|
Памяти Эдгара Вильчура (1917 — 2011) |
Андрей ЕЛЮТИН |
Те, у кого хорошая память или отточенный навык поиска по сайтам, запросто выяснят: публикация в «АЗ» с упоминанием этого имени была, уточню даже, когда — в №2/2006. |
|
Сегодня, заглянув туда, я обнаружил две неточности в подписи к самой первой фотографии. Она гласит: «, 1918 года рождения. |
Жив, здоров, даже политически активен...» Всё, кроме имени, как оказалось, требует уточнения. Год рождения на самом деле 1917, а теперь к нему добавился ещё один, 2011. |
Надо чаще читать газеты. Из них редко узнаёшь приятное, чаще — важное. Если бы в октябре прошлого года мне пришло в голову заглянуть в «New York Times» или «Washington Post», я бы вовремя узнал печальное, но важное. |
Звуковой мир лишился человека, вклад которого в электроакустику переоценить невозможно просто потому, что у «всего» нет цены. |
Я не переоцениваю, всякий, слушающий музыку не в наушниках, слушает два изобретения Эдгара Вильчура одновременно, только в разных частотных полосах. Все, везде и всегда. |
Имя изобретателя закрытого ящика - Эдгар Вильчур. Вильчур еще до войны окончил колледж изобразительных искусств, повоевал на Тихом океане, демобилизовался в чине капитана, поселился в Нью-Йорке и открыл там радиомастерскую. |
Художник Вильчур получил ещё одно высшее образование, на этот раз - техническое. Война закончилась, спрос на аудиотехнику и её обслуживание рос не по дням, а по часам. |
|
|
Закрытый ящик как способ акустического оформления громкоговорителя - предмет изобретения. У которого есть автор, номер патента и прочие американские пироги. Заявка на этот патент была подана в марте 1954 года, а удовлетворена - в декабре 1956-го, так что сейчас, можно считать, полувековой юбилей в самом разгаре. |
Та, первая статья, посвящённая Эдгару Вильчуру, рассказывала о первом его изобретении — акустическом оформлении, которое мы сегодня панибратски называем закрытый ящик и которого до Вильчура просто не существовало, как бы трудно ни было в это поверить. |
Не пересказывая публикации 2006 года, напомню: до Вильчура естественным оформлением динамика был открытый с тыла ящик, параметров громкоговорителя никак не изменявший, или же изобретённый (что тоже довольно странно) на двадцать лет раньше фазоинвертор такого объёма, который тоже на резонансной частоте головки не сказывался. |
Вильчур впервые переложил часть обязанностей упругого подвеса на воздух внутри закрытого ящика, и тогда впервые в ряду ассоциаций с домашними динамиками слова «книжный шкаф» уступили место книжной полке. |
Вильчур, вообще-то, гнался не за уменьшением габаритов, главным достоинством закрытого ящика он считал линейность характеристик динамика: воздух гораздо ближе к идеальной пружине, чем любая пружина реальная, но за побочный результат своей инновации женщины всего мира должны были бы поставить ему памятник. |
|
|
Слушая лекции Вильчура по акустике в Университете Нью-Йорка, один из его студентов заинтересовался идеей «акустического подвеса», как это тогда называлось, и опытами, которые его преподаватель в это время проводил у себя в гараже. |
Студент назывался Генри Клосс, вскорости основанная ими компания стала называться Acoustic Research. |
Три последовательные модели акустики этой марки стали историческими. |
AR1 с единственным, как тогда было принято, динамиком — первой акустической системой с «воздушным подвесом», по-теперешнему — в закрытом оформлении, бас, который она воспроизводила, тогда, в 1954 году, совершенно не вязался с габаритами колонки. |
AR2 стала уменьшенной версией AR1 и, по существу, первой полочной колонкой. |
Когда женщины мира будут обсуждать свой проект памятника, предлагаю включить AR2 в скульптурную композицию. |
|
|
У мужчин проект будет свой. Его частью станет AR3, без сомнения — самая знаменитая акустическая система XX века. Здесь впервые было использовано второе изобретение Эдгара Вильчура — купольная пищалка. Патент США №3033945. Годы спустя, продолжая читать лекции, Вильчур объяснял происхождение концепции купольной пищалки очень простыми, без патентных заморочек, словами: |
«Секрет воспроизведения верхних частот укладывается в два слова: маленькие размеры. Но пытаться уменьшить размеры диффузорного динамика неэффективно, звуковая катушка становится слишком маленькой, чтобы справиться хоть с какой-нибудь мощностью. Я поместил звуковую катушку на внешнем диаметре диафрагмы, когда вы это делаете, диафрагма естественным образом приобретает форму купола, а это даёт дополнительные преимущества: становится ненужной вторая часть подвеса и решаются многие другие проблемы (неравномерная частотная характеристика и воспроизведение самых верхних частот)». |
Вот так просто... теперь вы видите, что я не преувеличивал: любая современная акустика — это динамик с параметрами, в той или иной степени зависимыми от оформления (что и составляет концепцию «воздушного подвеса) на низких и средних частотах, и купольная пищалка — на верхних. Кстати, купольные среднечастотники в AR тоже применялись. |
|
|
Сегодня AR3 имеет возможность увидеть всякий посетитель Смитсонианского музея в Вашингтоне, в части экспозиции «Информационная эпоха», между телеграфным ключом Сэмюеля Морзе и компьютером Apple 1 Стива Джобса. |
Причина такого почёта — не только в инновационности. AR реально играли, Вильчур был одержим верностью воспроизведения, единственным критерием качества громкоговорителя он считал неотличимость записи от оригинала и к оценке собственной продукции подходил не просто строго, а на грани жестокости. |
В нескольких студиях по стране, одна из которых находилась в помещении главного вокзала Нью-Йорка, Grand Central Station, организовывались сравнительные прослушивания. На сцене сидел и играл струнный квартет, в какой-то момент музыканты по очереди переходили от игры на инструменте к её имитации, пока не обнаруживалось (когда они переставали двигать смычками), что играет пара AR3, воспроизводя запись этого же квартета, заранее сделанную в безэховой камере. |
Это не легенда, это была реальная техника продаж, причём полвека назад, а и сегодня поверить трудно. |
Одержимый, в лучшем из известных смыслов, натуральностью звуковоспроизведения, Вильчур полагался вовсе не на шаманство. И в память о великом человеке я хочу здесь привести его статью, опубликованную в 60-х годах прошлого века в существовавшем тогда в США журнале «Audio». Наверняка я при этом что-то нарушаю, надо будет — отвечу, оно того стоит. |
Собственно, то, что предложил Вильчур, называлось и до сих пор иногда называется acoustic suspension - акустический подвес. Многие из тех, кто интересовался вопросом, искренне считают, что это было придумано с целью уменьшить габариты громкоговорителей. Так на самом деле и произошло, но это было не основной, а побочной целью Вильчура. |
|
|
Объективное тестирование громкоговорителей труднее и сложнее, чем других компонентов, это привело многих экспертов к заключению, что оно вообще не нужно. Однако само по себе то, что получить осмысленную информацию о громкоговорителях трудно, а бессмысленную — легко, не снижает ценности объективного тестирования. |
Опытный эксперт, умеющий правильно интерпретировать корректно выполненные измерения, способен предсказать характер звучания громкоговорителей ещё до того, как они будут присоединены к усилителю. |
Измеренные нелинейные искажения в усилителе на уровне 1% заставят аудиофила обнажить шпагу и начать сочинять угрожающие письма производителю. Измеренный коэффициент искажений у громкоговорителя 30% (на той же частоте и уровне громкости) будет проигнорирован как не имеющий значения. |
Важно, как громкоговоритель звучит для вас, скажут вам, и не обращайте внимания на кривые искажений. Вы слушаете музыку, скажут вам, а не кривые. Не требуется больших усилий, чтобы осознать: этот аргумент с таким же правом может быть распространён на все электрические или акустические измерения. |
Мы слушаем не чувствительность тюнера, а чистоту его звучания, мы слушаем не ватты усилителя, а его громкость и так далее. Аргумент, ущербный во всех случаях.Объективные измерения описывают точность воспроизведения сигнала любым компонентом Hi-Fi-системы. |
Для тех, кто ищет громкоговоритель со звучанием драматическим и волнующим на свой лад (то есть — за пределами драматизма и волнения, заложенного в музыку и её исполнение), оценка качества звучания — вопрос вкуса, и объективным оценкам здесь места нет. |
Для тех же, кто нацелен на оценку точности, с которой усилитель или громкоговоритель воспроизводят поданный на них сигнал, существуют процедуры объективного тестирования, которые расскажут многое. |
Наиболее часто обсуждаемый и действительно важнейший результат измерений — частотная характеристика. Для громкоговорителя она столь же важна, как для головки звукоснимателя или усилителя. Пик высотой 10 дБ на средних частотах или крутой спад ниже 80 Гц вызовут одни и те же аберрации в звучании, каким бы компонентом они ни были внесены. Однако нельзя не признать того факта, что нередко кривая частотной характеристики громкоговорителя и характер его звучания кажутся слабо коррелированными. |
Это не означает, что характеристики громкоговорителя определяются какими-то мифическими качествами, не поддающимися научной оценке. Это всего лишь означает: эта конкретная кривая неверно описывает частотную характеристику данного громкоговорителя. |
Выходной сигнал усилителя или головки звукоснимателя — электрическое напряжение на выходных проводах, на которых и измеряются характеристики. |
|
Выходной сигнал громкоговорителя состоит из звуковых волн, излучаемых в помещение во всех направлениях. Частотная характеристика громкоговорителя может быть совершенно разной под разным углом к оси его излучения. |
Если слушать громкоговоритель в безэховой камере или на открытом воздухе, мы услышим именно то, что регистрирует измерительный микрофон, помещённый в точке прослушивания. Это несправедливо для помещения, где есть отражения. Здесь слушатель воспринимает комбинацию прямого и отражённого звука, а значительная часть излучения многократно отражается от стен, прежде чем окажется услышанной. |
Поэтому характер звучания громкоговорителя в помещении главным образом определяется общей мощностью, излучённой на тех или иных частотах, а не звуковым давлением, измеренным по оси излучения. Даже находясь в помещении на оси излучения, мы будем воспринимать всё внеосевое излучение как результат отражения. Два громкоговорителя с одинаковыми «осевыми» частотными характеристиками, но сильно различающимися внеосевыми будут звучать совершенно по-разному. |
|
|
|
Все права © 2003-2013. Разрешается использование материалов
при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|