Обзоры › Винил для начинающих ЧАСТЬ 2 › ЧАСТЬ 1 › ЧАСТЬ 3 | |||||||||
|
|||||||||
В прошлый раз мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях). |
|||||||||
Базовые термины | |||||||||
На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя: | |||||||||
|
|||||||||
У многих совсем дешевых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены все время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть. |
|||||||||
Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P. Подробнее об этом ниже. |
|||||||||
Новый или винтаж? | |||||||||
Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии. |
|||||||||
|
|||||||||
Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей — штука недешевая. Это тоже стоит принимать во внимание. |
|||||||||
Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления — просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом. |
|||||||||
Привод: прямой или ременный? | |||||||||
|
|||||||||
Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P? | |||||||||
Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга: |
|||||||||
Все бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы — еще более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука. |
|||||||||
В результате в 70-е годы Matsushita (Technics) придумала стандарт T4P (он же — P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1,25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:
|
|||||||||
Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма. Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, все не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие. |
|||||||||
В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем — для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем. |
|||||||||
Тонарм: прямой или S-образный? |
|||||||||
Два самых распространенных на сегодняшний день типа поворотного тонарма — прямые и J или S-образные. Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального не аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. J/S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жестких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon). На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором. |
|||||||||
Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным. |
|||||||||
|
|||||||||
Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам. |
|||||||||
Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и опорный диск, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя). |
|||||||||
|