не светят в глаза выступающему и не бросают тень. Интерактивные проекторы позволяют использовать любую поверхность, как интерактивную доску, или интерактивные экран. |
||||||||
Проекционное расстояние— показывает, какая дистанция для экрана нужна, чтобы получить ту или иную ширину изображение. Проекционное расстояние = проекционный коэффициент * ширина изображения.Наример: при проекционном коэффициенте 1,4-1,8, чтобы получить изображение с шириной в 300см, нужно проекционное расстояние 420-540см (300*1,4 и 300*1,8 соответственно). |
||||||||
Проекционный калькулятор— (онлайн) инструмент, обычно доступный на сайте производителя проекторов, позволяющий для конкретной модели рассчитать проекционное расстояние, ширину экрана, необходимую яркость проектора для данных условий освещённости в помещении и т.д. |
||||||||
Проекционный коэффициент —показывает, на каком расстоянии от экрана следует установить проектор, чтобы он отображал картинку заданной ширины. Пример: при проекционном коэффициенте 1,4-1,8, чтобы получить изображение с шириной в 300см, нужно проекционное расстояние 420-540см (300*1,4 и 300*1,8 соответственно). Проекционный коэффициент = проекционное расстояние / ширина изображения. |
||||||||
Проецирование на стол—при проецировании на стол проектор закрепляется над столом стационарно и позволяет обсуждать электронные документы, собравшись вокруг стола.Такая ориентация изображения интуитивно близка к широкоформатным бумажным материалам, таким, как чертежи, и часто востребована в ВУЗах. Используя интерактивный проектор, участвующие в обсуждении смогут рисовать и добавлять комментарии на проецируемых документах, превращая стол в интерактивный экран. |
||||||||
Р |
||||||||
Разрешение проектора — это максимальное число различимых точек (пикселей), которые проектор физически способен отобразить. Проекторы также обладают способностью уменьшать входной сигнал более высокого разрешения до своего физического разрешения. При этом изображение проецируется с уменьшением детальности и с ухудшением качества. Если на вход проектора приходит сигнал с более низким разрешением, чем собственное разрешение проектора, он также будет стараться увеличить его до своего собственного физического разрешения. На современных проекторах для домашнего кинотеатра существуют алгоритмы повышения четкости увеличиваемого изображения. |
||||||||
Расслоение цветов — см. Эффект радуги. |
||||||||
Реальная контрастность — см. ANSI контрастность, контрастность изображения. |
||||||||
Рекомендация 709 (Rec.709, BT.709) организации ITU-R (МСЭ-Р) — основной действующий на данный момент стандарт для 1080p HDTV. Рекомендация, в частности, используется для описания цветового пространства, в соответствии с которой осуществляется точная регулировка цветов проектора для домашнего кинотеатра. |
||||||||
Резкость — см. Sharpen, или см. Разрешение. |
||||||||
Ресурс лампы. Обычно производители предоставляют две цифры, определяющие срок жизни лампы: в обычном режиме эксплуатации и в режиме экономии. Помимо режима эксплуатации на срок жизни лампы влияет количество часов в сутки, когда проектор включен, а также условия окружающей среды вроде пыли и дыма. Продлить жизнь лампе позволяет правильный уход за оборудованием: например, чистка воздушных фильтров в LCD проекторах. В виду всех перечисленных обстоятельств, реальный срок жизни лампы невозможно точно определить. Поэтому производители предоставляют ожидаемый срок жизни лампы. Сроки гарантии на лампу различаются у разных производителей, например: 1 год, либо 1000 часов работы лампы. |
||||||||
Рирпроекция — см. Обратная проекция. |
||||||||
Ручная настройка — см. Калибровка. |
||||||||
С |
||||||||
Сведение пикселей — расхождение пикселей трех базовых цветов на экране делает отдельные точки размытыми. Теоретически нарушение сведения пикселей может произойти в проекторах с тремя матрицами под действием высоких температур, когда положение матриц может сдвинуться со временем и синий, зелёный и красный компоненты каждой точки перестанут идеально точно совпадать. |
||||||||
Световой поток — см. Яркость белого. |
||||||||
Светодиодный проектор — см. LED. |
||||||||
Светофильтр — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения. |
||||||||
Сдвиг линзы — означает смещение центра изображения относительно центра линзы без поворота проектора. Другими словами, изображение просто сдвигается вверх-вниз, либо влево-вправо. Если проектор не может быть установлен ровно напротив центра экрана, эта функция позволяет без потери качества скорректировать изображение. |
||||||||
Система охлаждения — см. Охлаждение. |
||||||||
Скорость цветового колеса. Чем выше скорость вращения цветового колеса DLP проектора, тем чаще цветные изображения чередуются на экране и тем меньше вероятность, что зритель увидит на экране артефакты, вроде «эффекта радуги». Скорость 1x означает вращение колеса со скоростью 3600 поворотов в минуту, или 60 Гц. 2х означает 120 Гц, то есть удвоенная скорость вращения колеса, либо удвоение количества сегментов на колесе со скоростью 60 Гц (каждый цвет повторяется на колесе 2 раза). И т.д. |
||||||||
Сменные объективы. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (для проекции с большего расстояния). |
||||||||
Соотношение сторон. Говоря о формате изображения 16:9 (оно же 1,78:1), подразумевается соотношение ширины кадра к высоте. В данном случае, ширина изображения в 1,78 раз больше высоты. Это широкоформатное изображение, современный стандарт для HD контента. Соотношение сторон 4:3 (оно же 1,33:1) по форме ближе к квадрату и было стандартным для телевизоров и мониторов до середины 2000-х, а теперь уходит в историю. Третьим важным форматом является 2.40:1используемый в обычных кинотеатрах. |
||||||||
Стереопара— два изображения одного объекта или сцены, снятые с точек, находящихся на некотором смещении друг от друга. Также стереопара — это один кадр 3D материала. Чаще всего встречаются горизонтальные (side-by-side) стереопары и вертикальные: в одном кадре размещены две перспективы (слева-справа, либо сверху-снизу). |
||||||||
Т |
||||||||
Телеобъектив. Большинство крупных инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии) и телеобъектив. |
||||||||
Теплоотдача. Газоразрядные лампы, используемые в большинстве проекторов, генерируют большое количество тепла, поэтому требуется эффективная система охлаждения. |
||||||||
Технология проецирования — способ, которым свет лампы превращается в цветное изображение. Наиболее распространённые технологии — LCD, DLP, LCoS. |
||||||||
Точность цветопередачи. Все видеоматериалы записаны в форматах, для которых давно определены стандарты цветовой палитры. В зависимости от используемого оборудования (тип лампы, технология проецирования, наличие оптических фильтров, цифровая обработка изображения), освещения в помещении, свойств экрана и т.д., в итоге зритель воспринимает не те цвета, которые были задуманы. Для приближения к качественной (точной) цветопередаче необходимо проводить ручную настройку цветов. Точная цветопередача, как в музыке точность передачи звука, является критерием качества проектора и всей визуальной системы. |
||||||||
Точная настройка — см. Калибровка. |
||||||||
Трапецеидальная корректировка геометрии. В идеальной ситуации проектор должен быть расположен перпендикулярно поверхности экрана. Так как это не всегда возможно, проекторы оборудуются вертикальной и горизонтальной трапецеидальной корректировкой, позволяющей компенсировать искажение и вернуть изображению прямоугольный вид. Это делается при помощи цифрового масштабирования, которое приводит к потери качества. Некоторые проекторы снабжены автоматической корректировкой искажений, позволяющей проектору определить искажение и автоматически скорректировать изображение. Проектор может быть оборудован автоматической корректировкой вертикальных, либо вертикальных и горизонтальных искажений. |
||||||||
Трехчиповый DLP. В дорогих DLP проекторах (для домашнего кинотеатра) используются 3 DMD чипа по аналогии с 3LCD технологией. Каждый чип отражает свой базовый цвет (красный, синий или зелёный), после чего три изображения объединяются в призме. 3DLP не обладает такими недостатками DLP технологии, как «эффект радуги», но эта технология значительно дороже. |
||||||||
У |
||||||||
Ультракороткофокусные проекторы. Созданные для классов, аудиторий и переговорных комнат, короткофокусные проекторы оснащаются широкоугольными объективами, позволяющими проецировать большие изображения с очень небольших расстояний. Такие проекторы идеальны для использования совместно с интерактивными досками, так, как человек, выступающий перед аудиторией, не бросает тень на проецируемое изображение. Другим преимуществом является то, что выступающего не ослепляет свет проектора. |
||||||||
Ультрапортативный проектор — см. Мини проектор. | ||||||||
Уровни черного — см. Черный. | ||||||||
Ф |
||||||||
Фиолетовый — цвет, получаемый аддитивным смешением красного и синего. |
||||||||
Фокус. Каждый проектор позволяет фокусировать объектив для получения максимально четкой картинки. Есть три варианта фокусировки: ручная фокусировка, осуществляемая, с помощью фокусного кольца, моторизованная фокусировка, осуществляемая нажатием кнопок. Ее преимущество проявляется при использовании пульта, либо при потолочном креплении проектора. Также существует автоматический фокус, осуществляемый с помощью сенсоров проектора. |
||||||||
Формирование изображения в голове — см. Последовательное смешение цветов. |
||||||||
Фронтальный вывод тепла. Фронтальный вывод тепла является оптимальным направлением вывода тепла, так как по сторонам от проектора могут находиться люди, либо предметы, которые будут препятствовать охлаждению. |
||||||||
Х |
||||||||
Хроматичность — см. Цветовая палитра. |
||||||||
Ц |
||||||||
Цветность — см. Цветовая палитра. |
||||||||
Цветовая гамма — см. Цветовая палитра. |
||||||||
Цветовая палитра — объективное описание цвета, безотносительно его яркости, то есть определённая его тоном и насыщенностью. |
||||||||
Цветовая яркость или сумма яркости красного + яркость синего + яркость зелёного. В 3LCD проекторах цветовая яркость равна яркости самого проектора (яркости белого). В DLP проекторах меньше яркости белого, если используется цветовое колесо с прозрачным сегментом для завышения яркости белого за счет яркости цветов. Если цветовая яркость меньше яркости (белого), то цветовая картина заведомо искажена. |
||||||||
Цветовой охват — см. Цветовая палитра. |
||||||||
Цветовой состав — см. Цветовая палитра. |
||||||||
Цветовое колесо. Помимо DMD чипа важнейший элемент DLP проектора, участвующий в формировании изображения это цветовое колесо. Оно постоянно вращается с огромной скоростью и разделено на 4 и более цветовых сегментов. Цветовое колесо разделяет поток света и преобразует в базовые цвета, красный, синий, зелёный, прозрачный для усиления яркости белого. У современных моделей проекторовмогут присутствовать дополнительные цвета, такие как зелено-голубой, пурпурный или желтый. Каждый цвет, воспринимаемый зрителем на экране, представляет собой последовательно отображённые в разных пропорциях базовые цвета, смешение которых происходит в голове у зрителя, а не на экране. В особенности для видеоряда с высокой контрастностью свойственно восприятие некоторыми зрителями т.н. «эффекта радуги». Чем выше скорость вращения цветового колеса, — тем менее вероятно возникновение «эффекта радуги». |
||||||||
Циан - цвет, получаемый аддитивным смешением синего и зелёного. |
||||||||
Цифровое масштабирование — см. Цифровой зум. |
||||||||
Цифровой зум. Цифровое масштабирование позволяет уменьшить изображение, ограничив используемую область экрана. Цифровое масштабирование всегда означает потерю качества. Аналогичным образом качество теряется при корректировке трапецевидных искажений. |
||||||||
Цифровой проектор — см. Проектор. |
||||||||
Ч |
||||||||
Частота вертикальной развертки — см. Частота развертки. |
||||||||
Частота развертки— определяет, сколько раз в секунду обновляется изображение. Самое минимальноезначении вертикальной разверткисоответствуетзначению 60 Гц. Как правило, при обновлении изображения с такой скоростью видно мерцание, вызывающее утомление глаз. Для ликвидации эффекта мерцания частота вертикальной развертки должна быть 120 Гц и более. При проецировании 3D изображения с использованием очков с активными затворами минимальная частота развёртки проектора — 120 Гц (60 Гц на каждый глаз). |
||||||||
Черный. Чем меньше уровень черного (освещенность поверхности в этом месте), тем выше контрастность проектора. Глубокий черный достигается, если на экран не падает свет искусственного и естественного освещения (в т.ч. отраженный от стен), а также, если сам проектор способен не пропускать свет на черный участок изображения. Также, чем ярче светлый участок изображения, тем темнее будет казаться темный участок того же изображения. |
||||||||
Черные полосы — см. Letterboxing. |
||||||||
Ш |
||||||||
Ширина изображения этопроекционное расстояние / проекционный коэффициент. Ширина изображения может не быть равной ширине экрана за счет рамки. |
||||||||
Широкоугольный объектив. Большинство больших инсталляционных проекторов позволяют использовать несколько видов линз для различных требований по дальности проецирования и диагонали изображения. Доступны следующие варианты линз: стандартные, широкоугольные (большое изображение на небольшом проекционном расстоянии), телеобъектив (небольшое изображение на большом проекционном расстоянии). |
||||||||
Шум вентилятора. Фронтальный вывод тепла является оптимальным направлением вывода тепла, так как по сторонам от проектора могут находиться люди, либо предметы, которые будут препятствовать охлаждению. |
||||||||
Э |
||||||||
Экономичный режим — см. Ecomode. |
||||||||
Энергопотребление — см. Эффективность использования ресурса лампы. |
||||||||
Энергоэффективность — см. Эффективность использования ресурса лампы. |
||||||||
Эталон белого — см. Белая точка. |
||||||||
Эффективность использования ресурса лампы —в зависимости от используемой проекционной технологии, часть света лампы может пропадать, что означает пониженную эффективность лампы, завышенное энергопотребление и дополнительное нагревание проектора. В DLP проекторах часть света отражается обратно при попадании на цветовое колесо, пропускающее только определенный спектр излучения. В случае с ЖК матрицами, ячейки, которой окружены сеткой (той, что приводит к screen-door эффекту), даже при открытых ячейках часть света теряется, попадая на сетку. |
||||||||
Эффект живого видео — см. Эффект цифрового видео. |
||||||||
Эффект погружения — см. Эффект присутствия. |
||||||||
Эффект присутствия — чем ближе воспринимаемые зрителем изображение и звук будут к естественному восприятию человека, тем больше будет эффект погружения. Среди элементов, создающих эффект присутствия в устройствах видеоотображения: охват как можно большего поля зрения, использование бинокулярного зрения (3D), естественность и точность цветопередачи и яркости, размер точки меньше, чем минимальный различимый. Также здесь участвуют такие факторы, как размеры экрана и расстояние до него, более сильный эффект от более «кричащего» видеоряда. |
||||||||
Эффект радуги возникает на одночиповых DLP проекторах. Тем не менее, только около трети пользователей смогут его увидеть. Тогда, как на цветовых колесах старых DLP проекторов было только 4 сегмента, более новые модели оснащаются большим количеством сегментов и вращаются на больших скоростях, делая эффект радуги менее и менее заметным. Эффект радуги выглядит, как цветной след и особенно заметен на движущихся частях изображения, на границе между светлой и тёмной его частью. Существует мнение, что «эффект радуги» может быть проблемой для многих зрителей и вызывать головокружение, либо даже головную боль. |
||||||||
Эффект сетки — см. Screen-door effect. |
||||||||
Эффект цифрового видео (живого видео, livevideo/digitalvideoeffect) — кино традиционно снимается в формате 24 кадра в секунду. При использовании функции проектора «вставка кадров» (интерполяция кадров), либо если материал изначально снят в формате со значительно большей частотой кадров (к/ф «Хоббит»), получается эффект, который некоторые ассоциируют с домашним видео, компьютерными играми и спортивными трансляциями и не хотят видеть в кинофильмах. Есть мнение, что стандартная частота кадров кинофильма заставляет зрителя воспринимать фильм более дистанцированно, осознавая, что происходящее на экране не реально. |
||||||||
Эффект ширмы — см. Screen-door effect. |
||||||||
Я |
||||||||
Яркость — см. Яркость белого. | ||||||||
Яркость белого — световой поток проектора (в люменах), замеренный при отображении самого яркого (белого) изображения. Указывается в спецификациях проектора, непосредственно влияет на контрастность проектора. Также есть Цветовая яркость. Яркость крайне важна в освещенных помещениях. |
||||||||
Яркость в 3D. Технологии 3D предполагают отдельное проецирование изображений для левого и правого глаза. Например, при использовании очков с активными затворами на экран последовательно проецируются изображения для левого и правого глаза, при этом другой глаз закрывается. Таким образом, каждый глаз закрыт 50% времени, что заметно в виде уменьшения воспринимаемой яркости в два раза. 3D проекторы должны обладать запасом яркости, чтобы это компенсировать. |
||||||||
|