Обзоры › Винил для начинающих ЧАСТЬ 3 › ЧАСТЬ 1 › ЧАСТЬ 2 | |||||||||
|
|||||||||
В предыдущих двух частях мы говорили о том, стоит ли вообще связываться с винилом и какой проигрыватель выбрать. В этой части я расскажу о ключевом компоненте аналоговой аудиосистемы картриджах звукоснимателя и иглах для них. |
|||||||||
Если вы всерьез увлеклись аналоговым звуком, то стоит сразу усвоить один простой факт: качество воспроизведения звука с винила зависит в первую очередь именно от связки «игла — картридж — тонарм», а задача всего остального проигрывателя, по большому счету, сводится к обеспечению равномерного вращения пластинки. Вы можете купить самую крутую вертушку, но если на ней будет стоять плохой картридж, то хорошего звука вы не услышите. И наоборот, даже бюджетный проигрыватель с хорошей «головой» может звучать очень неплохо. |
|||||||||
Виды картриджей | |||||||||
Если отбросить всякую экзотику, то все актуальные на данный момент головки звукоснимателей можно разделить на два основные вида: MM и MC. |
|||||||||
ММ расшифровывается как moving magnet (подвижный магнит). В картриджах этого типа игла звукоснимателя механически соединена с магнитом. Вибрации иглы передаются на магнит, магнит двигается рядом с неподвижными катушками и создает в них переменный ток. |
|||||||||
|
|||||||||
Для MC-картриджей с низким уровнем выходного сигнала необходим специальный корректор с более высоким коэффициентом усиления или же повышающий трансформатор. |
|||||||||
Фонокорректоры | |||||||||
Стандартный для бытовой аудиотехники линейный уровень звукового сигнала составляет 250 мВ. Как мы уже выяснили выше, магнитная головка звукоснимателя выдает сигнал с амплитудой, которая составляет в лучшем случае единицы милливольт. Кроме того, при записи на пластинку звук обрабатывается с помощью, так называемой RIAA-кривой, которая значительно ослабляет низкие частоты (это позволяет достичь более высокой плотности записи). |
|||||||||
|
|||||||||
Иглы | |||||||||
Игла самая важная часть проигрывателя грампластинок, которая непосредственно производит считывание колебаний звуковой частоты с пластинки. Во всех современных картриджах используются иглы из технического алмаза, закрепленного на тонкой консоли из металла или углепластика. Стоимость и качество иглы зависит в первую очередь от обработки алмаза. |
|||||||||
Иглы делятся на два типа: с точечным контактом и линейным контактом. В первом случае пятно контакта между алмазом и канавкой на пластинке представляет собой точку, во втором — линию. |
|||||||||
У иглы есть два ключевых параметра: первая — поперечный диаметр, вторая — площадь контакта. Чем меньше поперечный диаметр, тем лучше игла считывает высокочастотные составляющие звуковой дорожки, тем чище и прозрачнее звук. При этом, чем больше площадь контакта, тем меньше давление на канавку, тем меньше износ пластинки и иглы. |
|||||||||
Основные типы игл | |||||||||
Некоторое представление об основных типах игл можно получить из следующей диаграммы. | |||||||||
Сферические (конические) иглы имеют самый большой поперечный радиус и при этом самую малую площадь контакта. Они обычно выдают ровный, но при этом тусклый звук, которому не хватает детализации в области средних и высоких частот. Износ пластинки при использовании сферической иглы максимальный. |
|||||||||
Эллиптические иглы обеспечивают гораздо более высокую точность считывания за счёт малого поперечного радиуса. Площадь контакта зависит от обработки конкретной иглы, но как правило она больше, чем у сферических игл.
|
|||||||||
Гиперэллиптические иглы это усовершенствованный вариант эллиптических, с большей площадью контакта и меньшим поперечным радиусом. Разные производители могут называть их по-разному: Alliptic, Fine Line, Stereohedron и т.п. На мой взгляд, иглы этого типа представляют собой оптимальный компромисс между качеством и ценой. |
|||||||||
Иглы более высокого класса обычно имеют форму, повторяющую форму резцов, используемых для производства мастер дисков. Они обеспечивают еще более высокую точность считывания и ещё более низкий износ пластинок. К таким относятся иглы типа Shibata, Van Den Hul, Frytz Gyger, Micro Linear, SAS. |
|||||||||
Как правило, звучание недорогих ММ-картриджей можно значительно улучшить, заменив штатную иглу на иглу более высокого класса. Например, я использую в одном из своих проигрывателей картридж Technics P30 с гиперэллиптической иглой Jico. |
|||||||||
Совместимость картриджей и тонармов | |||||||||
Важнейшими характеристиками картриджа являются его податливость (англ. compliance) и рабочая прижимная сила. Обычно чем выше податливость, тем ниже прижимная сила, и наоборот. |
|||||||||
Податливость картриджей обычно измеряется в микрометрах на миллиньютон (мкм/мН). Общепринятая таблица значений: |
|||||||||
от 5 до 10 мкм/мН — низкая податливость (высокая жесткость); |
|||||||||
от 10 до 20 мкм/мН — средняя податливость (средняя жесткость); |
|||||||||
от 20 до 35 мкм/мН — высокая податливость (низкая жесткость); |
|||||||||
более 35 мкм/мН — очень высокая податливость (очень низкая жесткость). |
|||||||||
Чем более податливый (менее жесткий) картридж, тем меньше должна быть эффективная масса тонарма. Тонармы с эффективной массой менее 10 г принято считать легкими, от 11 до 25 г — средними, более 25 г — тяжелыми. |
|||||||||
Легкие тонармы отлично подходят для картриджей с высокой и очень высокой податливостью. Тонармы средней массы оптимальны для картриджей со средней и высокой податливостью. Тяжелые тонармы используются в том случае, если картридж имеет низкую податливость. |
|||||||||
|