Обзоры Винил для начинающих ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 3
Выбираем проигрыватель
Павел УРУСОВ
В прошлый раз мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).
Базовые термины
На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:
1. Опорный диск, на который ставится пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счет инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на опорный диск сверху кладется коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.
2. Тонарм — рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.
3. Противовес — составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.
4. Регулировка компенсатора скатывающей силы или антискейтинг.
5. Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.
Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга. В противном случае его покупать нельзя.
У многих совсем дешевых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены все время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.
Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P. Подробнее об этом ниже.
Новый или винтаж?
Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.
Sony PS Q7A
Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта. Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей.
Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п. Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.
При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно — хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.
Еще один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса.
Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей — штука недешевая. Это тоже стоит принимать во внимание.
Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления — просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.
Привод: прямой или ременный?
VPI - Classic Direct Drive Turntable
По большому счету все вертушки делятся на два типа: с прямым приводом (когда опорный диск находится непосредственно на оси двигателя) или с ременным (когда вращение передается с помощью пассика).
Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.
Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у нее обязательно были бы: кварцевая стабилизация частоты вращения и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.
Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом — необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.
Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?
Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:
Все бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы — еще более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.
В результате в 70-е годы Matsushita (Technics) придумала стандарт T4P (он же — P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1,25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:
Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.
Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, все не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.
В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем — для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.
Тонарм: прямой или S-образный?
Два самых распространенных на сегодняшний день типа поворотного тонарма — прямые и J или S-образные. Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального не аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. J/S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жестких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).
На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.
Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.
Электрофон Электроника Б1-01
При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи. В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая является клоном проигрывателя Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009.
К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.
А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 — это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure). ГЗМ-055 — полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.
Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой: Деревянный корпус.
Использование всяких хитрых материалов.
Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.
Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и опорный диск, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800