|
|
Граммофонная пластинка или виниловый диск это музыка, записанная аналоговым способом. Звуковая канавка, начинаясь на периферии грампластинки, заканчивается недалеко от ее центра. Грампластинки различаются по своему физическому размеру. Распространенные диаметры 12-дюймов, 10-дюймов и 7-дюймов, реже встречаются другие размеры. |
Скорость вращения, с которой проигрываются грампластинки, обычно составляет 33,33, 45 или 78 оборотов в минуту. В начале, преобладали монофонические записи, затем широкое распространение получило стерео, встречаются так же записи квадро. |
Грампластинки были основным средством для воспроизведения музыки, заменив цилиндр фонографа, который имел распространение в 20-х годах прошлого века. В конце 80-х цифровые форматы звукозаписи постепенно захватили практически весь рынок. Грампластинкам пришлось, сильно потеснится, почти покинув рынок hi-fi, и лишь в новом тысячелетии появился живой интерес к аналоговым записям и спрос на виниловые диски стал уверенно набирать оборот. |
Тем не менее, грампластинки по-прежнему производятся и продаются в новом веке. Ренессанс виниловых дисков пришелся на 2008 год. Почти 3 миллиона проданных грампластинок было зарегистрировано в этом году. По состоянию на 2015, виниловые пластинки по-прежнему пользуются популярностью и любовью у бескомпромиссных любителей музыки записанной аналоговым методом. |
|
В конце 19 века и в начале 20 века в США создаются компании по производству граммофонов (патефонов)— "Columbia", во Франции — "Pathe", в Великобритании — "His Master's Voice", в Италии — "La voce del Padrone". |
|
В 1857 году во Франции Эдуард-Леон Скотт де Мартинвилль (Edouard-Leon Scott de Martinville) создал свой первый аппарат для записи звука фоноавтограф (phonautograph). В 1857 году во Франции Эдуард-Леон Скотт де Мартинвилль (Edouard-Leon Scott de Martinville) создал свой первый аппарат для записи звука. Парижский издатель, библиотекарь и книготорговец, изобретатель самого первого звукозаписывающего устройства — фоноавтографа. |
25 марта 1857 года французское правительство выдало Леону Скотту патент № 17 897/31 470 на изобретенное им устройство под названием «фоноавтограф» (phonoautograph). |
Устройство состояло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой. Игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого закопченной бумагой. |
Звуковые колебания, транслируемые через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала на саже риски. |
9 апреля 1860 Мартинвилль записал французскую народную песню "Лунный свет" в собственном исполнении. Искажения звука были столь велики, что записываемый голос повысился до частот, напоминающих женское пение. |
Эта запись стала первой записью пения и самой первой музыкальной записью и была расшифрована с помощью компьютера только после ее обнаружения в марте 2008 года, причем выяснилось, что Скотт де Мартенвиль из-за ручного привода записывал звук на разных скоростях. |
В дальнейшем основные принципы конструкции «фоноавтографа» стали базой при создании последующих устройств записи звука, сначала, фонографа, а затем и граммофона.
|
|
Исследуя возможность преобразования телеграфных сообщений в звук, в 1877 году Томас Эдисон (Thomas Alva Edison), сам того не желая, изобрел фонограф. С помощью иглы и фольги была сделана запись песенки «У Мэри был ягненок». |
|
Эдисон: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы ей не заговорить? |
Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под иглу соединенную с телефонной диафрагмой и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я поместил телеграфную ленту с записью и воздействовал на нее иглой, то мне послышалось, правда, очень слабо: «Алло, алло». |
Тогда я решил сконструировать прибор, который работал бы качественно и воспроизводил запись более отчетливо. «Я дал указание моим помощникам, рассказав про мой опыт, и что я на основании него придумал. Тогда они надо мной посмеялись».
Устройство произвело фурор. Запись и воспроизведение звука в то время считались фантастикой, так что за Эдисоном закрепилось прозвище «Волшебник из Менло Парк» (позже район был переименован в «Edison garden»). |
Эдисон даже испугался свалившейся на него славы, заявив, что не доверяет вещам, которые работают с первого раза. |
|
Фольга стиралась после нескольких проигрываний, но вскоре на смену ей появились диски (пластинки), а следом за ними — многомиллионная индустрия звукозаписи. |
|
Эмиль Берлинер (Emile Berliner) 20 мая 1851, Ганновер — 3 августа 1929, Вашингтон — американский изобретатель. Эмиль Берлинер не изобретал фонограф – это сделал Томас Алва Эдисон. |
Через десять лет после изобретения Эдисоном фонографа с записывающим цилиндром Берлинер создал граммофон, заменив цилиндр Эдисона плоским диском с покрытием из цинка. |
В 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал граммофон. В 1895 году основал «Berliner Gramophone» — первую компанию, занимавшуюся продажей грамзаписей. Через два года открыл филиал в Великобритании — Gramophone Company, еще через год — в Германии студию (Deutsche Grammophon). |
Известные к тому времени конструкции аппаратов записи и воспроизведения звука (фонограф Томаса Эдисона и графофон Чичестера Белла и Чарльза Тейнтера) использовали иголку, связанную с реагирующей на звуковые колебания диафрагмой. |
Иголка передавала колебания на движущийся перед ней лист тонкой фольги (или подобного ей вещества), выдавливая на нем бороздки, глубина которых зависела от амплитуды колебаний. Недостатками такого способа являлись: |
|
* слабая амплитуда передаваемых на иголку колебаний, в результате чего записанные звуки были весьма негромкими; |
* непропорциональная приложенной к иголке силе глубина царапин на материале, приводящая к искажению звука, и чем громче был записываемый звук, тем больше искажения. |
|
Процесс создания копии звукозаписи, полученной на цилиндрической поверхности был достаточно сложен. Седующим изобретением (патент U.S. Patent 564586 (англ.) от 28 июля 1896 года) Берлинер избавился от сложных манипуляций с оригиналом и копией записи, предложив использовать не цилиндр, а плоский диск в качестве звуконосителя. |
Диск для записи Берлинер сделал прозрачным, а верхний слой смолы заменил на полужидкие чернила, которые давали гораздо более отчетливые бороздки. Теперь, нанеся на диск запись звуковых колебаний, его легко можно было скопировать при помощи фото-гравирования. |
В процессе записи использовались рупор, диафрагма и игла, а сам принцип записи был не глубинным, а поперечным (как и в случае с графофоном Белла и Тайнтера). Особенность идеи Берлинера состояла в том, что он конструктивно разделил устройство записи и воспроизведения: появился рекордер - устройство только для изготовления записи - оригинала и сам граммофон - устройство, предназначенное только для воспроизведения. В своих экспериментах Эмиль Берлинер использовал для записи цинковые диски. |
Поверхность диска покрывалась восковым составом, на который производилась запись. После того, как звуковые волны были нанесены на покрытие, диск погружался в кислоту. Кислота разъедала углубления воска и протравливала в цинке канавки по форме восковых бороздок. |
Хотя система Эмиля Берлинера позволяла получать достаточно громкие фонограммы, качество воспроизведения было не столь хорошим, как у цилиндра в фонографе или графофоне. |
Самым слабым звеном было устройство воспроизведения. Граммофон имел ручной привод, и слушателю приходилось вращать ручку так, чтобы диск выдавал стабильно 70 оборотов в минуту (первые модели имели скорость вращения 30 об/мин). |
|
В монофонических грампластинках используются только горизонтальные колебания иглы. А в стереофонических и горизонтальные, и вертикальные. |
|
По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали — их разность, что обеспечивает полную совместимость (монофонические проигрыватели воспроизводят стереопластинки в виде суммы каналов, а стереофонические проигрыватели воспроизводят монофонические записи, как два одинаковых канала). При этом отношение сигнал/шум в каждом из отдельно взятых стереофонических каналов уменьшается на 3 дБ (в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности) по сравнению с монофонической записью при той же амплитуде колебаний резца. |
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33,33 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Так же выпускаются пластинки с частотой вращения 45 об/мин. Они использовались как в музыкальных автоматах, так и для проигрывания с помощью бытовых проигрывателей. |
Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8,33 об/мин с длительностью звучания одной стороны до полутора часов. Существуют стереопластинки трех диаметров: 175, 250 и 300 мм. |
На квадрофонических пластинках записана информация для 4-х аудиоканалов, что позволяет передать полный объем музыкального произведения. Но из-за сложности изготовления в 1970-х годах этот формат получил ограниченное, распространение. |
Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было невелико (к примеру в 1973 году, была выпущена квадро версия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon»), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространенных и дорогостоящих специальных проигрывателей и 4-х канальных усилителей. В 80-е годы прошлого века данное направление было свернуто. |
В СССР первый и единственный эксперимент по введению 4-х канального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). |
|
Пластинка стоила втрое дороже, чем обычная — 6 рублей (долгоиграющая стереопластинка тогда стоила 2 руб. 15 коп, выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже — три рубля), а общий тираж альбома группы «Яблоко» составил 18000 копий. |
|
|
|
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|