|
Для вращения диска проигрывателя грампластинок существует несколько типов приводов. |
Первым транспортом, для вращения опорного диска применяемым на проигрывателях грампластинок был мотор с понижающим редуктором. |
|
Когда в 1926 году началась эпоха звукового кино, именно проигрыватели с таким приводом обеспечивали воспроизведение звука. |
Единственный привод применялся и для кинопленки и для вращения опорного диска проигрывателя грампластинок. |
Фонограммы, записанные на шеллаковых 16" дисках для синхронизации с изображением воспроизводились одним мотором. |
В США чаще всего использовались моторы со скоростью 1800 об/мин и для снижения скорости вращения в проигрывателях грампластинок применялись редукторы. |
Применяемые червячные редукторы для ослабления детонации использовали в своей конструкции пружинки, такой же принцип как в автомобильном сцеплении. |
|
Другим распространенным способом нивелирования крутильных колебаний было увеличение массы диска.
|
|
Любопытно отметить, что именно конструкторам этих редукторов мы обязаны такими странными цифрами скорости вращения, как 33,33 или 78. |
Действительно, почему это так получилось. |
Ранее при записи грампластинок не существовало стандарта скорости вращения, она варьировалась в широких пределах. |
Для записи и воспроизведения на большой скорости (с высоким качеством) было выбрано передаточное число редуктора - 23, а для малой скорости (долгоиграющая пластинка) было выбрано передаточное число - 54. |
Действительно, если поделить 1800 об/мин на 54, то получится 33,33 об/мин и если на 23 – скорость вращения составит 78 об/мин. |
Это дорогой и сложный тип привода. Он доминировал в проигрывателях первые 10 лет их существования - с середины 20-х до середины 30-х годов. |
В бытовых моделях применялся один раз в проигрывателе Scott 710. |
Со временем такой привод транспорта был заменен другими, более простыми и дешевыми приводами. |
Следующий роликовый привод получил широкое распространение благодаря компании «Presto». |
Эта компания в середине 30-х освоила выпуск дисков для записи и воспроизведения музыки всеми желающими. |
Это были алюминиевые диски с покрытием, допускающим нарезку звуковых канавок и последующее многократное воспроизведение полученной записи. |
Записывались и воспроизводились такие диски на проигрывателях при помощи двух тонармов. |
Один служил для записи фонограммы, а другой для ее воспроизведения. |
Для передачи крутящего момента от мотора к опорному диску проигрывателя инженеры компании «Presto» использовали ролики, касавшиеся насадки на валу и внутреннего бортика опорного диска. |
Роликовый привод использовался конструкторами проигрывателей 40 лет - с середины 30-х до середины 70-х, когда рынок покинули последние из "грандов" – «ЕМТ 930» и «Garrard 401». |
|
В свою очередь роликовый привод можно поделить на три подгруппы. |
|
1. Когда ролик придает движение опорному диску, касаясь его внутренней части. Это самый распространенный способ экономящий место. |
2. Менее распространенная конструкция с вращением диска, касаясь его наружной поверхности. |
3. Самая редкая конструкция, когда вал мотора прижимается к прорезиненному бортику диска (снаружи или изнутри) - это своеобразный "бандажный" привод. |
К первой подгруппе относятся, наверное, 95% всех роликовых столов - от бесчисленных штампованных бюджетных моделей, чьи имена давно стерлись из памяти, до эталонных компонентов, таких как Garrard и ЕМТ.
Представителей второй группы меньше - это D&R, Sugden, Mikro Engineering. |
К третьей группе относятся единицы - две модели Presto, один Gray, три стола Byer. |
Количество роликов у разных производителей варьировалось от 1 до 3. У подавляющего большинства столов был один мотор, а в проигрывателях Grado и RCA для каждой скорости применялись два мотора. Ось ролика чаще всего была вертикальной, но применяли и горизонтальную установку роликов - Lenco, Beag, Sugden. |
В большинстве случаев ролик не менял число оборотов (оно меняется за счет разницы диаметров насадки на вал - "шпули" и диска). |
|
Однако в некоторых конструкциях у роликов было две рабочие поверхности с разными диаметрами и соотношение этих диаметров обеспечивало необходимое передаточное число трансмиссии – «Rek-O-Kut». |
Почти одновременно с распространением ролика в конце 30-х инженеры WE на профессиональный проигрыватель для радиостанций 300А установили ременной «Belt-drive», или пассиковый привод. |
|
По имеющимся данным первый проигрыватель грампластинок с пассиковым приводом для бытового использования компании Components Corporation появился лишь в начале 50-х. Широкое распространение этот тип привода получил в 60-е годы прошлого века. |
В те годы доминировало предположение, что ремень меньше передает вибрацию, нежели ролик, да и себестоимость дешевых ременных приводов была меньше, чем самых дешевых роликовых. |
В качестве пассика в приводах проигрывателей грампластинок применяли армированную и неармированную резину, а так же синтетические нити. Профиль пассика был либо прямоугольным, либо круглым. |
В подавляющем большинстве проигрывателей использовался один ремень, однако инженеры «Fairchild» разработали последовательную 2-х ременную конструкцию с промежуточным валом. Такую конструкцию позже стали применять и другие производители. |
По ряду причин (одна из главных это медленный старт) ременной привод не нашел широкого применения в профессиональных студиях, особенно в звукозаписи. Единственным исключением из этого является «Fairchild 750» с диском весом 25 фунтов. |
|
И пассиковый и роликовый привод существовали на двухмоторных проигрывателях, когда оба мотора одновременно через один ремень или два ролика вращали опорный диск.
|
|
Последний по времени применения тип привода на проигрывателях грампластинок - это прямой привод, «Direct-drive», когда диск установлен на роторе мотора. |
В середине 50-х годов инженеры датской компании «Lyrec» для станков записи «Neumann» разработали строенный мотор, который вращался со всеми тремя угловыми скоростями для записи грампластинок. |
Крутящий момент на диск передавался через масляную муфту. Такой привод был сложным, большим и дорогим. Появление такого привода в приемлемом для потребителей виде, без промежуточных элементов между мотором и диском стало возможным в начале 70-х после освоения рядом компаний (Matsushita и Dual) выпуска тихоходных моторов с необходимыми числами оборотов движения опорного диска. |
Сначала столы с таким приводом стали успешно применяться в студиях, где сразу оценили их свойство, недоступное другим приводам - мгновенный старт. |
Затем, по мере удешевления производства тихоходных моторов, такие проигрыватели находили все большее распространение в бытовом секторе и, к моменту прихода другого носителя, прямой привод на столах был наиболее распространенным. |
Роликовый и пассиковый приводы объединяли между собой в один комбинированный. |
|
В некоторых конструкциях проигрывателей диск во вращение приводил и пассик и ролик. |
Всемирно известная модель с комбинированным приводом это Thorens TD-124. Таким же приводом обладали: ныне забытая советская Виктория (высшего класса), малотиражная модель Russco BID (Belt-In-Drive), проигрыватель Neumann РА 2 и ряд менее известных столов. |
|
|
|
Все права © 2003-2014. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|