Обзоры Винил для начинающих ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
Картриджи и иглы
Павел УРУСОВ
В предыдущих двух частях мы говорили о том, стоит ли вообще связываться с винилом и какой проигрыватель выбрать. В этой части я расскажу о ключевом компоненте аналоговой аудиосистемы картриджах звукоснимателя и иглах для них.
Если вы всерьез увлеклись аналоговым звуком, то стоит сразу усвоить один простой факт: качество воспроизведения звука с винила зависит в первую очередь именно от связки «игла — картридж — тонарм», а задача всего остального проигрывателя, по большому счету, сводится к обеспечению равномерного вращения пластинки. Вы можете купить самую крутую вертушку, но если на ней будет стоять плохой картридж, то хорошего звука вы не услышите. И наоборот, даже бюджетный проигрыватель с хорошей «головой» может звучать очень неплохо.
Виды картриджей
Если отбросить всякую экзотику, то все актуальные на данный момент головки звукоснимателей можно разделить на два основные вида: MM и MC.
ММ расшифровывается как moving magnet (подвижный магнит). В картриджах этого типа игла звукоснимателя механически соединена с магнитом. Вибрации иглы передаются на магнит, магнит двигается рядом с неподвижными катушками и создает в них переменный ток.
Существуют различные вариации на эту тему, например, Audio-Technica в своих картриджах использует не один, а два магнита, расположенных под углом 90 градусов друг к другу. В некоторых картриджах магнит неподвижен, а игла соединена с небольшой шайбой из ферромагнетика, которая двигается между магнитом и катушками и таким образом играет роль переменного магнитного шунта. По такому принципу устроены, в частности, Ortofon серии VMS, а также все головки Grado.
MC расшифровывается как moving coil (подвижная катушка). Как несложно догадаться, в этих головках всё наоборот: магнит неподвижен, а вот катушки являются частью подвижной системы.
У картриджей MM и MC есть свои преимущества и недостатки. MM картриджи, как правило, дешевле и оснащаются сменными иглами. Если игла износилась, ее можно поменять (стоимость иглы обычно составляет от 25 до 50% от стоимости картриджа целиком). У MC картриджей игла обычно несъемная, поэтому при ее износе приходится менять весь картридж.
Принято считать, что MC картриджи лучше звучат: более живо, естественно и детально. Хотя это все условно и хороший MM картридж, скорее всего, переиграет бюджетный MC.
ММ-головки обычно имеют уровень выходного сигнала не менее 2,5 мВ. MC-головки могут иметь высокий (как у MM) или низкий (менее 0,5 мВ) уровень выходного сигнала. MC-головки с высоким уровнем выходного сигнала могут использоваться с корректорами, предназначенными для MM-картриджей.
Для MC-картриджей с низким уровнем выходного сигнала необходим специальный корректор с более высоким коэффициентом усиления или же повышающий трансформатор.
Фонокорректоры
Стандартный для бытовой аудиотехники линейный уровень звукового сигнала составляет 250 мВ. Как мы уже выяснили выше, магнитная головка звукоснимателя выдает сигнал с амплитудой, которая составляет в лучшем случае единицы милливольт. Кроме того, при записи на пластинку звук обрабатывается с помощью, так называемой RIAA-кривой, которая значительно ослабляет низкие частоты (это позволяет достичь более высокой плотности записи).
DYNAVOX PHONO ММ/MC TPR43
Все это не позволяет подключать виниловый проигрыватель напрямую к усилителям, рассчитанным на линейный сигнал. Необходимо промежуточное звено — фонокорректор (его также часто называют просто корректором, фоно предусилителем).
Фонокорректор усиливает сигнал с головки звукоснимателя до линейного уровня и применяет к нему обратную RIAA-кривую, восстанавливая низкочастотную составляющую.
Фонокорректор может быть встроен в виниловый проигрыватель, в усилитель или же выполнен как отдельное устройство. Если на вашем усилителе есть вход, обозначенный как Phono, то это означает, что фонокорректор в нем присутствует.
Иглы
Игла самая важная часть проигрывателя грампластинок, которая непосредственно производит считывание колебаний звуковой частоты с пластинки. Во всех современных картриджах используются иглы из технического алмаза, закрепленного на тонкой консоли из металла или углепластика. Стоимость и качество иглы зависит в первую очередь от обработки алмаза.
Иглы делятся на два типа: с точечным контактом и линейным контактом. В первом случае пятно контакта между алмазом и канавкой на пластинке представляет собой точку, во втором — линию.
У иглы есть два ключевых параметра: первая — поперечный диаметр, вторая — площадь контакта. Чем меньше поперечный диаметр, тем лучше игла считывает высокочастотные составляющие звуковой дорожки, тем чище и прозрачнее звук. При этом, чем больше площадь контакта, тем меньше давление на канавку, тем меньше износ пластинки и иглы.
Основные типы игл
Некоторое представление об основных типах игл можно получить из следующей диаграммы.
Сферические (конические) иглы имеют самый большой поперечный радиус и при этом самую малую площадь контакта. Они обычно выдают ровный, но при этом тусклый звук, которому не хватает детализации в области средних и высоких частот. Износ пластинки при использовании сферической иглы максимальный.
Эллиптические иглы обеспечивают гораздо более высокую точность считывания за счёт малого поперечного радиуса. Площадь контакта зависит от обработки конкретной иглы, но как правило она больше, чем у сферических игл.
Гиперэллиптические иглы это усовершенствованный вариант эллиптических, с большей площадью контакта и меньшим поперечным радиусом. Разные производители могут называть их по-разному: Alliptic, Fine Line, Stereohedron и т.п. На мой взгляд, иглы этого типа представляют собой оптимальный компромисс между качеством и ценой.
Иглы более высокого класса обычно имеют форму, повторяющую форму резцов, используемых для производства мастер дисков. Они обеспечивают еще более высокую точность считывания и ещё более низкий износ пластинок. К таким относятся иглы типа Shibata, Van Den Hul, Frytz Gyger, Micro Linear, SAS.
Как правило, звучание недорогих ММ-картриджей можно значительно улучшить, заменив штатную иглу на иглу более высокого класса. Например, я использую в одном из своих проигрывателей картридж Technics P30 с гиперэллиптической иглой Jico.
Совместимость картриджей и тонармов
Важнейшими характеристиками картриджа являются его податливость (англ. compliance) и рабочая прижимная сила. Обычно чем выше податливость, тем ниже прижимная сила, и наоборот.
Податливость картриджей обычно измеряется в микрометрах на миллиньютон (мкм/мН). Общепринятая таблица значений:
от 5 до 10 мкм/мН — низкая податливость (высокая жесткость);
от 10 до 20 мкм/мН — средняя податливость (средняя жесткость);
от 20 до 35 мкм/мН — высокая податливость (низкая жесткость);
более 35 мкм/мН — очень высокая податливость (очень низкая жесткость).
Чем более податливый (менее жесткий) картридж, тем меньше должна быть эффективная масса тонарма. Тонармы с эффективной массой менее 10 г принято считать легкими, от 11 до 25 г — средними, более 25 г — тяжелыми.
Легкие тонармы отлично подходят для картриджей с высокой и очень высокой податливостью. Тонармы средней массы оптимальны для картриджей со средней и высокой податливостью. Тяжелые тонармы используются в том случае, если картридж имеет низкую податливость.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800