|  | 
  
  
    | 
      
        | 
          
            | Статьи и публикации › Проигрыватель винила Dual CS 600   звукосниматели Ortofon Quintet Bronze и Goldring GL 2400 | Виктор Горбатов |  |  | 
  
  
  
    | Проигрыватель Dual CS 600 — относительно недавно  выпущенный аппарат, ставший флагманским в линейке.
 | 
  
    | Интересен этот проигрыватель, в том числе и тем, что он  заметно отличается по конструкции от всех прочих, ныне выпускающихся моделей  Dual. Но сказать, что это совсем что-то новое и неизведанное для Dual, не  получится — в конструкции можно найти массу интересных черт, когда-то уже  опробованных в разных моделях из разных лет. | 
  
    | Впрочем, ничего зазорного во всем этом нет. И в плане  теста мне очень интересно было разобраться, какими путями шло это совмещение,  старого и нового и каков получился результат. | 
  
  
    | 
      
        |  | Конструкция: |  
        | Во внешности, узлах и деталях проигрывателя  Dual CS 600 хорошо видны черты некоторых  предшественников, а именно таких аппаратов, как Dual CS 750 и Dual CS 7000.  Выпускались эти аппараты в начале 90-х годов, но большого распространения не  получили, скорее всего, потому, что виниловая отрасль в целом в то время пришла  в упадок. |  
        | Можно также предположить, что количество выпущенных тогда  проигрывателей было невелико и встретить их в системах аудиофилов или найти в  продаже на вторичном рынке затруднительно. Однако факт остается фактом,  когда-то в прошлом инженеры Dual разработали узлы и конструкции, ставшие  основой для нового современного флагмана. |  
        | На что стоит обратить внимание в первую очередь, так это  на то, что конструкция проигрывателя не имеет некоторых черт, так хорошо  знакомых по многим другим моделям Dual. А именно — здесь нет пружинной подвески  механизма и привычной виброразвязки, как нет никакой автоматики вообще. Корпус  изготовлен из МДФ, и он потяжелее хорошо знакомых полых корпусов младших  моделей Dual.  |  | 
  
    | Как я уже упомянул, у проигрывателя нет ни автостопа, ни  механизма автоматического возврата тонарма. | 
  
    | 
      
        |  | Устанавливается корпус на ножки-опоры, которые только  смотрятся большими, а на самом деле аппарат опирается на четыре маленькие  силиконовые полусферы, которые спрятаны в основании ножек. Регулировки ножек не  предусмотрено. |  
        | Привод у проигрывателя традиционно пассиковый. Вращение  передается со шкива мотора на субдиск при помощи плоского резинового пассика.  Мотор установлен в корпусе, но как такового демпфирования не предусмотрено,  хотя в данном случае какие-то незначительные претензии по шуму возникают только  при скорости в 78 об/мин. Блок питания выносной, в виде вилки-адаптера.  |  
        | Подстройки скоростей нет, а самих скоростей три, кроме привычных 33,3 и 45  об/мин, есть еще 78. Переключается все очень просто, при помощи большой круглой  ручки на корпусе. И что здесь понравилось — переключатель есть, а никакой  бессмысленной индикации и светодиодов нет. |  
        | Основной диск у проигрывателя, по традиции Dual, очень  легкий, чуть тяжелее 1 кг. Также он привычно составной, конструкция  представляет собой сэндвич из алюминиевых деталей с виброгасящей прослойкой. И  конечно же, в комплекте имеется традиционный плотный фетровый мат.  Устанавливается основной диск на пластиковый субдиск, в который вмонтирован  шкив подшипника. |  
        | Подшипник по конструкции не самый привычный для Dual, он  разборный, с бронзовым стаканом и классической системой смазки. И размеры явно  больше, чем можно было ожидать, по толщине такой шкив подшипника сгодился бы и  для заметно более тяжелого диска. |  
        | Тонарм, идущий в комплекте с проигрывателем, тоже очень  хорошо узнаваем, это давно разработанная конструкция, пережившая второе  рождение. |  
        | Традиционно для Dual (сколько же еще раз мне придется повторить эту  фразу), тонарм легкий, и хотя производитель, к сожалению, не указывает его  эффективную массу, эксперименты с разными головками указывают на то, что масса  совсем не велика. По конструкции тонарм поворотный или, еще можно сказать,  карданный, но с массой особенностей.  |  | 
  
    | Начать стоит с того, что, судя по  конструкции и механизму настройки, тонарм — динамически сбалансированный. | 
  
    | 
      
        |  | Кроме этого, рассматривая детали, можно увидеть  условно-съемный шелл, изготовленный из легкого пластика. Условно-съемный  потому, что открутить-то его можно, что частично упрощает установку головки, а  вот совсем снять — нет, проводка проходит через шелл, и она неразъемная. |  
        | Из  настроек у тонарма есть все, кроме регулировки азимута. Да, и даже высоту  отрегулировать можно, насколько я помню, сейчас это единственный тонарм Dual, у  которого есть такая возможность.  |  
        | Реализована же настройка немного необычно: на задней  поверхности корпуса имеется внушительных размеров винт под шестигранник,  который фиксирует тонарм вместе с массивной алюминиевой базой, а ослабив этот  винт, можно смещать всю конструкцию вверх или вниз.  |  | 
  
    | Точность такой настройки не  самая высокая, точнее не всегда получается быстро попасть в нужное положение,  но важно, что возможность настройки вообще есть. | 
  
    | 
      
        |  | Регулировка антискейтинга тоже имеется, и ее диапазон  указывает на то, что тонарм рассчитан на работу в диапазоне прижимной силы от 1  до 3 г. Как именно регулируется антискейтинг, при помощи пружины или при помощи  магнита, по конструкции понять сложно, на практике же регулировка простая и  удобная.  |  
        | Отдельного внимания заслуживает микролифт. Кроме того,  что он регулируется по высоте и имеет исключительно плавный ход, надо отметить  одну особенность — работает он с точностью наоборот, в сравнении с большинством  тонармов — если потянуть рычажок на себя — тонарм поднимется, если от себя —  опустится. К этому нужно просто привыкнуть и запомнить.  |  
        | Проводка тонарма заканчивается двумя RCA-разъемами и  массивной (похожей на акустическую) земляной клеммой, которые расположены на  задней панели корпуса. В комплекте к проигрывателю идет неплохой, но все же  очень бюджетный метровый межблочный кабель и отдельный проводок,  предназначенный для подключения заземления. |  | 
  
    | Все сделано вполне привычно, но один момент мне не  понравился: разъемы для подключения проводов к головке звукоснимателя. Учитывая  флагманское положение аппарата в модельном ряду и не такую уж маленькую цену,  хотелось бы видеть более качественные разъемы, хотя бы просто позолоченные.  | 
  
    | 
      
        |  |  | Остаются головки. Подробно я их описывать не буду, так  как одной нашлось место в отдельном тесте, а вторая — величина хорошо известная  и информации по ней более чем достаточно. |  
        | Остановлюсь лишь на критериях выбора.  |  
        | Как я уже упомянул, тонарм имеет совсем небольшую эффективную массу и в моем  привычном арсенале просто не нашлось головки с подходящей податливостью  иглодержателя и массой, чтобы в сочетании с тонармом получить приемлемое  значение резонансной частоты.  |  
        | На этот момент при выборе сочетаний я советую  обратить внимание потенциальных владельцев проигрывателя, так как иначе не  удастся добиться полноценного звучания.  |  
        | В плане каких-то экспериментов не было, я только отложил  в сторону штатный фонокабель, а больше ничего трогать не стал. |  | 
  
    | Проигрыватель  мне представляется некоей цельной конструкцией, с которой простыми средствами  ничего толком не сделать, а значит, его и нужно воспринимать как данность и не  задаваться особой целью подобрать какой-то другой мат (хотя это возможно),  клемп (который здесь просто противопоказан) или пытаться менять штатные ножки  на что-то другое. Опять же, конусы для такого проигрывателя не лучший вариант.  А раз так — можно спокойно настроить тонарм, что на самом деле совсем не  сложно, и перейти к прослушиванию. | 
  
    | Звучание: | 
  
    | Прослушивание я начал, установив головку Ortofon Quintet  Bronze, она еще до теста прошла необходимую приработку, поэтому процесс пошел  быстрее, чем обычно. Правда, для теста мне пришлось чуть-чуть подгрузить шелл  тонарма, иначе даже с учетом не самого маленького веса головки и скорее высокой  для МС податливости не получилось настроиться так, чтобы частота собственного резонанса  была ниже 12—13 Гц, а это верхняя допустимая граница. | 
  
    |  | 
  
    | Музыкальный материал: | 
  
    | 1. T.  Mizuhashi, M. Imada, T. Yamamoto — Interplay Now — RVC RJL-8007 / Stereo | 
  
    | 2.  JJ Cale & Eric Clapton — Road to  Escondido / Reprise 44418-1 / Stereo | 
  
    | 3. Peter Gabriel — So — Virgin / Charisma  28VB-1088 / Stereo | 
  
    | 4. Brian Eno — Discreet Music — Obscure EGS  303 / Stereo | 
  
    | 5. Murkof – The Versailles Sessions - The  Leaf Label - BAY 67V / Stereo | 
  
    | 6. Francois Couperin — Troisieme Livre —  Pieces De Clavesin — Alan Curtis, Frans Bruggen, Bruce Haynes, Lucy van Dael —  EMI — 1C 151-30750/1 St. | 
  
    | 
      
        |  | Первая пластинка — «Interplay Now». Почти образцовая  запись джазового трио с интересными басовыми пассажами. Звук объемный, слегка  темный, насыщенно-обволакивающий. С одной стороны, надо отдать должное неплохой  динамике, с другой — обратить внимание на то, что в звуке нет спешки,  сбивчивости. |  
        | Все обстоятельно, вдумчиво-внимательно, но совсем не тяжеловесно.  Детальность хорошая, но нет акцентов на отдельных звуках или перекоса между  основными тонами и послезвучиями. В целом за счет всех этих качеств складывается  своя собственная, вполне приятная мелодичность и музыкальность тракта. |  
        | Бас средней глубины, объемный и подвижный. Серединка  получилась прозрачной, но темноватой, а верхние частоты — неяркими и в целом не  выпадающими из общей картины. Сцена на этой записи ощущается как вполне  правильная, пропорциональная, с хорошей прозрачностью и очерченностью образов.   |  
        | Единственное, что немного смутило в целом, — временами возникало ощущение, что  весь звук чуть-чуть прикрыт какой-то вуалью. |  
        | Я не смог даже точно определить,  как это назвать, это не окраска, совершенно точно не тусклость и не  медлительность, но все равно какое-то подспудное ощущение иногда проявлялось.  Не до уровня недостатка, но на этот момент надо будет обратить внимание в  дальнейшем.  |  
        | Следующая пластинка — JJ Cale & Eric Clapton «Road to Escondido». Записан  диск специфически – с явно раздутым басом и усиленно-эмоциональной масштабной  (даже слишком) подачей. А на деле все получилось лучше ожидаемого. Стилистика  записи слышна, но в целом звучит все аккуратнее. В звуке больше стройности,  особенно в плане басовой составляющей. |  
        | Нет, баса не стало явно меньше, просто  он как бы более упорядоченный. Средние частоты, вокальные пратии — все очень  прилично воспроизводится, как в плане частот и деталей, так и в плане  построения сцены. |  
        | Ощущение легкой вуали, которое я упоминал, в случае с этой  пластинкой практически отсутствует. Сцена же получается действительно  масштабная и подвижная, чувства излишней плотности или неповоротливости не  возникает. |  | 
  
  
    | Послушав еще пару пластинок, я решил заменить головку —  не то чтобы для этого были явные предпосылки, но какое-то чувство шероховатости  в звуке присутствовало. К тому же захотелось попробовать подобрать сочетание,  которое не потребует доводок, а будет работать «как есть». Да и разницу  услышать тоже будет интересно. | 
  
    | 
      
        |  | Установил головку Goldring GL 2400, перенастроил. Звук  стал светлее и резче, более явно зазвучали верха, правда, появился легкий  акцент на основных нотах, и чуть меньше стало послезвучий. В чем-то это  ожидаемо для многих ММ-головок, но в таком варианте характер звука мне  понравился больше. Да, та же немного упростившаяся детальность сама по себе  может, и огорчила, но вот именно сочетание всех составляющих в звуке стало  более равновесным. |  
        | Следующая пластинка в тесте — Peter Gabriel «So».  Специфика записи и исполнения слышна хорошо и подробно. Звук напористый,  эмоциональный, но в нем нет никакой расхлябанности, все получается стройно,  цельно и аккуратно. И музыкальные черты, слитность, цельность прослеживаются и  после смены головки. Здесь уже можно спокойно отнести эти черты к самому  проигрывателю и тонарму. Кроме этого, можно услышать и изменения в сцене — она  стала шире, масштабнее, но глубина осталась прежней, за счет чего есть некое  уплощение образов. И воздушность уже не та, все чуть-чуть проще и  прямолинейнее, с более резкими контурами. |  
        | Еще диск: Murkof «The Versailles Sessions». Мрачновато-нервная  атмосфера записи передается хорошо, доля темноты тоже присутствует. И с  детальностью дело обстоит неплохо — запись не перегружена и тракт хорошо  отрабатывает нюансы и послезвучия. Только эмоции передаются чуть более  упрощенно, чем хотелось бы, но здесь можно предположить, что я ставлю слишком  высокую планку. Однако хотелось бы именно погружения в амосферу музыки и  записи, а здесь этого нет. Звук  вполне добротный, качественный, вроде бы  и эмоциональный и ненавязчивый, и только. |  | 
  
    | С диском Brian Eno «Discreet Music» примерно похожая  картина – добротно, чистенько, аккуратно. Значимых качественных или  количественных перепадов звукогого почерка я не заметил.  | 
  
  
    | 
      
        |  | Напоследок послушал пластинку с записью клавесинных  произведений Francois Couperin — в целом очень недурно вышло. Формально  правильно, но не так въедливо, как могло бы быть. Заметно это на том, как  затухают послезвучия, их немного меньше обычного. Хотя есть и другой момент —  не слышно чрезмерной резкости. Вполне вероятно, что многим такая подача  покажется более дружелюбной.  |  
        | Записи оркестровых и хоровых произведений я не стал  включать в основной тест, но послушать их, конечно же, было необходимо. Звук  уверенный, стройный и цельный. Есть некоторая легковесность и нехватка детальности  на сложных фрагментах, но это было скорее предсказуемо. И это на взгляд очень  придирчивого слушателя, предположу, что многие сочли бы полученный результат  очень хорошим. |  
        | Выводы: В этом проигрывателе видна попытка совместить  аудиофильский пуристский подход к конструкции и собственную звуковую и  инженерную школу Dual. А эти подход и школа, несомненно, есть, учитывая долгую  историю компании и преемственность разработок.  |  | 
  
    | Предположу, что во многом  результат оказался достигнут: в конструкции есть практически все необходимое,  чтобы с ней справился любой пользователь, и все для того, чтобы прослужить  много лет. Также есть и преемственность в звуке, легкость, подвижность и  музыкальность — хорошо известные черты аппаратов Dual. Как и отсутствие въедливости  и аудиофильской дотошности. Если учесть эти качества при выборе и самого  проигрывателя (соотнеся его с имеющейся или планируемой системой), и вдумчиво  подойти к выбору головки, то можно получить как раз, ожидаемый и предсказуемый  результат. | 
  
    | Технические характеристики проигрывателя грампластинок  Dual CS 600: | 
  
    | 
      
        | Привод: | пассиковый | Мотор: | постоянного тока |  
        | Скорости вращения: | 33,3 45 и 78 об/мин 
 | Тонарм: | карданный |  
        | Шелл: | несменный | Настройки: | прижимная сила, высота, антискейтинг |  
        | Головки звукоснимателя: | Ortofon Quintet Bronze/Goldring  GL 2400 | Тип: | МС и ММ |  
        | Диапазон частот Ortofon: | 20 ~ 25000 Гц | Диапазон частот Goldring: | 20 ~ 20000 Гц |  
        | Разделение каналов Ortofon: | > 23 | Разделение каналов Goldring: | >20 дБ |  
        | Податливость Ortofon: | 15x10-6 см/дин | Податливость Goldring: | 20x10-6 см/дин |  
        | Прижимная сила Ortofon: | 2,1 ~ 2,5 г. 
 | Прижимная сила Goldring: | 1,5 ~ 2 г. |  
        | Тип иглы Ortofon: | NudeFineLine | Тип иглы Goldring: | Vital |  
        | Импеданс Ortofon: | 20 Ом | Импеданс Goldring: | 47 кОм |  
        | Размеры (ШхВхГ): | 440х135х370 мм | Вес проигрывателя: | 8,7 кг |  | 
  
  
  
  
    | 
      
        |  |  |  | Все права   © 2003-2015. Разрешается использование  любых материалов 
          при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/  |  | +7 (926) 906-6548 |  
        |  | +7 (495) 771-2800 |  |